Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Занимательное краеведение»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Дюжечкина Наталья Андреевна

В программе объединения «Занимательное краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности: изучение родословной;  изучение истории города; топонимика окрестностей города.

Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Занимательное краеведение»

Направленность: туристско-краеведческая

Тип программы: модифицированная

Вид: общеразвивающая      

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 4 года

Автор: Дюжечкина Наталья Андреевна,

педагог дополнительного образования

2019 год.


Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12г.  №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 29 августа 2013 года. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности  по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Письмо Министерства образования науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, элективного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства  Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

7.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями от 20.07.2000 г.; 22.08; 21.12.2004 г.; 26, 30.06.2007 г.).

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

9. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» муниципального образования Абинский район утвержденный постановлением администрации муниципального образования Абинский район от 28 июля 2015 года № 919.

В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование, истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.

Краеведение означает знание своей ближней (малой) Родины, - от слов «ведать», «знать» свою родную Кубань, ее природу и историю, обряды и традиции. Занятия в кружке учат не только любить свою «малую» Родину, но и приучают интересоваться историей, искусством, литературой. Полюбить природу невозможно, не полюбив родного края. Воспитание по Краеведению начинается с пробуждения любви к родному краю.  В этом процессе важную роль играет дополнительное образование. Занимаясь в краеведческом объединении ДДТ, школьники могут получить более глубокие и полные знания истории и географии, как своей малой родины, так и своей необъятной страны, приобщиться к увлекательному и полезному занятию научно- исследовательской деятельностью, поэтому программа имеет туристско-краеведческую направленность.

Новизна, актуальность: Краеведение необходимо не только детям, но и учителям. Это естественный и близкий путь к патриотизму, к осознанию своего места в истории. Ведь изучение и исследование истории и географии, литературы и природы родного края – важнейший фактор не только образования, но и воспитания.Для создания единой воспитательной системы, которая учитывает интересы ребенка, его семьи, социума, необходимо  поддерживать связь с родителями.

Работа проходит в форме встреч (посещения родителями занятий, посещения на дому, открытые мероприятия). Предлагаемая программа объединения «Занимательное краеведение» является авторской и призвана обеспечить в рамках дополнительного образования изучение истории и географии, литературы и природы родного края, обрядов и традиций, и создание возможностей для научно-исследовательской деятельности.                         Педагогическая целесообразность. Каждый ребенок изначально талантлив, и наша программа дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в объединении, принесли детям пользу в повседневной жизни, углубить знания по краеведению . Эффективным для патриотического развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Отличительные особенности программы. Курс рассчитан на четыре года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Возраст обучающихся и условия приема в объединение. Возраст обучающихся в объединении 7-12 лет, интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

Условия приема в объединение. Образование в объединении бесплатное. Обучение ведется на русском языке. Набор воспитанников в объединения свободный, согласно заявлениям. Приём на обучение проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ предоставлены особые права (преимущества) при приёме на обучение. Учащиеся и (или) его родители (законные представители) ознакомится с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с программой и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности учащихся.

Учебный год начинается не позднее 15 сентября и заканчивается 31 мая.

Комплектование групп 1 года обучения проводится с 1 августа по 10 сентября. Группы комплектуются в количестве не менее 12 человек.

Комплектование групп второго и последующих лет обучения начинается с конца мая и по август. В объединение второго и последующих лет обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование и (или) представившие свои работы. Группы 2 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки в количестве не менее 10 человек.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы  4 года (576 часов). Количество часов равномерно распределено по годам обучения по 144 часа. 

Режим занятий в объединении строится согласно утвержденного расписания и СанПиН 2.4.4.3172-14 пункт 8.5  2 раза в неделю по 2 академических часа (45 мину + 15 минутный перерыв и проветривание) или 4 раза в неделю по 1 часу.

Форма обучения – очная.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления меж предметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.

В программе объединения «Занимательное краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности: изучение родословной;  изучение истории города; топонимика окрестностей города.

Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашегогорода.  Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию Кубани. Исходя, из задач программы разработаны следующие направления деятельности объединения.

Направления работы:

  1. Познавательное
  2. Краеведческое

Познавательная часть программы (формы работы)

-беседы, написание рефератов, презентации

- практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа)

 - познавательные историко- краеведческие игры

-викторины

- конкурсы рисунков, плакатов

Краеведческая часть программы (Формы работы)

- Изучение краеведческой литературы

- Сбор краеведческого материала

-Встречи с жителями города

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

- приобретение учащимися знаний об истории, культуре Краснодарского края и города Абинска

- овладение школьниками навыками изучения истории родного края

- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках кубановедения, окружающего мира)

- пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).

А также: 1. Владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете); 2. Организовать себя и свое рабочее место; 3. Выполнять первичные исследовательские навыки по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического древа); 4. Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал, написать исследование и выступить с докладом.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.

Задачи:

1.Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать  формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

2. Развивающие:

а) развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение);

б) развивать творческую, познавательную активность.

3.  Воспитательные:

а) воспитывать утраченную любовь  к родной земле.

б) возродить духовные ценности кубанского народа.

1.3.Содержание программы

п/п

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем

1 год обучения

«Моя родословная»

текущий

Составление герба своей семьи.

Знание истории своей казачьей семьи.

Умение рассказать о своем казачьем роде.

« Моя малая родина – мой город Абинск»

итоговый

Сбор материала о названиях улиц города

Умение рассказать об истории происхождения названий улиц города.

«Топонимика окрестностей города»

итоговый

Сбор фотографий с видами города

Сбор фотографий с видами города

Казачьему роду нетупереводу

текущий

Конкурс рисунков «Кубанская семья»

Знание и понимание уклада жизни, распределение обязанностей в семье.

Без прошлого нет настоящего

итоговый

Викторина

Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Обычаи, традиции, нравы казаков

итоговый

Викторина

Умение выполнять различные фольклорные формы кубанского казачества.

2 год обучения

«Моя родословная»

текущий

Составление герба своей семьи.

Знание истории своей казачьей семьи.

Умение рассказать о своем казачьем роде.

« Моя малая родина – мой город Абинск»

итоговый

Сбор материала о названиях улиц города

Умение рассказать об истории происхождения названий улиц города.

« Топонимика окрестностей города»

итоговый

Сбор фотографий с видами города

Сбор фотографий с видами города

Казачьему роду нету переводу

текущий

Конкурс рисунков «Кубанская семья»

Знание и понимание уклада жизни, распределение обязанностей в семье.

Без прошлого нет настоящего

итоговый

Викторина

Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Обычаи, традиции, нравы казаков

итоговый

Викторина

Умение выполнять различные фольклорные формы кубанского казачества.

3 год обучения

1.

Начало знакомства с краем.

Вводный.

Викторины, конкурс,

Знание расположения своего края на физической карте России.

2.

Тайны географи-ческих названий.

Текущий

Викторины, конкурс.

Знание истории своей казачьей семьи или истории семьи своих одноклассников.

3.

В глубь веков.

Текущий.

Викторины, конкурс

Знать и уметь рассказать летопись Земли.

4.

Интересные явления природы.

Текущий

Викторины, конкурс.

Уметь рассказать истории об интересных явлениях природы.

5.

По просторам Кубани.

Текущий

Викторины, конкурс.

Знать и уметь рассказать о том, какими были эти места ранее.

6.

Без прошлого нет настоящего.

Текущий

Видеослайд, викторина.

Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества.

7.

Казачьему роду нету переводу.

Текущий,

итоговый

Семейные праздники, конкурс рисунков «Кубанская семья»,проект «Основания городов и станиц», исследовательский проект «Памяти прадедов будем достойны».

Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского народа.

Выполнение исследовательского проекта «Памяти прадедов будем достойны».

4 год обучения

1.

Начало знакомства с краем.

Текущий, итоговый

Викторины, конкурс,

Проект

Знание расположения своего края на физической карте России.

Выполнение проекта «Мой край».

2.

Тайны географи-ческих названий.

Текущий, итоговый

Викторины, конкурс, исследовательский проект «Тайны географических названий».

Выполнение проекта «Тайны географических названий».

3.

В глубь веков.

Текущий, итоговый

Викторины, конкурс, исследовательский проект «Летопись Земли».

Знать и уметь рассказать летопись Земли, выполнение проекта «Летопись Земли».

4.

Интересные явления природы.

Текущий, итоговый

Викторины, конкурс, исследовательский проект «Интересные явления природы».

Уметь рассказать истории об интересных явлениях природы, выполнение проекта «Интересные явления природы».

5.

По просторам Кубани.

Текущий, итоговый

Викторины, конкурс, исследовательский проект «Живые локаторы в Азовском море».

Выполнение проекта «Живые локаторы в Азовском море».

6.

Без прошлого нет настоящего.

Текущий, итоговый

Видео, слайд- викторина, исследовательский проект «История и культура кубанского казачества».

Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества.

Выполнение исследовательского проекта «История и культура кубанского казачества».

7.

Казачьему роду нету переводу.

Текущий, итоговый

Семейные праздники, конкурс рисунков «Кубанская семья»,проект «Основания городов и станиц», исследовательский проект «Памяти прадедов будем достойны».

Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского народа.

Выполнение исследовательского проекта «Памяти прадедов будем достойны».

1 год обучения

Учебно – тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроль

Всего

Теорет.

Практич.

Выезд.

Введение в краеведение.

2

2

-

-

конкурс

«Моя родословная»

32

9

23

викторина

« Моя малая родина – мой город Абинск»

48

11

26

11

викторина

«Топонимика окрестностей города»

22

3

12

7

конкурс

Казачьему роду нету переводу

10

5

5

конкурс

Без прошлого нет настоящего

10

4

4

2

конкурс

Обычаи, традиции, нравы казаков

20

14

6

викторина

Итого

144

Содержание

1.Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой, связь дополнительного образования с учебными дисциплинами « Основы православной культуры», «История казачества», «Кубановедение».

2.«Моя родословная»Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? Наука генеалогия. Имя твое. Фамилия – флаг семьи.  Моя семья. Семейные традиции.Семейные гербы.Летопись семьи.Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».

3.«Моя малая родина – мой город Абинск» Моя школа - мой дом.Учителя  нашей школы. Учителя-ветераны. Изучение истории церкви.Мой двор, моя улица. За что люблю улицы города Абинска. Конкурс “картографов”.Мой город  на карте страны.Народы города.

4 «Топонимика окрестностей города».Река Абинка.Родники в окрестностях Абинского района.Изучение названий поселков района.Фотовыставка “Живи и процветай, родной город!”

5. «Казачьему роду нету переводу».Казачьему роду  нету переводу. Из истории кубанских фамилий.Мама.Жизнь дана на добрые дела.Память в семьях о боевых подвигах отцов и дедов.

6.« Без прошлого нет настоящего».«Лента времени».Древние города. Основания станиц и городов. Добрые соседи.

7. Обычаи, традиции, нравы казаков.Казак и православие. Отношение к старшим. Казаки и родители. Казаки и гости. Отношение к женщине. Казак в обществе. Казак в быту. Свадьба казака. Рождение казака. Крещение казака. Женщина - казачка. Конь у казака. Слово казака.

2 год обучения

Учебно – тематический план

                                 

 

Тема

Количество часов

Формы аттестации/контроль

Всего

теорет.

практич.

Выезд ные

1.

Введение в краеведение.

2

2

-

-

конкурс

2.

«Моя родословная»

32

2

-

-

конкурс

3.

«Моя малая родина – мой город Абинск»

48

9

23

-

викторина

4.

«Топонимика окрестностей города»

20

8

9

3

конкурс

5.

Казачьему роду нету переводу

10

3

12

7

конкурс

6.

Без прошлого нет настоящего

10

5

5

-

конкурс

7.

Обычаи, традиции, нравы казаков

20

4

4

2

конкурс

Итого

144

Содержание

1.Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой, связь дополнительного образования с учебными дисциплинами «Основы православной культуры», «История казачества», «Кубановедение».

2.«Моя родословная» Наука генеалогия. Имя твое. Фамилия – флаг семьи. Моя семья. Семейные традиции.Семейные гербы.Летопись семьи.Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».Иностранные фамилии.Словарь фамилий.

3.« Моя малая родина – мой город Абинск».Введение. Город в годы войны.“Они отстояли победу”. Чтобы помнили (о ветеранах войны). Сбор материала о женщинах, участниках войны. Встреча с детьми войны. ИсторияАбинскойцеркви. История школы.

4. «Топонимика окрестностей города». Названия окрестностей города.Конкурс “картографов”.Изучение названий поселков района.Фотовыставка  «Живи и процветай, родной город!”

5 «Казачьему роду нету переводу». Казачьемуроду нету переводу. Из истории кубанских фамилий.Мама.Жизнь дана на добрые дела.Память в семьях о боевых подвигах отцов и дедов.

6. «Без прошлого нет настоящего». «Лента времени». Древние города. Основания станиц и городов. Добрые соседи.

7. Обычаи, традиции, нравы казаков.

Казак и православие. Отношение к старшим. Казаки и родители. Казаки и гости. Отношение к женщине. Казак в обществе. Казак в быту. Свадьба казака. Рождение казака. Крещение казака. Женщина - казачка. Конь у казака. Слово казака.

С учетом усложнения задания по сравнению с 1 годом обучения.

3 год обучения

Учебно- тематический план

               

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации /контроль

Всего

теоретич.

практич.

выездные

Введение в программу

2

2

Начало знакомства с краем.

20

4

9

викторина

Тайны географических названий.

14

3

2

6

конкурс

В глубь веков.

20

10

9

Интересные явления природы.

24

9

9

По просторам Кубани.

32

13

11

6

конкурс

Без прошлого нет настоящего.

10

10

2

1

конкурс

Казачьему роду нету переводу.

22

7

10

3

викторина

Итого:

144

Содержание

  1. Вводное занятие.Теория: знакомство учащихся с программой, связь дополнительного образования с учебными дисциплинами « Основы православной культуры», «История казачества», «Кубановедение».

2.Начало знакомства с краем. Выгодное расположение. Велик ли наш край? Поверхность края. Подземные сокровища. Причуды климата.

3. Тайны географических названий. Откуда родом кубанские казаки. Кто такие казаки. Становление кубанского казачества. Именем Екатерины нареченный. Восстановление памятника Екатерине.

4.В глубь веков.Летопись Земли. На заре жизни. В морях палеозоя. Девонский период.  Когда зарождался каменный уголь. В морях и лесах пермского периода. Эра господства чудовищ. Эра новой жизни.

5. Интересные явления природы.  Миражи .Горные призраки. Полярное сияние у нас на юге?  Смерчи. Бора. Пыльные бури. «Реки» в атмосфере. Море «горит».Водопады. Отчего Земля трясется?

6. По просторам Кубани. На Ейском полуострове. Живые локаторы в Азовском море. Рыбы «разговаривают».Проблемы Азовского моря. Дельта Кубани. Край непуганых птиц. Полуостров вулканов. Река – труженица. Стареющие реки. Вверх по реке Белой. Заповедные звери. Лаго-Наки. Красота и таинственный мир пещер. Богатства Черного моря.

7. Без прошлого нет настоящего. «Лента времени». Древние города. Основания городов и станиц. Добрые соседи.

8. Казачьему роду нету переводу. Твоя родословная. Ты и твое имя. Из истории кубанских фамилий. Православные праздники. Жизнь дана на добрые дела.  Память в семьях о боевых подвигах отцов и дедов.

Краеведческая викторина.

По окончании 3 года обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

-характерные особенности разнообразия и красоты природы Кубани природные богатства родного края и их использование человеком;;

-административную карту Краснодарского края;

-символику Краснодарского края;

-даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора;

-достопримечательности родного края, своего района;

- важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;

-заповедник, находящийся на территории Краснодарского края;

-историю своей казачьей семьи или историю семьи своих одноклассников;

-основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой Кубани;

-фамилии и имена выдающихся  исторических, научных, культурных деятелей Кубани.

Уметь:

-определять месторасположения Краснодарского края на физической карте России

-узнавать лекарственные травы своей местности

-определять хронологическую последовательность исторических, спортивных, культурных событий

-точно определять и правильно называть выдающиеся памятники истории и культуры Краснодарского края

- исполнять гимны России и Кубани.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

-правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

-исполнения знакомых кубанских песен

-выполнения изученных правил безопасного поведения

-выполнение исследовательских проектов.


4-й год обучения

Учебно- тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации/контроль

Всего

теоретич.

практич.

выездные

Введение в программу

2

2

викторина

Начало знакомства с краем.

30

4

9

викторина

Тайны географических названий.

14

3

2

6

конкурс

В глубь веков.

20

10

9

конкурс

Интересные явления природы.

24

9

9

конкурс

По просторам Кубани.

32

13

11

6

конкурс

Без прошлого нет настоящего.

10

10

2

1

конкурс

Казачьему роду нету переводу.

22

7

10

3

викторина

Итого:

144

Содержание.

1.Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

2.Начало знакомства с краем. Выгодное расположение. Велик ли наш край? Поверхность края. Подземные сокровища. Причуды климата.

3.Тайны географических названий. Откуда родом кубанские казаки. Кто такие казаки.. Становление кубанского казачества. Именем Екатерины нареченный. Восстановление памятника Екатерине.

4.В глубь веков. Летопись Земли. На заре жизни. В морях палеозоя. Девонский период. Когда зарождался каменный уголь. В морях и лесах пермского периода. Эра господства чудовищ. Эра новой жизни.

5. Интересные явления природы. Миражи .Горные призраки. Полярное сияние у нас на юге? Смерчи. Бора. Пыльные бури. «Реки» в атмосфере. Море «горит».Водопады. Отчего Земля трясется?

6. По просторам Кубани. На Ейском полуострове. Живые локаторы в Азовском море. Рыбы «разговаривают».Проблемы Азовского моря. Дельта Кубани. Край непуганых птиц.  Полуостров вулканов. Река – труженица. Стареющие реки. Вверх по реке Белой. Заповедные звери. Лаго-Наки. Красота и таинственный мир пещер. Богатства Черного моря.

7. Без прошлого нет настоящего. «Лента времени». Древние города. Основания городов и станиц. Добрые соседи.

8. Казачьему роду нету переводу. Твоя родословная. Ты и твое имя. Из истории кубанских фамилий. Православие в жизни казаков. Жизнь дана на добрые дела.  Память в семьях о боевых подвигах отцов и дедов.

Краеведческая викторина.

С учетом усложнения задания по сравнению с 3 годом обучения.

По окончании 4 года обученияучащиеся должны:

Знать/понимать:

-характерные особенности разнообразия и красоты природы Кубани природные богатства родного края и их использование человеком;;

-административную карту Краснодарского края;

-символику Краснодарского края;

-даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора;

-достопримечательности родного края, своего района;

- важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;

-заповедник, находящийся на территории Краснодарского края;

-историю своей казачьей семьи или историю семьи своих одноклассников;

-основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой Кубани;

-фамилии и имена выдающихся  исторических, научных, культурных деятелей Кубани.

Уметь:

-определять месторасположения Краснодарского края на физической карте России

-узнавать лекарственные травы своей местности

-определять хронологическую последовательность исторических, спортивных, культурных событий

 -точно определять и правильно называть выдающиеся памятники истории и культуры Краснодарского края

- исполнять гимны России и Кубани.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

-правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

-исполнения знакомых кубанских песен

-выполнения изученных правил безопасного поведения

-выполнение исследовательских проектов.

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условии

2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график на каждую учебную группу прилагается

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение объединения

Материально-техническое оснащение объединения.

Компоненты оснащения учебного кабинета

Что имеется в наличии

(количество)

1.1.

Программно – методическое обеспечение

 Программа «Занимательное краеведение»

1.2.

Учебно – методические материалы

1.2.1

УМК по предмету

-«Начало знакомства с краем» – презентация,

-Тайны географических названий. – презентация,

-Интересные явления природы. - презентация,

-«Без прошлого нет настоящего». – презентация,

«Казачьему роду нету переводу». – презентация.

Сценарии

1.2.2.

Дидактические и раздаточные материалы по предмету

Контурные карты – 20 шт,

Викторина – 20шт,

Раскраски по темам -20 шт,

Карточки 20 шт.

1.2.3.

Аудио – видео материалы

Презентации по темам- 10 шт.

1.2.4.

ТСО, компьютерные, информационно- коммуникативные средства

Экран -  1шт., проектор- 1шт., ноутбук – 1шт., принтер – 1штесть

1.2.5.

Учебно практическое оборудование

У каждого ученика:

краски, альбом, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши.

1.2.6.

Оборудование (мебель)

15 столов, 30 стульев, школьная доска -  1шт.,. шкаф многоцелевой  - 2 шт,

2.1.

Комплекты диагностических материалов

Викторина-20шт,

Тесты по темам – 7Х20.


2.3. Формы аттестации

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет, проектной деятельности обучающихся, участие в викторинах и олимпиадах различного уровня.

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий и т. п.

2.4.Оценочные материалы

Для определения достижений учащимися планируемых результатов используется диагностика образовательного уровня учащихся. Согласно методике оценивается уровень освоения: основных знаний умений и навыков, мотивации к занятиям, творческая активность, эмоционально – творческая настроенность, достижения учащихся. А так же ведется мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, в котором оцениваются организационно-волевые качества, ориентационные качества, поведенческие качества.

                                     2.5. Методические материалы

№п/п

Названия разделов и тем

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения  итогов

1 год обучения

  1. 2

«Моя родословная»

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

Ноутбук

проектор

конкурс

  1. 3

«Моя малая родина – мой город Абинск»

Групповые, теоретические, практические. Выезд.

Словесный, наглядный, игровой информационный

фото

Ноутбук

проектор

викторина

  1. 4

«Топонимика окрестностей города»

Групповые, теоретические, практические.

Объяснительно – иллюстр.

карта

Ноутбук

проектор

викторина

Казачьему роду нетупереводу

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

Ноутбук

проектор

конкурс

Без прошлого нет настоящего

Практич. Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

конкурс

Обычаи, традиции, нравы казаков

Групповые, теоретические, практические. Выезд.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

конкурс

 2 год обучения

«Моя родословная»

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

Ноутбук

проектор

конкурс

«Моя малая родина – мой город Абинск»

Групповые, теоретические, практические. Выезд.

Словесный, наглядный, информационный

фото

Ноутбук

проектор

конкурс

« Топонимика окрестностей города»

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, информационный

Контурные карты

Ноутбук

проектор

викторина

Казачьему роду нету переводу

Групповые, теоретические, практические. Выезд.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

Ноутбук

проектор

конкурс

Без прошлого нет настоящего

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

конкурс

Обычаи, традиции, нравы казаков

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

конкурс

  3 год обучения

Начало знакомства с краем.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой информационный

Контурные карты

Ноутбук

проектор

викторина

Тайны географи-ческих названий.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой информационный

литература

Ноутбук

проектор

викторина

В глубь веков.

Интересные явления природы.

Групповые, теоретические, практические.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой информационный

Раскраски

карточки

раскраски

Ноутбук

проектор

Ноутбук

проектор

конкурс

конкурс

По просторам Кубани.

Без прошлого нет настоящего.

Групповые, теоретические, практические.

Групповые, теоретические, практические. Выезд

Объяснительно – иллюстр.

Словесный, наглядный, игровой

Раскраски

карточки

Раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

Ноутбук

проектор

конкурс

конкурс

Казачьему роду нету переводу.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

Раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

конкурс

  4 год обучения

Начало знакомства с краем.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой информационный

Контурные карты

Ноутбук

проектор

викторина

Тайны географи-ческих названий.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

литература

Ноутбук

проектор

викторина

В глубь веков.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой информационный

Раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

конкурс

Интересные явления природы.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой информационный

Раскраски

литература

Ноутбук

проектор

конкурс

По просторам Кубани.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой Объяснительно – иллюстр.

Раскраски

карточки

Ноутбук

проектор

конкурс

Без прошлого нет настоящего.

Групповые, теоретические, практические. Выезд.

Словесный, наглядный, игровой

Раскраски

Карточки

литература

Ноутбук

проектор

конкурс

Казачьему роду нету переводу.

Групповые, теоретические, практические.

Словесный, наглядный, игровой

Раскраски

Карточки

литература

Ноутбук

проектор

конкурс

 

                                          2.6. Список литературы

                                        Список литературы для педагога

  1. Барышникова, Г.Б. Формирование экологической культуры во внеурочной деятельности / Г.Б. Барышникова // Начальная школа: журнал . — 2013 .— №12 .— С. 76
  2. Бондарь Н.И.. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества Краснодар, 1999г
  3. Время и мы. Сост.А.А.Белозеров. – Краснодар: Традиция,2015.
  4. Дубова, М.В. Проблемы современной начальной школы / М.В. Дубова // Педагогика : журнал . — 2013 .— №5 .— С. 72-79.
  5. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
  6. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
  7. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  8. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  9. История Кубанского казачества. Учебник для 5 класса. О.В. Матвеев, Краснодар, 2007 г.
  10. Казачьи заповеди. Кубанское Казачье войско. Абинское районное казачье общество. 2006г.
  11. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор Сост. Бондарь Н.И., 1995г.
  12. Летопись школы /В.Пономарев. – Краснодар: Платонов. – 2015.
  13. Матвеев В., Слово о Кубанском казачестве. Краснодар. 1995г.
  14. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
  15. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  16. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  17. Научно практическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности Сост.Краснодарский краевой институт доп. Профессионального образования Краснодар, 2007г
  18. Обычаи, традиции, нравы казаков. Кубанское казачье войско. Абинское казачье общество. 2006г.
  19. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 года. Под общей редакцией В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996г
  20. Периодические издания
  21. Помните! Через века, через года,- помните! Сост.А.А.Белозеров. – Краснодар: Традиция,2015.
  22. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Сост. Мартыненко Л.Б., Уваров И.В. Краснодар, 1993г
  23. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС дошкольного образования
  24. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  25. Слово о Кубанском казачестве. Сост: Матвеев О.В., Краснодар, 1995г.
  26. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  27. Учительская газета, № 21, 2006 год.

Список литературы для детей

  1. Античное наследие Кубани: в 3 т. / Отд-ниеистор.-филол. наук РАН ; Ин-т археологии РАН ; Ин-т всеобщей истории РАН ; ред., сост. акад. РАН Г.М.Бонгард-Левин, д-р ист. наук В.Д.Кузнецов. - М.: Наука, 2010
  2. Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани/ Н.В.Анфимов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: Традиция, 2011.
  3. Атамань,  авт.-сост. Е.Н.Еременко, О.В.Чуп, фотоил. В.А.Соколова, О.Г.Быбалкина, Е.В.Еременко, Н.В.Мартынова, А.В.Шевченко. – Краснодар : Традиция, 2011.
  4. Вакуленко, Е.Г. Народная культура кубанского казачества: учеб. пособ. / Е.Г.Вакуленко. - Краснодар : Традиция, 2009. 
  5. Деятели искусств Кубани: Сборник/ сост. И.Ф. Гайворонская; Ред. Л.И. Муратова; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция, 2006. 
  6. Маслов А.В. Кубань в старину: страницы жизни и быта казаков Кубани : этнографические записки / А.В.Маслов. – Краснодар : Традиция, 2009.
  7. Писатели Кубани – детям: Сб./ сост. Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция, 2007.

Приключения ежа Митрофана/ сост. С.А. Захарова, М.Ф. Перепелица; ред. Л.И. Муратова; отв. за вып. В.Ю. Соколова. – Краснодар.

  1. ар: Традиция, 2006. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Краеведение» 1-4 классыВ основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы легло изучение особенностей ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" (Объединение "Ориентир")

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ" (Объединение "Я познаю мир")

В современном мире актуальным вопросом является обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Оптимальным решением данного вопроса является приобщение детей к декоративно-прикладно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивные танцы" (Объединение "Движение")

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивные танцы" имеет физкультурно-спортивную направленность, нацелена на развитие физических, творческих способностей учащихс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Кружка «Занимательная математика» Направленность: Естественно-научнаяУровень: Начальное образованиеВозраст обучающихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в ми...