ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
рабочая программа (1 класс)

Урбанова Елена Петровна

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки". Возраст 7-8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urbanova_e.p_ochumelye_ruchki.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Боханская средняя общеобразовательная школа № 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе авторской программы Патрекеевой О.И. Возраст детей 7-8 лет. Срок реализации: 1 год

Составитель: Урбанова Елена Петровна

 учитель начальных классов

МБОУ Боханской СОШ № 2

первой квалификационной категории

п. Бохан,  2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с обучающимися 1 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Рабочая программа по курсу «Очумелые ручки» для 1 классов разработана на основе авторской программы по «Художественному творчеству» авт. Проснякова Т.Н.

Актуальность изучаемой деятельности:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи кружка:

  • научить детей основным техникам изготовления поделок;
  • развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
  • привить интерес к народному искусству;
  • обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества. 

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Очумелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.

Объем программы Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-8 лет, на 1 год обучения: 66 часов в год, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (в перспективе);

Предметные результаты:

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
  •  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда

Содержание программы

Тема №1. Введение в кружок – 1 часа.

Теория

Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасности труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

Тема №2. Бумагопластика – 18ч.

Теория

Бумага и ее свойства.

Практика

Вырезание простых и сложных фигур. «Угощение для зайчика» «Грибочки2» «Рыбка плавала в пруду» «Котенок» «Пчелка с медом» «Улитка» 2Обитатели цветочной поляны» «Колючий недотрога»

Тема №3. Работа с разными материалами - 5ч.

Теория

Из истории мозаики.

Практика

Мозаика из пластиковых трубочек, мозаика из ватных дисков, мозаика из яичной скорлупы, поделки из пищевой фольги, поделки из пластиковой посуды.

Тема №4. Новогоднее чудо – 7ч.

Практика

«Веночек из варежек» «Дед Мороз» «Елочная игрушка» «Новогодняя открытка»

Тема №5. Пластилинография – 18ч.

Практика

«Мир цветов», « Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей» «Гусеница», «Рябина», «Радужный цветок», «Матрешка», «Виноград», «Барашек», «Золотая рыбка», «Весенний паровоз».

Тема №6. Работа с природным материалом – 17ч.

Теория

Понятие о флористике. Изготовление    композиций из засушенных листьев.

Практика

«Панно из семян», «Объемные композиции из природных материалов», «На полянке», «Осенний лес», «Листопад», «Подводный мир», аппликация из манки, поделки из шишек

Учебный план

Наименование разделов

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

теория

практика

Введение в кружок

1

Бумагопластика

1

17

Работа с разными материалами

1

       4

Новогоднее чудо

7

Пластилинография

18

Работа с природным материалом

1

16

Всего:

66ч

Календарный учебный график

1-го года обучения

Раздел, месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

Раздел 2

8 ч

2 ч

Раздел 3

4 ч

1 ч

Раздел 4

7 ч

Раздел 5

6 ч

6 ч

6 ч

Раздел 6

2 ч

8 ч

7 ч

Всего

Оценочные материалы

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

В качестве диагностики используются:

  • тестирование;
  • выставки:

- промежуточная;

- итоговая.

Методические материалы к дополнительной общеразвивающей программе первого года обучения

п/п

Раздел или тема программы

Форма проведе-ния занятия

Методы и приемы организации образовательно-го процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Введение в кружок

Учебное занятие

Беседа, инструктаж

Методичес-кие пособия, инструмен-ты и материал

Журнал по ТБ

2

Бумагопластика

Учебное занятие

Беседа,

наглядность, практика

Наглядные материалы, готовые изделия

Выставка

3

Работа с разными материалами

Учебное занятие

Беседа, наглядность, практика

Наглядные материалы, готовые изделия

Выставка

4

Новогоднее чудо

Учебное занятие

Практика

Папки с файлами

Выставка

6

Пласти-линография

Учебное занятие

Беседа, демонстрация, практика

Готовые изделия

Выставка

Методические материалы к дополнительной общеразвивающей программе второго года обучения

п/п

Раздел или тема программы

Форма проведе-ния занятия

Методы и приемы организации образовательно-го процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Введение в кружок

Учебное занятие

Беседа, инструктаж

Методичес-кие пособия, инструмен-ты и материал

Журнал по ТБ

2

Бумагопластика

Учебное занятие

Демонстрация, беседа, наблюдение, практика

Наглядные материалы, готовые изделия

Выставка

3

Работа с разными материалами

Учебное занятие

Наглядность, беседа, практика

Папка с файлами

Выставка

4

Новогоднее чудо!

Учебное занятие

Демонстрация, беседа, практика

Готовые изделия, папка с файлами

Выставка

5

Пластилинография

Учебное занятие

Рассказ, наглядность, практика

Готовые изделия,  папки с файлами

Просмотр работ, выставка, открытое занятие

6

Работа с природным материалом

Учебное занятие

Наглядность, беседа, практика

Папка с файлами

Выставка

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы есть необходимые условия:

Материально-технические условия:

  1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется окно с открывающейся форточкой для проветривания;
  2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для хранения материалов, оборудования и литературы.
  3. Инструменты и материалы: ножницы, клей, кисти, иглы, линейки, карандаши, канцелярские ножи и т. п

Календарный учебно - тематический план

Наименование раздела; темы раздела; темы занятия

Объем часов

Форма занятия

Форма аттестации

(контроля)

Дата по факту

Дата по плану

1.Введение в кружок 1 час.

1

1

Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасности труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

1

Учебное занятие.

Беседа

Журнал по ТБ

2.Бумагопластика  18 час.

2

1

Бумага и ее свойства.

   1

Учебное занятие. Беседа.

3

2

Вырезание простых и сложных фигур

1

Практическая

работа.

4

3

Аппликация «Угощение для зайчика»

1

Учебное занятие. Беседа.

5

4

Аппликация «Угощение для зайчика»

1

Практическая

работа

6

5

Аппликация «Грибочки»

1

Учебное занятие. Беседа.

7

6

Аппликация «Грибочки»

1

Практическая

работа

8

7

Аппликация «Рыбка плавала в пруду»

1

Учебное занятие. Беседа.

Правила по ТБ

9

8

Аппликация «Рыбка плавала в пруду»

1

Практическая

работа

10

9

Аппликация «Котенок»

1

Учебное занятие. Беседа.

11

10

Аппликация «Котенок»

1

Практическая

работа

12

11

Аппликация «Пчелка с медом»

1

Учебное занятие. Беседа.

13

12

Аппликация «Пчелка с медом»

1

Практическая

работа

14

13

Аппликация «Улитка»

1

Учебное занятие. Беседа.

15

14

Аппликация «Улитка»

1

Практическая

работа

16

15

Аппликация «Обитатели цветочной поляны»

1

Учебное занятие. Беседа.

17

16

Аппликация «Обитатели цветочной поляны»

1

Практическая

работа

18

17

Аппликация «Колючий недотрога»

1

Учебное занятие. Беседа.

Выставка «Бумажный мир!»

19

18

Аппликация «Колючий недотрога»

1

Практическая

работа

Работа с разными материалами  5 час

20

1

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

1

Учебное занятие. Беседа. Практическая работа

Инструкция по ТБ

21

2

Мозаика из ватных дисков

1

Учебное занятие. Беседа. Практическая работа

22

3

Мозаика из яичной скорлупы

1

Учебное занятие. Беседа. Практическая работа

23

4

Поделки из пищевой фольги

1

Учебное занятие. Беседа. Практическая работа

24

5

Поделки из пластиковой посуды

1

Учебное занятие. Беседа. Практическая работа

Выставка

«Вторая жизнь ненужных вещей!»

Новогоднее чудо 7 час.

25

1

«Веночек из варежек»

1

Учебное занятие. Беседа.

Инструкция по ТБ

26

2

«Веночек из варежек»

1

Практическая

работа.

27

3

«Дед мороз!»

1

Учебное

занятие. Беседа.

28

4

«Дед мороз!»

1

Практическая

работа.

29

5

«Елочная игрушка»

1

Учебное занятие. Беседа. Практическая работа

30

6

«Новогодняя открытка»

1

Учебное

занятие. Беседа.

31

7

«Новогодняя открытка»

1

Практическая

Работа

Выставка «Новогодний подарок»

Пластилинография  18 час

32

1

Пластилиновая аппликация на картоне «Мир цветов»

1

Учебное

занятие. Беседа.

Инструкция по ТБ

33

2

Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

1

Практическая

работа

34

3

«Гусеница»

1

Учебное

занятие. Беседа.

35

4

«Гусеница»

1

Практическая

работа

36

5

«Рябина»

1

Учебное

занятие. Беседа.

37

6

«Рябина»

1

Практическая

работа

38

7

«Радужный цветок»

1

Учебное

занятие. Беседа.

39

8

«Радужный цветок»

1

Практическая

работа

40

9

«Матрешка»

1

Учебное

занятие.

41

10

«Матрешка»

1

Практическая

работа

42

11

«Виноград»

1

Учебное

занятие.

43

12

«Виноград»

1

Практическая

работа

44

13

«Барашек»

1

Учебное

занятие.

45

14

«Барашек»

1

Практическая

работа

46

15

«Золотая рыбка»

1

Учебное

занятие.

47

16

«Золотая рыбка»

1

Практическая

работа

48

17

«Веселый паровоз»

1

Учебное

занятие.

49

18

«Веселый паровоз»

1

Практическая

работа

Выставка «Пластилиновая сказка!»

Работа с природным материалом. 17 час.

50

1

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов

1

Учебное занятие

Беседа

Инструкция по ТБ

51

2

Панно из семян

1

Учебное занятие

Беседа

52

3

Панно из семян.

1

Практическая

работа

53

4

Объемные композиции из природных материалов.

1

Учебное занятие

Беседа

54

5

Аппликация из листьев «На полянке»

1

Учебное занятие

Беседа

55

6

Аппликация из листьев «На полянке»

1

Практическая

работа

56

7

Аппликация из листьев «Осенний лес»

1

Учебное занятие

Беседа

57

8

Аппликация из листьев «Осенний лес»

1

Практическая

работа

58

9

Аппликация из листьев «Листопад»

1

Учебное занятие

Беседа

59

10

Аппликация из листьев «Листопад»

1

Практическая

работа

60

11

Аппликация из листьев «Подводный мир»

1

Учебное занятие

Беседа

61

12

Аппликация из листьев «Подводный мир»

1

Практическая

работа

62

13

Аппликации из манки

1

Учебное занятие

Беседа

63

14

Аппликации из манки

1

Практическая

работа

64

15

Поделки из шишек

1

Учебное занятие

Беседа

65

16

Поделки из шишек

1

Практическая

работа

Выставка «Дары природы»

66

17

Итоговое занятие

1

Список литературы

1.Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001.

2.Колякина В. Методика организации уроков коллективного творчества. М. Владос. 2004.

3. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск : Харвест, 2002

4. Книга для девочек [Текст]. — М.: Колос, 1995.

5. Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятий с детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995.

6. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. (Ребенок: путь к творчеству).

7. Мастерица / Сост. Сокол, И.А. [Текст] — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. (Женский клуб).

8. Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]. — М.: Школьная пресса, 2004. («Школа и производство. Библиотека журнала». Вып. 16)

 «Академия развития», 1997. (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

9. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя начальных классов по внешкольной работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1985.

10. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внешкольной работе / А.М. Гукасова, Е.И.Мишарева, И.С.Могилевская и др. [Текст]. — М.: Просвещение, 1984.

11. Сокур В., Топиарий своими руками.- Изд. Питер, 2017г.

12.Сокур В., Новогодние композиции. Украшаем дом своими руками- Изд. Питер, 2017г.

13. Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.: «Элайда», 1998.

14. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002.

15. Хлебнова Т.И. Декоративно-прикладное творчество.-Арт-родник, 2010г.

16.  Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. (Серия: «Умелые руки»)

17. Шпикалова Т. Детям – о традициях народного мастерства.М.Владос. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» является программой культурно-нравственной ориентации и направлена на эстетическое воспитание ребенка, обогащение его культурного ми...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки" (базовый уровень)

Программа "Умелые ручки "состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разби...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Данная программа соответствует потребности времени. Её актуальность состоит в том, что в данной программе предложены различные виды работ простых в исполнении, другие требуют определённых умений и нав...