Поэтическая мастерская "Зимние мелодии", 3 класс
методическая разработка (3 класс)

Филоненко Наталья Григорьевна

 Конспект занятия "Поэтическая мастерская", который можно использовать как во внеурочной деятельности по чтению, так и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poet._mastersk._zimnie_melod.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Филоненко Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 466

 Курортного района г. Санкт-Петербурга.

Тема: Поэтическая мастерская – «Зимние мелодии».

Цели: Познакомить с различиями прозаической и стихотворной

           речи; дать определение понятий «рифма» и «ритм»; в игро-

           вой форме помочь детям осуществить подбор рифм к прос-

           тым словам; учить выразительно, эмоционально читать

           стихи; учить рифмовать; развивать творческий потенциал

           детей; расширять кругозор, словарный запас учащихся;   вос-

          питывать  любовь к прекрасному, к поэтическому слову;

          воспитывать любовь к родному краю, восхищение русской

          природой.

Оборудование: раздаточный материал, фонограмма с записью

                          музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года.

                           Зима»; репродукции картин русских художников

                           А.Саврасова, С.Ю.Жуковского, И.Шишкина, А.Вас-

                         нецова, К.Юона ; фотоиллюстрации с изображении-

                        ем зимней природы; презентация по теме.

                         

                                            Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас видеть рада я!

Ждёт сегодня вас успех-

Музыка, стихи и смех.

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь!

--  Сейчас каждый из вас скажет, что любит делать больше всего. (Реплики детей.)

-- Здорово! Как много у вас удивительных, интересных и разных увлечений!

--  А я больше всего на свете  люблю учиться. А ещё читать стихи. И сочинять их.

2. Объявление темы и целей занятия.

-- И поскольку вы тоже очень умелые, увлекающиеся люди, хочу предложить вам сегодня попробовать себя в новом качестве.

(На доске появляется надпись: «Поэзия – музыка души» - это эпиграф к занятию.)

На экране: «Поэтическая мастерская. Зимние мелодии».

-- Как вы понимаете это название?

-- Как вы думаете, чем будем сейчас заниматься?

-- Итак, сегодня мы отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто. Нужно открыть некоторые тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

3. Речь прозаическая и стихотворная.

Тайна первая: наша речь.

--  Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что услышите.

А) Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

Б) Белый снег пушистый

     В воздухе кружится

      И на землю тихо

      Падает, ложится.

-- Чем похожи эти тексты? (одинаков смысл, одинаковая картина)

-- Чем они отличаются? (второй тест  звучит напевно)

-- Каким образом может быть организована наша речь? (стихи, проза)

Чем проза отличается от стихов?

-- Прозаическая речь свободна, произвольна. А стихотворная речь особенная. Она отличается более чётким ритмом и необычайной образностью. В ней обычно есть рифма и определённый ритм. Сегодня нам и предстоит разобраться с этими понятиями.

4. Ритм и рифма.

-- А сейчас давайте посмотрим, одинаково ли записаны эти тексты. (карточка №1)

-- Второй текст записан он в определённом порядке. Да и звучит он ритмично. В жизни и в природе нас окружают различные проявления ритма.

-- Где мы можем их наблюдать? ( музыка, танец, биение сердца, звук работающих агрегатов, тиканье часов, стук лошадиных копыт  и т.д.)

-- Что же такое ритм?

Ритм – это равномерное чередование повторяющихся элементов.

-- Послушайте и повторите ритм, который я вам задам. ( дети отстукивают ритм карандашом или ручкой)

-- А стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке. Давайте попробуем отстучать ритм стихотворения, выделяя более громко ударный слог.(отстукиваем ритм стихотворения «Белый снег пушистый…»)

-- Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозы. (рифма)

-- Что же такое рифма? Давайте прочтём второй отрывок. (карточка №2)

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

--Рифма -- это созвучие окончаний стихотворных строк. Но созвучие не должно быть бессмысленным. Помните, как Незнайка сочинял стихи и что у него получилось: «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка».

-- Умение подобрать точную, интересную, образную, неординарную рифму свидетельствует о мастерстве поэта.

-- Сейчас мы с вами, друзья, поупражняемся в подборе рифм.

Первое упражнение называется «Подскажи словечко», я буду начинать фразу, а вы должны закончить её в рифму по смыслу.

Бах- бах! Разбилась чашка.

Сосед вздыхает… (тяжко).

