Статья.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.
статья на тему

Александрова Екатерина Сергеевна

Рассматривая социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания хочется отметить, что современные исследователи данной проблемы отмечают неконструктивность отношений школы и семьи. В повседневной практике массового школьного воспитания преобладают формально-административный и просветительский подходы, которые слабо ориентированы на развитие субъектности семьи, актуализацию ее потенциала, к тому же просветительство теряет свою эффективность, поскольку школа во многом утратила ведущие позиции в воспитании подрастающего поколения и кредит доверия семьи. Неконструктивные отношения школы и семьи должны быть преодолены, и это требует иных подходов к организации их взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего-люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»

А.С.Макаренко

Говоря сегодня о новом качестве воспитания и социализации, как результате социального партнерства нужно понять, что мы сегодня понимаем под понятием «социализация»?

Социализация сегодня, это педагогически организованная деятельность, где ребенку дается возможность увидеть представления о качестве его будущей жизни. Для этого учащимся необходимо ответить на вопрос - Что я делаю для этого? Что я умею делать? И чему могу научиться? Что понимается под новым образовательным результатом? - это предоставление школьнику права выбора, авторского права.

Рассматривая социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания хочется отметить, что современные исследователи данной проблемы отмечают неконструктивность отношений школы и семьи. В повседневной практике массового школьного воспитания преобладают формально-административный и просветительский подходы, которые слабо ориентированы на развитие субъектности семьи, актуализацию ее потенциала, к тому же просветительство теряет свою эффективность, поскольку школа во многом утратила ведущие позиции в воспитании подрастающего поколения и кредит доверия семьи. Неконструктивные отношения школы и семьи должны быть преодолены, и это требует иных подходов к организации их взаимодействия.

Прагматичный дух нашего времени, как бы мы против него не восставали, не оставляет много возможностей и заставляет искать пути сближения школы и семьи изначально в прагматичном слое их отношений, а именно, через осознание школой и семьей взаимных интересов, выгоды от взаимодействия, что характерно для социального партнерства. (Цит. по ст. социальное Партнерство семьи и школы в сфере воспитания: векторы взаимодействия авт. О. В. Заславская, О. е. Сальникова, О. Ю. Кожурова).

Путь сближения семьи и школы нашел отражение в созданной программе родительского клуба «Веселый досуг с родителями».

Во все времена влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов. Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет,  действует,  делает открытия,  учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым. В современном мире  часто не хватает времени многим родителям на общение детьми в силу занятости, некоторым не хватает знаний  или уверенности в том, что они правильно воспитывают своего ребенка, поэтому на базе  школы интернат № 49 был создан  клуб «Веселый досуг с родителями» и разработана  программа  работы   клуба.

Цель программы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье  находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию ребенка и проведения совместного досуга.

Задачи:

  • оказать квалифицированную  консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • активизировать и обогатить  воспитательные умения родителей;
  • вовлечь родителей в жизнь образовательного учреждения на принципах сотрудничества и проведения совместного досуга.

Принципы взаимодействия с родителями:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость
  • Доброжелательность, открытость

Основные направления работы с родителями:

Просветительское: 

  • психолого-педагогическое сопровождение родителей
  • повышение родительской компетентности по вопросам воспитания детей
  • пропаганда семейных ценностей

Практически-действенное:

Создание условий для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско-родительских отношений.

Данная программа рассчитана  на второе полугодие  и реализуется во взаимодействии с родителями начальной школы.

Работа клуба предусматривает 1-2 заседания в месяц, продолжительность встречи 1 – 1,5 часа

Членами клуба являются родители (мамы, папы), лица, их заменяющие, любой возрастной категории. В работе клуба могут принять участие руководители, педагоги, дети, представители общественных организаций.

Рекомендуемое оборудование и оснащение:

  • фотоаппарат или видео;
  • проектор, компьютер;
  • канцелярские принадлежности;
  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал.

Формы работы:

  •         игры и упражнения;
  •         мини-беседы, лекции;
  •         релаксационные и динамические паузы;
  •         моделирование проблемных ситуаций;
  •         презентация информационных буклетов;
  •         подвижные игры, дидактические игры;
  •         мастер-классы;
  •         совместные экскурсии, прогулки.

Ожидаемые результаты:

  • Появление интереса родителей к работе школы-интернат, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
  • Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.

Таким образом, на примере родительского клуба ребенку дается возможность права выбора своих интересов в проведении совместного досуга с родителями и как показала практика улучшению не только детско-родительских отношений, но и социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания.

Главное, что должна понимать школа, так это то, что любая форма работы с

семьёй – это способ включить родителей в творческое взаимодействие с педагогами во имя развития ребёнка.

Осознавая важную роль семьи в воспитании ребенка, не следует думать, что она способна заместить другие институты формирования личности, конечно,

ее возможности ограниченны, но при осуществлении творческих подходов семья может стать действенным инструментом социального партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.

В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка

Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение (дать знания о мире, научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания...

Статья " Социальное воспитание в условиях сельской малокомплектной школы."

В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспит...

Статья " Социальная адаптация детей с ОВЗ и поиск путей их решения"

Взаимодействие взрослого  и ребенка - основной путь решения....

Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна

Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...