Взаимодействие с родителями в вопросах обучения и воспитания
материал (4 класс)

Меньшикова Марина Васильевна

Формы и методы работы с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с родителями25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями в вопросах обучения и воспитания

Работа классного руководителя заключает в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.

Социальный мир семьи-сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Назначение работы педагога с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, социальной среды, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека.

Я, как классный руководитель, не могу и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью-это лежит за пределами моих профессиональных полномочий. Но могу содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.

Поэтому первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения.

Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка. Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. И ничем иным. Все, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений, должно проистекать из воспитательных целей, из блага ребенка как растущей и развивающей личности.

Привношу невольно дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства, ссылаясь на то важное, без чего не может быть максимального развития личности ребенка. Так, родители во имя блага ребенка посещают, а потом и влюбляются в театр, покупают, а потом читают книги, проявляют интерес, а потом увлекаются путешествиями. Немало родителей до посещения школы ребенком, никогда не ходили в театр. Теперь с удовольствием посещают новогодние спектакли, на которые выдают билеты в школе.

Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю. И в этом случае ко мне на помощь спешит психолог школы. Совместно с Борисовой А.Б. составляем план работы с такими родителями. Проводятся беседы индивидуального характера (с мамой Груздева Максима о жестокости по отношению к одноклассникам, с мамой Дородовой Арины о смене программы по некоторым предметам в силу того, что девочка не справляется с данной программой).

Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступают основополагающими элементами мира.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и родителей – практическая совместная работа детей и родителей, которую я организую. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений. Изменения эти принципиальны, ибо положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной школьной среды.

Содержанием обрисованного взаимодействия педагога с родителями становится постоянная забота педагога о развитии личности ребенка. Она наполняет всевозможные действия педагога в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать классную комнату, отказ принимать продуктовые подношения, просьба изменить тональность разговора. Единственным объектом внимания, в организованном таким образом взаимодействии, становится забота о развитии воспитанника.

Содержанием взаимодействия классного руководителя с родителями его воспитанников является проблемная забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Снимается окончательно проблема «вызова» родителей в школу. Их приглашаю в школу, чтобы побеседовать о положении дела, о том, каковы успехи ребенка в школе, как можно было бы повысить уровень успешности развития всех сторон личности ребенка, о том, как решить вместе с ребенком его проблемы, если они стали перед ним.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Стараюсь помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Учу наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

-гуманистическом стиле общения и взаимодействия

-уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу

-систематическом повышении психолого-педагогического уровня (учителей и родителей)

-умению конструктивно подходить к решению конфликта

Цель:

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи:

  1. Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения имобщественных и учебных навыков.
  3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
  1. Изучение условий семейного воспитания
  2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей
  4. Взаимодействие с родительским комитетом
  5. Совместная деятельность родителей и учащихся:

-умственное развитие

-воспитание нравственной культуры

-воспитание эстетической культуры

-воспитание физической культуры и здорового образа жизни

-воспитание трудолюбия и профориентация

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.

Применяемые формы работы с родителями:

  1. Изучение семей обучающихся. Положение детей в семье, условий их жизни.
  2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
  3. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:
  • помощь в проведении мероприятий
  • помощь в благоустройстве школы
  • помощь в организации экскурсий, поездок
  1. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.
  2. Привлечение к участию в традиционных общешкольных праздниках
  3. Родительские лектории
  4. Презентации семей, опыта родительского воспитания
  5. День открытых дверей
  6. Выставка работ детского и родительского творчества

Классные родительские собрания провожу не реже одного раза в четверть, расширяю педагогический кругозор родителей, стимулирую желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Также на родительские собрания приглашаю со своими выступлениями социального педагога школы, логопеда и психолога.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор школы, его заместители.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, так как дети проживают в школе всю неделю. Стараюсь дать возможность родителям рассказать все то, что поможет в профессиональной работе с ребенком:

-особенности здоровья ребенка

-его увлечения и интересы

-предпочтения в общении в семье

-поведенческие реакции

-особенности характера

-мотивация учения

-моральные ценности семьи

Часто ко мне за консультацией обращается Дородова Т.Г., ищем вместе пути дальнейших действий в обучении и воспитании Арины. Интересуются успехами в учебе и изменениями в поведении своего сына Берестова В. В и мама и папа.

Интересуюсь жилищными условиями детей своего класса. Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Предупреждаю родителей о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Неоднократно посещала семью Поповой Ксении и Милютова Максима.

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить родительские собрания так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.

Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей.

Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять,на что следует обратить особое внимание. Уроки строю так, чтобы родители увидели, чему научились их дети за определенный отрезок времени.

К проведению внеклассного мероприятия по подведению итогов за год, привлекаю родителей. Чаще всего – это конкурсно-игровая программа с участием взрослых и детей. Дети совместно со мной проводят мастер-классы по разучиванию песен с танцевальными элементами, разучиваем с родителями физминутки.

Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.

Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив.

Перед каждым собранием родители отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы, компетентность в рассматриваемых проблемах.

Стараюсь говорить о ребенка больше положительного, обращая внимание на то, в чем нужно ему помочь в учении, чтобы процесс обучения протекал успешно. Очень помогают в работе с родителями беседы с детьми, их рисунки, сочинения.

В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей класса. В составе родительского комитета – Милютова Е.А., Попова М.А., Дородова Т.Г. Родительский комитет часто выступает инициатором проведения совместных праздников родителей с детьми.

После каждого собрания стараюсь приготовить памятку родителям.

Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родителсьских отношений.

Работа с родителями – это экзамен, который достойно должны выдержать обе стороны, и учитель, и родители. К каждому родительскому собранию готовлю выставку работ учащихся, отражающую классную и внеклассную работу. Это и творческие работы детей, поделки, рисунки, лучшие тетради. Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки учеников, а каждому родителю выдаю табель успеваемости с оценками их ребенка. Родители занимают места своих детей, куда я кладу конверт с записями только для этого родителя, с конкретной информацией об успехах и недостатках детей.

Информация для размышления о своем ребенке необходима каждому родителю. Более тактично это делать в письменном виде. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом. Родители не являются пассивными слушателями, а сами активно включаются в обсуждения.

И родители, и классный руководитель, должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество, способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

Конспект родительского собрания. Анкеты для проведения индивидуальной работы с родителями. Тематика консультаций с родителями....

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

Анкеты для индивидуальной работы с родителями. План-конспект - Родительское собрание на тему В науку нет коротких путей.  Тематика и содержание консультаций с родителями.  Тематика консульта...

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания....

«Актуальные вопросы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС: достижения, опыт, перспективы»

Внеурочная    деятельность    обучающихся.Организация    внеурочной   деятельности    школьников   в  рамках  ...

Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью.

Итоговая работа  по теме: "Работа с родителями по вопросам обучения младших школьников с умственной отсталостью."...

Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями.

Рекомендации родителям по вопросам обучения, воспитания иразвития детей с интеллектуальныминарушениями....