"Экология и мы"
рабочая программа (3, 4 класс)

Попова Надежда Алексеевна

Рабочая программа объединения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 п. Михайловка

Принято решением

методического совета

МКОУ СОШ №№ п. Михайловка

Протокол №_____от_______20____ г.

Зам. директора по ВР:__________/Н. Л. Катрушенко/

Введено в действие

приказом директора школы

МКОУ СОШ №3 п. Михайловка

№_____ от___________20____ г.

Директор школы:_________/О. А. Спешилова/

Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Экология и мы»

Составлена на основе авторской программы «Юный эколог»  Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой. – Волгоград: Учитель, 2011

Составитель:

Попова Надежда Алексеевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

п. Михайловка

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе  занятий учащиеся расширяют эколого-биологические знания и овладевают  навыками исследовательской работы.

В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранительное воспитание и формирование экологического мировоззрения имеет особое значение.

 Экологию по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы.   Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценологии.

Основная цель курса – социализация личности ребенка через формирование экологической культуры.

Занятия детского экологического объединения направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • создание условий  для реализации индивидуальных качеств и склонностей, способностей и интересов учащихся;
  • формирование у детей положительной самооценки, приобретения навыков свободного общения;
  •  вовлечение детей в решение экологических проблем в процессе общественно-полезной деятельности;
  • углубление и расширение эколого-биологических знаний, привитие навыков исследовательской работы;
  • формирование первичных экологических навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных;
  • формирование организационно-пропагандистских экологических навыков и умений;
  •  развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе работы детского объединения.

Занятия эколого-биологической направленности  дают возможность учащимся лучше узнать и изучить животный и растительный мир своего края, помогают освоить школьную программу по биологии и географии, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы заключаются в том, что она является комплексной:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Воронежской области (географическое положение, фенология, природные комплексы, рельеф, климат, гидрография, растительный и  животный мир, природоохранная деятельность);
  • Составлена на основе типовых дополнительных образовательных программ «Юные экологи», «Юные экологи-краеведы»;

Образовательная программа реализуется в течение года.

Общее количество учебных часов в год -   34.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час:  теоретическое или  практическое в помещении или на природе.

Рекомендуемый состав детского объединения – в состав объединения входят учащиеся 3-4 классов, не менее 10 человек. Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора.

Программа предусматривает различные формы проведения занятий с учащимися: 

теоретические,

практикум – исследовательская работа в лабораторных условиях,

практические занятия на природе,

учебные экскурсии в природу.

Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала, продолжительностью не более 45 минут.

 Практические занятия проводятся либо в помещении (исследования в лаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в форме биологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений.

Продолжительность практических занятий в помещении не более 2-х часов, практических занятий на природе, экскурсий не более 3-х часов. Изучение родного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местных рек и родников, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон – выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразование природы родного края.

Материалы экскурсий, походов, практических занятий в природе оформляются для пополнения школьного кабинетов географии и биологии и используются на уроках.

Завершающим этапом курса обучения является проведение научно-практической конференции с привлечением оформленных фотоматериалов по различным походам, экскурсиям, практикумам, реферативных и исследовательских работ, выполненных в ходе проведения многодневной летней экспедиции и в ходе изучения курса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Воспитанники должны:

знать:

  • Принципы организации фенологических наблюдений, краеведческих исследований, проведения экскурсий в природу, правила по технике безопасности полевых исследований и нахождения в природном окружении;
  • Простейшие методы полевых исследований (метеорологических, геологических, геоморфологических, гидрологических, ботанических, зоологических, энтомологических, фенологических, краеведческих);
  • Правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;
  • Основные последствия антропогенного воздействия на природу;
  • Расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы, основные виды охраняемых видов растений и животных Иркутской области;
  • Знать правила оказания первой медицинской доврачебной помощи.

                  уметь:

  • Пользоваться справочной литературой, определителями, методиками при проведении полевых работ, оборудованием для проведения исследовательских работ;
  •  Проводить паспортизацию природных объектов;
  • Вести наблюдения в природе;
  • Делать зарисовки объектов наблюдения;
  • Уметь определять горные породы, растения и животных по определителям;
  • Правильно вести сбор полевого материала и обрабатывать его;
  • Правильно вести полевой дневник;
  • Проводить простейшую исследовательскую работу, пользуясь методической литературой и специальным оборудованием и инвентарем;
  • Оформить исследовательскую работу;
  • Уметь изготавливать самодельное снаряжение;
  • Оказать первую доврачебную помощь и транспортировать пострадавшего.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Инструктаж по ТБ. Зачем нужно изучать природу? Что такое экология?

План работы  на год. Инструктаж по ТБ.  Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.

Обзор книг об интересном в жизни растений, лес – природное единство. Интересные явления в природе.

Выставка краеведческой литературы.

Тема 2. Земля как планета

Строение Солнечной системы. Земля как единое целое.

Экскурсия.   «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания:

-Почему опадают листья у деревьев?

-Какие деревья не сбрасывают листья на зиму?

-Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава?

Индивидуальные задания учащимся. Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки.

Составить письменный рассказ.  «Подготовка растения к зиме». Сделать эклиметр, рейки снегомерные.

Тема 3. Понятие о биосфере.

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами.

Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология – наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Понятие об атмосфере, литосфере, гидросфере, географической оболочке

Экскурсия.   «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.

Практическая работа. Определение высоты снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Определение степени загрязнения снега (запыленность, рН талого снега).

Тема 4. Понятие о почве.

Зачем изучают почву? Как раньше думали о почве. В.В.Докучаев – великий ученый-почвовед (его определение почвы).

Состав и структура почвы. Почва – среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Не нарушающие плодородия почв, причины истощения почвы. Меры улучшения плодородия. Туристская тропа – причина водной эрозии почв.

Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических – навоза, помета), севооборота, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон).

Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структурной, бесструктурной).

Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях о неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой, их образование. Проталины.

Экскурсия. Практическая работа по группам. Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Практическая работа 1 Изучение и учет почвенных беспозвоночных животных.

Индивидуальные задания:

  1. Привести примеры народных средств, улучающих плодородие почв.
  2. Подготовить сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком.
  3. Оформить результаты экскурсии.
  4. Подготовиться к викторине - КВН «Знаешь ли ты природу?».
  5. Викторина – КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщение по темам 1 – 4).

Тема 5. Луг и пастбище.

Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Отличие луга от пастбища. Взаимоотношения животных и растений на лугу. Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильность ухода за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.

Практическая работа 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Охрана птиц. Фенологические наблюдения.

Практическая работа 2.  Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов (весной).

Тема 6. Лес.

Лес - природное сообщество. Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правило поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.

Практическая работа 1. Выбор и составление карты территории исследования.

Практическая работа 2.  Определение видового состава и пород деревьев и кустарников по семенам, коре, внешнему виду.

Практическая работа 3.  Исследование повреждений древесных пород.

Практическая работа 4.  Антропогенное влияние (следы жизнедеятельности человека).

Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биоценоза и их экологическая приспособленность.

Тема 7. Водные биогеоценозы.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды – мир микроскопических организмов.

Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.

Меры по охране водоемов, малых рек. Нормы пользования водоисточниками.

Практическая работа – изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде.

Экскурсия  на водоем. Определение степени загрязненности воды.

Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.

Тема 8. Охрана природы и заповедное дело.

Международное сотрудничество по охране природы. Международные и российские природоохранные организации.

Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

Охраняемые виды растений и животных Иркутской области.

Практическая работа 1. Изучение различной краеведческой литературы с целью выявления различных видов особо охраняемых территорий в Иркутской области.

Практическая работа 2. Изучение охраняемых видов растений и животных Иркутской области с помощью различной краеведческой литературы.

Практическая работа 3. Экскурсия.  Знакомство с представителями охраняемых видов растений и животных Иркутской области  при работе в краеведческом музее

 Практическая работа 4. Экскурсия. Знакомство с представителями охраняемых видов животных России виртуальная экскурсия.

Практическая работа 5. Экскурсия. Выявление охраняемых видов растений и животных на территории района.

Тема 9. Правила поведения в природе.

Изучить основные правила поведения в окружающей среде.

Практическое занятие. Составление эмблем в защиту окружающей среды.

По окончании изучения курса воспитанники должны:

  • Знать основные компоненты природы, охраняемые природные объекты и организацию природоохранной деятельности в России и Иркутской области;
  • Уметь работать с краеведческой литературой;
  • Уметь вести простейшие фенологические наблюдения;
  • Владеть навыками краеведческой работы, проводить простейшую исследовательскую работу;
  • Пользоваться простейшим оборудованием в ходе фенологических наблюдений и исследований;
  • Распознавать охраняемые виды растений и животных своего края;
  • Иметь представление о правилах оказания первой медицинской доврачебной помощи;
  • Выполнять правила поведения в окружающей среде, не допускать гибели животных и растений во время экскурсий в природу и на маршруте путешествий.

Календарно - тематическое   планирование

тема

Кол-во час

Кол-во час

Дата

теория

Практич. работы

Эксурссии

план

факт

 Введение.

1

1

1

Инструктаж по ТБ. Что такое экология?  Зачем  нужно изучать природу?

1

2.09.

Тема 2. Земля как планета

2

1

-

1

2

Строение Солнечной системы

1

9.09

3

Экскурсия.   «Подготовка деревьев к зиме».

1

16.09

Тема 3. Понятие о биосфере

4

3

-

1

4

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами

1

23.09

5

Роль различных экологических групп организмов в биосфере.

1

30.09

6

Роль человека в биосфере.

1

7.10

7

Экскурсия.   «Фенологические наблюдения»

1

14.10

Тема 4. Понятие о почве

8

4

2

2

8

Зачем изучают почву? Состав и структура почвы.

1

21.10

9

Практическая работа 1. Описание и изучение почвы.

1

28.10

10

Почва – среда обитания различных групп организмов.

1

4.11

11

Плодородие почвы.

1

18.11

12

Экскурсия  «Начало зимы».

1

25.11

13

Экскурсия Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

1

2.12

14

Практическая работа 2. Изучение и учет почвенных беспозвоночных животных.

1

9.12

15

Викторина – КВН «Знаешь ли ты природу?»

1

16.12

Тема 5. Луг и пастбище.

4

2

1

1

16

Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища.

1

23.12

17

Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.

1

30.12

18

Практическая работа 3 Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках.

1

20.01

19

Экскурсия. Охрана птиц. Фенологические наблюдения.

1

27.01

Тема 6. Лес.

5

2

3

-

20

Лес - природное сообщество.

1

3.02

21

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

1

10.02

22

Практическая работа 4.  Определение видового состава и пород деревьев и кустарников

1

17.02

23

Практическая работа 5.  Исследование повреждений древесных пород.

1

24.02

24

Практическая работа 6.  Антропогенное влияние (следы жизнедеятельности человека).

1

3.03

Тема 7. Водные биогеоценозы.

5

2

1

2

25

Пресноводный водоем и его обитатели.

1

10.03

26

Меры по охране водоемов, малых рек.

1

17.03

27

Практическая работа – изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде.

1

24.03

28

Экскурсия  на водоем. Определение степени загрязненности воды.

1

7.04

29

Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.

1

14.04

Тема 8. Охрана природы и заповедное дело.

3

2

-

1

30

Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

1

21.04

31

Охраняемые виды растений и животных Иркутской области.

1

28.04

32

 Экскурсия. Знакомство с представителями охраняемых видов животных России (виртуальная экскурсия).

1

5.05

Тема 9. Правила поведения в природе

3

2

1

-

33

Основные правила поведения в окружающей среде.

1

12.05

34

Практическое занятие. Составление эмблем в защиту окружающей среды.

1

19.05

35

Подведение итогов. Защита исследовательских работ.

1

26.05

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. –240с.
  2. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ Художник В.Х. Янаев. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1998. – 192с.
  3. Ашиков Б.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 172с.
  4. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 288с.
  5. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8 – 9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1996.- 72с.
  6. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996. – 122с.
  7. Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимишка», 2002. – 96с.
  8. Голицын А.Н. Экология вашего дома. – М.: СОЛОН-Пресс, 2003. – 240с.
  9. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по эколгии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 56с.
  10. Голубев И.В., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. –189с.
  11. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
  12. Гуленкова М.А., Красникова А.А.  Летняя полевая практика по ботанике: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – 2-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.
  13. Двинский В.М. Экологический менеджмент. Основы экологической культуры. Учебное пособие. Книга 1, 2.- Екб.: ООО «УралЭкоЦентр»,2001. – 295с.
  14. Илюшина И.И. Школьные лесничества. Книга для учителя. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1986. – 96с., ил.
  15. Исследовательский проект «Фенология птиц»: Методическое пособие. А.С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1996. – 13с.
  16. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9 – 10 кл. сред. шк. /Сост.  А.Н.Захлебный. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.
  17. Кеммерих А.О. Следопыт. Библиотека туриста. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 68с.
  18. Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроках/Художники Г.Ю. Горшков, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 256с.
  19. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профизда, 1986. – 119с.
  20. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. – М.: Пищ. пром-ть, 1980. – 148с.
  21. Куликова Г.В. Юному лесоводу. – М.: Россельхозиздат, 1987. – 79с.
  22. Ласукова Р.Ю. Лекарственные растения: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999. – 128с.
  23. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб: СОЮЗ, 1998. – 80с.
  24. Лес России. Энциклопедия /Под общ. ред. А.И. Уткина, Г.В. Линдемана, В.И. Некрасова, А.В. Симолина, - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. –447с.
  25. Мацюцкий С. Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1988 (Мир туристских интересов). – 86с.
  26. Мельчаков Ю.Л. Окружающая среда: контроль и рекомендации. Часть 1/ Екатеринбург, 1999. – 58с.
  27. Методы метеорологических наблюдений: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1997. – 21с.
  28. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996. – 21с.
  29. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.
  30. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272с.
  31. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. Учеб. пособие  для студентов биол.специальностей пед.ин-тов. Изд. 3-е, перераб. М.: Просвещение, 1975. – 171с.
  32. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений.: Кн. Для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...