Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная игла» (ознакомительный уровень)
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа кружка "Волшебная игла". Первый год обучения в 3 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени
дважды Героя Советского Союза Александра Ильича Родимцева»
Принята на заседании педагогического совета от «____» _______________2024г. Протокол № _______ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 53 им. дважды Героя Советского Союза А.И.Родимцева» ___________________Т.А.Степина. Приказ от «___» ______2024 г. № _____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Волшебная игла»
(ознакомительный уровень)
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Срок реализации 1 год (72 часа)
Составитель:
Николаенко Ирина Владимировна,
педагог дополнительного
образования
г. Курск, 2024 г.
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Объем | 7 |
1.3. | Цель Программы | 9 |
1.4. | Задачи программы | 9 |
1.5. | Планируемые результаты | 10 |
1.6. | Содержание программы | 12 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 15 | |
2.1. | Календарный учебный график | 15 |
2.2 | Учебный план | 16 |
2.3 | Оценочные материалы | 16 |
2.4. | Формы аттестации | 17 |
2.5. | Методические материалы | 18 |
2.6. | Условия реализации программы | 20 |
Раздел 3. Рабочая программа воспитания 21 | ||
Раздел 4. Календарный план воспитательной работы 24 | ||
Раздел 5. Список литературы 25 | ||
Раздел 6. Приложения 25 | ||
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
- 1.1. Пояснительная записка
«Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена
с ним живым нервом, и всё, что передаётся его
психике по этому пути, будет неизменно
живее, интенсивнее, глубже и прочнее»
Н.Д. Бартрам
Рабочая программа «Волшебная игла» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», и реализуется в рамках общекультурного направления развития личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.
Основным содержанием курса являются занятия по вышивке крестом.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели искусством вышивания (украшением различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей.) Она была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Вышивка и сегодня не утратила свою привлекательность, изящество, ценность, актуальность. В наши дни интерес к вышивке не угасает, а напротив, приобретает всё большую популярность. Искусство вышивки имеет многовековую историю. В далёкие времена, когда люди жили разобщённо, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами, местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Вышивка пользуется большой любовью у рукодельниц. Цветные нитки и игла таят в себе неограниченные способности для творческого труда, кроме этого вышивка способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, разрабатывает суставы рук, способствует развитию пальцев, успокаивает нервную систему.
Подборка видов деятельности и содержание программы выстраивались не как механический труд ради упражнения рук и изготовления отдельных занимательных поделок, а как формирование и развитие умственной деятельности через овладение навыками и умениями, обучению, самостоятельному выполнению доступных ребенку практических операций. Подбор ниток, выбор рисунка, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию навыков и умений, но развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, фантазии, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев, развитию художественного вкуса детей, приучает контролировать свои действия, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Поделки и изделия с вышивкой входят в нашу жизнь, как одно из ярких явлений прикладного творчества, в котором проявляется высокий художественный вкус народов мира, труд и талант многих поколений. К истокам народного творчества необходимо привлекать детей. Вышивка – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Она, как и любой другой вид народного творчества, постоянно совершенствуется и дополняется. Умеющие вышивать могут создавать и облагораживать модные и красивые вещицы, отличающиеся оригинальностью и индивидуальностью, т.к. любая вышивка эксклюзивна. Наверное, каждый человек хотел бы украсить свой дом чудесно вышитой картиной – пейзажем или натюрмортом. А сколько радости у родителей от подарка своего ребёнка, который он выполнил сам, вложив в него свои способности, чувства.
Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук ребёнка благотворно влияет на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная игла» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 (ред. от 26.07.2022) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 N 04-423 «Об исполнении протокола» (вместе с Методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями);
- Приказ Министерства образования и науки Курской области от 22.08.2024 № 1-1126 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеразвивающих программ»;
- Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-3КO (ред. от 14.12.2020 г. № 113-ЗКО) «Об образовании в Курской области».
- Устав МБОУ «СОШ № 53 им. дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева» от 13.09.2016 № 435.
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ «СОШ № 53 им. дважды Героя Советского Союза А.И.Родимцева» от 02.11.2023 № 250.
- Воспитательная программа МБОУ «СОШ № 53 им. дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева» от 28.06.2023 № 138.
Направленность Программы: художественная.
Актуальность программы: данной программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией, развития трудовых навыков ребенка. Приобретенные практические навыки помогут в различных жизненных ситуациях: при правильном подборе цвета, украшений и аксессуаров к одежде. Занятия вышивкой являются положительным фактором, влияющим на развитие художественного вкуса. Программа специально разработана в целях сохранения традиций региона и страны, формирования патриотического самосознания детей. Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Для того чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом. Кроме того, с помощью данного вида творчества можно изготавливать различные аксессуары, а также вышивка способствует творческому развитию ребёнка.
Программа ориентирована на проявление и развитие творческих способностей каждого ребенка. Дети приходят в объединения без специального отбора и подготовки.
Уровень освоения Программы: ознакомительный.
Адресат Программы: программа предназначена для обучения детей среднего школьного возраста (9-10 лет).
Принцип набора в объединение свободный, независимо от национальной и религиозной принадлежности, социального уровня.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
В группе обучения – 12-15 человек; Состав групп является постоянным. Формирование учебных групп, учащихся осуществляется на добровольной основе, без специального отбора и подготовки, по возрастному признаку. Главным условием является желание учащегося заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Набор в группы осуществляется через регистрацию заявки на интернет-портале АИС «Навигатор дополнительного образования Курской области» https://р46.навигатор.дети : зачисление в группы происходит в соответствии с возрастными нормами и представленным расписанием.
1.2. Объем
Объем и срок освоения Программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год составляет 72 часа. Полный объем обучения по программе составляет – 72 часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом 10 мин.
Форма обучения: очная, также возможно дистанционное занятие. Вспомогательные формы обучения: экскурсия, соревнования, конкурс, выставка, игра, творческая мастерская.
Язык обучения – русский
Формы проведения занятий: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, работа в парах, индивидуальная.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Отличительные особенности программы: –заключаются в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы позволяют детям проявлять индивидуальность, и получать результат своего художественного творчества, пробуждать в ребёнке веру в его творческие способности, в то, что он творит добро и красоту, принося пользу людям.
Данная программа предлагает знакомство детей с удивительным видом декоративно-прикладного творчества – вышивкой и внесение его в свой дом, в свою жизнь.
В программе определён конкретный объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить до конца 1 года обучения. Программа предусматривает учёт индивидуальных, возрастных особенностей каждого ребёнка, осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учитывается желание ребёнка в выборе рисунка вышивки, а также материально-финансовые возможности.
Программа курса “Волшебная игла” предназначена для учащихся начального звена общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, в ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Для достижения заявленных целей программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе. Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучения, предусматривает возрастные уровни начиная с 3-4 класса, в зависимости от способностей, желания и возможностей ребенка заниматься вышиванием. Построение процесса обучения в качестве основной формы передачи знаний предполагает занятия в группах в количестве не более 12-15 человек. Программа «Волшебная игла» построена по принципу доступности для обучающихся. Программа предусматривает постепенное усложнение практических работ, переход от простых заданий к более сложным, что позволяет избежать комплекса неполноценности и стимулирует к дальнейшему росту. Освоение вышивания закрепляется изделиями, простыми в выполнении, а заканчивается более сложной работой, позволяющей наглядно увидеть результаты посещения учащимися данного кружка. Режим работы кружка 2 раза в неделю.
Программа может реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Реализация программы осуществляется на информационно – коммуникационной образовательной платформе «Сферум».
1.3. Цель
Цель Программы:
- углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,
- систематизация знаний о различных приемах вышивки,
- развитие творческого потенциала учащихся.
- раскрытие творческого потенциала ребёнка через развитие проектной деятельности;
- развитие творческих способностей детей, раскрытие их возможностей посредством приобщения к русской культуре и духовному наследию;
- формирование у школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения, способности и готовности творчеству;
- воспитание эстетического вкуса, чувства красоты, уважения к людям труда.
- формирование первоначальных знаний, умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве, через обучение и воспитание, формирование устойчивого интереса к народным традициям современному декоративному творчеству; овладение приемами и способами работ с различными материалами и инструментами.
1.4. Задачи программы:
Исходя из поставленных целей программы, курс предполагает решение следующих задач:
Воспитательные:
- формировать идентичность гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развивать способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитывать толерантность к мнению и позиции других;
- формировать привычку неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- осваивать технологические приемы данного вида деятельности;
- познакомить детей с традициями древнего вида народного творчества - вышивкой, дать представление о простейших видах швов, их применении в отделке различных изделий;
- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические и другие качества личности ребенка;
- пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
- стимулировать сенсорное развитие: глазомер, форму;
- развивать способность к самовыражению в творческой проектной деятельности;
- мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации;
- повышать уверенность детей в своих силах, добиваться исчезновения боязни ошибочных шагов;
- сохранять физическое и психическое здоровье детей.
Обучающие:
- организовывать рабочее место;
- вдевать нитку в иголку;
- закреплять нить в начале и в конце вышивки;
- вышивать простым крестом;
- экономно расходовать используемые материалы;
- Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
- Уметь вышивать на пяльцах и без них.
- Начинать и заканчивать работу без узлов.
- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
- Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
- Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
- Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
- Развивающие:
- Виды ручной вышивки. Историю и традиции вышивки.
- Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами
- Технику выполнения вышивки крестом
- Способы нанесения рисунка на ткань. Способы закрепления нитей.
- Способы выдергивания нитей. Способы зашивок.
- Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
- Анализ наблюдения за деятельностью учащихся. Выполнение заданий.
- Защита проекта.
Программа способствует:
-повышению интереса к культурным традициям родного края;
-развитию познавательной и творческой активности детей;
-формированию нравственных ценностей;
-расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
-укреплению веры детей в свои способности.
1.5. Планируемые результаты
Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование уважительного отношения к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой диалог по теме, коллективно анализировать изделия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Предметные:
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
В результате освоения Программы у детей формируются знания по декоративно-прикладному искусству, навыки создания различных изделий ДПИ и работы в различных техниках изобразительного искусства.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
1.6. Содержание Программы
1 Занятие. Вводное занятие: Понятие декоративно – прикладного искусства. Знакомство с видами творчества и его направлениями. Из истории русской вышивки. Из истории западноевропейской вышивки. Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде.
2 Занятие. Инструменты и приспособления для вышивания
нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.
Практическая работа: Увеличение и уменьшение рисунка
- Занятие. Технология выполнения свободных швов
Практическая работа: Шов "вперед иголку, Шов "строчка», Шов "за иголку», Стебельчатый" шов, “Тамбурный шов” и его варианты
- Занятие. Технология выполнения счетных швов:
Практическая работа: Шов "роспись". Шов "козлик», Шов "косичка" Счетная гладь, Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Крест с вертикальными стежками на изнанке. Кресты в наклонном ряду, Кресты в два ряда, Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест
5 Занятие. Счетный крест.
Практическая работа: Технология выполнения счетного креста
6 Занятие. Другие виды вышивок, их использование:
Практическая работа: Белая гладь. Цветная гладь. Вышивка ришелье.
7 Занятие. Композиция, цветовой круг, орнамент.
Практическая работа: Составление композиции. Орнамент, цветовой круг. Колорит
8 Занятие. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Практическая работа: Работа над проектом, Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.
9 Занятие. Шов крест, гобеленовый шов. Технология выполнения вышивки.
Практическая работа: Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков. Выполнение идущих снизу-вверх горизонтальных рядов крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу-вверх, Вертикальный ряд, Выполнение крестиков в 1 прием, Выполнение горизонтального ряда крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз. Диагональное расположение крестов. Обводка вышитых мотивов, Закрепление нитки, Оформление края изделия, Стирка и глажение вышитых изделий, Оформление вышивки в рамку, Изготовление декоративной рамки
10 Занятие. Защита проекта
Практическая работа: Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.
Формы и методы работы
Для полноценной реализации программы важную роль играют выборы форм и методов работы. В соответствии со способом передачи и усвоения информации используются: словесные, наглядные и практические методы. Выбор методов работы зависит от темы и поставленной цели. Теоретические сведения, обучающиеся получают в процессе рассказа, беседы. Для освоения практических приемов работы используется демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения обучающихся. Основные формы организации деятельности на занятиях: коллективная, индивидуальная, групповая.
Форма подведения итогов: выставка
Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний. Каждый обучающийся заведет альбом, в котором будут собраны его работы. В них отражается информация обо всех изменениях, полученных в процессе обучения.
Формы проведения занятий:
-Демонстрация изделий.
-Занятия с элементами лекций.
-Практические занятия.
-Самостоятельная работа с литературой.
-Работа над проектом.
- Наглядность:
- Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов. Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д. Образовательные результаты изучения данной программы могут быть выявлены с помощью текущего контроля (беседа с учащимися).
Учащиеся должны уметь:
- правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы;
- уметь вышивать на пяльцах и без них;
- начинать и заканчивать работу без узелков;
- выполнять работу качественно и в срок;
- соблюдать правила техники безопасности.
Учащиеся должны знать:
- историю вышивки;
- способы закрепления нитей;
- способ работы с бумагой.
Форма подведения итогов: выставка работ.
Форма отчетности: выставка работ, презентации.
- Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
- Индивидуальная работа;
- Праздники.
В Программу включены следующие разделы:
- Работа с тканью
- Работа с бумагой
- Выставки, праздники.
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрено участие в выставках.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Таблица 1
№ | Темы | Количество часов | Виды деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Понятие декоративно – прикладного искусства. Знакомство с видами творчества и его направлениями. Из истории русской вышивки. Из истории западноевропейской вышивки. Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде. | 3 | 2 | 1 | Познавательна, трудовая. |
2 | Инструменты и приспособления для вышивания: нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка | 3 | 2 | 1 | Трудовая, художественное творчество. |
3 | Технология выполнения свободных швов: Шов "вперед иголку»; Шов "строчка»; Шов "за иголку»; Стебельчатый" шов; “Тамбурный шов” и его варианты. | 9 | 2 | 7 | Познавательна, трудовая. |
4 | Технология выполнения счетных швов: Шов "роспись"; Шов "козлик»; Шов "косичка" Счетная гладь; Крест с горизонтальными стежками на изнанке. Крест с вертикальными стежками на изнанке; Кресты в наклонном ряду; Кресты в два ряда; Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест. | 9 | 2 | 7 | Трудовая, художественное |
5 | Счетный крест. Технология выполнения счетного креста | 10 | 1 | 9 | Познавательная |
6 | Другие виды вышивок, их использование. Белая гладь. Цветная гладь. Вышивка ришелье. | 7 | 2 | 5 | художественное творчество. |
7 | Композиция, цветовой круг, орнамент. Составление композиции. Орнамент, цветовой круг. Колорит | 11 | 2 | 9 | Художественное творчество. |
8 | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта. | 8 | 8 | Познавательна, художественное творчество. | |
9 | Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков. Выполнение идущих снизу-вверх горизонтальных рядов крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх -Вертикальный ряд. Выполнение крестиков в 1 прием. Выполнение горизонтального ряда крестиков. Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз. Диагональное расположение крестов. Обводка вышитых мотивов Закрепление нитки. Оформление края изделия. Стирка и глажение вышитых изделий. Оформление вышивки в рамку. Изготовление декоративной рамки | 10 | 2 | 8 | Познавательна, художественное творчество. |
10 | Защита проекта. Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ. | 2 | 1 | 1 | Художественное творчество. |
Итого | 72 | 16 | 56 | ||
2.2. Учебный план
Таблица 2
№ п/п | Темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Понятие декоративно – прикладного искусства. | 3 | 2 | 1 | презентация |
2 | Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия. | 3 | 2 | 1 | Индивидуальная работа |
3 | Технология выполнения свободных швов | 9 | 2 | 7 | Коллективный проект |
4 | Технология выполнения счетных швов | 9 | 2 | 7 | Коллективный проект |
5 | Другие виды вышивок, их использование. | 7 | 2 | 5 | Коллективный проект |
6 | Композиция, цветовой круг, орнамент | 11 | 2 | 9 | Индивидуальная работа |
7 | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. | 8 | 8 | Индивидуальная работа | |
8 | Практическое занятие; шов крест. | 10 | 2 | 8 | Индивидуальная работа |
9 | Защита проекта | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа |
10 | Итого часов: | 72 | 16 | 56 | |
Задачи обучения:
- формирование специальных знаний (основы цветоведения,
- композиции, построение орнамента);
- приобретение технических знаний, умений, навыков.
- пробуждение творческой активности;
- расширение кругозора;
- раскрытие индивидуальных способностей.
2.3. Оценочные процедуры
Формы и виды контроля
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности.
Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:
- необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка;
- исключить отрицательную оценку результатов его действий;
- сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.
Способы проверки знаний, умений и навыков:
Теоретические знания обучающихся будут выявляться при помощи вопросов, викторин и др. Практические навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия, которые будут выставляться на выставках детского творчества.
- Формы аттестации
Для успешной реализации программы по декоративно-прикладному творчеству необходимо создать условия, обеспечивающие:
- жизнь и здоровье обучающихся;
- эмоциональное благополучие каждого обучающегося;
- включение каждого обучающегося в творческую деятельность.
Целью аттестации является оценка качества освоения программы «Волшебная игла» Освоение разделов программы контролируется в форме выставок. Основной формой промежуточной аттестации по программе является итоговое занятие в форме показа творческих работ, а также умения пользоваться материалом для вышивки и рукоделия.
Для оценки качества освоения программы и индивидуальной динамики обучающегося предусмотрены следующие формы диагностики, контроля и аттестации:
- Входная диагностика проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, фиксируется исходный уровень обучающегося.
- Промежуточная аттестация совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты данных контрольных заданий, упражнений, нормативов фиксируются в журнале учета работы объединения.
- Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.
- Текущий - проводится в течении учебного года, для выявления уровня овладения обучающимся знаниями, умениями и навыками.
- Относительно уровня освоения программного материала планируются способы и формы проведения аттестационных мероприятий. С учётом подготовленности обучающихся, их способностей и возможностей.
Данном конкретном этапе изучения программы, её разделов, формы проведения аттестации могут быть следующие: презентации, выставки, выполнение практических заданий.
При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трём уровням:
- низкий–усвоение программы в неполном объеме, на уровне воспроизведения терминов, понятий, представления, суждений, теоретические и практические
задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива;
- средний – усвоение программы в неполном объеме, теоретические и практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива;
- высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, обучающийся имеет высокие достижения (победитель конкурсов, района)
- Методическое обеспечение
Материально-технические ресурсы:
- помещение с хорошим дневным и вечерним освещением;
- рабочее место для каждого обучающегося;
- ткань для вышивки;
- ручные инструменты: иглы для вышивания (№ 24, 25, 27), нитки (мулине, шерсть) разных цветов, наперсток, линейка, канва для вышивки крестом АИДА, ножницы, пяльцы, клей ПВА материалы для оформления рамочек;
- наглядные пособия: образцы изделий, образцы ниток;
- схемы вышивания;
- дополнительные аксессуары.
- фото-, видео- и мультимедиа аппаратура;
- учебные пособия по вышиванию;
- наборы для вышивания.
Кадровый ресурс программы: педагог, обладающий умениями вышивать крестом.
Организационный ресурс программы: соблюдение определенной дисциплины; правил техники безопасности; режим организации. Для освоения практических приемов работы используется демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения обучающихся. Для полноценной реализации программы важную роль играют выборы форм и методов работы. В соответствии со способом передачи и усвоения информации используются: словесные, наглядные и практические методы. Выбор методов работы зависит от темы и поставленной цели. Теоретические сведения, обучающиеся получают в процессе рассказа, беседы.
Формы обучения: развивающие игры, беседы.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Педагогические технологии: словесные, работа с информацией, методы примера, методы познавательной деятельности, методы эмоционального воздействия, стимулирования личностной значимости учения.
Методические приемы развития творческих способностей, обучающихся:
- занимательности;
- педагогическое стимулирование;
- систематизации;
- приём логического запоминания.
Алгоритм учебного занятия
- этап–теоретическая часть (изложение нового материала, устное описание объекта практической работы, объяснение терминов по теме занятия, описание и показ технических приемов выполнения практической работы и их последовательности, техника безопасности);
- этап–организация (подготовка к занятию, подготовка рабочего места, настройка детей на продуктивную деятельность, объявление темы занятия и постановка учебных задач);
- этап–практическая часть (разделение практики на определенные этапы, подбор специальной литературы, раздаточного материала, подготовка инструмента, распределение работы среди учащихся при коллективной или групповой деятельности, практическая работа, контроль, помощь и консультация педагога);
- этап–окончание занятия (подведение итогов, закрепление изученного материала, уборка рабочего места).
Методическое обеспечение
Таблица 3
№ | Название раздела, темы | Дидактические и методические материалы |
1 | Понятие декоративно – прикладного искусства. | Тематические альбомы, поузловая обработка |
2 | Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия. | Наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура; образцы готовых изделий; |
3 | Технология выполнения свободных швов | Раздаточный материал: технологические карточки; |
4 | Технология выполнения счетных швов | Методические рекомендации по подготовке и проведению конкурсов, смотров результативности |
5 | Другие виды вышивок, их использование. | Авторские методические рекомендации и разработки программе. |
6 | Композиция, цветовой круг, орнамент | «Воспитание нравственности на основе устного народного творчества (легенды, стихи, загадки)»; Рекомендации «Посещение выставочных залов, музеев»; |
7 | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. | Пособие по использованию компьютерных программ для выполнения творческих проектов; |
8 | Практическое занятие; шов крест. | образцы готовых изделий |
9 | Защита проекта | Авторские методические рекомендации и разработки программе. |
Методическое обеспечение:
- тематические альбомы, поузловая обработка
- наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
- образцы готовых изделий;
- раздаточный материал: технологические карточки;
- специальная и методическая литература по моделированию и конструированию одежды с различными иллюстрациями.
- электронные презентации по разделам программы
- «Воспитание нравственности на основе устного народного творчества (легенды, стихи, загадки)»;
- Рекомендации «Посещение выставочных залов, музеев»;
- Сценарии праздников, дружеских встреч, капустников, чаепитий;
- Методические рекомендации по подготовке и проведению конкурсов, смотров результативности, выставок;
- Пособие по использованию компьютерных программ для выполнения творческих проектов;
- Авторские методические рекомендации и разработки программе.
Дидактические материалы.
- Раздаточный материал;
- плакаты, картинки по темам занятий;
- видео и фоторяд.
- Условия реализации программы Материально-техническое оснащение программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12-15 и отвечающего правилам СанПин;
- наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
- шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;
- наличие необходимого оборудования согласно списку;
- наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература,
- наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Учебно-методическая литература для учителя
1. Аристамбекова Н.Е. Вышивка крестом. М.: Эстерна, 2005.
2. Астапенко Э.А. Вышивка. М., 2005.
3. Андронова С.М. Волшебная нить, Пермская книга, 1994.
4. Глинская Е. Азбука вышивания. - М, 1994.
5. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. - М, 1993.
6. Диана Креатив, журнал №8/2005
7. Еременко Т.И. Иголка волшебница. – М, 1998.
8. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. - М, 1996.
9. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000.
10. Хворостухина С.А. Золотая книга женского рукоделия. М., 2003.
Учебно-методическая литература для учащихся
- Журналы Вышивка для души
- Журнал Цветная ниточка
- Журнал Весёлые петельки
Учебно-методическая литература для родителей (законных представителей)
1. Галкин, А. Русская вышивка - вчера, сегодня, завтра .../ А. Галкин. - точка доступа: http://www.softstitch.ru
2. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Музей народного искусства; сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 320 с., илл.
3. Калмыкова, Л.Э. Народная вышивка Тверской земли / Л.Э. Калмыкова. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 204 с., илл
4. Косменко, А.П. Карельское народное искусство: изобразительное творчество. - Петрозаводск: Карелия, 1977. - 32с., 38л. илл.
5. Крысина, О.Г. Вышивание: советы молодой семье / О.Г. Крысина. - М.: Советская Россия, 1959. - 86 с.
Раздел 3. Рабочая программа воспитания
Воспитательный процесс выстраивается с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включающей в себя:
- патриотизм–любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность–свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- семья–любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество–уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- традиционные российские религии–представления о вере, духовности религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Экологическое воспитание – это воспитание, которое подразумевает осознанное правильное отношение к объектам живой и неживой природы. Такое отношение обучающегося к природе формируется в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а также с помощью современных педагогических технологий (технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии).
Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся –это усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств обучающегося, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Повседневный опыт общения с окружающими людьми служит для ребенка источником как положительного, так и отрицательного примера поведения.
Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, семье, городу, поселку, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Повседневный опыт общения, обучающегося с окружающими, служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.
Ведущей деятельностью в воспитательно-образовательном процессе является игра. Игровая деятельность широко используется как самостоятельная форма работы с обучающимися. Это эффективное средство развития, воспитания и обучения, обучающихся в других организационных формах деятельности. Игровая деятельность отдает предпочтение творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры- драматизации, инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и др.).
Цель: углубление знаний по декоративно-прикладному искусству, -систематизация знаний о различных приемах вышивки, -развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,
-освоение приемов вышивки крестом,
-выполнение творческого проекта.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, культурологическое и эстетическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности учащихся
Работа с коллективом обучающихся:
- мероприятия, направленные на интеллектуальное развитие обучающихся, расширение кругозора, изучение новых областей знаний и т.п.;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной нравственно-эстетической позиции;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе.
Работа с родителями
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность творческого объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей);
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания обучающихся.
Раздел 4. Календарный план воспитательной работы
объединения «Волшебная игла»
Наименование мероприятий | Дата проведения | Ответственные |
Конкурс рисунков на асфальте «Мы против терроризма!», посвященные Дню Солидарности в борьбе с терроризмом | Сентябрь | Педагог |
Профилактическая беседа «Терроризм – зло против человечества» | Сентябрь | Педагог |
Единый урок информационной безопасности. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. | Октябрь | Педагог |
Игра «Я хочу стать как папа!» | Октябрь | Педагог |
Беседа, посвященная Дню толерантности | Ноябрь | педагог |
Единый урок «Мы – Россияне!», посвященный Дню Конституции РФ. | Декабрь | педагог |
Новогодняя акция «Безопасные каникулы» | Декабрь | Педагог |
«Природа рядом». Акция «Покормите птиц» | Декабрь | Педагог |
Познавательная игра «Мы за здоровый образ жизни» | Январь | Педагог |
Проведение мероприятий ко Дню защитника Отчества» | Февраль | Педагог |
Праздник мам, бабушек «Встреча поколений». Выставка подарков «Дорогим любимым». | Март | Педагог |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Викторина «Символы России» | Март | Педагог |
Конкурсно-игровая программа «Весёлые старты» | Апрель | Педагог |
День юмора «Все наоборот» | Апрель | Педагог |
«Есть в памяти мгновения войны» классный час | Май | Педагог |
Выставка творческих работ, учащихся на 2024-2025 учебный год «Наши руки не для скуки» | Май | Педагог |
Часы безопасности «Летние каникулы» | Май | Педагог |
Организация в группах семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и коллектива. | В течении года | Педагог |
Раздел 5. Литература:
Литература для педагогов
1. Аристамбекова Н.Е. Вышивка крестом. М.: Эстерна, 2005.
2. Астапенко Э.А. Вышивка. М., 2005.
3. Андронова С.М. Волшебная нить, Пермская книга, 1994.
4. Глинская Е. Азбука вышивания. - М, 1994.
5. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. - М, 1993.
6. Диана Креатив, журнал №8/2005
7. Еременко Т.И. Иголка волшебница. – М, 1998.
8. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. - М, 1996.
9. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000.
10. Хворостухина С.А. Золотая книга женского рукоделия. М., 2003.
Список литературы для обучающихся:
1. Журналы Вышивка для души
2. Журнал Цветная ниточка
3. Журнал Весёлые петельки
1. Галкин, А. Русская вышивка - вчера, сегодня, завтра .../ А. Галкин. - точка доступа: http://www.softstitch.ru
2. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Музей народного искусства; сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 320 с., илл.
3. Калмыкова, Л.Э. Народная вышивка Тверской земли / Л.Э. Калмыкова. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 204 с., илл
4. Косменко, А.П. Карельское народное искусство: изобразительное творчество. - Петрозаводск: Карелия, 1977. - 32с., 38л. илл.
5. Крысина, О.Г. Вышивание: советы молодой семье / О.Г. Крысина. - М.: Советская Россия, 1959. - 86 с.
Интернет-ресурсы:
- Интернет-ресурсы:
- hhttp://portfolio.1september.ru/
- http://www.silk-ribbon.ru/index.html
- http://www.neva-mozaika.ru/embroider_ribbon.htm
- http://1september.ru/
- http://www.passion.ru/needlework/glad.htm
Раздел 6. Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» (стартовый уровень)
В век активной компьютеризации, информатизации и роботостроения благодаря разработкам компании ЛЕГО появилась возможность уже в младшем возрасте знакомить детей с основами строения технических объекто...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"
Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки" (базовый уровень)
Программа "Умелые ручки "состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разби...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ленточка»
Программа «Волшебная ленточка» для 4 класса является модифицированной программой по художественной направленности.С распространением электронных и компьютерных технологий на второй п...
Программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»
Актуальность программы - художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей и является его приоритетным направлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга детства» (Стартовый уровень ) Срок реализации 1 год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Радуга детства» имеет художественную направленность. Данная программа разработана так, чтобы изучаемый материал вызвал ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Разведчики природы» (базовый уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Разведчики природы» (базовый уровень) разработана для обучающихся 7-11 лет. Срок реализации программы -3 года, с...