Краеведческий марафон
классный час

Шалимова Валентина Александровна

Внеурочное занятие, направленное на воспитание чувства любви к малой родине, интереса к истории своего края и краеведческой литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_marafon.docx954.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская  основная общеобразовательная школа

 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Внеурочное занятие 

«Краеведческий марафон»

Автор: Шалимова Валентина Александровна,

учитель начальных классов

Стаж работы: 20 лет

Квалификационная категория: первая

2018 г.

Тема занятия:  « Краеведческий марафон»

Цель: патриотическое воспитание школьников на основе краеведческого материала, воспитание чувства любви к малой родине, интереса к истории своего края и краеведческой литературе.

Задачи: - продолжать изучение истории родного края, некоторых его достопримечательностей;

               -расширяя и уточняя знания об окружающем мире продолжать обогащать, активизировать словарь детей;

               -закрепить  понятия «геральдика», «регламент», развивать умения объяснять эти понятия;

                - формировать   у детей образ родной страны, родного края;

               - развивать  исследовательские навыки; навыки работы в группе

              - воспитывать  чувство любви к малой родине, уважение к товарищам, бережное, ответственное отношение к природе, организованность, дисциплинированность.

Форма организации: игра - марафон

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, музыкальное сопровождение, карта Воронежской области, раздаточный материал для работы в группах (конверты с заданиями, ручки, фотослайды растений, животных, заповедников, гербов Воронежской области) светофоры, игрушки-пищалки 2 шт., жетоны разной цветовой гаммы, дополнительная литература по теме.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, технология развития критического мышления, проблемное обучение, игровые технологии, исследовательская деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные:  у обучающихся будут  сформированы: умение принимать и уважать базовые ценности « родина», «край», умение оценивать своё отношение к собственной деятельности, к деятельности своих сверстников; обучающиеся приобретут опыт: внимательного отношения в собственным переживаниям и  переживаниям к других  людей.

Метапредметные: обучающиеся научатся  определять цель деятельности, план выполнения заданий; научаться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать свои задания; уметь работать в группе, договариваться друг с другом;  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении; слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Предметные: обучающиеся   получат возможность  извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации; видеть проблему и решать ее.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

1.Мотивационный этап (1-2 минуты)

Я рада вас видеть в отличном настроении. Посмотрите друг на друга и мысленно пожелайте успеха и хорошего настроения.

Дарят друг другу улыбки.

2.Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

3.Постановка темы и

цели занятия (3 мин)

Инструкции (5 мин)

Обобщение и систематизация знаний (20-25 мин)

Подведение итога занятия. Рефлексия

 ( 5-7 мин)

Наше занятие мы начнем с размышлений. Обратите внимание на слайд, прочитайте каждый про себя пословицу «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя»

- Как вы понимаете эти слова?

 Многое о том, что вы думаете про родину,  можно узнать из ваших сочинений.

Задание: На минутку закроем глаза и попробуем очутиться в своём любимом месте. ( Звучит музыка)

Как оказалось дорого и приятно это мгновение!

В народе говорят:  « Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории»

Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия.

- Что может быть милей

  Бесценного родного края?

  Там солнце, кажется светлей,

  Там радостней весна златая…

-У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к родному краю. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.  

 - Широки и необозримы просторы нашей великой и прекрасной Родины – России. Неотделимой частицей нашей страны является  Воронежская область, которая расположена в центре Русской равнины. Ее территория находится в двух природных зонах – лесостепной и степной. ( Демонстрация карты Воронежской области)

Природные ресурсы Воронежской области делают ее привлекательными для любителей охоты и рыбалки. Здесь расположено также множество домов отдыха, пансионатов и профилакториев, работающих во все времена года.

Игра «Краеведческий марафон»

- Чем будем заниматься?

- Какие задачи будем решать?

(вопросы  могут быть из области животного и растительного мира, культуры, истории нашего края).

- Что для этого надо нам сделать?

