Конспект творческого занятия для дошкольников, в том числе с ОВЗ и нарушениями речи (средний возраст) Тема: «Дымковская игрушка»
план-конспект

Крюкова Ольга Александровна

Педставлен конспект творческого занятия для дошкольников, в том числе с ОВЗ и нарушениями речи (средний возраст) по теме: «Дымковская игрушка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект творческого занятия для дошкольников, в том числе с ОВЗ и нарушениями речи (средний возраст)

Тема: «Дымковская игрушка»

Задачи:

Обучающие:

– учить конструировать из бумаги фигуру с использованием щелевого соединения;

– познакомить детей с дымковской игрушкой.

Развивающие:

развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

* для детей с нарушениями зрительного анализатора: развивать тактильное восприятие и умение различать материалы наощупь.

Речевые (коррекционные):

– формировать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Воспитывающие:

воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

Оборудование:

Для детей: вырезанные шаблоны из белой бумаги (фигура куколки и юбка), краски, кисти, стакан-непроливайка, салфетка, клеенка.

Для воспитателя: предметы народного творчества (дымковская куколка), изображения Дымковских игрушек, образец воспитателя (конструкция фигурки), бумага, ножницы.

Ход занятия:

Сюрпризный момент для привлечения внимания детей. Раздается стук в дверь.

– Ребята, кто это к нам стучится? Давайте посмотрим.

Открываю дверь, на полу стоит почтовая коробочка.

– Ох, посмотрите-ка нам кто-то принес посылку. Вам интересно узнать, что находится внутри? Давайте откроем и посмотрим что же в ней лежит.

– Ребята, что это? (игрушки) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках?

Знакомлю детей с дымковской игрушкой, рассказывая о месте возникновения (демонстрирую иллюстрации, образцы глиняных фигурок).

– С высокого берега реки Вятки, на котором стоял город Вятка, было видно село Дымково. А почему оно так называлось? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская». Вначале в Дымково лепили свистульки: петушок, конек, уточка… и на весенней ярмарке затем продавали этот веселый товар. Охотно разбирали игрушки и взрослые, и дети. Свистом оглашалась вся округа. Оттого и получил этот весенний праздник «Свистунья». В наше время город называется Киров и там кроме свистулек лепят различные разноцветные фигурки барышень, кавалеров, животных в смешных нарядах.

*Коррекционная работа:  А вот из чего их делали, вы узнаете сами. Для этого вам надо пощупать те материалы, которые я вам буду предлагать.

Предлагаю к изучению либо различные лепные материалы (пластилин, тесто и масса для лепки, кинетический песок, глина), либо предметы, сделанные из различных материалов (дерево, стекло, пластмасса и др.).

– Ребята, давайте рассмотрим дымковские игрушки. Скажите, какого цвета сами игрушки? (белого).

– Правильно, белого. Это от того, что лепили игрушки из красной глины, высушивали в печах, а затем покрывали белым цветом.

– Скажите, а какие они? (веселые, яркие, нарядные, красивые)

– Ребята, а из какого материала делали дымковские изделия? (глина)

– Как вы думаете, какими они получались, если они были сделаны из глины? (глиняные)

Речевая коррекционная работа:

– Но ведь в старину делали предметы не только из глины? А какие предметы получались из дерева? Кожи? Шерсти? Стекла? Луба? Материи? Металла? Железа? Олова? Льна? Бересты? Земли? И т.д.

Дети упражняются в образовании имен прилагательных от имен существительных. При необходимости корректирую получаемые слова.

– Молодцы! А теперь давайте рассмотрим дымковский узор!

– Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки).

– А какого цвета эти фигуры? (ответы детей).

– Сейчас мы с вами немного отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.

Физкультминутка:

Держим кисточку вот так:

Это трудно?

Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

(Рука опирается на локоть, кисточку держат тремя пальцами, выше металлической части. Движения кистью руки по тексту. Кисточку держат вертикально. Выполняют тычки без краски на листе).

– А давайте сегодня мы с вами побудем в роли дымковских мастеров и создадим фигуру куколки, а затем распишем ее узорами.

– Игрушку можно не только слепить из пластилина или глины, но и можно сконструировать из бумаги, а затем уже расписать красками. Давайте рассмотрим образец. Он выполнен из белой бумаги, состоит из двух деталей (фигура куколки и ее юбка), которые скреплены щелевым соединением. Затем фигурка расписана красками.

– Давайте и мы с вами сделаем такую красивую Дымковскую девушку-крестьянку.

При помощи щелевого соединения дети скрепляют целую фигуру и юбку, выполняют геометрическую роспись на юбке, а рубашку и кокошник куколки полностью раскрашивают одним цветом.

В процессе выполнения работы оказываю индивидуальную помощь.

В конце занятия под фольклорную музыку устраивается ярмарка-выставка (анализ детских работ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме "Дымковская игрушка"

Цель: познакомится с народной дымковской игрушкой. научить навыкам лепки дымковской игрушки- коня...

Творческий проект по теме "Дымковская игрушка"

Знакомство с историей возникновения дымковской игрушки. Где она зародилась, для чего нужна ? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. Изготовление ее своими руками....

Конспект урока технологии на тему "Дымковская игрушка"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы...

Занятие на тему «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА».

Занятие для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.Тема: "Дифференциация звуков С-З"Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Наши игрушки».

Цель: закрепить понятие «игрушки», учить называть игрушку по описанию и самим описывать её, познакомить детей с новыми игрушками, которых раньше не было в группе; углубить представления об...

Методическая разработка. Цикл практических занятий по краеведению в группе продленного дня на тему "Дымковская игрушка"

Представлен цикл занятий для младших школьников с целью развития наглядно-образного мышления, расширения общего кругозора и знаний о родном крае. Цикл включает беседу, посещение тематической выставки,...