Сценарий праздника "Попьём-ка чайку!"
классный час

Котельникова Евгения Анатольевна

Чайная церемония в чуме у ненцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syayndava.pptx2.83 МБ
Файл stsenariy_syayndava.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Санаторная школа-интернат № 1» г. Воркуты Мероприятие « Сяйндава – попьемте-ка чайку!» Составила: Котельникова Евгения Анатольевна, учитель начальных классов 2019 г.


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Сяйндава» — попьёмте-ка чайку!»

Цель:

1. Узнать, как чай пришел в Россию, что это за напиток, чем полезен, каковы традиции русского и ненецкого  чаепития.

2. Вспомнить правила поведения за столом, в гостях, принимая гостей, продолжить знакомство с правилами хорошего тона.

3. Показать важность общения для человека, продолжить формирование коммуникативных навыков школьников.

Ведущий: Чаепитие в любой культуре — это особый ритуал. Чайной церемонии в традиционной ненецкой культуре также отводится особая роль. СЛАЙД  2. Чаепитие в чуме — символ гостеприимства. Первый прием пищи назывался “высылама’ сяй” — утренний чай, чтобы зарядиться бодростью.

Легенда о появлении чая
СЛАЙД 3.  В китайских сказаниях говорится, что первым человеком, испившим чай, стал легендарный император Шэнь Нун, который экспериментировал с различными травами. Однажды император за один день перепробовав сотню ядов из трав, потерял сознание. СЛАЙД 4. Оживила же императора капля росы, упавшая ему в рот с чайного куста.

Ведущий
СЛАЙД 5. В 1638г. русскому царю Михаилу Федоровичу Романову послы привезли от монгольского правителя Алтан - хана бесполезные, по их мнению, пакеты с надписью «бахча». Было переведено-«чай для заварки».Хан утверждал, что царю напиток придется по душе. Послы вручили царю дорогие ханские подарки. Лекарю было поручено испробовать действие отвара сушеных листьев на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему стало легче. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. Чай в то время был очень дорогой. Для бедных просто недоступен. И русский люд даже и не знал, как же его заваривать.


Ведущий
в 18 веке чай был в 110 раз дороже икры. В дворянских домах хозяйки чай берегли и ценили. Хранили его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах. СЛАЙД 6.


Поэтому в народе чаепитие долго оставалось символом зажиточности и богатства, а знакомое всем выражение «дать на чай» означало проявление особой щедрости. И только в 18 веке чай вошел в русский быт и стал национальным напитком.СЛАЙД 7.

Без этого напитка теперь нельзя представить себе жизнь русского человека, а также русскую культуру в целом. Поэтому на Руси появилось выражение «Чаи гонять». 
Стали появляться настоящие русские заведения-чайные. Они быстро стали любимыми у нашего народа.


Спустя много времени в России тоже стали выращивать чай. Чай выращивают в Краснодарском крае и в Крыму. СЛАЙД 8.


Самые обширные чайные плантации находятся на Шри-Ланке, в Японии, Китае, Индии, на Тайване.СЛАЙД 9.


Ведущий
Китайцы считали, что собирать чай должны только женщины..
СЛАЙД 10.


Ведь, аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. 
Принято пить только свежезаваренный чай. Если долго хранить чай, то он будет терять свой аромат. СЛАЙД 11.

Второй чай пили, когда вставали дети и остальные обитатели чума. СЛАЙД 12.

Отгадайте загадки.СЛАЙД 13. (10 щелчков)


1. Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (Половник!)

2. Словно блин кругла она,

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. (Тарелка)


3. По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.(Ложка)

4. На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса ...(Вилка)

5. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (
Нож) 

6. Крутобокий и высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку,
Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой ...(Стакан)

7. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ...(Чашка)

8. И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ...(Сковорода)

9. На головке пуговка,
В носу решето,
Одна рука, 
Да и та на спине. (
Чайник)

10. В чуме нашем наварим в ней кашу,

Картошку, бульоны, супы и макароны. (Кастрюля)

Ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (Посуда)

В древности вся утварь была изготовлена из дерева. И только позднее миски стали делать из меди. Хотя в настоящее время доказано, что медная посуда вредна для здоровья. Мы чаще используем стеклянную посуду. Посуда часто выступает в роли героев народных сказок. Она умеет говорить, чувствовать, ей приписывают магические качества. Вспомните сказку, в которой посуда обиделась на хозяйку и ушла из дома? (К.И. Чуковский "Федорино горе")СЛАЙД 14. 

А ещё в каких сказках встречалась посуда?

Блюдечко серебряное

Ведра «По- щучьему веленью...», «У страха глаза велики»

Самовар (К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»)

Горшочек («Горшочек каши»)

Котел («Каша из топора»)

Ложка 

Конкурс Кто дольше из ребят продержит на носу чайную ложку?

В середине дня устраивался “яля’ ер’ сяй” — чай середины дня. Ели сырую рыбу или мясо.

Игра "Ертя"-("Рыбаки")

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, развивать координацию

движения, воспитывать интерес к народным играм.

Выбирается 6-8 рыбаков. Играющие становятся парами лицом друг к другу.

Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь

одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто

первый поймает рыбку и назовет ее, тот станет победителем.

СЛАЙД 15

Не только писатели и поэты высоко ценили этот напиток, им восхищались и художники, часто изображая детей и взрослых за чаепитием. Простой народ, а уж тем более знатные люди, стараясь украсить свой быт, изготавливая посуду для чая, самовары, подносы всегда украшали их росписью.

И сейчас мы попросим по одному человеку из вашей команды. Они должны расписать чашку для чая.

Конкурс «Роспись на чашке»

Конкурс «Заварим чай»

Участники делятся на команды. Вариант 1.Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая).Вариант 2. Перед каждой омандой устанавливается чайник, куда дети должны закинуть пакетик чая.  Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашкиили чайника.

СЛАЙД 16. К вечернему чаю — “пэвсюмбы’ сяй” — “варили котёл” — суп с мясом или рыбу. К этому времени возвращались мужчины, занимались хозяйственными делами, обсуждали планы на завтрашний день. Чай пили свежезаваренный, особенно ценили плиточный чай. Заваривали его в чайнике или в котле, кипятили, чтобы был густой чай. Если чай был плохо заварен, шутили: «Ну и чай — Мезень видать». Слайд 17. В заварку добавляли морошечные чашелистики, лист брусники, багульник, можжевельник, золотой корень, сабельник. Особой ценностью считался кусковой сахар. Маленькие кусочки сахара не клали в чай, а пили вприкуску. «Сахар хампет вуни ңа” — нёр нирбю”, харта юңгу, ңамнелаңгу” — «сахар не конфета, жевать не надо, в рот положи, сам растает». СЛАЙД 18.

Конкурс «Пирамида из рафинада»

Для этого конкурса понадобится несколько коробочков сладких кубиков. Рафинад кладут на стол, дети садятся в круг. Начиная с любого участника, дети по очереди берут один кубик и строят пирамиду, укладывая «кирпичик на кирпичик». У кого пирамида падает, тот и выбывает, а игра начинается заново. Так будет продолжаться до тех пор, пока в игре не останутся двое самых ловких, внимательных и аккуратных, они то и построят самую крепкую пирамиду, а заодно и решат, кто из них — победитель.

Есть у нас и чайник с чаем

Мы за чаем не скучаем.

И из сахарницы яркой

Насыпаем сахар сладкий.

Отдельное слово о гостевом чае: во время переездов ненцы не брали с собой еды, зная, что в любое время в чуме их напоят чаем. Чай для гостя готовили в любое время суток, на стол ставилось всё угощение, которое имелось у хозяйки в чуме. О приезде гостя узнавали заранее: по поведению собак возле чума, дети без надобности брякают рукомойником, сильно кипит чайник — брякает крышка. Обращали внимание и на другие приметы: чаинка в чае «ходит», ребенок наклонившись, смотрит через ноги назад, по доносившемуся звону колокольчиков. Тогда говорили: «Слышите, к нам едут гости. Пора ставить чайник. Направляйте стол». Чай пили неторопливо, велась беседа. Чай не наливали, если чашку переворачивали вверх дном. Есть поговорки про чайник, например: «Нутро его кипит, из носа идет пар, одна рука у него да и та на спине». Гостя провожать выходили все, давали напутствие: «Приезжайте ещё!» Этим и крепла жизнь в тундре. Попробуйте разгадать ненецкие чайные загадки: Ңамдё”мада париде. Место, где сидел, чёрное. Сидя лаңг, ңопой тэл” няби тэл” ни ңа”. Два обрыва — один крутой, другой пологий.

СЛАЙД 19. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения "Девушка-чайка" легенда

урок чтения по технологии развития критического мышления...

фото "Чайка"

фотография...

Лепим чайку с детьми

Пошаговая инструкция по лепке чайки из пластилина...

План-сетка работы пришкольного ЛОЛ "ЧАЙКА" на июнь 2019 г.

Тематика лагерной смены 2019 г.: «Театральный фестиваль». Каждый день смены - тематический. На отрядах работали педагоги - воспитатели. Мастер-классы, спортивные мероприятия, квесты провод...

Литература Бурятии. Конспект урока по теме "Легенды Байкала. Чайка-необычайка".

Цели: Рассмотреть образы героев сказки. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать...

Разработка урока в 1 классе " Перенос слов типа "" рама, " чайка"

       Цель урока:-научить переносить слова типа «рама» «чайка»;Планируемый результат:-научиться переносить слова типа «рама» «чайк...

Знакомство с буквой «Йй». Звуковой анализ слов «чайка» и «гайка

Цель урока:Создание условий для знакомства детей с буквой «й», осуществление звукового анализа слов «чайка» и «гайка...