Его утешить норовят,

«Примета к счастью» - …(говорят).

Я тоже чай сегодня пил

И чашку чайную … (разбил).

Но говорит примета,

Что мне влетит … (за это).

Я по городу пройдусь,

Всем прохожим … (улыбнусь).

С добрым утром, город мой!

Я здороваюсь  … (с тобой)!

-- Молодцы, хорошо у вас получается!

Второе упражнение называется «Найди рифму», я буду говорить слова, а вы – подбирать к ним рифмы. Готовы?

Парта – карта, ученик – озорник, пенал – журнал, зима – сама, работа – забота, молодец – наконец, снег – смех, иней – синий, снежинка – пушинка, мороз – нос, печка – речка, дочка – точка, мышка – пышка, соль – фасоль, врач – грач, снежный – нежный.

-- Я вами горжусь, здорово!

5. Физкульминутка.

Мы снежную бабу слепили вчера,

И шляпа у бабы была из ведра.

А нос – из морковки, а руки – из палки,

Метла – из метлы, а коса – из мочалки.

Но только домой разошлась детвора,

Чихнула она и сказала: - Пора!

6. Наблюдение за поэтическим словом.

-- Сейчас мы отправимся в поэтическую мастерскую и попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.

(карточка № 3)

-- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений русских поэтов.

А) Заколдован невидимкой

     Дремлет лес под сказку сна.

     Словно белою косынкой

     Подвязалася сосна.  (С.Есенин)

Б) Как славно, когда заметёт,

    Завьюжит, а то – заморозит,

     И в ризе старинной берёза

     По отчему краю идёт.  (Э.Симдянова)

В) Почесал Дед Мороз

Закрасневшийся нос,

Хлоп в ладоши: «Пурга,

Я хочу пирога!»  (А.Логунов)

(Словарная работа при необходимости: пояснение смысла слов риза, отчий край, завьюжит.)

-- Одинаково ли рифмуются строчки в этих стихотворениях? (нет)

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые, озорные!

А вам по душе какие?

-- В стихосложении существуют 3 вида рифм: (карточка № 4, или на экране)

* перекрёстная, когда рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки;

1 ------  а

2 ------ б

3 ------ а

4 ------ б

  • Парная, когда рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строчки;

1 ----- а

2 ----- а

3 ----- б

4 ----- б

  • Опоясывающая, когда рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки;

1 ----- а

2 ------ б

3 ------ б

4 ------- а

-- Сейчас в группах попробуйте определить рифму своего стихотворения.

-- Молодцы! У вас просто замечательно всё получается.

-- Итак, что такое стихотворная рифма?

-- Какие виды рифм узнали?

7. Работа над образностью стихотворной речи.

-- Конечно, и ритм, и рифма важны в стихотворении. Но самое главное, вы должны знать, что поэзия выражает мысли и чувства, настроения людей. Композитор, музыкант выражает свои чувства звуками, музыкой, художник делает это с помощью красок. А поэт – словами, образами. В стихотворении должен быть образ, он должен вызывать у читателя представления, картины, у каждого – свои.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь –

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить.

И камень в крошку превратить. (Ф.Васильев)

-- Сейчас предлагаю игру под названием «Представления». Я буду говорить слова, а вы отвечать мне тем словом, которое сразу придёт вам в голову, когда вы услышите моё.

Зима, город, лес, река, деревья, мороз, солнце, снег.

-- Какие интересные у вас ассоциации!

-- Поэзия – как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение.

-- Но мы сегодня не просто в поэтической мастерской, а в зимней. Мы должны вслушаться в зимние мелодии, всмотреться внимательно в картины великих русских художников, вспомнить свои впечатления и ощущения, чтобы услышать настоящую музыку Зимы. Ведь у неё такие завораживающие мелодии! Зима… Давайте ещё раз для себя откроем её красоту, послушаем её музыку. (Звучит музыка П. Чайковского из цикла «Времена года. Зима», а на экране проэцируются репродукции картин Шишкина, Жуковского, Васнецова, Саврасова, Юона.)

-- Это первая мелодия зимы… Как тихо она звучит! Действительно, зима приходит тихо. Всё происходит, как в сказке, зима за одну ночь строит серебряный дворец, покрывает снегом дома, деревья, мостит озёра и реки. Проснёшься утром и видишь, что за окном всё изменилось. И какая-то непонятная радость охватывает, словно обновление произошло не в природе, а в нас самих. Так и хочется кому-то об этом рассказать. Недаром поэты так любят воспевать невероятную, завораживающую красоту зимней природы. (На экране стихотворение Е.Благининой «Зима».)

Читают дети.

Зима негаданно-нежданно

Пришла на чёрные поля.

Ещё вчера была туманна

Дождём одетая земля.

Деревья жалобно скрипели,

Ручьи холодные текли…

И вдруг метели налетели

И сколько снега намели!

И тени медленно ложатся

На сад, на кровли, на скамью,

Снежинки вьются и кружатся

И рвутся в комнату мою.

-- Каждый поэт по-своему видит это удивительное время года. Поэтому мы сегодня читаем такие разные и прекрасные строки.

-- Сейчас мы попробуем подобрать красивые слова, сравнения, эпитеты,  синонимы к слову  «зима». Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы, но очень образные, выразительные, неповторимые. Упражнение называется «Снежинка». На каждом лучике напишите свои слова. (Детям выдаётся карточка № 5 с изображением снежинки, в центре которой слово «зима». Дети работают.)

-- Какие чудные, удивительные вы подобрали слова! Здорово!

-- Посмотрите, ребята, на репродукцию картины великого русского художника И.Шишкина «Зима». Зимний лес, припорошенный снегом, какой-то притихший, волшебный. Ни дуновения, ни ветерка, ни шороха. Но это так кажется! Он живой! Слышите дробь? Это дятел! А вот тенькнула синичка, поёт зимнюю песню снегирь. А музыка сосен? Шум сосен зимой особенный: в нём больше торжества и чистоты, и нет ему соперников. Но вот пролетел ветер, и понеслась вдаль широко и просторно мелодия, которая устремилась к самым вершинам. Легко и трепетно пронеслась и умолкла в отдалении…

(На экране) Поёт зима, аукает,

                   Мохнатый лес баюкает

                  Стозвоном сосняка.

                  Кругом с тоской глубокою

                   Плывут в страну далёкую

                   Седые облака… (С.Есенин)

-- Нежная мелодия зимы может смениться задорной, звонкой, весёлой музыкой, в которой слышен смех детворы, радостные голоса взрослых. Пришла весёлая зима! Зима забав, игр! Звучит музыка лыжни, снежного шуточного боя, слышен звон коньков, скользящих по льду. Великолепна русская зима! (На экране репродукции картин и фотоиллюстрации зимних забав.)

8. Стихотворная практика детей.

--  Работа в нашей мастерской не будет завершена, если мы с вами не попробуем сочинить свои четверостишия о зиме. Вам в этом помогут знания, полученные сегодня на занятии, а также ваши «Снежинки» со словами. Можете работать в паре. У кого не получится стихотворение, тот может написать красивое, нарядное предложение. Попробуйте, ребята!

9. Рефлексия.

-- Что получилось у вас, друзья? (Дети читают свои стихи.)

-- А что можете вы в конце нашего занятия сказать о своём отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это…» (ответы ребят)

-- Я очень благодарна вам за работу. Вы молодцы! И я хочу подарить вам стихи о зиме наших замечательных поэтов. Если вы к ним добавите свои стихи, то у вас получится замечательный сборник о зиме. А ещё я хочу подарить вам своё стихотворение об этом волшебном времени года.

Бриллианты под ногами,

И узоры на стекле:

Лес волшебный перед нами

В драгоценном серебре.

Красным яблоком на ветке

Зарумянился снегирь,

Белой скатертью безбрежной

Запушились даль и ширь…

То зима свои объятья

Уж раскрыла – ждёт сама,

Что теперь могу сказать я:

-- Здравствуй, матушка-зима!

                                                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по теме"Поэтическая тетрадь" 3 класс

Урок помогает оббощить знания детей по пройденной теме; привить любовь к природе, к поэзии. Класс делится на две команды. Работают в группах, получают жетоны. Итогом урока является успех каждого и хор...

Поэтическая тетрадь 4 класс

Урок обобщение в 4 классе по разделу "ПОэтическая тетрадь"...

Урок литературного чтения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 4 класс.

Урок для детей с ЗПР, обобщения и систематизации знаний...

Конспект фрагмента урока-игры. "Поэтическая тетрадь". 4 класс

Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь": произведения М.Цветаевой, В.Брюсова, С.Есенина...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс...