ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
методическая разработка

Екатерина Витальевна Алешина

Методический материал для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.

Конспект обучающего интерактива с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

             

Анкеты для индивидуальной работы с родителями

                                                                                             

               Разработан:

обучающейся Алешиной Екатериной Витальевной

32-шк группы

г. Черняховск, 2020 г.

Анкета №1 для родителей. Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по « личным делам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы, как они готовят уроки?
  7. Есть ли у вас и ваших детей общие занятия, увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
  11. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи, фильмы?
  12. Бываете ли вместе в кино, театре, музее?
  13. Бываете ли вместе на прогулках, в походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе или нет?

За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Анкета №2 для родителей на тему: «Физкультура в вашей семье»

1. Ф. И. О., образование, место работы, количество детей семье?

_____________________________________________________________________

2. Кто из родителей занимался или занимается спортом? Каким?                          

 

3. Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня?

_________________________________

4. Соблюдает ли ребёнок этот режим?

________________________________________________

5. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания?

Перечислите их

___________________________________________________________________

6. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?

_____________________________

Какие?

_______________________________________________________________

7. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?

________________________________

8. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребёнком?

__________________________________

9. Делаете ли Вы вместе с ребёнком утреннюю гимнастику?

_____________________________

10. Есть ли в доме спортивный снаряд, оборудование? Какое?

_____________________________________________________________________

11. Прививаете ли Вы своему ребёнку правила личной гигиены?

__________________________

12. Соблюдает ли он эти правила?

____________________________________________________

13. Каким продуктам Вы отдаёте предпочтение в питании ребёнка?

_____________________________________________________________________

14. Виды деятельности ребёнка после прихода  домой и в

выходные дни:

- подвижные игры                              - просмотр телепередач

- чтение книг                                       - игры за компьютером

- конструирование                              - рисование

- игры с игрушками                           - настольные игры

15. Часто ли вы совершаете семейные прогулки, выезды за
пределы города?

__________________________________________________________________

 

Спасибо за искренние ответы !    

Анкета №3 для родителей на тему: «Защита прав ребёнка»

1. Нужны ли детям права?

__________________________________________________________

2. Как Вы думаете, какие права имеют дети-дошкольники ?              

_____________________________________________________________________

3. От кого или от чего зависит защита прав ребёнка?____________________________________

4. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства?

_________________________

5. В чем оно проявляется?

__________________________________________________________

6. Является ли Ваш ребёнок личностью? Имеет ли он право на уважение?

_____________________________________________________________________

7. Какие замечания унижают личность ребёнка?________________________________________

8. Имеет ли Ваш ребёнок право на личное мнение по поводу каких- либо событий?

_____________________________________________________________________

9. Просите ли Вы извинения перед ребёнком, если в чем-то неправы?

_____________________________________________________________________

10. Знает ли Ваш ребёнок меры дозволенного поведения?_______________________________

11. Знает ли он, какое наказание может получить в случае нарушения правил поведения?___________________

Используете ли Вы эти наказания?

_______________________________

12. Говорите ли Вы ребёнку о своей любви к нему?

_____________________________________

13. Какую консультацию Вы бы хотели получить по правам и обязанностям Ваших детей?

_____________________________________________________________________                         Спасибо за искренние ответы!

Анкета №4 для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут сделать физкультурно-оздоровительную работу нашей школы более эффективной и организовать встречи со специалистами на основании Ваших запросов.

1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?

1) правильное питание

2) соблюдение режима дня

3) благоприятные условия окружающей среды

4) гармоничные отношения в семье

5) занятия физической культурой

6) другое _________________________

2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?

1) экологические загрязнения

2) наследственные заболевания

3) недостаточный уровень двигательной активности

4) неправильное питание

5) вредные привычки

6) другое _____________________________

3. Оцените состояние здоровья вашего ребенка?

1) хорошее

2) плохое

3) Затрудняюсь ответить

4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение  года?

1) да , (_______) раз?

2) нет

5. В чем Вы видите причины заболеваний?

__________________________________________

6. Как вы проводите выходные с ребенком?

_______________________________________________________________

7. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?

1) соблюдение режима

2) рациональное питание

3) полноценный сон

4) достаточное пребывание на свежем воздухе

5) здоровая гигиеническая среда

6) благоприятная психологическая атмосфера

7) закаливающие мероприятия

8) другое ________________________________

8. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?

1) да

2) нет

9. Если «Да», укажите время основных его компонентов

1) будние дни

2) выходные дни

10. Прием пищи

1) ночной сон

2) дневной сон

11. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома (Будние дни, (вечер),выходные дни)

1) занятия рисованием, лепкой, конструированием

2) подвижные игры

3) пешие прогулки вместе с родителями

4) прослушивание рассказов, сказок

5) просмотр детских телевизионных передач

6) занятия физическими упражнениями

7) другое____________________________

12. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?

1) посещение врачей

2) занятия физическими упражнениями

3) закаливание

4) дыхательная гимнастика

5) массаж

6) прогулки на свежем воздухе

7) правильное питание

8) другое ________________________________________________

13. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?

1) регулярно

2) от случая к случаю

3) не уделяю

4) другое _______________________________________________

14. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие?

1) отсутствие специальных знаний и умений

2) дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости

3) причины в собственной инертности

4) другое _______________________________________________

15. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?

1) профилактика простудных заболеваний

2) организация рационального питания

3) двигательный режим ребенка дошкольного возраста

4) профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей

5) закаливание ребенка дошкольного возраста

6) режим дня дошкольника

7) физическая и психологическая готовность к школе

8) другое _________________________________________________

16. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?

1) утренняя зарядка

2) закаливающие процедуры (водные, сауна и др.)

3) занятия в оздоровительных группах (лечебная физкультура, бассейн и др.)

4) пешие прогулки

5) занятия спортом

6) туризм

7) другое __________________________________________________

17. Как часто Вы занимаетесь физкультурой?

1) регулярно      

2) от случая к случаю        

3) не занимаюсь        

4) другое______________________________________________

18. Продолжите следующее утверждение: «Я считаю, что моя семья соблюдает здоровый образ жизни на ______%, потому что  _________________________________________

Возраст :        - Ваш _________- Вашего ребенка __________

Образование :      - Высшее                       - Среднее

Состав семьи____________

Количество детей_____________

                               Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Советы родителям.    Что делать, если...

• ребенок левша* 

- «Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга».

- «Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным».

- «Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним».

- «Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны наказывая его».

- «Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство»;

• ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками

Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями;

• ребенок плохо выполняет письменные работы

Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк;

• ребенок получил оценку «2», «3»

Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка;

• ребенок не любит учиться

Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

• ребенок заболел или пропустил занятия

а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);

б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.

Памятка для родителей первоклассников

  • Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
  • Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его. 
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться. 
  • Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени. 
  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. 
  • Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. 
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию. 
  • После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна). 
  • Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. 
  • Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
  • Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка. 
  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. 
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе! 
  • Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
  • Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
  •  Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
  • Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием. Главное – возбуждать интерес к учению.
  •  Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».
  • Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).

Рекомендации  родителям  по  развитию  читательского  интереса  у детей

  •   Прививайте  ребенку  интерес  к  чтению  с  раннего  детства
  • Покупайте  книги, выбирайте книги  яркие по оформлению  и  интересные  по  содержанию.
  • Систематически  читайте  ребенку. Это  сформирует у  него  привычку  ежедневного  общения  с  книгой.
  •  Обсуждайте  прочитанную  книгу.
  •  Рассказывайте  ребенку об  авторе книги.
  •   Если  вы читаете  книгу, старайтесь  прервать  чтение на  самом  увлекательном эпизоде.
  • Рекомендуйте  своему ребенку книги  своего  детства.
  • Устраивайте  дома  дискуссию  по  прочитанным  книгам.
  •  Покупайте  по возможности , книги полюбившихся  авторов.
  •  Воспитывайте  бережное  отношение к  книге.
  •  Дарите  ребенку книги  с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.
  • Спустя  годы  это  станет  счастливым  напоминанием  о  родном  доме, его  традициях, родных  людях.

Как предупредить детскую агрессивность

1.   Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.   

3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком     в зависимость от его учебных успехов.

Как помогать ребенку в приготовлении

домашних заданий.

  • Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  • У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
  • Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  • Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
  • Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
  • Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
  • Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  • Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  • Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  • Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  • Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
  • Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
  • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
  • В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье  с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Памятка-совет
родителям

  • Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
  • Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
  • Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
  • Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай!», скажите лучше: «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
  • Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
  • Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
  • Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
  • Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
  • Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
  • Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.



Предварительный просмотр:

Тематика и содержание консультаций,  бесед с родителями обучающихся

- Возрастные особенности младших школьников:

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

- Как привить младшему школьнику интерес к чтению:

Привить ребенку интерес к чтению — довольно трудное занятие, особенно в современном мире, когда новые технологии и новомодные гаджеты окружают повсюду. Дети сейчас выбирают более легкий путь познания: открыть ноутбук и узнать все, что им надо.

Конечно, учат письму и чтению в школе, но все-таки прививать тягу к литературе должны родители. Именно в домашних условиях у детей формируется любовь к чтению, когда сначала родители читают ребенку, затем ребенок уже сам тянется к книге. На сегодняшний день существуют специальные техники, которые помогают сделать чтение одним из любимых занятий:

Дошкольникам и младшим школьникам лучше читать книги с картинками, потому что в любой момент можно открыть книгу на красочной иллюстрации, задать вопросы и спровоцировать у ребенка интерес к дальнейшему самостоятельному чтению.

Не следует начинать чтение книги, если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.

Для детей очень увлекательными являются книжки-малышки, которые быстро читаются и воспринимаются детьми. Дети младшего школьного возраста особенно любят сказочный жанр.

Очень хорошо работает прием, когда родитель и ребенок читают книгу по очереди: взрослый может начать читать произведение, но остановиться на самом интересном моменте и предложить ребенку дочитать самому.

Если ребенок читает вслух, то нужно слушать ребенка, не отвлекаясь на какие-то дела и проблемы. Только так можно показать, что чтение — это не просто трата времени, а важное дело для всей семьи.

Самое главное в развитии интереса к чтению — не забывать, что чтение для ребенка — довольно трудная работа. Если ребенок отвлекается, просит попить или трет глаза — значит он не хочет читать и тянет время. В таких случаях нужно избрать тактику «тише едешь-дальше будешь», не наседая на ребенка, но все-таки и не отступая совсем.

Если ребенок уже читает без ошибок и на хорошей скорости, то можно обучать его технике выразительного чтения. Выразительно читать важно для ребенка, так как эмоционально окрашенная речь легче запоминается и усваивается. Для упражнений прекрасно подойдут басни, где много эмоциональных пауз.

Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети не стараются запомнить эти данные. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах. Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое.



Предварительный просмотр:

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

             

План -конспект родительского собрания

по теме : "Свободное время вашего ребенка"

1 класс

                                                                                                            Разработан:

обучающейся Алешиной Екатериной Витальевной

г. Черняховск, 2020г.

План -конспект родительского собрания

по теме : "Свободное время вашего ребенка"

Цель: способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через участие в организации свободного времени ребенка.

Задачи:

1) актуализировать проблему досуга школьников;

2) побудить родителей и детей к совместному проведению досуга;

3) выработать рекомендации для родителей и детей по совместному времяпровождению

Учитель передает из рук в руки одному из родителей камень.

У.: Возьмите тепло моих рук и жар моего сердца.

Родители с теми словами передают его друг другу. До тех пор, пока камень не окажется снова в руках учителя. Затем учитель задает вопрос родителям.

 У.: Что мы сейчас делали? ( общались, между нами был контакт, мы передавали свое тепло друг другу)

У.: Надеюсь, у нас с вами сложатся теплые отношения. Я предлагаю сегодня вам для обсуждение, как мне кажется, очень важной и актуальной проблемы в наше время – это «Свободное время вашего ребенка»

1.Блиц-опрос «Калейдоскоп домашних занятий»

Родители отвечают на вопросы, если предложенный вариант активного и совместного времяпровождения существует в семье, ставит «плюс».

Вопросы для родителей:

- Организовываем спортивные соревнования

- Читаю каждый вечер книжку

- Любим лепить

- Рисую с ребенком

- Играю в конструктор

- Люблю гулять

- Пускаем вместе мыльные пузыри

- Мастерим вместе различные поделки

- Танцуем вместе

- Моем вместе посуду

- Убираемся вместе дома

- Ходим на экскурсии

- Любим путешествовать

- Работаем вместе на огороде

- Играем вместе в любимые игры ребенка

- Собираем вместе коллекцию…

- Рассказываю и инсценирую сказки

- Показываю спектакли (пальчиковый, кукольный)

+ свои варианты.

