Роль инсценирования (инсценировки) в воспитании детей в группе продленного дня
статья

Театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности. Участие учащихся начальной школы в творческом процессе на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Оно создает условия для успешной социализации ребенка: дети учатся работать в команде, управлять своими чувствами, усваивают правильную модель поведения. Кроме того, развиваются творческие способности, расширяется сознание ребенка, его кругозор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_instsenirovaniya.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль инсценирования (инсценировки) в воспитании детей в группе продленного дня

Каждый воспитатель-педагог в своей деятельности может активно и успешно пользоваться таким методом воспитания и развития как театрализованная деятельность, которая включает в себя игры-импровизации, игры-разминки, разыгрывание стихов, сказок, инсценировки, театральные игры.

Театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности. Участие учащихся начальной школы в творческом процессе на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Оно создает условия для успешной социализации ребенка: дети учатся работать в команде, управлять своими чувствами, усваивают правильную модель поведения. Кроме того, развиваются творческие способности, расширяется сознание ребенка, его кругозор. Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, изобразительным искусством, музыкой, происходит становление личности ребенка. Также идет работа над артикуляцией, мелкой моторикой, памятью, вниманием. Дети приучаются к самостоятельности, ответственности. Для социализации детей можно привлекать учащихся среднего звена или 3-4 классов.

Еще одним немаловажным фактором является развитие взаимоотношений между учеником и учителем-воспитателем, они становятся более доверительными и доброжелательными. Для учителя эта работа дает возможность лучше узнать ребенка, его характер, эмоциональную устойчивость, его способности к творчеству, что необходимо для воспитателя 1 класса.

Выбор произведения, которое мы хотим инсценировать, зависит от того, какую цель преследуем: научить доброте, коллективизму, семейным ценностям; или скорректировать проблемы в отношениях между одноклассниками; или приобщить к какому-либо празднику (День учителя, День Матери, Новый Год); или познакомить с каким-либо произведением художественной литературы и т.д.

В свое работе над инсценировкой сказки или другого произведения, я использую следующие этапы:

  • Выбор произведения: сказка, стихотворение, рассказ, в соответствии с поставленной целью
  • идейно-тематический анализ произведения

Идейно-тематический анализ выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?»

  • определение композиционной структуры произведения

Композиция – это структура, построение художественного произведения, последовательность изобразительных приемов и элементов произведения, которые в соответствии с авторским замыслом создают художественное целое.

Пролог — вступительная часть любого повествование, первое знакомство автора с читателем, предварительная история того, о чем пойдет речь (обязательно должен тематически соответствовать последующим действиям); Экспозиция — используется в произведениях не всегда (на усмотрение авторов) и представляет собой предысторию того, что послужило поводом написать произведение. Может быть представлена характеристика героев, определение их ролей в сюжете, объяснение читателю, почему персонажи ведут себя так или иначе; Завязка — главное событие, с которого начинаются основные действия (обнаружение противоречий, конфликт и т. д. ); Развитие событий — основная часть, сюжетная линия и все то, что происходит с героями после завязки; Кульминация — эта часть текста должна держать читателя в максимальном напряжении, наиболее острая форма развивающихся действий. Кульминаций может быть в тексте несколько в зависимости от основных сюжетных линий; Развязка — разрешение кульминации, итоговая часть произведения, которая ставит точку и завершает смысловую часть.
Источник: 
https://nauka.club/literatura/kompozitsiya-v-literature.html

  • распределение сюжета произведения на эпизоды
  • обработка текста (упрощение текста)

Работа с детьми:

  • Знакомство детей со сказкой, прочитывание произведения (здесь очень важно выразительное чтение учителем произведения, его эмоциональна окраска, мимика, выразительность движений)
  • При наличии - просмотр видеофильма, мультфильма
  • Беседа, обсуждение характера героев, оценка их действий.
  • Иллюстрирование сказки, героев сказки
  • Создание кроссворда (привлечение родителей)
  • распределение ролей, раздача материала
  • Оформление: технические, музыкальные и другие средства. Для изготовления костюмов, масок я использую свои занятия в ГПД по изо и аппликации. А также привлекаю преподавателей дополнительного образования.
  • Проведение репетиций (индивидуальных и групповых)
  • Театрализованное представление произведения
  • Анализ проделанной работы с детьми, рефлексия

Произведения, которые можно использовать для инсценировки: сказки русских и зарубежных писателей, народные: «Репка», «Колобок», рассказы Сутеева (напр.: «Разные колеса»») и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания в условиях группы продленного дня"

В статье рассмотрены основные преимущества использования ИКТ в условиях группы продленного дня...

Статья " Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня"

В данной статье раскрывается роль портфолио для повышения самооценки учащихся...

статья СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В статье раскрыты основные стратегические подходы к воспитанию детей в духе гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили....

Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе продленного дня

Основным направлением деятельности ГПД является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»

    Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня,  все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...