Классный час «Толерантность»
классный час (3 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Ввести и закрепить определение термина "толерантность”; отрабатывать  умение видеть индивидуальное в каждом  человеке; показать, что такое толерантное отношение к различиям;  сформировать представление о толерантном отношении; развивать толерантное отношение к окружающим; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, взрослым, друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час «Толерантность»20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Толерантность»

Цель: ввести и закрепить определение термина "толерантность”; отрабатывать  умение видеть индивидуальное в каждом  человеке; показать, что такое толерантное отношение к различиям;  сформировать представление о толерантном отношении; развивать толерантное отношение к окружающим; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, взрослым, друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, пластилин

Ход занятия

I. Организационный    Приветствие

Здравствуйте те, кто весел сегодня!

Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью!

Здравствуй те, кто молчит…

II.  Введение в тему

Я хочу познакомить вас с древней китайской притчей «Ладная семья»

 Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

- И подумав, добавил: "И мира тоже".

-Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

- Все эти слова можно объединить одним словом. И это слово – толерантность. 

III. Обсуждение понятия толерантность

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, другой религии. И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Для того чтобы вы правильно ответили на этот вопрос, нам нужно внимательно вслушаться, вдуматься во все то, о чем мы сегодня будем говорить.

1 ученик. Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

2 ученик. Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе.

3 ученик. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

4 ученик. Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая.

Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.

IV. Игра «Чем мы похожи?»

Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Валя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Валя выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

Видите, дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.

V. Работа над сказкой «Дедушкин совет»

Чтение-рассуждение сказки «Дедушкин совет»

Егорка был неплохим мальчиком, но как только встречался с Колей, он сразу же раздражался. Из всех знакомых Колька был самым неприятным, всюду хотел быть первым, но, самое главное, он любил насмехаться и дразнилки обидные придумывал. Однажды Егорка подрался с Колей и пришёл домой весь грязный. Дома его встретил дедушка, и Егорка рассказал ему обо всем, даже о том, как уже целый год, встречаясь с Колей и вспоминая о нём, он сильно сердится и злится.

    - Надо быть, Егорка, доброжелательным ко всем людям, даже к тем, кто тебе не нравится,- сказал ему дедушка.

   - Как же это можно желать добра тем, кто не нравится, кто плохой?- удивился Егорка.

   - Может быть, только ты считаешь Колю плохим, а другие наоборот - считают его хорошим.

   - Нет, я точно знаю, что он плохой.

   - Тогда скажи, Егорка, мама Коли любит своего сына?

   - Наверное, любит, - ответил Егорка.

   - А друзья у него в школе или во дворе есть?

   - Есть.

   - Вот видишь, другие к нему хорошо относятся, а ты не можешь. Значит всё дело в тебе самом, а не в Коле. Просто не хочешь ты быть доброжелательным, а хочешь и дальше на него злым взглядом смотреть.

   - Что же, дедушка, мне делать, если он мне не нравится?

   - Ты можешь не играть и не дружить с ним, но всегда можешь тихо, про себя, пожелать ему чего-нибудь хорошего, чтобы он стал лучше и добрее. А продолжая злиться, ты будешь только сам себе вредить и душу свою пачкать.

   - А просто молчать нельзя?- спросил Егорка.

   - Нет, ты слишком долго злостью и раздражением душу свою отравлял, теперь только добрые мысли ее очистить могут. Ты только не забывай вовремя плохие мысли на добрые менять.

   Стал Егорка делать так, как дедушка его научил. Увидит Колю, отвернётся в сторону и шёпотом пожелает ему лучше и добрее стать. А если вспомнит о нём, то плохие мысли в голову не пускает, а сразу добрыми их вытесняет.

   Через месяц идёт дедушка домой, смотрит, а внук его Егорка с Колей играет и громко смеётся. Улыбнулся дедушка, глядя на сдружившихся ребят, и тут же, шёпотом что-то доброе им пожелал.

 

- Не мог или не хотел Егорка быть доброжелательным к Коле?

- Какой совет дал дедушка Егорке?

- А вы доброжелательно относитесь к людям?

VI. Изучение правил толерантного общения 

Работа по представлению «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

1.         Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2.         Хорошо или плохо, что мы все разные?

3.         Как жить в мире, где столько разных людей?

ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

- Помните, что добрым, милосердным, толерантным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость. Так надо жить каждому из нас.

А сейчас давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Учитель выслушивает ответы детей, а затем проводит игру «Собери пословицы».

Дети выполняют задание в парах.

Доброе слово лечит -

будешь и сам без беды.

Кто любит  добрые дела,

злое калечит.

Делай добро другим

тому и жизнь мила.

Худо тому

кто добра не творит никому.

VII. Творческая работа «Звезда милосердия»

Дети лепят из пластилина разные «смайлики» и закрепляют на звезде, вырезанной из листа бумаги.

VIII. Подведение итогов.   

- Какие качества присущи толерантной, милосердной личности? 

- Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

- Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Презентация к классному часу"Толерантность" 2 класс

Самоанализ открытого классного часа Классный руководитель: Эгго А.Л. Тема « Что такое толерантность?» Форма проведения: « круглый стол» с сюжетно - ролевыми задачами, проблемными вопросами. Класс 2 «А...

Классный час "Толерантность – путь к миру".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...

классный час "Толерантность - путь к миру"

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.  Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Разработка классного часа в 4 классе...