Родительское собрание "Воспитание в труде"
материал (4 класс)

Мартенс Марина Витальевна

Цель: обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника.

Задачи: определить значение трудового воспитания в развитии личности ребёнка; обозначить проблемы развития работоспособности ученика; наметить способы развития работоспособности ученика.

Форма проведение: круглый стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Родительского собрание «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика»

Цель: обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника.

Задачи: определить значение трудового воспитания в развитии личности ребёнка; обозначить проблемы развития работоспособности ученика; наметить способы развития работоспособности ученика.

Форма проведение: круглый стол.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь:

На доске:

«Устают не оттого, что много работают, а оттого, что работают неправильно»

Н.Е. Веденский, физиолог

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни»              К.Д. Ушинский

«Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство»                К. Уэйтли

«Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством»     Е Филдинг

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Больше всего устаешь от безделья.                                                Пословицы

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Трудовое воспитание в школе рассматривается с двух позиций. С начала обучения ребенка в школе мы говорим о работоспособности ученика на уроке и дома во время приготовления домашних заданий. В более старшем возрасте трудовое воспитание рассматривается как профильное образование. Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами вопросы о способности ваших детей выполнять домашние трудовые обязанности , о желании трудиться.

II. Обсуждение вопросов по теме

Умственная работоспособность ученика

 Всем известно, что планомерный ежедневный труд, систематические занятия способствуют получению глубоких знаний. Но не всегда удается правильно планировать свое время, предстоящую работу. В течение школьной недели нагрузка каждый день может быть разной – бывают легкие дни, почти без домашних заданий и дополнительных занятий, и наоборот. Необходимо научиться рационально планировать нагрузку, знать дни оптимальной работоспособности.

Ученые установили уровень работоспособности в недельном цикле. Наиболее высокая работоспособность наблюдается во вторник и среду, в четверг она снижается и становится минимальной в пятницу. В субботу она немного повышается в предвкушении выходного дня. Исходя из этого следует,  наиболее трудные умственные занятия выполнять во вторник и среду, а в понедельник, четверг, пятницу, субботу – то, что требует меньшего умственного напряжения, но более длительной затраты времени.

Полезно знать и общие сведения о степени трудности разных предметов. Для учащихся наибольшую трудность представляют математика, русский и иностранный языки. Гигиенисты считают, что при правильной, четкой организации выполнения домашних заданий учащиеся 4-х классов должны затрачивать в день примерно 2 часа.

Во время занятий следует исключить внешние раздражители, так называемые помехи: телефон, музыку. Следует избегать и внутренних помех. Скажем, готовя сложный предмет, во время перерыва нежелательно смотреть телепередачи или играть в компьютерную игру: вхождение в продолжение работы занимает много времени, сюжет игры может надолго оставить след в сознании.

При умственной работе имеют значение и многие другие факторы. Например, оптимальная температура воздуха в помещении 18-20 °C. Работоспособность резко снижается, если количество углекислоты в воздухе повышается до 0,1%. Поэтому важно регулярно проветривать помещение.

В рациональный режим занятий входит не только процесс труда, но и разумный полноценный отдых. Умение работать и умение отдыхать одинаково важны. Самое разумное - больше двигаться, заниматься спортом.

Общественно полезный труд и воспитание трудолюбия

Труд школьника ни в коем случае не ограничивается только умственной деятельностью, столь же важно участие в общественно полезном производительном труде.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

1. Труд учащихся должен быть общественно полезным. Школьнику важно осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора.

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Ребёнок должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать, кому нужен его труд.

Если ученики не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

3. Труд школьника должен быть коллективным. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение интересам коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4. Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял ученикам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью им занимаются.

5. В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд должен быть посильным, иначе он угнетающе действует на психику, и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.

7. По возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью, важна взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

8. Совершенно недопустимо наказание трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием.

9. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, формируется уважение к людям труда.

Роль семьи в воспитании трудолюбия

В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи. Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким-нибудь трудом передают детям родители. Когда ребенок видит, с каким удовольствием они трудятся, у него возникает желание поработать самому. Чтобы поддержать интерес к труду, детям надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной.

Большую воспитательную роль играют коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе со взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правила техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха.

3. Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей.

- А вот как ваши дети ответили на заданные им вопросы.

Анкета 1.

Дома я

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Убираю свою постель

Прибираю в своей комнате

Мою посуду

Хожу в магазин

Стираю мелкие вещи

Помогаю в уборке квартиры

Ухаживаю за младшими

Умею кое-что готовить

Анкета 2

  1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
  2. Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
  3. Хвалят ли тебя за выполненную работу?
  4. Ругают ли, если сделал что-то не так?
  5. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
  6. Домашние дела – это трудная работа?

 - Итак, результаты проведенного анкетирования показывают, что дети, в основном, имеют разовые поручения,  немногие дети выполняют их добросовестно и охотно. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. Родители зачастую сами виноваты в том, что их дети не хотят и не умеют трудиться. Папы и мамы продолжают опекать не только дошколят, но и ребят старшего возраста в самых простых бытовых делах, которые им пора делать совершенно самостоятельно (следить за чистотой одежды, пришивать пуговицы, разогревать еду, стелить постель и др.). Дело доходит порой  до того, что родители укладывают в портфель учебные вещи школьников чуть ли не до 4 класса.

- Что должны уметь делать дети 10 -11 лет?

- вытирать пыль,

- чистить обувь и одежду,

- пришивать пуговицы и штопать дырки на одежде,

- пылесосить комнату,

- расставлять книги в нужной последовательности в книжном шкафу,

- поливать цветы,

- выносить мусор,

- бегать в ближайший магазин за небольшим количеством покупок,

- мыть посуду (как минимум, после одного из неосновных приемов пищи),

- наводить порядок в ванной комнате;

- поддерживать порядок в своем платяном шкафу,

- ухаживать за домашними животными.

4. Работа в группах. Педагогические ситуации для обсуждения.

 -А теперь я предлагаю вам поработать в группах, обсудить ситуации. У каждой группы своя история. 

Ситуация первая.

 Дочь Нина взялась подметать дома пол. Но у нее еще нет сноровки. Она метет медленно, местами оставляет за собой мусор. Мать стала нервничать, делать  дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нина метет еще хуже.  Наконец мать отбирает веник у дочери и заканчивает уборку сама. При этом она говорит: « Лучше самой сделать, чем ждать помощи от тебя»

Ситуация вторая.

« У нас двое детей. Дочери одиннадцать, а сыну девять лет. С мужем часто спорим и не можем прийти к единому мнению. Я утверждаю, что у детей должны быть постоянные обязанности по дому. Например, дочь убирает в комнате и моет посуду, а сын убирает свою постель и ходит в магазин. Муж считает, что неизменных обязанностей у детей не должно быть. Они должны делать все, о чем их попросят. Иначе ребенок будет отвечать: «Это не моя обязанность, я не буду этого делать!». Кто прав?

Ситуация третья

В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем,  что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручения дочке, а не ей.

Ситуация четвертая

Вале 7 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю! » Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия матери на Валю ?

 

Выступление групп. Обмен мнениями.

  -  Труд детей под руководством родителей, вместе с ними служит хорошей школой подготовки к самообслуживанию вне дома: достаточно  понаблюдать в школе за работой дежурных, и вы без ошибки определите тех ребят, которые занимаются привычным делом. Но трудность, оказывается, состоит еще и в том, что ребенка нужно научить трудиться. Учить, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто.

5. Коллективное обсуждение. Разработка рекомендаций для родителей.

 - Чтобы испечь вкусный пирог, связать красивые варежки, хозяйка следует  в своем деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и в деле воспитания наших детей. Поэтому предлагаю обсудить этот вопрос сначала в группах, а затем вместе.

Памятка для родителей

1. Никогда не доделывайте за ребенком начатое им дело.

2. У ребенка должны быть каждодневные обязанности по дому, хозяйству.

3. Хорошо, когда у ребенка есть свой рабочий уголок, инструменты, которые он сам содержит в порядке.

4. Работу следует организовать так, чтобы ребенок выполнял ее самостоятельно.

5. Наблюдая за родителями, ребенок должен чувствовать, что труд взрослых для них желанный и необходимый.

6. С ранних лет важно учить детей правильным методам работы; такие умения легче прививаются, с возрастом ребенок их усложняет. Труднее переучивать детей.

7. Нельзя наказывать детей за неумение что-либо делать, старайтесь научить, показать на личном примере.

8. При поручении ребенку того или иного дела следует учитывать его возрастные, физические, индивидуальные особенности.

9. Нужно добиваться, чтобы ребенок выполнил работу до конца, и проверить ее качество.

10. Важно, чтобы ребенок работал с вдохновением. От интересной, желанной работы он не устает, не отказывается от других дел.

11. Сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Две сохи.

 

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая, в тишине, её жизнь была легкой. А вторую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле,  она стала блестящей от работы.

Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

 — Скажи, как ты стала такой красивой?

 — Я стала красивой от труда.

- Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. Поэтому закончить наше собрание мне хотелось бы такими словами:

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Пусть помнят, что с лихвой получат

От них всё то, чему их учат.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе!

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Уважаемые родители, предлагаю вам продолжить фразы:

Я задумался (задумалась) …

Я понял (поняла) ……….

Мне хотелось бы……..

Решение собрания.

  1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания в семье индивидуальные трудовые поручения.
  2. Использовать в воспитании детей советы классного руководителя, предложения родителей, высказанные на собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Лучшая форма наследства, оставляемая родителямиСвоим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.              ...

Родительское собрание "Воля и труд человека дивные дивы творят"

Цель данного собрания привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи....

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.Обрати...

Родительское собрание "Труд и учеба"

Тематическое родительское собрание  можно провести в любом классе начальной школы. Цель собрания - формировать у родителей ответственность за воспитание ребенка в семье, показать роль личного при...

Родительское собрание "Как организовать учебный труд школьника" 2 класс

Беседа об организации учебного труда младшего школьника....

Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться"

Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть с...