Самооценка
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Олеся Сергеевна

Материал для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_samootsenka.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

                               САМООЦЕНКА  

 В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

Многие считают, что самооценка человека во многом зависит от понимания другими людьми его достоинств. Когда люди поддерживают человека, внимательны и добры к нему, выражают одобрение, человек утверждается в том, что он много значит для всех и самого себя. Самооценка - это то, что не могут определить для тебя другие, ее нельзя понять умом, можно только почувствовать! В современной психологии есть три вида самооценки:

 Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности

 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

 Проблема  возникновения  и  развития  самооценки  является   одной   из центральных  проблем  становления  личности  ребенка.   Самооценка   –   это необходимый  компонент  развития  самосознания,  т.е.  осознание   человеком самого себя,  своих  физических  сил,  умственных  способностей,  поступков. мотивов и целей своего поведения, своего отношения к  окружающим,  к  другим людям и самому себе.

    Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника

Оценивая  знания   учитель   одновременно   оценивает   личность,   ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются  оценки  детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами подразделяют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых,  старательных  или  нестарательных  и  т.д. Можно  выделить  3  группы  детей  по   степени   сформированности   у   них представлений о себе. В учебной деятельности эти дети  больше  ориентируются на знания о себе,  чем  на  оценку  взрослых  и  быстро  приобретают  навыки самоконтроля. 2-ая группа учащихся характеризуется  тем,  что  представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них  нет  достаточного  умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки.  Лишь  в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя  адекватно.  Такие дети требует особого руководства по формированию навыков  самоконтроля.  Для детей 3-й группы  характерно  то,  что  их  представления  о  себе  содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет  стремления заглянуть в свой  внутренний  мир,  их  представление  о  себе  неустойчиво, самооценка неадекватная.  Недостаточные  знания  самих  себя  приводят  этих детей к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои  объективные возможности и силы.

    Педагогическая практика показывает, что  некоторые  учителя  не  всегда осознают роль своих оценочных суждений  в  формировании  самооценки  младших школьников – одного из важнейших средств воздействия на  развитие  личности, поэтому  совершенствование  оценочной  деятельности  учителя,  изучение   ее механизмов   является   одним   из    резервов    повышения    эффективности воспитательной работы, повышения общественной активности юных граждан.

 Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок  в журнале и в вербальной форме.  Между  этими  двумя  формами  оценок  имеется существенное различие. Оценка, которую учитель  ставит  в  журнал,  является официальным документом. Поэтому  учитель  ставит  ее  на  основе  специально разработанных критериев и требований общества.  К  вербальным  же  оценочным суждениям  учителя   общество   предъявляет   лишь   общие,   принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они  должны  отвечать гуманистическим тенденциям народного  образования,  способствовать  развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для  учителя,  чем оценка в журнале. Она позволяет  педагогу  учитывать  сложившуюся  ситуацию, подчеркивать прилежность учеников, которым трудно дается учеба, и  наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.

    Как правило, самооценка младшим школьником своей  учебной  деятельности ориентирована на оценки,  выставленные  в  журнал,  поскольку  они  являются основанием для социального контроля  и  санкций.  Однако  вербальная  оценка может играть доминирующую  роль  в  формировании  самооценки  ученика,  если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это  связано  и  с  тем,   что  она более эмоционально окрашена,  а следовательно, более  доходчива  до ума и сердца подростка.

    С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой  его  деятельности  становится  учебная  деятельность  с  ее   особым режимом,  особыми  требованиями  к  его  нервно-психической  организации   и личностным  качествам.  Результаты  этой  деятельности  оцениваются  особыми баллами. Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди  других  людей. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов  его  учебного  труда начинают  определять  и  отношение  ребенка  к  самому  себе,  т.   е.   его самооценку. Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое  оценки учителя оказывают на ребенка. Группа  учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии  учителя.  К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что  они  делают, хвалил, поощрял. К другим  детям  он  тоже  подходил,  но  обращал  внимание главным образом на  допускаемые  ими  ошибки  и  делал  им  в  резкой  форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо  всякого  внимания,  ни  к кому из них ни разу не подошел.

    Результаты оказались следующими; лучше всех справились  с  заданием  те дети,  которых  учитель  подбадривал.  Гораздо  хуже  выполнили  задание  те ученики, которым учитель портил настроение  своими  замечаниями.  Совершенно

неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не  у  тех, кому учителя делал резкие  замечания,  а  у  детей,  которых  он  вообще  не замечал, никак не оценивал.

    Этот опыт очень убедительно показал,  что  человек,  который  работает, нуждается в  определенном  отношении  к  тому,  что  он  делает,  испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше  всего  он нуждается  в  одобрении,  в  положительной  оценке.   Его   очень   огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит  из  строя,  действует  угнетающе  и парализует желание работать равнодушие,  когда  его  труд  игнорируется,  не замечается, поэтому знать самооценку ребенка очень  важно  для  установления отношений  с  ним,  для  нормального  общения.  Особенно   важно   учитывать самооценку ребенка, т.к. она еще формируется и поэтому в большей  мере,  чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка Е.А. Толстова

Презентацию "Самооценка" можно использовать на уроках психологии, самосовершенствования личности, классных часах в 5-6 классах. так же данную презентацию можно предложить обучающимся для индивидуа...

Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...

Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"

Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки"  3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....

Роль самооценки в воспитании младшего школьника

Родительское собрание в 1-3 классах...

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся

Данный материал является обобщением работы над темой по самообразованию. Формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности...