Классификации методов обучения и методов воспитания
статья (1 класс)

Муранова Полина Романовна

В статье приведены наиболее распространенные классификации методов обучения, принятые в педагогической практике настоящего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsii_metodov_obucheniya_i_metodov_vospitaniya.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Классификации методов обучения и методов воспитания

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к ожидаемому результату.

В педагогической практике под методами обучения понимают способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Понятие метода обучения отражает способы работы учителя, ученика, их взаимодействия и особенности их работы. В настоящее время нет единой классификации методов обучения. Вот некоторые распространённые классификации:

По источнику передачи информации и получения знаний:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой).

Наглядные (применения наглядных пособий, схем, моделей)

Практические (упражнения, практические, лабораторные работы).

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно- иллюстративные Репродуктивные

Проблемного изложения

Частично – поисковые (эвристические)

Исследовательские

По уровню активности учащихся и характеру восприятия:

Пассивные (рассказ, объяснение, экскурсия, демонстрация).

Активные (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

На основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. Бабанский): 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью.

Большое количество подходов, классификации методов обучения объясняется тем, что ученые и учителя ищут такие методы и приемы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали их решению.

Ниже будет приведено описание методов по классификации, предложенной Юрием Бабанским, советским педагогом. Его книги несут характерный след своего времени – огромное количество цитат Ленина, Маркса, Энгельса, материалов съездов КПСС и поэтому местами тяжелы для современного читателя. Однако поскольку качество советского школьного образования признаётся достаточно высоким, я не без интереса прочитала и законспектировала часть, описывающую классификацию методов обучения, особенно часть, посвященную методам стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в классификации, предложенной Ю. Бабанским, включают обширный список:

перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)

- словесные (лекция, рассказ, беседа, и др.)

Лекция и рассказ экономят учебное время, активно управляют восприятием учебного материала школьниками. Вместе с тем оба этих словесных метода обучения в недостаточной мере позволяют учащимся высказывать собственные суждения. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

- наглядные (демонстрация, иллюстрация)

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов.

К демонстрационным методам относят также показ фильмов. Уже в 1983 году автор уделяет огромное значение демонстрации видеоматериалов, как мощному виду воздействия на учащихся.

- практические (опыты, упражнения, выполнения заданий)

К практическим методам относят письменные упражнения по предметам, лабораторные опыты. К практическим методам автор относит «упражнения, выполняемые учащимися со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами»

- логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии, др.)

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.

- гностические (исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные)

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются прежде всего на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.

- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.)

Помимо методов, общих для многих классификационных схем – различных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, Ю.Бабанский особо выделяет методы, повышающие интерес и ответственность школьников, которые в современных условиях, допускающих дистанционные формы обучения в большом объёме, приобретают важное значение. «Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства…»

Ю. Бабанский выделяет следующие методы:

- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)

- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)

Методы формирования интереса к учению

Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,

2) наличием познавательной стороны этой эмоции,

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Важно вызвать у учеников эмоциональный отклик на изучаемый материал. Этого можно достичь путем введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, чтение отрывков из художественной литературы, посвященных жизни выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов. Большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников.

Для того чтобы содержание учебной деятельности произвело на учащихся наиболее сильное впечатление, оно должно быть приближено к последним открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Также к методам стимулирования относится метод познавательных игр; проведенные в более позднее время эксперименты показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль тогда, когда они используются как один из методов, а не как заменитель традиционных методов.

Метод дискуссии, как стимулирующий интерес и обучению и непосредственно стимулирующий обучение за счет максимально возможной конкретизации знаний, такой же сильный, как и опасный. Например, на уроках истории и обществоведения этот метод может затронуть слишком острые для современного общества темы, поэтому применять его нужно с осторожностью.

Методы формирования долга и ответственности в учении

Темы долга, общественной значимости учения и ответственности в обучении, достаточно понятные во время составления Ю. Бабанским классификации методов, в настоящее время несколько усложнились. Мотив повышения производительность труда, роли науки в развитии производства на благо страны сейчас являются по большей части пустым звуком. Однако тема «непрерывное самосовершенствование – это долг человека» является безусловно перспективной и признается большинством политических, экономических, философских и религиозных систем.

Разъяснение личностной значимости учения не претерпело со времени написания классификации значительных изменений. Нужно напоминать учащимся в беседах и на уроках, что отсутствие должного культурного и нравственного кругозора ставит личность в неблагоприятное положение, что культурный кругозор становится важнейшим условием успешного вхождения личности в коллектив, ее участия во всех сферах деятельности. Еще в большей мере необходимо изучение цикла общественных наук, который создает условия для успешного участия в общественно-политической жизни общества, позволяет разобраться в событиях внутренней и международной жизни. Все эти, казалось бы, само собой разумеющиеся для взрослого человека положения нуждаются в специальном аргументированном разъяснении ученикам.

Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом средней общеобразовательной школы.

Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.

К методам контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью Ю. Бабанский относит

- методы устного контроля (индивидуальный и фронтальный опрос)

- метод письменного контроля (письменные контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты и пр.)

- контрольные лабораторные работы

Так же Ю. Бабанский выделяет новый для того времени и уже ставший привычным сейчас «машинный контроль», то есть проверку знаний с использованием ИКТ. Однако уже тогда указывает на возможную будущую проблему массового компьютерного тестирования: «Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинного контроля за качеством подготовки учеников.»

Также Ю. Бабанский подчеркивает важность методов развития самоконтроля учащихся.

Хочу закончить реферат цитатой Ю. Бабанского: «Гиперболизация и недооценка отдельных методов научно не оправданы, нелогичны и нецелесообразны. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться принципом оптимального сочетания форм, методов и средств обучения.»

Муранова П. Р. 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация методов и форм обучения - таблица.

Анализ урока  математике в специальной коррекционной школе 8 вида -  выбор методов и форм обучения....

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы качества образовательных технологий. Эта задача ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на...

Классификация методов воспитания

материал предназначенный для родителей...

Классификация методов обучения русскому языку

Метод обучения рассматривается как способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на достижение целей образования, воспитания и развития ...

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения по источнику получения знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности, на основе целостного подхода к процессу обучения и основанная на с...