Рабочая программа по кружку «Гимнастика ума»
методическая разработка (3 класс)

Название кружка – «Гимнастика ума». Что же это значит? Слово «гимнастика» в представлении детей связано со спортивными упражнениями на кольцах, перекладине, брусьях, с красивыми движениями под музыку с обручем, мячом, лентами, со спортивными соревнованиями. Дети любят заниматься гимнастикой – бегать, прыгать, подтягиваться на турнике. Занятия гимнастикой помогают стать ловким, сильным, гибким, стройным, выносливым. Гимнастика ума – это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью которой дети научатся чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать. Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, или умственную культуру, так же как сила, ловкость, выносливость и многое другое составляют физическую культуру. В процессе изучения курса учащиеся расширяют свой словарный запас, активный и пассивный, знакомясь с новыми словами, словосочетаниями, фразеологическими оборотами.  Проблема развития логического мышления, познавательных способностей  в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Занятия помогают привить любовь к предмету, сформировать умение самостоятельно добывать знания, научить логически мыслить,  они являются важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия детей,  позволяют контролировать правильность выполнения заданий, оценивать уровень учебных достижений, способствуют отработке  практических навыков, расширению кругозора учащихся.Занимательные и нестандартные задания соответствуют возрастным особенностям детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             МБОУ «УСШ»

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

      ____________/Левчук О.Н./

 «   » ____________ 2021__ г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор УМСОШ

________/Додонов В.А./

 «   »  _________  2021 __ г.                    

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Гимнастика ума»

для  3 классов

уровень: общеобразовательный

Разработчик

Куприяшкина Л.И.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по кружку «Гимнастика ума» составлена на основе:

  • Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Федерального Государственного Образовательного стандарта (II)/пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 2011.

Название кружка – «Гимнастика ума». Что же это значит? Слово «гимнастика» в представлении детей связано со спортивными упражнениями на кольцах, перекладине, брусьях, с красивыми движениями под музыку с обручем, мячом, лентами, со спортивными соревнованиями. Дети любят заниматься гимнастикой – бегать, прыгать, подтягиваться на турнике. Занятия гимнастикой помогают стать ловким, сильным, гибким, стройным, выносливым. Гимнастика ума – это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью которой дети научатся чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать. Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, или умственную культуру, так же как сила, ловкость, выносливость и многое другое составляют физическую культуру. В процессе изучения курса учащиеся расширяют свой словарный запас, активный и пассивный, знакомясь с новыми словами, словосочетаниями, фразеологическими оборотами.  Проблема развития логического мышления, познавательных способностей  в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Занятия помогают привить любовь к предмету, сформировать умение самостоятельно добывать знания, научить логически мыслить,  они являются важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия детей,  позволяют контролировать правильность выполнения заданий, оценивать уровень учебных достижений, способствуют отработке  практических навыков, расширению кругозора учащихся. Занимательные и нестандартные задания соответствуют возрастным особенностям детей.

Данная программа направлена на:

  • развитие мышления и речи учащихся ;
  • формирование умения грамотно и аргументированно обосновывать свои действия, последовательно и доказательно излагать свои мысли
  • развитие индивидуальных творческих способностей;
  • развитие и углубление полученных знаний и приобретённых навыков.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие  пространственного воображения, логического мышления, памяти;
  • овладение опытом практической деятельности, воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
  • формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с планированием и организацией умственной  деятельности;
  • формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и системно - деятельностном подходе.

Характерными особенностями программы являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;
  • применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами (окружающий мир,  литературное чтение, изобразительное искусство и др.) для решения  задач.

    В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты умственной  деятельности, личностная и общественная значимость развития мыслительных  процессов.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой.

Для реализации рабочей программы на занятиях кружка используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые задания, справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы.

             Задачей обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования является формирование универсальных учебных действий.

В области познавательных общих учебных действий:

  • свободно ориентироваться в разных книгах;
  • работать с текстом; выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации, текстами и иллюстрациями к текстам.

В области коммуникативных учебных действий:

  • коммуникация как сотрудничество (работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)
  • коммуникация как взаимодействие (понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; находить  подтверждение своей позиции или высказанным точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели).

В области регулятивных учебных действий:

  • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

В области личностных учебных действий:

  • Возникновение интереса ребёнка к материалу занятий.
  • Знания об основах моральных норм, приобретение опыта положительного отклика на чувства, поступки других людей.
  • Осознание ребёнком себя как гражданина России, осознание своей этнической принадлежности.
  • Восприятие русского языка как средства межнационального общения.

Основные критерии оценки деятельности учащихся:

  • правильное, качественное выполнение заданий педагога;
  • осознанное выполнение задания;
  • трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
  • соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены;
  • участие в конкурсах, олимпиадах.

  Распределение материалов по годам обучения распределяется и планируется педагогом.

Тематическое планирование

 34часа в год (1час в неделю)

Темы занятий

Всего

1.Вводное занятие. Техника безопасности. Ознакомление с литературой.

2.Игры на развитие концентрации внимания. Графический диктант.

3. Игры на тренировку внимания, развитие мышления.

4. Игры на тренировку слуховой памяти, развитие мышления.

5. Игры на тренировку зрительной памяти, развитие мышления.

6. Игры на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций.

7. Игры на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

8. Задания для формирования умения выделять существенные признаки предметов.

9. Игры на развитие двигательной памяти.

10. Диагностика памяти.

11 - 12. Игры на развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций.

13 – 14 . Задания на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

15. Упражнения со спичками.

16 -17. Задания на сравнение предметов и явлений.

18. Задания на смекалку. Занимательные квадраты.

19. Олимпиада.

20 -21. Нестандартные задачи.

22. Ребусы.

23. Анаграммы, шарады.

24. Числа в пословицах.

25. Задачи на узнавание объекта по описанию.

26 -27. Аппликации из геометрических фигур.

28.Кроссворды. Разгадывание и составление кроссвордов.

29. Викторины.

30 -31.  Загадочная геометрия.

32.Диагностика развития внимания, памяти.

33. Олимпиада.

34. Итоговое занятие.

2ч.

1ч.

Итого за первый год

34ч.

Содержание программы

 

Ознакомление учащихся с содержанием работ, целями и задачами кружка в учебном году.

Знакомство с организацией рабочего места. Режим занятий. Материалы и инструменты, необходимые для работы.  Диагностика умений и навыков.

Игры на развитие внимания; слуховой, зрительной, двигательной памяти, логического  мышления, воображения,  совершенствование мыслительных операций.

Задачи на  развитие аналитических способностей и умения рассуждать, сравнение предметов и явлений, узнавание объекта по описанию, для формирования умения выделять существенные признаки предметов. Графические диктанты.

Задания на смекалку, занимательные квадраты, упражнения со спичками (составление геометрических фигур, их преобразование).

Нестандартные задачи, ребусы, анаграммы, шарады, кроссворды, викторины.

Олимпиады.

Формы итогового и промежуточного контроля.

Тестирование.

Устный опрос, фронтальная и индивидуальная беседа.

 Работа в парах сменного состава, группах.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Формы и методы проведения занятий.

Беседа, практические занятия, контроль, олимпиады, соревнования, конкурсы.

Учебно-методическое обеспечение

        Для учителя:

1. Григорьев Д. В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

2. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика.-Москва, издательство «РОСТ», 2011.

3. М.А.Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. Москва «Детская литература», 1989.

4. Линетт Лонг. Загадочная геометрия. Минск. ООО «Попурри», 2006.

5. О.А.Ефремушкина. Школьные олимпиады. Издательство «ФЕНИКС», 2004 г.

6. И.Л. Никольская, Л.И.Тигранова. Гимнастика для ума. Издательство «ЭКЗАМЕН», 2012.

7. В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай. Пособие для учащихся начальной школы.СПб.: ЛАНЬ, 1994 г.

8. О.В.Узорова Все предметы начальной школы в викторинах. ООО «ИздательствоАстрель», 2002.

9. Л.Ф.Тихомирова. Логика. Ярославль: Академия развития, 2002 г.

10. М.И.Моро, С.И.Волков. Для тех, кто любит математику. 3 класс. Москва. «Просвещение»,2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка "Родничок"

При построении  программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:¾ познавательном;¾ познавательно-развлекательном;¾ практическом;¾ и...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Гимнастика для ума"

Рабочая программа кружка "Гимнастика для ума" 1 класс. Общеинтнтеллектуальное  направление...

Рабочая программа по ритмической гимнастике

Муниципальное автономное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 1 Рабочая программапо ритмической гимнастики Предмет: Ритмика. 3гУчитель: Четверикова Л.Л..Система обуч...

Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»

      Рабочая программа занятий кружка «Гимнастика для ума»  в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовате...

Рабочая программа по кружку "Веселые нотки", рабочие программы по музыке для 1,2,3,4 классов по УМК "Планета знаний"

Пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематический план...

Рабочая программа по корригирующей гимнастике (плоскостопие) для учащихся 1-4 класса

Рабочая программа по корригирующей гимнастике (плоскостопие) для учащихся 1-4 класса...