Толерантность
классный час (2 класс)

Куликова Ольга Александровна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

           

Классный час

на тему:

«Толерантность»

http://cbs.irkipedia.ru/wp-content/uploads/2016/11/tolerantnost1.jpg

Тема: Толерантность.Мы разные, но мы вместе.

Цель: формирование у учащихся знаний о толерантности;

создать условия для: формирования уважительного отношения к другим людям, признания различий и индивидуальности каждого; формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

Технологии обучения: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения

Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, наблюдение, словесные, практические.

Форма организации: урок - диалог

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Планируемые результаты:

метапредметные:

Оптимизация межличностного общения учащихся.

Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

предметные:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

 Умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

личностные:

Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.

Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.

Учить анализировать себя и свои поступки.

коммуникативные:

Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.

Учиться работать в парах, группах

Наглядные пособия: компьютер, проектор, презентация «Мы разные, но мы вместе», карточки – задания, красные карандаши, клей-карандаш, цветы толерантности.

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент).

Дети входят в класс, делясь на группы: по выбранному цвету.

- Ребята рассаживаемся согласно выбранному Вами цвету полоски.

(Звучит запись песни «Дорогою добра).

1 группа – красный, оранжевый

2 группа – желтый, зелёный

3 группа – голубой, синий, фиолетовый

Приветствие учителя:

- Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на работу.

- Соприкасаемся пальчиками с соседом и говорим: Желаю (большой), успеха ( указательный), большого (средний), во всём ( безымянный) и везде (мизинец)., вперёд (ладошка)

- Ребята. Посмотрите внимательно на солнышки, которые у вас на партах.  это вам ничего не напоминает? (Радугу).

- Что вы испытываете, когда видите радугу?

- А когда человек радуется, что можно увидеть у него на лице? (Улыбку)

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- И сейчас Джамал Гашимов прочтёт нам стихотворение, он подготовил его по этому поводу:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

II. Постановка темы и формулирование задач.

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

- А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

Слово толерантность образовалось от фамилии

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. (Слайд)

Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

III. Открытие нового знания.

- А СИТУАЦИИ БЫЛИ РАЗНЫЕ

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Посмотрите на Слайд и скажите – эти дети все одинаковые?

- А что в них разного? (У них разный цвет кожи и т.д.)

- Но что их объединяет? (То, что мы живём на одной планете).Слайд

- Наша планета – это один большой дом. У всех на этой планете есть семья, то есть люди, которые его окружают. Наш класс – это тоже семья.

- Сегодня на занятии мы должны выяснить, каким должен быть человек, с которым легко общаться, дружить.

- Посмотрите на Слайд скажите, в чём отличия между людьми.

Слайд. Пол.

Слайд. Возраст.

Слайд. Рост, вес, полнота.

Слайд. Цвет кожи, глаз, волос.

Слайд. Здоровье.

- Мешают ли им это дружить, общаться друг с другом?

Вывод: Люди все разные, но все живут вместе на одной планете.

Игра «Кто с кем дружит?

- А теперь поиграем в игру Кто с кем дружит? Кто кому нужен? (изображения героев на слайде).

1.Добрая Белоснежка и …(семь гномов).

2.Забавный Вини Пух и …(Пятачок).

3.Добрый Малыш и …(Карлсон).

4.Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).

5.Маша и Медведь.

Кто же такой друг?

(Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт. Друг способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.)

Объясняют значение.

Можно ли сказать, что толерантность – это дружба?

Дружбе надо учиться. Помогут вам в этом ваши учителя, родители, книги о дружбе.

- У каждого сказочного героя свой характер, свои привычки, увлечения. Но…

Какой же вывод? Все они разные, но все-таки они - вместе!

Мы говорили о сказочных героях. Какова основная тема сказок? (борьба добра и зла) Как вы считаете, каким быть легче ,добрым или злым?

Сейчас нам прочитает стихотворение ….

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

Вывод: Толерантность – это доброта души.

- Как по-другому можно назвать положительных сказочных героев? (толерантными)

-- А теперь поиграем и посмотрим , какие – мы.

Игра «Какие мы…»

- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…».

Итак,

- поднимите руки, кто любит играть в футбол;

- встаньте те, у кого светлые волосы;

- а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;

- похлопайте те, кто любит рисовать;

- потопайте ножками те, у кого карие глаза;

- скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;

- покачайте головой те, кто любит животных;

- помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Какой же вывод? Мы все разные, но все-таки мы - вместе!

Вежливость.

Каждый вежливый и воспитанный человек умеет в нужное время и в нужном месте говорить слова, с помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Как эти слова называются? А вы их используете при общении?

- Человека, который использует в речи такие слова, как можно назвать? – толерантным.

Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно досказать.

Растает даже ледяная глыба,

от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье

говорят: … ( До свидания)

Толерантность – это вежливость.

IV Закрепление

- Ребята, а вы себя считаете толерантными людьми? Проверим!

 Психоразгрузка (Проверяем толерантность).

У вас на столах листочки, и карандаш красного цвета. Вам предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если вы согласны с вариантом ответа, закрашиваете красный кружок, если не согласны с вариантом ответа –  закрашиваете в чёрный цвет..

Ситуации.

1)Младший братишка сломал твою игрушку:

- ты его прощаешь, он сделал это ненарочно

- ты ударишь его

2)Ты поссорился со своей сестрой:

- Ты пытаешься объясниться с ней

-Ты обижаешься и мстишь

3)К тебе на улице подходит ребёнок инвалид

--Ты разговариваешь с ним

--Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать

4) Ваш одноклассник одет хуже, чем ты :

- это неважно

- я подсмеиваюсь над ним

5) На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка

-- Ты пытаешься разнять и примирить их

--Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- Ребятки, встаньте у какой группы  получилось больше красных кружков, чем чёрных. Это значит, что вы толерантны.

Толерантность – это уважительное отношение друг к другу.

Цветок толерантности.

- Ребята, я вам принесла необычный цветок. Называется цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Помогите мне его собрать? Раздаю карточки по группам со словами –сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, терпимость, а они выбирают те слова, которые подходят к цветку, и откладывают в сторону те, которые лишние. Дети приклеивают к лепесткам таблички с толерантными словами, в серединке цветка уже написано слово толерантность.)

- А оставшиеся слова, почему не подходят? (эти слова не толерантные).

- Наши цветы такие красивые и разноцветные.

Посмотрите, какую красивую картину толерантности, мы с вами изобразили.

V. Подведение итогов.

Встаньте в круг.

«Клубочек» - игра.

Учитель берет клубок в руки.

Передавая этот клубок, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне понравилось, как ты…». Первым произносит фразу учитель, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у учителя. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к учителю, нить замыкается.

Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям?

А слышать о себе приятные слова?

Кл. руководитель:

В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом.

Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам. Мы стоим в кругу, сделаем так, чтобы этот круг стал кругом толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Напомните друг другу, как звучит тема нашего классного часа! «Мы разные, но мы вместе». Очень хочется, чтобы эти слова для нас стали девизом.

VI. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш классный час.

- Благодарю всех за активное участие.

Посмотрите на доску. (Открываю доску с обратной стороны). На вас смотрят разные смайлики. Выберите и прикрепите на доску тот, который соответствует вашему основному качеству личности. (Остаются с обратной стороны лишние).

Я думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас. Помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе. На нашей картине не хватает вас таких разных, непохожих, но живущих дружно в нашем классе. Наш класс – это маленькая семья, и хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

В заключении хотелось, чтобы вы все послушали, а кто знает, подпойте песню о дружбе.

Звучит песня «Ты, да я, да мы с тобой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...