Внеурочная деятельность "Азбука добра"1 класс.
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Бородкина Елена Валерьевна

Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl._azbuka_dobra.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения курса «Азбука добра»

 Личностные.В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Метапредметные. Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Предметные. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

 Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

  • Использовать в речи слова вежливости.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
  • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

 Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

 Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
  • Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • Использовать доброжелательный тон в общении.
  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тема 1.Мы пришли на урок(1ч).

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

Тема 2.Правила поведения на уроке(1ч).

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

Тема 3.Зачем нужны перемены?(1ч)

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

Тема 4. Правила поведения на перемене(1ч)

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

Тема 5. Мы – в школьной столовой.(1ч)

Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

Тема 6. Правила поведения в столовой.(1ч)

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

Тема 7. Как быть прилежным и старательным.(1ч)

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

Тема 8. Зачем нужны «вежливые»слова.(1ч)

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра.

Тема 9. Доброжелательность.(1ч)

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок.

Тема 10. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.(1ч)

    Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами.

Тема 11. Общение по телефону.(1ч)

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

Тема 12. Мой учитель.(1ч)

Конкурс рисунков.          Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок.

Тема 13. Общение со взрослыми.(1ч)

Чтение и обсуждение отрывков книг.  Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

Тема 14. Добро и зло.(1ч)

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

Тема  15. Думай о других: сочувствие – как его выразить? (1ч)

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

Тема 16. Эмоции.(1ч)

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение.

Тема 17. Наши имена. (1ч)

Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

Тема 18. Моя семья. (1ч)

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.

Тема 19. Старательность – помощник в учебе.(1ч)

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

Тема 20. . Старательность – помощник в учебе.(1ч)

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

Тема 21. Как мы трудимся: в школе и дома.(1ч)

Конкурс рассказов.

Тема 22. Как мы трудимся: в школе и дома.(1ч)

Дидактическая игра.

Тема 23. Бережливость: каждой вещи свое место. (1ч)

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

Тема 24. Бережливость: каждой вещи свое место. (1ч)

Наведение порядка в кабинете.

Тема 25-26. Основные правила Мойдодыра.(2ч)

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»  

Тема 27. Учимся не болеть.(1ч)

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Тема 28. Каждой вещи свое место.(1ч)

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Тема 29. Правила поведения на улице.(1ч)

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

Тема 30.Правила поведения в транспорте.(1ч)

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

Тема 31. Правила поведения в гостях.(1ч)

Знакомство с правилами поведения в гостях.

Тема 32. «Спасибо» и «пожалуйста». (1ч)

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

Тема 33. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». (1ч).

Тема 34. Организация и проведение итогового мероприятия.

Формы проведения занятий

-игры

-беседы

Просмотр тематических фильмов

-экскурсии

-конкурсы рисунков

- разыгрывание сценок

-круглые столы

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Мы пришли на урок.

1

2

Правила поведения на уроке

 1

3

Зачем нужны перемены?

1

4

Правила поведения на перемене

1

5

Мы – в школьной столовой.

1

6

Правила поведения в столовой

       1          

7.

Как быть прилежным и старательным.

1

8

Зачем нужны «вежливые» слова

1

9

Доброжелательность

 1

10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

11

Общение по телефону

1

12

Мой учитель.

1

13

Общение со взрослыми

1

14

Добро и зло.

1

15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

16

Эмоции.

         1

17

Наши имена.

1

18

Моя семья.

1

19

Старательность -  помощник в учебе

1

20

Старательность -  помощник в учебе

1

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

23

Бережливость: каждой вещи своё место

1

24

Бережливость: каждой вещи своё место

1

25-26

Основные правила Мой додыра.

2

27

Учимся не болеть.

1

28

Каждой вещи свое место.

1

29

Правила поведения на улице.

1

30

Правила поведения в транспорте.

1

31

Правила поведения в гостях.

1

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

33

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

34

 Организация и проведение итогового                                                            

1

                                                                        Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса

Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука добра 3 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...