ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (из опыта работы)
методическая разработка

Татьяна Юрьевна Ени

Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников интернатных учреждений должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-социально-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических и педагогических проблем. Эти организационные пробле­мы могут быть эффективно решены через реализацию в детском доме комплексно-целевой программы «Здоровье на всю жизнь», которая разработана на основе городской комплексно-целевой программы «Здоровье с детства». Об особенностях реализации программы «Здоровье на всю жизнь»  пойдет речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberezhenie_eni_t.yu_.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

(из опыта работы)

         

                                             Т.Ю. Ени,

заместитель директора по учебно-методической работе

МОУ детский дом «Семья», г. Ноябрьск

Если нельзя вырастить ребенка,

чтобы он совсем не болел,

то, во всяком случае,  поддерживать у него

высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов, академик

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой  и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.

О неблагополучии в состоянии здоровья детей знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Постоянно возрастает число юных курильщиков, увеличивается массовое потребление пива подростками, проблема употребления токсических веществ уже носит массовый характер. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения.

Закон РФ «Об образовании» и многие другие нормативно-правовые документы определяют задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с  детскими домами и школами-интернатами. Контингент воспитанников современных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, значительно отличается от контингента воспитанников этих учреждений первых лет советской власти и военных лет. В настоящее время в детских домах, интернатах, приютах находятся в основном социальные сироты. 

Последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни: это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства; нарушения физического и психологического здоровья. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей и подростков, испытавших семейное неблагополучие. Основными причинами «проблемного» поведения детей могут считаться следующие: неспособность справиться с учебной нагрузкой; несформированность умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми; конфликты с педагогами и с более благополучными сверстниками (если ребенок учится в обычной общеобразовательной школе).

Дети, лишенные родительского попечения, более склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.

Они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам, токсическим веществам, курению, проявляют асоциальное поведение в виде мелких краж, хулиганства, попрошайничества, вымогательства, циничного отношения к сверстникам, воспитателям.

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка - он «ничей» ребенок. Для поступающих в интернатные учреждения детей и подростков характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться в незнакомой среде и к новым обстоятельствам до различных проявлений девиантного поведения.

Ограничения социальной активности ребенка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. В изменившихся социально-экономических условиях воспитанники детских домов оказались не готовы самостоятельно решать проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций.

           Проблемы психологического, педагогического и социального характера усугубляются ослабленностью здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их высокой заболеваемостью. Проводимые исследования в области здоровья воспитанников детских домов показывают, что уже с рождения они имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания, их отличает низкий уровень санитарно-гигиенической культуры.

 Все эти проблемы развиваются на фоне социальной запущенности.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников интернатных учреждений должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-социально-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических и педагогических проблем.

В связи с этим, одной из самых важных задач образовательно-воспитательного процесса в детском доме является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

         Эти организационные проблемы могут быть эффективно решены через реализацию в детском доме комплексно-целевой программы «Здоровье на всю жизнь», которая разработана на основе городской комплексно-целевой программы «Здоровье с детства» коллективом единомышленников: Ени Т.Ю.(заместитель директора), Чистяк М.А.(воспитатель), Белоцерковец А.И. (учитель-дефектолог), Федосик А.М. (воспитатель), Пешкова С.В. (воспитатель), Наследникова О.С. (педагог-психолог), Айда Л.А. (старшая медицинская сестра), Галкина Н.А. (врач-педиатр).  

     Данная программа успешно реализуется с 2009г. В Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Семья», г. Ноябрьск. Основанием для разработки программы послужили следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (10.07.1992 г., № 3266 – 1. С изменениями и дополнениями - № 12- ФЗ от 13.01.1996 г., № 144-ФЗ от 16. 10. 1997 г.%; № 102 –ФЗ от 07.08.2000 г.; №71-ФЗ от 18.07.2002 г.);
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от  24.07.1998г.;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от  02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
  • ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (№ 120-ФЗ от 24 июня 1999 г.);
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
  • Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 г.;
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации №636 от 22.10.1999 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства  Российской Федерации «Об общероссийской  системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г. Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования «О совершенствовании  процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 309 от 06.08.1999 г. «О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»;
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации № 27/ 901-6 от 27.03.2000 г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.
  • Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила СП 2.4.990-00 от 01.11.2000.

        Комплексно-целевая программа «Здоровье на всю жизнь»  призвана объединить  образовательно-воспитательный процесс и службы детского дома (медицинскую, психологическую, социальную) в деле здоровьесбережения воспитанников, выпускников и педагогов детского дома.

Цели  программы «Здоровье на всю жизнь»:

  1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском доме.
  2. Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского дома.
  3. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав  на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья воспитанников детского дома;
  • Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в детском доме;
  • Развитие психолого-педагогической и медико-социальной службы детского дома для своевременной профилактики нарушений психологического и физиологического состояния детей и педагогов;
  • Популяризация преимуществ здорового образа жизни, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
  • Увеличение количества воспитанников, вовлеченных в  объединения спортивной направленности;
  • Разработка и внедрение в жизнь детского дома  системы «выращивания» воспитанников, добивающихся высоких спортивных результатов;
  • Соблюдение валеологических требований на занятиях самоподготовкой, воспитательских часах, занятиях физической культурой;
  • Совершенствование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • Создание комплексных систем мер, направленных на профилактику и просвещение физического, психологического и социального здоровья;
  • Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья воспитанников учреждений.

Основными направлениями в реализации программы являются:

  • Организация воспитательной работы в семьях (группах) по пропаганде здорового образа жизни;
  • Организация каникулярного времени воспитанников;
  • Медицинское сопровождение;
  • Организация коррекционной работы;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Психологическое сопровождение;
  • Оздоровительная работа с педагогами.

Ожидаемые результаты:

  1. Стабилизация показателей здоровья воспитанников:
  • Функционального состояния здоровья (осанки, зрения);
  • Заболеваемости органов пищеварения;
  • Заболеваемости органов дыхания;
  • Уровня заболеваемости детей.
  1. Максимальная коррекция нарушений развития у воспитанников.
  2. Успешная социализация детей с особыми нуждами.
  3. Увеличение количества детей-инвалидов, охваченных обучением в условиях детского дома дополнительным образованием.
  4. Стабилизация показателей уровня психоэмоциональных расстройств детей и педагогов.
  5. Овладение воспитанниками методами контроля за уровнем своей физической подготовленности и здоровья.
  6. Охват 100% воспитанников физкультурно-оздоровительной программой «Здоровое тело - здоровый дух - здоровое поколение».
  7. Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (не менее 80% педагогов).

Материально-техническая база, необходимая для реализации программы:

  • Тренажерный зал;
  • Площадки и спортивный инвентарь для занятий физкультурой на открытом воздухе;
  • Наличие в каждой семье полифункциональных наборов «Радуга», «Пирамида»;
  • Сенсорная комната;
  • Медицинский кабинет;
  • Кабинет учителя-дефектолога;
  • Кабинет физиолечения;
  • Массажный кабинет.

Кроме того, в содержание комплексно-целевой программы «Здоровье на всю жизнь» входят подпрограммы: «Я, ты, он, она – здоровая семья» Чистяк М.А., «Здоровое тело – здоровый дух – здоровое поколение» Тузикова А.В., адаптированная(модифицированная) программа психолого-педагогической реабилитации детей с проблемами в развитии «Дети России» Т.А. Сергеевой. А также в рамках программы разработаны планы работы:

  • план мероприятий медицинской службы детского дома, который включает в себя организационную работу, лечебно-профилактическую работу (диагностика и лечебная работа), профилактическую работу (неспецифическая профилактика);
  • план работы по использованию полифункциональных наборов серии «Радуга» (серия АЛ 200) с детьми дошкольного возраста;
  • план работы по использованию объемной дидактической игрушки «Пирамида» (серия АЛ 264);
  • план мероприятий по первичной профилактике химической зависимости;
  • план работы по саморегуляции эмоционального состояния воспитанников в условиях сенсорной комнаты;
  • план оздоровительной работы с педагогами.

Программа прошла первый этап реализации, который, согласно Паспорту программы является организационно-подготовительным этапом – поиском оптимальной структуры управления проектом, создание системы мониторинга. Мониторинг основных направлений программы показал следующее: на первом этапе реализации программы была проведена объемная аналитическая работа, которая выявила имеющиеся позитивные результаты проводимой работы по здоровьесбережению, а также были вскрыты некоторые противоречия, которые необходимо учесть на  II этапе (отработка основных компонентов программы), который внесет определенные коррективы в деятельность учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС

•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...

Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год

В своей статье  я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...

Организация здоровьесберегающей среды урока

В  последние  годы  для  многих  учителей  довольно  актуальной  является    проблема  «Здоровьесберегающие  технологии...

"Организация здоровьесберегающей среды в школе"

Выступление на городском  методическом оюъединении....

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (из опыта работы)

Сегодня жизнь требует, чтобы любой ребёнок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения, умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; поним...