Главные вкладки

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
    материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Кальзова Диана Дмитриевна

    Анкеты для индивидуальной работы с родителями. План-конспект - Родительское собрание на тему В науку нет коротких путей.  Тематика и содержание консультаций с родителями.  Тематика консультаций с родителями. План- конспект тематической консультации Как оказать помощь помощь детям в выполнении домашних заданий 2 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                 

    Анкеты для индивидуальной работы с родителями

                                                                                                                Разработан: обучающейся

                                                                                                          группы 32-шк

    Кальзовой Дианой Дмитриевной                                                                          

                                                                                             Специальность 44.02.01

                                                                                          Преподавание в начальных классах

    г. Черняховск, 2018 год

    Анкета №1 для родителей. Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

    1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
    2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по « личным делам»?
    3. Интересуются ли они вашей работой?
    4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
    5. Участвуют дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
    6. Проверяете ли вы, как они готовят уроки?
    7. Есть ли у вас и ваших детей общие занятия, увлечения?
    8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
    9. На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
    10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
    11. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи, фильмы?
    12. Бываете ли вместе в кино, театре, музее?
    13. Бываете ли вместе на прогулках, в походах?
    14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе или нет?

    За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

    Анкета №2 для родителей на тему: «Физкультура в вашей семье»

    1. Ф. И. О., образование, место работы, количество детей семье? _________________________________________________________________________________

    2. Кто из родителей занимался или занимается спортом? Каким?                          

     

    3. Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня?_________________________________

    4. Соблюдает ли ребёнок этот режим? ________________________________________________

    5. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания?

    Перечислите их___________________________________________________________________

    6. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?_____________________________

    Какие?___________________________________________________________________________

    7. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?________________________________

    ______________________________________________________________

    8. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребёнком?__________________________________

    ______________________________________________________________

    9. Делаете ли Вы вместе с ребёнком утреннюю гимнастику?_____________________________

    10. Есть ли в доме спортивный снаряд, оборудование? Какое?

    _________________________________________________________________________________

    11. Прививаете ли Вы своему ребёнку правила личной гигиены?__________________________

    12. Соблюдает ли он эти правила?____________________________________________________

    13. Каким продуктам Вы отдаёте предпочтение в питании ребёнка?_________________________________________________________________________

    14. Виды деятельности ребёнка после прихода  домой и в

    выходные дни:

    - подвижные игры                              - просмотр телепередач

    - чтение книг                                       - игры за компьютером

    - конструирование                              - рисование

    - игры с игрушками                           - настольные игры

    15. Часто ли вы совершаете семейные прогулки, выезды за
    пределы города?__________________________________________________________________

     

    Спасибо за искренние ответы !    

    Анкета №3 для родителей на тему: «Защита прав ребёнка»

    1. Нужны ли детям права?__________________________________________________________

    2. Как Вы думаете, какие права имеют дети-дошкольники ?              

    _________________________________________________________________________________

    3. От кого или от чего зависит защита прав ребёнка?____________________________________

    _________________________________________________________________________________

    4. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства?_________________________

    5. В чем оно проявляется?__________________________________________________________

    6. Является ли Ваш ребёнок личностью? Имеет ли он право на уважение?

    _________________________________________________________________________________

    7. Какие замечания унижают личность ребёнка?________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    8. Имеет ли Ваш ребёнок право на личное мнение по поводу каких- либо событий?

    _________________________________________________________________________________

    9. Просите ли Вы извинения перед ребёнком, если в чем-то неправы?

    _________________________________________________________________________________

    10. Знает ли Ваш ребёнок меры дозволенного поведения?_______________________________

    11. Знает ли он, какое наказание может получить в случае нарушения правил поведения?

    ___________________ Используете ли Вы эти наказания?_______________________________

    12. Говорите ли Вы ребёнку о своей любви к нему?_____________________________________

    13. Какую консультацию Вы бы хотели получить по правам и обязанностям Ваших детей?

    _________________________________________________________________________________

    __________________________________________

                             Спасибо за искренние ответы!

    Анкета №4 для родителей.

    Уважаемые родители!

    Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут сделать физкультурно-оздоровительную работу нашей школы более эффективной и организовать встречи со специалистами на основании Ваших запросов.

    1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?

    1) правильное питание

    2) соблюдение режима дня

    3) благоприятные условия окружающей среды

    4) гармоничные отношения в семье

    5) занятия физической культурой

    6) другое _________________________

    2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?