У.: Прослушайте, притчу

Давным-давно в старинном городе жил Мудрец, окружённый учениками. Каждый день к нему приходили люди и спрашивали совета, делились с ним и радостью, и горем, учились у него Великой Мудрости… И не было вопроса, на который не было у старца ответа. Но однажды появился человек, который решил доказать обратное. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и сокрыл её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажи, у меня в руках живая или мёртвая?

Расчет был прост. Если мудрец скажет, что бабочка живая – он крепко сожмет руки, и она погибнет. Если же мудрец скажет, что бабочка мертва – он раскроет ладони, и она вылетит на свободу.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

У.: Вот так и в ваших руках ваши дети и от того как вы организуете свободное время детей зависит их будущее.

У.: Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время - это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время надо уметь.

У.: А что, по-вашему, является полезным для детей, давайте сейчас попробуем это определить.

У.: Перед вами два сосуда и сейчас мы попробуем их наполнить содержимым.

В один сосуд бросаем то, что, по вашему мнению, необходимо для вашего ребенка, что в будущем станет ему полезным, а в другом то, что мешает полезной деятельности вашего ребенка, т.е. его время провождение. (Родители при помощи магнита, помещают сердечки в сосуды. Называют те виды деятельности, в которые включился бы их ребенок или то, чем бы хотел заниматься).

Посмотрите, какой яркий получился сосуд, который заполнился разнообразными видами деятельности.

У.: Вы как родители влияли на выбор детьми тех или иных кружков и секций? Для того чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, им необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми.

Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь–цзы сказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания».

2.Дискуссия «Как можно занять ребенка дома»

- Вы идете по ступенькам с вашим малышом.

- Вы едете в транспорте.

- Вы на кухне.

У.: Например, когда вы идете по ступенькам с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий "вверх" и "вниз", "высоко" – "низко".

У.: Не проходите мимо живых существ, озвучивайте название каждого животного и насекомого, которых вы встречаете на пути, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка.

У.: Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: "Вот едет большая красная машина", "А вот белая быстро-быстро догоняет нас". Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как "большой – маленький", "быстро – медленно", "грязная – чистая".

У.: Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и словосочетания, т. к. они дают более широкое представление о мире. Когда вы начнете обучать своего малыша "между делом", вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему. Самая главная задача – изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие "между делом" для любимого крохи.

У.: Ребенок на кухне. Малышей тянет на кухню с первых же самостоятельных шагов. Ведь именно здесь - масса блестящих и непонятных, и тем более притягательных предметов, здесь хранятся разные вкусности, достоинства которых ребенок уже успел оценить, здесь родители проводят значительную часть времени за какими-то таинственными занятиями. Как же, не отрываясь от дел, помочь ребенку освоить кухонные «премудрости»? Помыть посуду. Накрыть на стол. Приготовить блюдо вместе ит.д.

3.Упражнение «Снежинка»

У.: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. сложите лист пополам.

2. оторвите правый верхний уголок

3. опять сложите лист пополам

4. снова оторвите правый верхний уголок

У.: Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас.

У.: Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества и желания.

У.: Итак, лишь от вас зависит, будет ли взаимодействие с вашими детьми ярким, плодотворным, или наоборот. Кем станет ваш ребенок? Как вы будете проводить с ним свободное время. Как занять свободное время ребенка – это индивидуальная задача каждого родителя.

У.: Семья – своеобразная педагогическая академия. Если досуг в семье проводится примитивно - это сказывается и на ребенке. Проявится не сразу – через много лет. Если семья отстает от века, она воспитывает себе подобного отстающего. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить отдыхать.

У.: И в заключение нашего разговора я хочу поделиться с вами рецептом счастья.

У.: Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути

В семейной жизни всем желаю счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Рекомендации для родителей и детей по совместному времяпрепровождению

Рекомендации для родителей и детей по совместному времяпровождению:

Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).

Привлекать ребёнка к чтению книг.

Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.

Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.

Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.

Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.

Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

Рекомендации для родителей и детей по совместному времяпрепровождению:

Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).

Привлекать ребёнка к чтению книг.

Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.

Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.

Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.

Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.

Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

           Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...

Статья.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Рассматривая социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания хочется отметить, что современные исследователи данной проблемы отмечают неконструктивность отношений школы и семьи. В повседневной...