Конспект урока "Мимика и жесты"
план-конспект урока (2 класс)

Марченкова Ольга Владимировна

Данный материал может быть использован на уроках риторики и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mimika_i_zhesty.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Мимика и жесты"

Цели:

1.  Познакомить детей с несловесными средствами общения - мимикой и жестами; уместно использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;

2.  Развивать правильную, выразительную речь с использованием несловесных средств общения, логическое мышление, творческие способности учащихся.

3.  Воспитывать культуру поведения, навыки совместной деятельности, учить слушать, общаться.

Задачи:

  • помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи;
  • показать роль мимики и жестов в общении.

Оборудование: интерактивное средство «Мимика и жесты»

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами и гостями.

Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

Ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить; всё нужно себе, кроме улыбки. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко.

II. Дыхательная гимнастика.

а) Представьте, что вы пришли на выставку цветов и почувствовали их восхитительный аромат.

- Сделайте глубокий вдох - выдох.

б) Представьте, что перед вами 3 свечи.

- Сделайте глубокий вдох, слегка надуйте щёчки, задуйте свечи тремя порциями воздуха.

в) – Вдох. На выдохе произнесите: “Плыли по небу тучки. Тучек четыре штучки:

От первой до третьей люди, четвёртая была верблюдик”.

III. Актуализация знаний.

- Чему учит риторика? (говорить отчётливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, искусно, умело)

- Для чего людям нужна речь?

- Сегодня в гости к нам на урок пришла знакомая нам принцесса из страны Грамматика. А зовут ее - Речь. Она принесла нам шарики, на которых написаны названия средств выразительности речи. Давайте вспомним о них.

1 шарик со словом “громкость”

- Какой может быть речь? (Громкой, тихой, нормальной)

- От чего это зависит? (От ситуации)

- Когда следует говорить тихо? Громко?

- А как надо говорить на уроке и на переменах?

2шарик со словом “темп”

- Что такое темп?

- Что помогает нам внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки?    (чистоговорки)

Ба-ба-ба – из окна торчит труба.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ре-ре-ре – метём сор во дворе.

- Что еще помогает нам развивать правильную речь? (скороговорки)

Проворонила ворона воронёнка.

3 шарик со словом “тембр”

- Что такое тембр? (Окраска голоса)

- Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою окраску и позволяет отличать её от речи других людей.

На прошлом уроке мы учились с вами разговаривать по телефону. Посмотрим,  какие сценки вы подготовили дома.

(Диалоги анализируются. Обратить внимание на стиль общения при разговоре с разными людьми по телефону.)

– Какой вывод можно сделать о правилах вежливого разговора по телефону?

– Надо говорить вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

IV. Совместное открытие нового.

- Можем ли мы “говорить” без слов?

- Да, иногда можно сказать и без слов.

- Сегодня вы узнаете новое об устной речи, о помощниках слова. Ваша задача: быть внимательными, активными, давать полные ответы на вопросы, немного быть артистами. А пока мы немного отдохнем.

V. Физкультминутка "Страус Кукки”.

Страус Кукки встал с постели,

Поразмял свои бока,

Поразмял себе и шейку,

Словно длинную линейку.

Поворочал головой –

Вправо, влево:

Что с тобой?

Перья в стороны торчат,

Ноги что-то не стоят.

Потянулся клювом к луже,

Заглянул туда поглубже.

Посмотрел и так, и сяк,

А прическа – кавардак!

Это можно все поправить:

Перышки слегка пригладить,

Выпрямить осанку, заварить овсянку,

Сладко потянуться и просто улыбнуться!

- Какое средство выразительности вы использовали, улыбаясь, друг другу? Что такое мимика?

Мимика – выразительные движения мышц лица. Одна из форм проявления чувств человека.

А когда вы изображали страуса, что использовали?  Движения не только руками, но и головой, плечами и другими частями тела.

Что такое жест? Жест – движение рук, пальцев, головы во время речи.

VI. Постановка учебной задачи.

- Ребята, хотите ли вы научиться распознавать мимику и жесты? Назовите тему нашего занятия. Какую задачу мы перед собой поставим? Для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестами? (Мимику и жесты мы используем, чтобы наша речь была более убедительной и понятной, яркой и успешной; чтобы нас понимали, и общаться с нами было легко).

VI. Первичное закрепление.

1)Мимику и жесты мы использовали, чтобы в нашей разминке рассказать о забавном страусе. А раньше вы использовали какие-то жесты?

Учитель просит тишины, поднося указательный палец к губам.

Потом, обращаясь к одному ребёнку, жестами просит его подняться и вновь сесть на место.

- Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова? Какие существуют жесты?

  • кивок головой – да
  • покачивание головой – нет
  • погрозить пальцем – не шали
  • палец к губам – тихо
  • рукой помахать – до свидания
  • рука, ладонями вниз – садитесь
  • рука, ладонями вверх – встаньте
  • ладонь немного согнута – иди ко мне
  • Какое средство выразительности вы использовали?

2) Игра «Угадай настроение».

Водящий отворачивается к доске, учитель показывает карточку с изображением мимики, дети в кругу изображают соответствующее настроение. Водящий должен «прочитать» мимику и назвать настроение, которое передают с её помощью игроки.

3) - Ребята, людям каких профессий нужно владеть мимикой и жестами? (актер, певец, учитель,…)

Актеры пользуются мимикой и жестами, чтобы создать на сцене интересный выразительный образ. Сейчас вы просмотрите фрагмент из балета, танец исполняет великая балерина Майя Плисецкая. По ее жестам вы должны определить образ, который она исполняет.

(Балет «Лебединое озеро».  Танец «Умирающий лебедь»)

Обсуждение после просмотра.

VII. Вывод.

Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Чем полезна тема сегодняшнего урока?

- Для  чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестами, уметь «читать» их?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

VIII. Подведение итогов урока.

- Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наш сегодняшний урок вас чему-то научил, я очень рада.

IX. Рефлексия.

Ребята, давайте заселим наше здание человечками. Если занятие прошло для вас с пользой, и  мы достигли целей нашего занятия  - поселите веселого человечка, а если урок вам не понравился, то грустного. (На плакат с изображением многоэтажного здания в окна дети прикрепляют вырезанные из бумаги смайлики)

- Вспомните, мы начали наше занятие с улыбки. Давайте улыбкой и закончим наш урок. Улыбнитесь друг другу.

Клип песни «Улыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по английскому языку для 1 класса по теме "Фразы и жесты приветствия и прощания".

 Занимательный английский (1 класс). Внеурочная деятельность. Тема 1 «Я и моя семья». Занятие 1 «Фразы и жесты приветствия и прощания»....

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

Конспект классного часа во 2 классе по теме "Жесты регулировщика"

Конспект классного часа во 2 классе по теме "Жесты регулировщика"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении"

Конспект урока разработан с применением здоровьесберегающих технологий по программе В. Базарного (парты-конторки, кресты, метки)...

Конспект урока речи и коммуникативной коммуникации в 1 классе VIII вида на тему "Выражение жестами удовольствия (неудовольствия). Разукрашивание (фрукты)"

Конспект урока речи и альтернативной коммуникации для специальной коррекционной школы психолого-педагогической поддержки...

План - конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Закрепление символа и жеста «Низ».

Цели:- Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие через упражнения на сравнение, анализ и синтез.- Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.- Формировать позитивную эмоциональн...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе «Мимика и жесты. Пантомима»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности (социальное направление) поможет учителям использовать несловесные  средства общения (мимика и жесты)...