    1) экологические загрязнения

    2) наследственные заболевания

    3) недостаточный уровень двигательной активности

    4) неправильное питание

    5) вредные привычки

    6) другое _____________________________

    3. Оцените состояние здоровья вашего ребенка?

    1) хорошее

    2) плохое

    3) Затрудняюсь ответить

    4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение  года?

    1) да , (_______) раз?

    2) нет

    5. В чем Вы видите причины заболеваний? __________________________________________

    6. Как вы проводите выходные с ребенком?__________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    7. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?

    1) соблюдение режима

    2) рациональное питание

    3) полноценный сон

    4) достаточное пребывание на свежем воздухе

    5) здоровая гигиеническая среда

    6) благоприятная психологическая атмосфера

    7) закаливающие мероприятия

    8) другое ________________________________

    8. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?

    1) да

    2) нет

    9. Если «Да», укажите время основных его компонентов

    1) будние дни

    2) выходные дни

    10. Прием пищи

    1) ночной сон

    2) дневной сон

    11. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома (Будние дни, (вечер),выходные дни)

    1) занятия рисованием, лепкой, конструированием

    2) подвижные игры

    3) пешие прогулки вместе с родителями

    4) прослушивание рассказов, сказок

    5) просмотр детских телевизионных передач

    6) занятия физическими упражнениями

    7) другое____________________________

    12. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?

    1) посещение врачей

    2) занятия физическими упражнениями

    3) закаливание

    4) дыхательная гимнастика

    5) массаж

    6) прогулки на свежем воздухе

    7) правильное питание

    8) другое ________________________________________________

    13. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?

    1) регулярно

    2) от случая к случаю

    3) не уделяю

    4) другое _______________________________________________

    14. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие?

    1) отсутствие специальных знаний и умений

    2) дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости

    3) причины в собственной инертности

    4) другое _______________________________________________

    15. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?

    1) профилактика простудных заболеваний

    2) организация рационального питания

    3) двигательный режим ребенка дошкольного возраста

    4) профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей

    5) закаливание ребенка дошкольного возраста

    6) режим дня дошкольника

    7) физическая и психологическая готовность к школе

    8) другое _________________________________________________

    16. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?

    1) утренняя зарядка

    2) закаливающие процедуры (водные, сауна и др.)

    3) занятия в оздоровительных группах (лечебная физкультура, бассейн и др.)

    4) пешие прогулки

    5) занятия спортом

    6) туризм

    7) другое __________________________________________________

    17. Как часто Вы занимаетесь физкультурой?

    1) регулярно      

    2) от случая к случаю        

    3) не занимаюсь        

    4) другое______________________________________________

    18. Продолжите следующее утверждение: «Я считаю, что моя семья соблюдает здоровый образ жизни на ______%, потому что  _________________________________________

    Возраст :        - Ваш _________- Вашего ребенка __________

    Образование :      - Высшее                       - Среднее

    Состав семьи____________

    Количество детей_____________

                                   Спасибо за сотрудничество!



    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    Конспект родительского собрания

                                               Тема: «В науку нет коротких путей. Трудности в обучении детей»

    Класс: 3 Б

    Разработан: обучающимися

                        группы 32-шк

        Кальзовой Дианой Дмитриевной и

    Сидориной Мариной Игоревной

                                                        ФИО

                                          Специальность 44.02.01

                                                                Преподавание в начальных классах

    г. Черняховск

    2018г.

    Тема: «В науку нет коротких путей. Трудности в обучении детей».

    Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями третьеклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем.

    Задачи:

    • познакомить родителей с психологическими особенностями третьеклассников;
    • помочь выявить трудности в обучении детей;
    • дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем.

    Участники: родители, классный руководитель.

    Подготовка: за неделю до собрания необходимо провести анкетирование родителей (вопросы анкеты приведены далее), которое позволит выявить наиболее острые проблемы, возникающие в процессе обучения детей.

    Форма проведения: лекторий для родителей.

    Ход собрания

    Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь.

    Вьетнамская пословица

    Учитель. Здравствуйте, дорогие родители! Вот уже третий год мы с вами вместе идем дорогой обучения и воспитания детей. Чем только ни приходится заниматься нам, наказывать и требовать, прощать и прислушиваться, верить и любить… Но, согласитесь, вы привели своих детей в школу, в первую очередь, все-таки за знаниями, поэтому вопросы успеваемости, обученности и умения учиться остаются первостепенными. Как же добиться того, чтобы ребенок, пришедший в школу, мог соответствовать требованиям, предъявляемым к нему? Как помочь ребенку справиться с задачами, которые ставит перед ним современное образовательное учреждение?

    Об этом наш сегодняшний разговор.

    «В науку нет коротких путей», – пусть эта азбучная истина обозначит его тему. Думаю, будучи родителями третьеклассников, вы уже ощутили правоту этих слов на себе. Трудно? Требуется много времени и терпения? С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних «уроках»? Что ж, понимаю и разделяю эти чувства, но – не опускайте руки! Может быть, эпиграф, который я подобрала к нашему разговору, поможет выработать правильную стратегию?

    «Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь» – гласит вьетнамская пословица. Прислушаемся к этому совету и поучимся тому, чего не знаем.

    Что же из себя представляет учащийся второго класса? Какими особенностями он отличается. Об этом расскажет психолог.

    Примерные тезисы выступления.

    Особенности самооценки. В третий класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

    Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

    Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной и вместе с тем более целостной.

    Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки.

    Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается, а в  третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

    Отношение школьника к оценке и отметке. В первом классе 
    в школе практикуется безотметочное обучение. Третьеклассники же, сталкиваясь с оценками и отметками, не всегда адекватно к ним относятся.

    Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

    Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

    Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня – «тройку».

    Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

    Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый… Ребенок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

    Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

    Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

    Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.

    Учитель. Успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности ребенка и их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

    Для того чтобы представить ясно картину ваших взаимоотношений с детьми по поводу учебы, незадолго до собрания мы провели небольшое анкетирование среди родителей.

    П р и м е ч а н и е. Данный ниже опросник может быть предложен родителям и с целью их самодиагностики. Возможно, они задумаются над чем-то, захотят что-то изменить.

    Анкета для родителей. Тема: «В науку нет коротких путей. Трудности в обучении детей»

    1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы?

    а) «Что было сегодня на завтрак?»;

    б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»;

    в) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?».

    2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

    а) Не более 1 часа;

    б) не более 2 часов;

    в) может просидеть за уроками до позднего вечера.

    3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?

    а) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу;

    б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим – нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны;

    в) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца.

    4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

    а) Понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал;

    б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного;

    в) практически никогда вас не понимает;

    г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши.

    5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?

    а) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи;

    б) ему интересно узнавать в школе новое;

    в) любит получать хорошие отметки;

    г) все ходят в школу, и он ходит;

    д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу;

    е) другой ответ.

    6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

    а) Говорит сам, по-деловому и откровенно;

    б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить;

    в) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку;

    г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам;

    д) он никогда «двоек» не получал.

    7. Есть ли у вашего третьеклассника любимый школьный предмет?

    а) Есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум;

    б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык);

    в) любимые предметы: музыка и ИЗО (или физкультура);

    г) другой ответ.

    Учитель. С какими же основными трудностями сталкиваются родители и дети в процессе обучения? Психолог, проанализировав родительские ответы, выявил основные проблемы. Послушаем его.

    Выступление

    1. Характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

    Почему это происходит?

    Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания ценой тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино или каток – короче, ни на что, кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными пробелами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.

    Типичные ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях:

    – самое бессмысленное при этом – прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том, что ребенок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может это сделать, так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знает даже, как их описать старшим;

    – почти столь же безнадежно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать и увеличивать время занятий. Это грубая психологическая ошибка. Нужно не увеличивать время, а правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами.

    2. Дети не понимают задания.

    Что в этом случае делать?

    Прежде всего нужно научить маленького ученика выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания. В противном случае школьник, вполне возможно, научится выполнять различные конкретные задания, но не будет видеть, какая за ними стоит учебная задача.

    Например, в первом классе на уроке математики учитель должен научить детей считать в уме. Ребенок же, не понимая этого, использует счетные палочки или собственные пальцы. В результате он получает низкую оценку и обижается на это. А его вина только в том, что он не понимает, чего от него требует учительница.

    Неумение выделять предмет усвоения приходится наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик знает, что в предложении бывают подлежащее, сказуемое, второстепенные члены, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о составе предложения.

    При опросе это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя и не поняв, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю», – а затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость, более активные начинают протестовать: «Я все знаю! Я не знал только, что про это надо рассказывать!»

    Какие ошибки допускают родители?

    Желая помочь ребенку, к сожалению, многие родители, а иногда и педагоги стараются в таких случаях выделить предмет усвоения сами и показать его ребенку в готовом виде. Они полагают, что так ему будет легче.

    Однако это неверный путь. И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать способ, как это сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона. В каждом случае это действие своеобразно, специфично.

    3. Дети испытывают трудности при пересказе текста.

    Причины этого явления – несформированность учебных умений по обработке материала, низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). Ребенка нужно научить активному чтению. Каждый учитель работает над этим, но его усилия должны подкрепляться аналогичной работой родителей дома.

    Каким правилам должно подчиняться чтение текста, который ученик обязан выучить и понять? Работа с текстом предусматривает несколько этапов, каждый из которых имеет свою цель.

    Цель первого чтения – самая общая ориентировка в материале.

    Цель второго чтения – возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этапе происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы умственной обработки информации, которыми владеет читающий, – смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление опорной схемы и т. п.

    Цель третьего чтения – запоминание. Идет работа по переводу знакомой и понятной информации в хранилище памяти. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.

    Цель четвертого (последнего) чтения – контроль. Ученик стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Но, конечно, более эффективно на этапе контроля не ограничиться просто чтением. Гораздо лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверить в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.

    У школьников часто преобладает пассивное перечитывание. Но в психологии уже давно известно, что пассивное повторение значительно менее эффективно, чем активное. Конечно, урок можно выучить и в процессе пассивного повторения, но это требует больше времени и сил, да и усвоен он будет менее прочно, чем при активном повторении. Хорошим приемом, позволяющим перейти от пассивного способа работы к активному, является пересказ с подсматриванием. Школьник, как правило, пытается воспроизводить материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил. Посоветуйте ему начать это раньше, но в нужных местах заглядывать в книгу.

    4. Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания. Задания выполняются совместно с родителями с начала до конца.

    Важный этап учебной деятельности – самоконтроль.

    Контроль – умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Вроде бы простая вещь – умение самому оценить, выучил ли ты урок и насколько твердо. Часто ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Очень часто ощущение «понятности», возникающее при первом знакомстве с текстом, смешивается учащимися с эффектом усвоения.

    Необходимость сформировать у школьников контроль и самооценку не вызывают никаких сомнений. Важно довести до сознания ребенка простую истину: только повторяя урок самому себе (родителям) можно убедиться, выучил ты его или нет. Чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

    От чего следует предостеречь родителей в подобной ситуации?

    Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т. п.

    Конечно, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

    5. Дети испытывают трудности при составлении собственных текстов (сочинений, рассказов).

    Такая проблема возникает в том случае, если невысок общий запас знаний школьника, если у ребенка недостаточно широк кругозор. Общие рекомендации могут быть такими:

    Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.

    6. При совместном выполнении домашнего задания между ребенком и родителем возникают постоянные конфликты. Родитель чувствует себя беспомощным; ребенок – раздраженным и агрессивным.

    Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.

    Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.

    Специальные психологические исследования показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы. Конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

    Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

    Учитель. Очень часто современные школьники подвергаются всевозможным тестированиям. Целые институты занимаются разработкой методик, которые позволяют выявить уровень развития различных качеств ребенка. предлагаю вам самим побывать в роли тестируемых школьников. Проанализируйте свои особенности. Предложите тест своему ребенку.

    Цель использования этих методик: помочь родителям осознать требования, предъявляемые ребенку, попробовать выявить свои собственные возможности и возможности ребенка.

    Практикум для родителей

    1. Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать.

    О б о р у д о в а н и е: мяч.

    Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):

     гитара – скрипка (музыкальные инструменты);

     метла – лопата (орудия труда);

     сковорода – кастрюля (посуда);

     школа – университет (учебные заведения);

     математика – история (наука);

     Азия – Африка (части света);

     сказка – былина (устное народное творчество);

     цунами – ураган (стихийные бедствия, катастрофы);

     стойкость – мужество (положительные черты характера);

     стебель – лист (части растения);

     облачность – осадки (природные явления);

     сумма – произведение (математические действия, результаты математических действий);

     Берлин – Варшава (столицы);

     ночь – вечер (время суток);

     море – озеро (водоемы) и т. п.

    2. Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объема внимания.

    Рассмотреть внимательно весь класс, постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды уходит один человек. В классе происходят незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т. п.). Выходящие должны назвать эти изменения.

    3. Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире «Реки мира».

    В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.

    О т в е т ы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.

    4. Решение анаграмм.

    Тренирует логическое мышление, особенно анализ и синтез, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

    Из приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.

    О т в е т ы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.

    Подведение итогов игры.

    Победившей команде вручают призы: памятки с советами известных психологов.

    Заключение.

    В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

    Учитель. Вот и подошло к концу наше собрание. Что ж, в науку, действительно, нет коротких путей. Но мы ведь не стоим на месте, мы идем, а значит – обязательно достигнем цели! А для того чтобы ваш путь домой сегодня вечером был наполнен смыслом, – поразмышляйте над моей новой историей для вас.

    Не все сразу

    Мулла-проповедник вошел в зал, где он прочитал проповедь. Зал был пуст, и только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла, сомневаясь, должен ли он говорить, спросил у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной разбежались, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который у меня есть».

    Учитель. Возьмите эту мудрость на заметку: «Ничто не делается сразу». Удачи! До новых встреч.

    Памятка для родителей.

    Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

    Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку.

    Второе — настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).         

    Третье — ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах,постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.         

    Четвертое — забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

    Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.        

    Пятое — не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

    Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.        

    Шестое — интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

    При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.  Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
    Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее.

    Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.    

    Седьмое — не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

    Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.         

    Восьмое — работайте только на «положительном подкреплении».

    При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…       

    Девятое — но очень важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

    Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранные, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Можно предоставить ему в этом некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого).

    Десятое, и последнее — своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

    Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов).

    Приглашение для родителей.

    Уважаемые __________________________________________________________

    Приглашаем Вас принять участие в родительском собрании,

    которое состоится ____________________________________________________

    На нём будут обсуждаться следующие вопросы:

    • психологическими особенностями третьеклассников;
    • трудности в обучении детей;
    • рекомендации по решению возникших или возможных проблем.

    Надеемся на встречу и Ваше активное участие!

                   

                               Классный руководитель__________________________________



    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                 

    Тематика и содержание консультаций с родителями

                                                                                                                Разработан: обучающейся

                                                                                                          группы 32-шк

    Кальзовой Дианой Дмитриевной

                                                                                             Специальность 44.02.01

                                                                                          Преподавание в начальных классах

    г. Черняховск, 2018 год

    Тематика и содержание консультаций,  бесед с родителями обучающихся

    • Возрастные особенности младших школьников:

    Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

    Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

    С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .

    Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

    Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

    Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

    Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

    • Как привить младшему школьнику интерес к чтению:

    Привить ребенку интерес к чтению — довольно трудное занятие, особенно в современном мире, когда новые технологии и новомодные гаджеты окружают повсюду. Дети сейчас выбирают более легкий путь познания: открыть ноутбук и узнать все, что им надо.

    Конечно, учат письму и чтению в школе, но все-таки прививать тягу к литературе должны родители. Именно в домашних условиях у детей формируется любовь к чтению, когда сначала родители читают ребенку, затем ребенок уже сам тянется к книге. На сегодняшний день существуют специальные техники, которые помогают сделать чтение одним из любимых занятий:

    Дошкольникам и младшим школьникам лучше читать книги с картинками, потому что в любой момент можно открыть книгу на красочной иллюстрации, задать вопросы и спровоцировать у ребенка интерес к дальнейшему самостоятельному чтению.

    Не следует начинать чтение книги, если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.

    Для детей очень увлекательными являются книжки-малышки, которые быстро читаются и воспринимаются детьми. Дети младшего школьного возраста особенно любят сказочный жанр.

    Очень хорошо работает прием, когда родитель и ребенок читают книгу по очереди: взрослый может начать читать произведение, но остановиться на самом интересном моменте и предложить ребенку дочитать самому.

    Если ребенок читает вслух, то нужно слушать ребенка, не отвлекаясь на какие-то дела и проблемы. Только так можно показать, что чтение — это не просто трата времени, а важное дело для всей семьи.

    Самое главное в развитии интереса к чтению — не забывать, что чтение для ребенка — довольно трудная работа. Если ребенок отвлекается, просит попить или трет глаза — значит он не хочет читать и тянет время. В таких случаях нужно избрать тактику «тише едешь-дальше будешь», не наседая на ребенка, но все-таки и не отступая совсем.

    Если ребенок уже читает без ошибок и на хорошей скорости, то можно обучать его технике выразительного чтения. Выразительно читать важно для ребенка, так как эмоционально окрашенная речь легче запоминается и усваивается. Для упражнений прекрасно подойдут басни, где много эмоциональных пауз.

    Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети не стараются запомнить эти данные. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь.

    Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах. Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое.

    • Информация о видах УМК:

    Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

    Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.

    Таким образом, УМК – это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.

    Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих:

    1. Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК.

    2. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация дополнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п.

    Все перечисленные материалы могут быть записаны:

    • на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеоплёнки и т.п.;
    • на традиционных (печатные материалы).

    3. Систему средств обучения. Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные.

    К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.

    К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

    4. Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям:

    • материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
    • материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).

    Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени.

    На первом этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.

    На втором этапе педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.

    На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном определении.

    Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей.

    УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб) и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.



    Предварительный просмотр:

    Тематика консультаций с родителями 1-4 класс

    1. Ваш ребёнок и его друзья.

    2. Взрослые и дети: динамика взаимоотношений.

    3. Родительский авторитет. Зачем он нужен?

    4.Семейные конфликты. Как их предотвратить?

    5. Детям нужна любовь. Но какая?

    6. О воспитании чувств.

    7. Азы семейной педагогики.

    8. Кодекс поведения в семье, зачем он нужен?

    9. Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?

    10.Конфликт поколений. Как его избежать?

    11.Любовь и воспитание детей в семье.

    12.Как воспитать ребёнка счастливым?

    13.Мир детства и безопасность.

    14.Азбука здорового образа жизни.

    15.Не допустить беду к порогу.

    16.От шалости до преступления.

    17.Где взять талант?

    18.Игра-это очень серьезно.

    19.Труд в радость.

    20.С любовью к природе.

    21. Половое воспитание. Когда начинать?

    22. Как воспитать рыцаря?

    23. Что и как читают наши дети.

    24. Как помочь ребёнку в учёбе.

    25. Режим – в жизни всем необходим.

    26. Бить или не бить. Вот в чём вопрос?

    27. Выбор профессии. Чьё это дело?

    28. Ребёнок в музее.

    29. Компьютер и школьники.

    30. Телевидение и дети.

    31. Музыка в семье.

    32. Искусство наказывать и прощать.

    33. Какими они нас видят.

    34. Познай самого себя.35. Истоки жестокости.

    36. «Трудные» дети или родители?

    37. Типичные ошибки семейного воспитания.

    38. Неизбежен ли конфликт поколений?

    39. Педагогика семейных отношений.

    40. Праздник в семье. Каким ему быть?

    41. Нужны ли семейные традиции?

    42. Знаете ли вы своего ребёнка?

    43. Семейные кризисы. Как их преодолеть?

    44. Семья и школа: проблемы взаимоотношений.

    45.Профилактика социальных вредностей.

    46.Социально – педагогическая запущенность у детей.

    47.Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?

    48.Как наши страхи становятся страхами наших детей?

    49.Что родители должны дать детям, и что дети должны дать своим родителям?

    50.В чем суть воспитания – в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.

    51.Наши конфликты с детьми (с включением элемента проигрывания ролей).

    52.Наказание. Роль ярлыков.

    53.Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

    54.Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка типичными способами коммуникации родителей с детьми.

    55.Беспокойный подросток. Что делать?

    56.Семья как объект психолого-педагогической коррекции.

    57.Как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания.

    58.Отношения в семье в триаде поколений.

    59.Физические принципы исключительности: плохой аппетит, неправильный сон, энурез, заикание. Что делать?

    60.Формирование характера и его недостатков у ребенка. Чем достигается исправление характера?

    61.Возможность исправления недостатков характера. Коррективно-воспитательные достижения родителей.

    62.Юность и ее проблемы.

    63.Как создать счастливую семью.

    64.Характер взаимоотношений детей и родителей.

    65.Любовь матери.

    66.Отцовская любовь.

    67.Конфлик, кризис в семье. Развод.

    68.Отчим.

    69.Мачеха.

    70.Если в семье нет мужчины.

    71.Спокойная, уравновешенная мама, счастливый ребенок.

    72. Воспитательный потенциал семьи.

    73.Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

    74.Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерархия отношений в семье и основа семейного воспитания.

    75.Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

    76.Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

    77. Диалог в семейном общении.

    78. Принципы творческой педагогики в семье.

    79.Современная семья; возможности и проблемы ее уклада.

    80. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

    81.Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.

    82.Место традиций в современном семейном укладе.

    83.Этика и эстетика семейного быта.

    84.Возможности воспитания трудом в современной школе.

    85.Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.

    86.Искусство создания детского праздника.

    87.Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

    88.О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. Традиции семейного чтения.

    89.Семья на пороге школьной жизни ребенка.

    90.Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

    91.Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

    92.Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

    93.Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

    94.Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. 95.Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

    96.Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

    97.О развитии самосознания у детей и подростков.

    98.Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

    99.Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. 100.Нравственный облик и поведение человека.

    101.Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

    102.Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

    103.Роль семейного общения в профилактики девиантного поведения и негативных привычек у детей.

    104.Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

    105.Правовая и экономическая защита личности ребенка.



    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    Конспект тематической консультации

    Тема: «Как оказать помощь детям в выполнении домашних заданий»

    Класс: 2

    Разработан: обучающейся

                        группы 32-шк

    Кальзовой Дианой Дмитриевной

                                                        ФИО

                                          Специальность 44.02.01

                                                                Преподавание в начальных классах

    г. Черняховск

    2018г.

    Тема: «Как оказать помощь детям в выполнении домашних заданий»

    Цель: выявить представления родителей об организации домашнего задания; дать рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий.

    Задачи:

    1. Выявить представления родителей об организации домашнего задания;
    2. Помочь выявить трудности обучающихся по выполнению домашних заданий.
    3. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий;
    4. Дать рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно;

    Участники: родители, классный руководитель.

    Подготовка: подготовка приглашений для родителей; изучение учителем психолого-педагогической и методической литературы по теме консультации; организация выставки книг в помощь родителям; подготовка сценария тематической консультации; составление памяток для родителей.

    Форма проведения: тематическая консультация

    Ход консультации

    I. Введение в тему

    Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без память, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она по лесу, цветочки собирает, кузнечиков слушает и вдруг вспомнила, что уроки она не сделала. А солнце к вечеру клонится…

    - Продолжите, уважаемые родители, сказку.

    II.Вступительное слово

    Уважаемые родители, тема нашей сегодняшней консультации «Как оказать помощь детям в выполнении домашних заданий». Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой».

    «Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений педагогов настаивает на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой горькой участи?

    В современной школе дети проводят по шесть часов в день. К счастью, учебная программа по-прежнему включает такие предметы, как физкультура, изо, музыка. Предполагается, что оставшиеся три часа учитель должен потратить на обучение математике, русскому языку, чтению и хотя бы немного окружающему миру. Учитель не в состоянии всё успеть, поэтому он нуждается в помощи.

    Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс развития ваших детей. Читая своему ребёнку, вы автоматически развиваете его словарный запас.

    Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных функций является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если ребёнок долго болел, или не усвоил какую-то сложную тему.

    Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса, желание знать, как можно больше по предмету или теме.

    Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое задание.

    III. Игра «Разброс мнений»

    1. У нашего ребёнка есть специальное место, где он…
    2. Самостоятельно справляется с…
    3. Готовит с трудом…
    4. Мы оказываем помощь ребёнку в выполнении домашних заданий. Эта помощь заключается в …
    5. Когда ребёнок учит уроки, мы….
    6. Если ребёнок выполнил домашнее задание небрежно, то …

    IV. Советы родителям

    Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали, у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени.

    Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору, или в дом пришли гости. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

    На столе всё должно находиться на своих местах. Известный специалист по организации труда А. К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу.

    Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить на расстоянии вытянутой руки полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами –календарь и расписание уроков.

    Не рекомендуется пользоваться тяжёлыми ручками, так как увеличение её веса даже на один грамм усиливает утомление.

    Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребёнок выполняет домашнее задание. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 градуса.  

    Часто родители задают вопрос, с какого предмета лучше начинать выполнение уроков, с трудного или лёгкого? Лучше всего научить ребёнка самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала трудные уроки и переходить к более лёгким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более лёгких и лишь постепенно переходит к трудным.

    Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час или 1.5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребёнок занят каким- либо другим делом (например, кружки, секции), то можно садиться и позже. Но, в любом случае, нельзя откладывать это на вечер.

    Продолжительность работы по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: до 1,5 часов во втором классе, до 2 часов в третьем и четвёртом.

    Для успешного выполнения задания необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого следует сделать несколько физических упражнений.

    У школьника должна быть воспитана привычка к систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься и заниматься добросовестно, должна стать обязательной для растущего человека. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось- уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть- это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

    V. Педагогическая ситуация

    Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ребёнок сидит за уроками 3-4 часа.

    Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.

    Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает. Но нет, оказывается. Вот куда-то подевались ручка и карандаш. Тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут. Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика.  

    На «раскачку» ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время:

    -дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить;

    - один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не начались ли его любимые мультики;

    - дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

    - один раз доставал из стола какие-то карточки и пересматривал их.

    Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1час 27 минут использованы с толком, сколько и положено ученику второго класса. Такая картина является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

    VI. Практическая работа (работа в группах)

    Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.

    Задание для группы 1

     Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

    Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понят но, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

    Задание для группы 2

     Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

    Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

    -  на строчку, где допущена ошибка;  - на слово с ошибкой;

    Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

    Задание для группы 3

     Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

    Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

    Задание для группы 4

     Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

    Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

    Подведение итогов коллективной работы

    VII. Практические рекомендации учителя (из опыта работы)

    1. Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?

    Начните с предмета, который легче даётся ребёнку и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца. Посмотрите, есть ли ошибки, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

    Родители, которые практически сразу представляют детям возможность проявлять самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай».

    Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушных родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором случае формируется безответственность, уверенность в том, что всё будет сделано хорошо и без особых усилий.  

    1. О чтении

    Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух по очереди. Рассматривайте иллюстрации, замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

    Метод «5П»:

    Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Этот метод лучше использовать при подготовке устных заданий:

    1П- просмотри текст (бегло);

    2П- придумай к нему вопросы;

    3П- пометь карандашом самые важные места;

    4П- перескажи текст (используя ключевые слова):

    - ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова- сразу вспоминаешь, о чём сказано в нужной части текста4

    - при чтении абзаца выбирается 1-2 ключевых слова (самых важных0. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Её нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

    5П- просмотри текст повторно.

    1. По русскому языку

    Обращайте внимательно на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слогов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспомнит. Уйдите из комнаты пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

    1. Задачи по математике

    Учите читать и представлять задачу как происшествие. Выполните чертёж или сделайте краткую запись. Найдите вспомогательное действие, если задача в два или более действия. Уточняем, о каких величинах идёт речь. Ребёнок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

    1. Окружающий мир

    Читайте не только книги, но и выписывайте журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.

    Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс выполнения домашних заданий.

    VIII. Решение тематической консультации

    1. Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
    2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми домашней работы.
    3. Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений в выполнении домашних заданий.
    4. Не скупиться на похвалу.
    5. Ставить совместно с ребёнком реальные цели.


    ПАМЯТКА

    «КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УРОКОВ»

    1. Начните с предмета, который легче всего даётся ребёнку и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли ошибки, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
    2. Таблицу умножения повесьте над столом и учите по ней умножать и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Если ребёнок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.
    3. Один раз ребёнок читает сам. Потом он рассказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух по очереди, а где можно и по ролям.
    4. При трудностях, возникающих при выполнении заданий по русскому языку, выполните всё задание вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.
    5. Окружающий мир -  не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте из журналов интересные вырезки и подбирайте тексты.

    ПАМЯТКА

    «КОНТРОЛЬ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»

    1. Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности ребёнка.
    2. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
    3. Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания.
    4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
    5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
    6. Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
    7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
    8. Развивайте его внимание при выполнении домашнего задания.
    9. Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное задание.
    10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи.
    11. Для того, чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
    12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то пожертвовать.
    13. Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
    14. Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические приемы, позволяющие развивать основные операции мышления (анализа и сравнения) у младших школьников при решении задач.

    В данной статье подробно раскрывается суть методических приёмов, которые позволяют развивать  логическое мышление школьников на материале арифметических задач на уроках математики. Их можно испол...

    Презентация "Формирование познавательных УУД у младших школьников при решении задач с использованием краеведческого материала"

    Использование краеведческого материала для составления задач позволяет воспитывать у ребят любовь к родному краю....

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

    Конспект родительского собрания. Анкеты для проведения индивидуальной работы с родителями. Тематика консультаций с родителями....

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

    Конспект родительского собрания. Анкеты для проведения индивидуальной работы с родителями. Тематика консультаций с родителями....

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания....

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания...

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.

    ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания....