Игра-тренинг «Учимся строить отношения»
материал

Болонина Анастасия Дмитриевна

Игра-тренинг "Учимся строить отношения" для профилактики нарушения коммуникативных взаимоотношений в классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа в форме игры-тренинга

«Учимся строить отношения»

Участники мероприятия: 4 классы.

Форма мероприятия – игра-тренинг.

Цель: формирование навыков бесконфликтного и доброжелательного общения.

Задачи:

1) образовательная – познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями; формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;

2) развивающая – развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничестве; развивать чувство необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;

3) воспитательная – воспитывать толерантное отношение к другим мнениям, любовь и уважение к окружающим людям. 

Планируемые результаты:

личностные универсальные учебные действия: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

регулятивные универсальные учебные действия: организация и регулирование учащимися своей учебной деятельности;

познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблем;

коммуникативные универсальные учебные действия: формирование продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: листы бумаги, памятки, ручки, простые карандаши, шкатулка, аудиозапись песен, смайлики разного настроения.

Подготовка к мероприятию: детям на дом дается задание придумать сказку, используя следующую присказку: «Нельзя быть равнодушными к чужой беде. Ведь так трудно и страшно остаться наедине с болью и чёрствостью души. Но зло не может победить добро – таков сказочный закон, который должен жить вечно и быть принятым на все последующие века».

Ход мероприятия

Деление класса на 3 группы: каждый ученик закрытыми глазами тянет из мешочка жетон (3 разных цвета)., т.о. мы определяем в какой группе он будет. Дети рассаживаются по группам с жетонами одинакового цвета.

Классный руководитель. Здравствуйте! Мне очень приятно видеть всех вас вместе. Думаю, что наша встреча будет сегодня полезной и плодотворной. Мы поделились с вами на группы не для того, чтобы соревноваться или состязаться, мы не будем выбирать победителя и успокаивать проигравших, мы с вами будем просто общаться, делиться впечатлениями, высказывать свои мысли, играть предложенные роли. От того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наш успех, наше счастье. Поэтому цель нашего часа общения – научиться строить отношения. (Учитель записывает тему) 

- Итак, чтобы работать дальше, нам надо выбрать девиз, который станет главной идеей нашего общения. Для этого ответьте на следующий вопрос: Как нужно относиться к другому человеку, и как бы вы хотели, чтобы относились к вам? (По ответам детей учитель делает вывод и записывает эпиграф на доске)

Эпиграф:

Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

  1. Учебная мотивация: «Микросценки». Группам предлагается разыграть микросценки, самостоятельно распределить роли и придумать реплики. Обозначить проблему, возникшую в сценке.

Группа 1. Вся семья собралась вместе. Младшие дети просят маму прочитать им сказку, мама злится, ей нужно мыть посуду; старший сын просит отца помочь с физикой, а папа смотрит заключительный тайм в футболе; дочь собирается на каток и не может найти спортивную шапочку, бабушка старается ей помочь, но всё выпадает из рук; дедушка хочет прочитать рецепт к лекарству, но плохо видит, пытается кого-то попросить, но безрезультатно. 

Группа 2. Начинается классный час в начальных классах. Учительница задаёт вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься сегодня на классном часе?» В классе начался шум, каждый предлагал что-то своё, а Сидоров дёргал девочек за косички. Учительница пыталась успокоить учеников, но ничего не получалось. 

Группа 3. На заводе забастовка, рабочим не выплачивают зарплату. Люди в ярости, ругают начальство за ремонт в офисе, за покупку новой машины для главного экономиста, за то, что не могут оплатить за танцевалку дочери и т.д. Администрация успокаивает собравшихся, но в итоге тоже грубит присутствующим.

- Перед школьниками, работающими в группах, ставится задача: обозначить проблемы, возникшие в сценках. (Конфликт)

- Каждая группа должна высказаться по проблеме и найти пути решения конфликта.

2. Классный руководитель. Ребята, предлагаю вашим группам создать памятки «Учимся жить без конфликтов» из трёх основных правил, которые, по мнению вашей группы, помогут избежать конфликтов. (Дети пишут памятки, зачитывают их и вывешивают на доску)

- А я бы хотела вручить каждому из вас правила, которые помогут вам в общении с людьми. Выполняйте их и увидите, что станете намного спокойнее, а вашему собеседнику станет стыдно грубить вам.

  • Не говори сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.
  • Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
  • Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
  • Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

3. Упражнение “ Учимся ценить индивидуальность”. 

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?

Вывод: у каждого получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. А так как мы все разные, к каждому нужно находить свой ключик общения, чтобы жить с окружающими нас людьми без ссор и конфликтов.

4. Портрет агрессии. Какие качества нам часто не дают возможность понять другого человека, ссорят людей? (записывает на доске в столбик) Агрессия – это поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо.

Кл.руководитель. В другой столбик давайте запишем слова, которые, наоборот, помогают в общении, дают возможность понять другого человека.

Давайте попробуем нарисовать агрессию так, как каждый из вас её представляет. Учитель предлагает попробовать изобразить агрессию на листе бумаги или просто выплеснуть её в рисунке. Играет спокойная музыка, школьники рисуют.

Кл.руководитель. Что вы чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения. Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей. А чтобы избавиться от неё окончательно, я вам предлагаю порвать свой листок и выбросить его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью. И чтобы окончательно выгнать её из класса, мы вымываем её обычной тряпкой. (первый столбик вытирает на доске)

Кл.руководитель. Я рекомендую вам несколько способов преодоления агрессии. Когда ваш гнев пытается вырваться наружу, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения:

- закройте глаза, глубоко вдохните и медленно выдохните, представьте свечу, в пламени которой сгорает всё плохое;

-прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу;

-включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.

5. Упражнение «Сказка».

Кл. руководитель. Нельзя быть равнодушными к чужой беде. Ведь так трудно и страшно остаться наедине с болью и чёрствостью души. Но зло не может победить добро – таков сказочный закон, который должен жить вечно и быть принятым на все последующие века.

Ты из присказки, дружок,

Извлеки себе урок.

Дальше сказку прочитай,

А мораль на ус мотай.

Я хочу, чтобы вы послушали сказки, которые вы придумали дома. (Дети по желанию читают сказки). После каждой, прочитанной сказки детям предлагается сделать выводы.

Рефлексия

Кл. руководитель. Будьте вежливы, дружны и добры друг к другу и помните, заповедь: относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам. А в конце нашего мероприятия я бы попросила вас оценить нашу работу оценочными смайликами и дать обратную связь. Напишите на листочке, что вам понравилось или не понравилось, чтобы вы хотели добавить в классный час и положите их в шкатулку пожеланий.

Список используемых источников

  1. https://infourok.ru/scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_puti_vyhoda_iz_podrostkovoy_agressii-373139.htm Сценарий внеклассного мероприятия «Пути выхода из подростковой агрессии»
  2. http://docplayer.ru/67501141-Vneklassnoe-meropriyatie-den-tolerantnosti.html Внеклассное мероприятие "День толерантности"
  3. http://открытыйурок.рф/статьи/523935/ Внеурочное занятие по психологии "Противостоять агрессии"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекающее взаимодействие, или как строить отношения классного руководителя с семьёй и социумом"

Выступление на областной научно-практической конференции "Классное руководство: состояние и перспективы" ....

Как строить отношения с теми, кто так не похож на нас

классный час на тему "Как строить отношения с теми, кто  так не похож на нас"...

самоанализ к классному часу "Как строить отношения с теми, кто так не похож на нас"

самоанализ классному часу "Как строить отношения с теми, кто так не похож на нас"...

Классный час "Как строить отношения с теми, кто не похож на нас"

Классный час для учащихся начальных классов на воспитание толерантности...

02. Дискуссия "Учимся строить отношения"

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПочему у людей возникает необходимость договариваться?Для чего люди создают правила?Нужно ли следовать общепринятым нормам, п...

« Учимся строить отношения »

Формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности....