Предметно-тематический классный час "Зимующие птицы нашего края" 3 класс
методическая разработка (3 класс)

Карпова Анна Александровна

Заколдован невидимкой,

дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

подвязалась сосна.

                                       (С.Есенин).

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом  верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это…птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

 Зимующих птиц в наших краях остаётся не так много. В основном это наши воробушки. Синиц, дятлов, снегирей, свиристелей, поползней очень мало. А ведь каждая птичка – украшение нашей жизни. Надо помочь выжить каждой птичке.

Эта тема близка детям, особенно сельским. Дети с удовольствием делают для своих пернатых друзей кормушки.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки –

Угадайте, кому?

Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. В природе всё удивительно, в ней множество загадок - только разгадывай!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_zimuyushchie_ptitsy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Знаменская средняя школа»

Угранский район Смоленская область

Предметно-тематический классный час

«Зимующие птицы нашего края»

3класс

                                                                                              Подготовила учитель

                                                                                            начальных классов

                                                                                  Карпова А.А.

с.Знаменка

2019-2020учебный год

Классный час.

Тема: «Зимующие птицы».

Цели: 

-Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.

 -Уточнение знаний учащихся о значении природных условий для  жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязи в природе.

- Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию.

 - Уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

-Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

 -Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

 Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, таблицы «Птичья кормушка», «Наблюдение за зимующими птицами», иллюстрации различных видов кормушек, видов кормов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Введение.

Заколдован невидимкой,

дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

подвязалась сосна.

                                       (С.Есенин).

2. Значение птиц в природе.

- Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их  называют зимующими птицами.

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе?  (Создают красоту природы. Являются санитарами леса. Способствуют размножению растений.)

3. Птицы зимой.

- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом  верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это…птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

Игра «Узнай птицу».

(Учитель проводит игру «Узнай птицу». По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа верно, её иллюстрация помещается на лоске.)

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

Синица.   Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на голове чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко жёлтое.

Дятел.  У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Снегирь.  У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета.

Клёст.  Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным клювом.

Сорока.  Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

ВоронаУ этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими ногами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.

( По мере отгадывания на доске появляются иллюстрации с изображением птиц, и учитель дополняет знания учащихся по каждой птице).

             Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

             Синицы -  очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом  им помогают их длинные и острые когти.

             В наших лесах  чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей «кузнице»  шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

            Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд  более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-8 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом  темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

             Клестов называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клёст не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

               Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

- Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц зимнего леса. Кого из птиц можно ещё встретить зимой, расскажут вам ваши товарищи. (Учащиеся рассказывают стихотворения о различных зимующих птицах.) ( Используются стихи А.Барто).

4. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.

- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

  5. Кормушки и их виды.

(Ученица читает стихотворение).

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки –

Угадайте, кому?

-Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?

(Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек. На доску прикрепляются рисунки разнообразных кормушек.)

- Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить в саду, на дереве перед окном. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

              Для того чтобы правильно провести наблюдение за птицами, давайте познакомимся с правилами наблюдения за зимующими птицами:

  1. Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
  2. Выясните, какие птицы, какой поедают корм.
  3. Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

- Давайте воспользуемся некоторыми из этих правил и понаблюдаем за птицами на кормушке, изображённой на таблице.

(Дети подсчитывают птиц разного вида и по опыту вспоминают, как ведут себя птицы на кормушке.)

6. Корм птиц.

-Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

                 Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

                 Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена  крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе – сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веников. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать её лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц,  поползней и дятлов. Салом (несолёным) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а также для ворон, галок и сорок. Кусочки несолёного сала и мяса подвешивают на ниточках.

- Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим. Игра «Определи корм». С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4-6 человек.

- Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой! ».

7. Конкурс загадок о птицах.

    1. Забияка и воришка,

        Носит серое пальтишко,

        На лету хватает крошки

        И боится хитрой кошки.            (Воробей).

  1. Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор,

 Хвост, как упор.                (Дятел).

  1. Красногрудый, чёрнокрылый.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

  1. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.         (Сорока).

  1. Бела, как снег,

Черна, как жук,

Зелена, как лук.

Вертится, как бес,

и повёртка – в лес.                      (Сорока).

  1. Птица – сестрица есть у грача,

Имя  своё называет, крича.          (Галка).

  1. И сильна, и хитра,

- Кра-а! – кричит она с утра.

Поживиться серая

Прилетела первая.                     (Ворона).

  1. Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?                                  (Ворона).

  1. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

- Клё, клё, клё! – поёт со свистом.                            (Клёст).

  1. Чьи малыши в лесной глуши

В холод лютый раздеты – разуты?              (Птенцы клестов).

  1. Днём спит, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот.                     (Сова).

12.Как зовут почтальона,

     Которому адреса не пишут

     И на словах не говорят,

     А он всё – таки письмо доставляет?                  (голубь).

8. Викторина    «Знаешь ли ты?».

1. Какие птицы выводят птенцов зимой?          (клесты).

2. Почему в гнёздах ворон, сорок, скворцов и некоторых других птиц можно обнаружить разные блестящие предметы: металлические шарики, пряжки, булавки, кусочки стекла и т.д.?              (Потому что эти птицы наделены странной особенностью собирать, (а иногда и воровать в домах) и тащить в гнездо разные блестящие предметы.)

3.  Какие растения являются столовой для птиц?                (черёмуха, рябина, боярышник и т. д.).

4.  Какие птицы едят грибы?                                 (Глухари).

5.  какая синица самая крупная?                            (Синица большая).

6. Как животные помогают растениям распространять плоды и семена?           (Склёвывают плоды и семена).

7.  Почему дятлы и клесты особенно любят еловые леса?             (Потому что основной их корм зимой – семена из еловых шишек).

8.  Какая птица живёт дольше всех остальных?          (Ворона. Живёт до 120 лет).

9.  Какую птицу называют лесным доктором?              (Дятла).

10.  С помощью чего учёные выясняют пути перелётов птиц?        (С помощью кольцевания).

9. Тест на правильность утверждения.

Дети записывают в столбик числа с 1 до 16. Учитель читает вопросы. Если учащиеся считают, что в предложении всё сказано правильно, они ставят «+» (крестик), если неправильно – «0» (ноль).

а)   Прячутся ли насекомые к зиме? (+).

б)   Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? (0).

в)    Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+).

г)   Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (0).

д)   Ворона, дятел, клёст – зимующие птицы? (+).

е)   Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? (+).

ё)   Согласны ли вы  с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+).

ж)   Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+).

з)    Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0).

и)   Заяц не меняет шерсть, строит дом, делает припасы. Верно ли это? (0).

к)   Верно ли, что белка меняет цвет шерсти, утепляет жилище, делает припасы?  (+).

л)   Согласны ли вы с утверждением, что медведь питается жиром, делает берлогу, всю зиму спит? (+).

м)    Верно ли, что ежи и змеи спят зимой? (+).

н)    Кабаны, лоси, волки делают запасы на зиму, строят жилища. Верно ли это? (0).

о)   Верно ли, что зимой люди  в парке сгребают листья, убирают урожай? (0).

п)   Согласны ли вы с утверждением, что зимой люди задерживают снег на полях, сгребают снег к стволам деревьев? (+).  

Ответы ученика: 1)+; 2)0; 3)+; 4)0; 5)+; 6)+; 7)+; 8)+; 9)0; 10)0; 11)+; 12)+; 13)+; 14)0; 15)0; 16)+.

10. Конкурс художников. Нарисовать птицу с закрытыми глазами. Коллективное творчество. Один ученик рисует туловище, другой – крылья, третий – голову, четвёртый – клюв и так далее.

11. Подведение  итогов.

      Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чём оно.

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее ещё детворы?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

- О чём это стихотворение? Что хотел сказать автор? А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения  и прочтём фразу, которая  получится. ( Сохраним природу земли). Об этом мы должны помнить всегда!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Птицы - наши друзья" 3 класс

Классный час с презентацией и элементами соревнования. В ходе данного занятия дети расширят знания о птицах, научатся работать в группе....

Классный час "Птицы -наши друзья"

Главная особенность данного классного часа состоит в организации природоохранной деятельности, а именно изготовление и развешивание кормушек, подкомка птиц....

Классный час: "Птицы - наши друзья"

Загадки о птицах, словарные слова,...

Классный час " Птицы нашего леса" 3 класс

Классный час на тему " Птицы нашего леса"...

Классный час Птицы - наши друзья

Класс сәғәте "Ҡоштар - беҙҙең дуҫтар"...

Классный час "Птицы - наши друзья"

Внеклассное мероприятие с целью воспитания ответственного отношения  к природе, к "братьям нашим меньшим"...

Классный час. "Птицы - наши друзья"

Цели:Познакомить учащихся с птицами родного края, показать необходимость защиты птиц.Развитие интереса к живой природе.Развитие речи, внимания, наблюдательности, мышления учащихся.Воспитание чувства л...