Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (3 класс)

Бронникова Мария Викторовна

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Выписка из ООП НОО

(2021-2022 учебный год)

Рабочая программа

Внеурочной деятельности «Занимательная математика»

для начального общего образования

Срок реализации 1 год

(3 класс)

                                                                                                               Составители:

                                                                                         

                                                                                           Бронникова М.В., учитель начальных

                                                   классов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

     Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

     В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

     Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

     Проговаривать последовательность действий на занятии.

     Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

     Учиться работать по предложенному учителем плану.

     Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

     Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

     Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

     Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

     Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

     Слушать и понимать речь других.

     Читать и пересказывать текст.

     Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида, а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а: х = b; х: а = b;

–   решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

 

 Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. 
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.  Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

(Математика и конструирование: электронное учебное пособие для начальной

школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.)

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

(Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.)

Вместо спичек можно использовать счётные палочки.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Кол-во часов

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

1

2

Математика – это интересно.

1

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

5

Сообрази. Узнай цифру.

1

6

Путешествие   точки.

1

7

Волшебная линейка

1

8

Праздник числа 10

1

9

Семь чудес света

1

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

1

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

13

Игры с кубиками

1

14

Математическая викторина

1

15-16

Лего - конструкторы

2

17

Весёлая геометрия

1

18

Математическая карусель

1

19

Математическое путешествие

1

20

Уголки

1

21

Игра в магазин. Монеты.

1

22

Конкурс Знатоков математики

1

23

Весёлые задания

1

24-25

Спичечный конструктор

2

26

Прятки с фигурами

1

27

Математический КВН

1

28

Математические игры

1

29

Математический аукцион

1

30

Игры с кубиками

1

31-32

Числовые головоломки

2

 33

Час весёлой математики

1

34

Конкурс знатоков

1

 

Итого

34

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение

Старокарачинская средняя школа

Рассмотрено        Согласовано        Утверждено

На заседании        Зам.дир.по УВР        И.о.директора

ШМО учителей        М.А.Фукина        А.Н.Поспелова

начальных классов        ___________        ____________

«__»_____2021г.                                  «__»_____2021г.                                      «__»_____2021г.

     

Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 3 класса

на 2021-2022 учебный год

                Составитель:

Бронникова М.В., учитель

 начальных классов

2021 г.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

1.                   

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

1

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды.

2.                   

Математика – это интересно.

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки).

3.                   

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Игра «Не собьюсь!».

4.                   

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично    заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

5.                   

Сообрази. Узнай цифру.

1

Царство математики. Игра «узнай цифру».

6.                   

Путешествие   точки.    

1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы.  Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

7.                   

Волшебная линейка

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история    возникновения линейки.

8.                   

Праздник числа

1

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

9.                   

Семь чудес света

1

Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее?

10.               

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с   частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Составление многоугольников, представленных в уменьшенном   масштабе. Проверка выполненной работы.

11.               

Разрезание  клетчатых фигур. Правило крайнего.

1

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».

Решение задач.

12.               

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 100 до 200). Числа от 100 до 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

13.               

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

14.               

Математическая викторина

1

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой».

15.               

Лего - конструкторы

1

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

16.               

Лего - конструкторы

1

Выполнение постройки по собственному замыслу.

17.               

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры.   Закономерности   в узорах.   Симметрия.   Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

18.               

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические    головоломки. Занимательные задачи.

19.               

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах.  1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

20.               

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

21.               

Игра в магазин. Монеты.

1

Сложение и вычитание в пределах 1000.

22.               

Конкурс Знатоков математики

1

Игра «Кто хочет стать математиком?»       Решение олимпиадных задач международного     конкурса «Кенгуру».

23.               

Весёлые задания

1

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.

24.               

Спичечный конструктор

1

 Построение конструкции по заданному образцу.

25.               

Спичечный конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

26.               

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

27.               

Математический КВН

1

Групповая работа, игра – соревнование.

28.               

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29.               

Математический аукцион

1

Секреты задач. Решение нестандартных задач.

30.               

Игры с кубиками

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Взаимный контроль.

31.               

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

32.               

Числовые головоломки

1

Заполнение числового кроссворда (судоку).

 

33.               

Час весёлой математики

 

1

Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос.

34.               

Конкурс знатоков

1

Работа в группах, оценивание подборки материала. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...