Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки" (базовый уровень)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Семенова Юлия Анатольевна

Программа "Умелые ручки "состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разбита на четыре блока . Занятия по данной программе благотворно повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, будут развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umelye_ruchki_semenova_yu.a_1.docx53.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №1 им. М. А. Пронина»

 г. Звенигород.

«Утверждаю»

Директор школы

____________/

28 августа 2022г.

«Согласовано»

Зам. директора по ОВВВР

______________/

28 августа 2022г.

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______________/

Протокол №1 от 28 августа 2022г.

.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Умелые ручки»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1год                                              

Составитель:

Воспитатель группы продленного дня

Семенова Юлия Анатольевна                        

г.  Звенигород, 2022 г.


   

 «Комплекс основных характеристик программы»

1. Пояснительная  записка

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,

способностей, наклонностей; невозможно утверждение

самоуважения, чуткого отношения личности

к моральному влиянию коллектива». 

Василий Александрович Сухомлинский

Дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Разработана на основе требований:    

1.  Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.  Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

3.  Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

5.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

6.  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015г.;

7.  Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения Московской области.

Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления,  формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности. Занятия программы способствуют развитию   у детей не только художественного вкуса, творческих способности, но и экологического воспитания.  

 Программа «Умелые руки» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разбита на четыре блока. Занятия  по данной программе благотворно  повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от природы чувство прекрасного, будут развивать  творческие способности. Умение изготовить своими руками игрушки, поделки помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском объединении,  а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

 Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
        Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).    

Программа «Умелые ручки» разработана для младших школьников сроком на  1 год.  Рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в учебном году, курс носит интегрированный характер.

Группа учащихся не должна превышать 15 человек, чтобы воспитатель мог  оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль над соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Сам педагог должен очень хорошо владеть данными техниками.                          

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих   работ.        

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
        Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого и создание  для каждого ситуации успеха.

2.Принципы

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

3.Актуальность программы.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

  Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными материалами. Эта работа включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

 Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Актуальность  программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:

• общих способностей (способность к обучению и труду);

• творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).

Развивающий характер обучения ориентирован на:

• развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;

• развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

      4.  Новизной и отличительной особенностью программы  являются развитие у детей творческого характера,  исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также  использование нетрадиционных методов в  развития детского художественного творчества.

       Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. У ребенка особая острота восприятия.  Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству. Основным помощником ребенка в этом важнейшем для него деле, является художественный труд.

        Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в группе продленного дня и на уроках труда.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы:

Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДОД деятельности, связанной с декоративно-прикладным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.

5.Отличительная особенность программы заключается в использовании образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков.

Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:

 комплексность —  сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);

 преемственность —  взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;

 не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.

6.Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

 

7. Инновационность программы: В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности. Для реализации программы используется компьютер, прожектор, интерактивная доска и много различных материалов для творческих работ.

8. Адресат программы: Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 11 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.  

Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения .

9.Формы и методы занятий:

В процессе занятий используются различные формы  и методы:

традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных  материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

 Программа  «Умелые ручки» предполагает групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Итого 36 часов в год. Срок реализации программы – 1 год.

10.Цель программы- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в творческо-технологической работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. 

        11.Задачи:

Личностные задачи: 

Воспитывать интерес к искусству солёного теста, природного материала, торцеванию.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

Предметные задачи:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

Обучать различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным материалом.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и               т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в разной технике. 

Метапредметные задачи:

         Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

         Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Развивать пространственное воображение

 12.Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление самостоятельности при подборе эскиза по тематике, составление сюжетно-тематических композиций.
  • Умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.

Предметные:

  • Учащиеся умеют правильно организовывать своё рабочее место.
  • Умение доводить начатое дело до конца.
  • Самостоятельное выполнение работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с материалами.

Метапредметные:

  • Выполнение высококачественных авторских, фантазийных работ, умение их представить на выставке.

Формы аттестации:

  •  Форма итоговой аттестации программы – выставка работ один раз в конце года. Так же, участие обучающихся в конкурсах и выставках различного уровня в течение учебного года.

13.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫРеализацию программы обеспечивает воспитатель группы продленного

дня ,обладающий профессиональными знаниями  и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения .

Содержание программы.

№ п/п

Название блока

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Работа с природным и бросовым  материалами.

3

4

7

Презентация

2

Солёное тесто.

4

4

8

Презентация

3

Работа с бумагой в технике торцевание

4

7

11

Выставка

4

Декоративное панно (работа с природным материалом, бумагой, солёным тестом, пластилином, тканью, нитками).

4

6

10

Выставка

Учебный план

                                                                              (36 часов)

п/п

Наименование блоков, тем

Кол-во часов

Программное  содержание

Дата

1 блок

Работа с природным и бросовым материалами.

7

1

Знакомство с художественным конструированием из природных материалов.

1

План работы кружка. Знакомство с инструментами для изготовления поделок из природного материала и поделок из бросового материала. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материала.

2

Подготовка природного материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности.

1

3

Основы поделки.

1

Знакомство с композицией и разработка выбранных работ.

4-5

Композиция из природных материалов в технике аппликация .

2

Составление композиции. Прикрепление деталей и оформление картины.

6

Изготовление поделки из бросового материала.

2

Презентация о проделанной работе.

2 блок

Солёное тесто

8

7

Инструменты и материалы для работы с солёным тестом.  Правила техники безопасности.

1

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и материалами для работы с солёным тестом.

8

История  появления  лепки из солёного теста.  

1

Знакомство с историей появления лепки из солёного теста.

9

Техника лепки разных форм. Выбор нужных форм для изделия.

1

Знакомство с разными формами, лепка этих форм.

10

Приёмы лепки. Эскиз изделия.

1

Выбор изделия из солёного теста. Работа над приёмами лепки нужных форм для изделия. Разработка эскизов изделий.

11

Выполнение выбранных работ из солёного теста.

1

Работа над выполнением выбранных работ.

12-13

  «Хлебобулочные изделия», «Ёлочные украшения».

2

Работа над выполнением выбранных работ. Раскрашивание .

14

Оформление готовых изделий.

1

Презентация о проделанной работе.

3 блок

Работа с бумагой в технике торцевание.

11

15

 Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике торцевание. Правила техники безопасности.

1

Знакомство с инструментами и материалами для работы в технике торцевание. Инструктаж по ТБ работы с бумагой.

16

 История возникновения технологии торцевание

1

Знакомство с историей возникновения технологии торцевание.

17

Основные правила работы и формы.

1

Правила работы. Знакомство с разными  формами.

18

Основные формы    

1

Тренировка в изготовлении основных форм

19

Составление композиции из основных форм торцевания  «Воздушные шарики».

1

Изготовление основных форм. Выполнение работы.

20

Изготовление открытки  ко  Дню 8 Марта. «Цветок».

1

Изготовление и оформление поздравительной открытки. Выполнение цветка .

21

Композиция «Снежинка» на новогоднюю ёлку.

2

Изготовление снежинки в технике торцевание. Праздник Новый год.

  22- 23

Коллективная работа:  «Цветочная поляна».

2

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

24

Оформление  коллективной работы.

1

Выставка готовых работ.

4 блок

Декоративное панно.

10

25

Что такое декоративное панно.  Как  можно его изготовить.

1

Что такое декор. Виды декоративных панно и способы изготовления.

26

Выбор коллективных творческих проектов по изготовлению декоративных панно.

1

Выбор проекта.

27

Основы композиции, разработка эскизов.

1

Разработка эскиза проекта вместе с педагогом.

28

Подготовка материала к работе, инструменты и приспособления, инструктаж по технике безопасности.

1

Инструктаж по ТБ. Подготовка материалов, инструментов и приспособлений к работе над проектом.

    29-31

Декоративное панно: «Подсолнух»  в технике торцевание, «Кактус» - торцевание на пластилине.

    4

Изготовление панно.

32

Оформление выставки «Мы умеем!»

    2

Сбор материала и оформление выставки кружка «Умелые ручки». Грамоты за лучшие результаты.

Планируемые результаты:

      Иметь представление: 

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;                                                                

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

      Знать:   

- правила техники безопасности;                                                                                                                                                                        

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), приспособлений (шаблон )и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;                                                                              

- правила общения;- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;                                                                                                                    

- что такое деталь (составная часть изделия);                                                                              

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;                                                                                                                            

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);                                                                                                                                              - виды материалов;                                                                                                                              

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, отрезание, сборка, отделка; и работа по шаблону;                                                                                    

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки.

- виды отделки: раскрашивание, аппликации.

- даты в календаре: День леса, День Мира, Всемирный день защиты животных, День матери, День кошки, Всемирный день гор, День собаки. День птиц, День солнца и другие.

- праздники: Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, День победы и другие.

 

 Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: перечень готовых работ, фото с занятий, журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, готовые изделия.

Оценочные материалы. Диагностика уровня обучения детей проводится методом наблюдения за детьми в процессе выполнения работы.

                    Техника безопасности на занятиях кружка «Умелые ручки»

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными инструментами.

5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

Правила подготовки рабочего места перед началом работы

  1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
  2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
  3. Надень рабочую одежду.

 

Правила уборки своего рабочего места

  1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
  2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
  3. После работы с пластилином, солёным тестом почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
  4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
  5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
  6. Сними рабочую одежду.
  7. Все принадлежности убери.

Инструкция

по технике безопасности при работе с природным материалом

1. Не ломай растущие деревья и кустарники.

2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.

3. Для резания веток используй нож с тупым концом.

4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.

5. В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.

6. Храни природный материал в сухом месте.

7. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

8. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

9. Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.

10. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

11. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Инструкция

по технике безопасности при работе с солёным тестом

1. Замешивай тесто по рецепту и  только с разрешения или под наблюдением взрослых.

2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади тесто на стол.

3. Нельзя есть солёное тесто.

4. Храни солёное тесто в мешочке в холодильнике отдельно от тетрадей и книг.

5. По окончанию работы хорошо вымой их с мылом.

Инструкция

по технике безопасности при работе в технике торцевание

  1. Хранить ножницы в определённом месте.
  2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
  3. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми
  4. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  5. Подавать ножницы кольцами вперед.
  6. Не оставлять ножницы открытыми.
  7. Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  8. Использовать ножницы по назначению.
  9. Следить, чтобы клей не попадал на кожу рук, лица, особенно в глаза.
  10. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.
  11. После работы клей хорошо закрыть и обязательно вымыть руки.
  12. Полоски бумаги не разбрасывай и складывай обратно в коробочку.
  13. После работы прибери своё место и протри парту.

   

Литература:

         Литература для учителя:

  1. Геронимус Т.М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.
  2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  3. Гусева И. «Солёное тесто», Изд. Дом «Литера», СПб, 2005 г.
  4. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.
  5. Данкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», - СПб.: ИД «Кристалл», 2001 г.        
  6. Колесник С.В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов: Лицей, 2005г.
  7. Михалкова И., Силаева К., «Солёное тесто. Большая книга поделок». М.: «ЭСКИМО». 2004 г.
  8. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
  9. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
  10. Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто», Изд. дом: МСП, 2005 г.
  11. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
  12. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  13. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
  14. Хананова И.Н.  «Солёное тесто», - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 2007 г.
  15. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
  16. Чаянова Г.Н. «Солёное тесто», М.: Дрофа-Плюс, 2005 г.
  17. Чибрикова О.В. «Подарки к любому празднику», -М.: Эскимо, 2006 г.

Литература для родителей

  1. Валеев Г.Х. «Развитие творческого потенциала личностиматериалы и рекомендации к занятиям с младшими школьниками», Уфа,2006 г.
  2. Дерезина М.Г. «Каждый ребёнок-художник», изд-во Ювента. М. 2002 г.
  3. Путилин В.Д., Ушачев В.П. «Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника», Магнитогорск, 2009 г.

        Литература для детей

  1. Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. –        118 с.
  2. Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие           для родителей, детей и педагогов. – Ярославль, 1998. – 192 с.
  3. Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156
  4. Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 167 с
  5. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности

Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная студия "Карусель" имеет художественно - эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических  и творческих способн...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Вокально – эстрадная студия «Вокализ» Дополнительная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленности

ПАСПОРТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ1.ОУМАОУ  ДО «Дом детского творчества» с. Выдрино»МО «Кабанский район» Республики Бурятия2.Название«Вокализ»3.Направ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование» (базовый уровень)

Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «УльтраКонструирование»...