Надо:

- поделиться на две команды с помощью игры «Иван да Марья»

- выбрать капитана

- придумать название команде, которое подходило бы  к теме занятия

Правила игры:

  •  Регламент на подготовку
  • Право пользоваться дополнительной литературой
  • Участие в игре принимает каждый обучающийся
  • Итог игры подводим с помощью баллов, которые высчитываем жетонами
  • Готовность команды дать ответ подаётся сигналом

Игра «Светофор» (настрой на игру)

Конкурс 1. 

«Лекарственные растения нашего края»

http://saanvi.ru/img/photosession/zarisovki_022/zarisovki_022_05.jpg        http://kapushka.ru/wp-content/uploads/2016/05/Zveroboy.jpg  mat_macheha

ANd9GcQF-_EVLBPGz8bo9RJEL_D0maF-WmPUw4fSQWT1bJQXnmld23CP   http://babyzzz.ru/wp-content/uploads/2016/07/valeriana-lekarstvennaya.jpg       ANd9GcSfde_HBfK0SUA3pxPe-9SuLUAFu1UekC7ulWiRQ50SJBDIk0IOhA                                  

Перечислите правила сбора лекарственных растений.

Каждой команде по 3 вопроса. 

1. Назовите растение, которое даёт “сердечное” лекарство 

2. Назовите растение от 90 болезней 

3. Настой  какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки.

4. Листья  какого растения помогут остановить кровь? 

 5. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле.

6. Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре.

Конкурс 2.     «Грибы»

1. Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах?

2. Назовите грибы – “подснежники” 

3. Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. Что это за гриб? 

 4. Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство. 

5. Назовите грибы-двойники (съедобный и ядовитый) 

 6. Назовите грибы, в названиях которых есть названия растений. 

Конкурс 3. «Животные – предсказатели погоды»

Каждой команде даются конверты с заданиями.

Задание: закончить приметы.

1. Кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос – к холоду, носом кверху – к теплу.

2. Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.

3. Куры и голуби купаются в пыли – к дождю.

4. Пчёлы роем летят в ульи – к дождю.

5. Большие муравьиные кучи – к суровой (холодной) зиме.

6. Если белка много бегает – это к хорошей погоде.

Конкурс 4. «Кто в лесу живет?»

Слайды дети видят после того, как угадают животное.

 http://katyaburg.ru/sites/default/files/pictures/zabavnie_jivotnie/losi_foto_01.jpg           http://wildfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/11/Solovej2.jpg 

  http://www.ebftour.ru/images/import/67903ca50501455debc011e20bc76661.jpg            https://s1.1zoom.ru/big3/593/368552-sepik.jpg

1. Это  крупные животные, у них вытянутые морды и массивные головы, короткие хвостики, горб на спине и огромные уши, которыми звери могут вращать. Благодаря длинным ногам, они легко передвигается в сугробах, а от лютого холода их спасает теплый мех. У них хорошее обоняние и слух, однако, видят они не очень хорошо. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму.  

2.   Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. 

 3.  Зимой шкура этого зверька белая. Трусливость его   вошла в поговорку, не вполне справедливую. Просто у этих зверей выработался и накопился запас хитроумных уловок. Спасаясь, зверек может на ходу впрыгнуть в телегу и зарыться в сено. 

 4.  Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей.

 Конкурс 5.  «Конкурс капитанов»

(На экране слайд с четырьмя заповедниками)

https://fs00.infourok.ru/images/doc/254/259496/4/640/img18.jpg           https://cdn-tn.fishki.net/26/preview/1737335.jpg

http://photos.wikimapia.org/p/00/00/83/90/29_big.jpg           https://i.ytimg.com/vi/KnsAVs_fbOQ/maxresdefault.jpg

  1. Какой из данных заповедников расположен в трех районах Воронежской области?
  2. Природа этого заповедника удивительна и полностью оправдывает свое название. Идя, в этот заповедник, не забудь взять с собой теплые вещи.  
  3. Если вы хотите окунуться в мир первобытных людей, то вам нужно именно в этот заповедник.
  4. На эмблеме этого заповедника фигуры бобра и оленя и обрамление ветвей. Но своим созданием он обязан прежде всего бобру.           

         

Конкурс 6.  « Ядовитые растения»

Слайд с растениями на экране

ANd9GcSfde_HBfK0SUA3pxPe-9SuLUAFu1UekC7ulWiRQ50SJBDIk0IOhA  https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Aug/17/0756d377e69c4edc2c6e686c5968e002/5.jpg    https://www.interfax.by/files/2015-05/1184936-311233-16x189000.jpg

Назовите ядовитые растения.  

Конкурс 7.  «Геральдика»

На слайде гербы пяти районов. Задание: установите соответствие.

https://images.vector-images.com/36/bobrov_rayon_coa_n11834.gif                                                                Калачеевский               

 http://www.voronezh.izbirkom.ru/upload/medialibrary/5d2/g06.jpg                                                               Репьёвский

 http://www.vorob-rn.ru/upload/simbol_html_m7424004f.png                                             Верхнемамонский

 http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/kalach1.gif                                            Бобровский

http://www.bankgorodov.ru/public/photos/coa/749_bi.gif                                            Воробьёвский

После сдачи листов командами, делается проверка.

- Для чего мы провели такое занятие?

- Достигли  цели занятия?

Подведение итогов игры. Награждение.

Продолжи предложения:

Было интересно…

Было трудно…

Похвалю себя за то, что…

Похвалю одноклассников за то, что…

А можно отнести слова похвалы и ко мне? За что бы вы похвалили меня?

 

Обучающиеся  читают пословицу.

Высказывания обучающихся.

Выставка сочинений.

Закрывают глаза, вспоминают родимые места.

Читают, размышляют, дают ответы

Высказывают свои версии

Чтение стихотворения на фоне музыкального сопровождения:

Люблю донские берега –
Сторонушку родную!
В жаре, в дождях или снегах –
Люблю её любую!
Мне никогда не променять
Воронежского края:
Есть в нём святая благодать,
Я сердцем это знаю!

Ответы обучающихся

Определяют задачи занятия

Играют

выбирают капитана

придумывают название команде

Объясняют значение слова

С помощью «светофора» показывают своё настроение.

Ответ участников,  поиск информации.

(нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения).

(ландыш)

(зверобой)

(валериана лекарственная)

(подорожник)

Работают в группе, обсуждают, приходят к единому мнению.

(мать-и-мачеха)

(цветки липы)

(Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.)

(строчки, сморчки)

(Бледная поганка)

(мухомор)

(опята: ложный и настоящий; белый гриб и желчный, сатанинский; лисички: ложные и настоящие)

(подберезовик, подосиновик, поддубовик, еловый груздь)

Работают в группе

Рассуждают, ищут  информацию

 

Вписывают нужные слова

Обсуждают, приходят к единому мнению, отвечают.

(Лоси)

(Соловей)

(Заяц)

(Белка)

Высказывают своё мнение

(Хопёрский заповедник)

(Дивногорье)

(Костёнки)

(Воронежский биосферный заповедник)

Рассуждают,  высказывают своё мнение, отвечают.

(Ландыш, волчье лыко, вороний глаз)

Объясняют значение слова

У каждой команды листы с изображением гербов и названием районов. Обучающиеся  устанавливают соответствие.

Работают в группе с литературой, обсуждают, приходят к единому мнению.

Ответы обучающихся

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...

Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"

Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...

Краеведческий марафон "Знаешь ли ты свой край"

Краеведческий марафон. «Знаешь ли ты свой край», посвященный 300-летию Кемеровской области. Цель: Воспитание у детей интереса и любви к родному краю. Задачи: расширение кругозора...

Краеведческий марафон "Знаешь ли ты свой край"

Краеведческий марафон. «Знаешь ли ты свой край», посвященный 300-летию Кемеровской области. Цель: Воспитание у детей интереса и любви к родному краю. Задачи: расширение кругозора...

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...