Методическая разработка "Работа с родителями"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Алексеева Татьяна Алексеевна

Методическая разработка  "Работа с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями осуществляется для повышения компетенции родителей, которые должны правильно организовать процесс воспитания своего ребенка в семье для того, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком, готовым трудиться в современном обществе на благо своей страны. Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, демонстрация результатов обучения детей их родителям.

        Современных родителей можно условно разделить на три группы.

Первая -  родители–наблюдатели.

Они редко появляются в учреждении, при этом стараются быть незаметными.

Вторая – родители-помощники.

Родитель - помощник активно участвует в жизни коллектива и тесно взаимодействует с педагогами, он заинтересован в успехах своего ребенка. Между ребенком, родителем и педагогом есть необходимое взаимное доверие.

Третья группа - родители оппоненты.

Такие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять, считая, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность».

Ситуация настоящего времени такова, что все три категории присутствуют в каждом коллективе, разница лишь в их процентном соотношении. Конечно, хорошо, когда помощников у вас больше, но это не значит, что надо закрыть глаза на существование двух других категорий. И поэтому задача педагогов заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников, поиске способов превращения оппонентов в наблюдателей, а наблюдателей в помощников.  

        Чтобы общение педагогов с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо строить взаимодействие на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.  

        Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.  

Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие традиционные формы работы с семьей:

 

Групповые формы:

Дни открытых дверей

Родительские собрания

Отчетные концерты

Выставки

Конкурсы

Семейные праздники

Открытые занятия для родителей

Дни семейного отдыха (поездки, экскурсии)

Привлечение родителей к участию в жизнедеятельности детского объединения (решение разных организационных вопросов, пошив костюмов, приобретение инвентаря и тд)

Данная форма работы в нашем доме творчества успешно реализуется, но не во всех коллективах

Индивидуальные формы:

Анкетирование, диагностика

Индивидуальная консультация (беседа)

Дистанционное взаимодействие (размещение информации на сайте дома творчества, на платформе инстаграм, социальных сетях вк и ок, а также на информационных стендах, в буклетах)

        Наряду с традиционными формами работы с родителями все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Творческие мастерские Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Педагоги декоративно-прикладного творчества или изобразительного искусства вместе с детьми и радетелям могут изготовить какой-либо сувенир или написать картину. Такие творческие мастерские подразумевают создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительские ринги – предполагают обсуждение насущных проблем в воспитании подрастающего поколения. Такие мероприятия сплачивают родителей между собой, порой вырабатывается некая тактика (правила) по решению определённых проблем с детьми. К такому мероприятию педагогу заранее целесообразно подготовить доклад с использованием презентаций, найти вопросы для дискуссий, подобрать раздаточный материал для каждого участника (или группы участников). Родителям во время мероприятия можно предложить метод «незаконченных предложений», анализ ситуаций, творческие задания. Желательно приглашать на такие собрания администрацию и других заинтересованных лиц.

Проектная деятельность В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Сюда можно отнести создание детьми и родителями тематических проектов и их защиту. Тематика проектов может быть разнообразной. Если это, например, объединение "Юный журналист", то это могут быть любые мини-сочинения, рассказы. Например, проект "Я люблю свой город". В хореографии можно подготовить проекты по различным танцам, истории их возникновения и тд. Если мы говорим о вокальных ансамблях, то тематика проектов может быть, например, «Известные композиторы», для студии изобразительного искусства подойдут проекты по техникам рисования, для объединений декоративно-прикладного творчества «Виды росписи», «История возникновения кукол»

Благотворительные акции такие как «Здесь живет ветеран», «Спешите делать добрые дела»

Также в этом году мной выбрана такая новая форма работы с родителями, как родительские университеты. Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей. Так в октябре месяце были проведены родительские университеты для родителей студии «Малышок по теме «Мой ребенок – младший школьник». Я выступала перед родителями, делилась информацией о возрастных особенностях и кризисах детей 6-7 лет, о том, как максимально эффективно через игровую деятельность помочь ребенку усвоить учебную информацию.

Также в рамках родительских университетов было проведено тестирование 200 учащихся студий «Малышок» и «Развивайка».  Для диагностики был использован проективный графический тест «Дерево». В настоящее время использование таких психологических тестов стало очень популярным во многих областях жизни. В основе их применения лежит принцип проекции на бумагу через рисунок психологического состояния детей и взрослых, отражение и раскрытие характера, чувств, эмоций, желаний, выявление межличностных отношений. Принцип тестирования таков. Детям предлагалось представить себя деревом и нарисовать. В процессе рисования, я задавала детям вопросы. Где растет это дерево? Что или кто его окружает? Как оно себя сейчас чувствует? По результатам тестирования было выявлено

Эмоциональная нестабильность и повышенный уровень тревожности 10 % учащихся;

Скрытая агрессия 6%

Открытая внешняя агрессия 4 %

Сложности в адаптации в коллективе 3 %

Можно сказать, что, в целом, показатель психологического микроклимата данной возрастной группы детей благоприятен.

С ребятами, у которых выявлены показатели эмоциональной нестабильности планируется работа совместно с педагогами, привлечение таких детей в различные мероприятия, с целью стабилизации их эмоционального состояния, а также при необходимости с привлечением в работу родителей. Динамику изменения показателей будем наблюдать в течение года.

Следующая тема родительских университетов «Мой ребенок – подросток» об особенностях подросткового возраста, о том, как правильно взаимодействовать с подростками, как не потерять родительский авторитет и как помочь своему ребенку в этот кризисный период. Зовите на ваши родительские собрания, буду делиться информацией с родителями.

В завершении хочу сказать, что при организации работы с родителями важно использовать новые, активные формы взаимодействия, хотя они требуют от педагога большей подготовки, большей отдачи сил, но способствуют вовлечению родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе, созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Презентация для родителей "Советы Фреккен Бок"

Методическая разработка "Презентация для родителей "Советы Фреккен Бок". Советы для родителей из серии "Как общаться со своим ребенком". красочная презентация оформлена в виде советов известной "домом...

Методические разработки "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.Как помочь ребенку преодолеть застенчивость в социальной среде.Тест готов ли ребенок к школе....

Методическая разработка "Анкета для родителей 1 класс"

Анкета для родителей первоклассников.ФИО ребёнка____________________________________________________________________________Дата и место рождения_______________________________________________________...

Методическая разработка :"Внутрисемейные отношения родителей и детей".

Ведущая роль семейных отношений, по мнению Н. Пезешкиан, – их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное ...

Методический разработка "Детям и родителям о правилах дорожного движения."

1. Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий 2. Рекомендации по обучению детей ПДД. ...