Использование приемов мнемотехники на занятиях группы продленного дня в начальной школе (обучающиеся с ОВЗ)
статья

Использование мнемотехнических приемов не только ускоряет и упрощает процесс запоминания, но и развивает психические процессы у дошкольников. 

Дети с большим интересом и мотивацией выполняют подобные задания. Заметно, что они с большим желанием посещают занятия по мнемотехнике (2 раза в неделю). 

В результате достаточно быстро повышается скорость запоминания у большинства детей в группе. Приемы помогают учителям, родителям и детям реализоваться в самостоятельной творческой деятельности с удовольствием и без лишнего напряжения!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники на занятиях группы продленного дня в начальной школе (обучающиеся с ОВЗ)

        Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого- медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

        Дети с ОВЗ – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Как работают приемы мнемотехники?

Память любого из нас построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются в голове. Чем ярче эмоции, которые испытывает ребенок, узнавая о чем-то новом, тем крепче будут его знания и воспоминания. Особенно остро дети воспринимают ассоциации с изображениями, звуками, запахами и даже вкусами.  

Использование определенных способов запоминания позволяет старшим дошкольникам получать информацию об окружающем мире, сохранять и воспроизводить увиденное и услышанное. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, искусственно не напрягая его. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими и связными. Основа мнемотехники заключается как раз в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию и в результате могут ее повторить. В помощь – картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления. В статье мы рассмотрим использование приемов мнемотехники на примерах их практики.

Как работают приемы при работе с цифрами?

Чтобы мнемотаблица выполняла свою функцию, она должна быть простой для восприятия и соответствовать уровню развития детей. Так для младших дошкольников лучше использовать цветовые изображения, для старших – черно-белые. Мнемотаблица представляет собой квадрат из 9 клеток в которых может быть зашифровано стихотворение, сказка, логическая задача, состав числа, загадка, или любая познавательная информация, которая укладывается в 9 клеток квадрата. 

Пример работы с цифрой. Мнемотаблица «Компас» 

Жила – была 4, она очень любила путешествовать. 

С собой в путешествие она всегда брала компас. 

На этом приборе указаны 4 стороны света (Север, Юг, Запад, Восток). 

Друг 4 квадрат всегда сопровождал ее в путешествиях. 

У квадрата 4 одинаковых стороны и 4 одинаковых угла. они похожи друг на друга как близнецы. 

Бука З похожа на цифру 3. 

3 да 1 – это 4. 

          С помощью этой таблицы дети не только запоминают информацию и пытаются правильно заполнить свой пустой квадрат нужными значками, они знакомятся с цифрой, с геометрической фигурой (квадратом) его свойствами. повторяют названия сторон света, знакомятся с таким прибором как компас и заодно повторяют состав числа 4. Все это происходит благодаря работе с одной таблицей. 

Для запоминания цифрового ряда можно использовать и игру «Молоточек». Для этого учитель простукивает цифровой ряд в произвольном порядке (5, 3, 6, 4…), а дети пытаются его воспроизвести. Затем учитель записывает на доске их ответы для наглядности. 

Можно предложить детям и пофантазировать. Например, спросить, на что похожа каждая цифра? (5 – половинка яблока, 3- летящая птичка, 6 – клубок ниток). Попросить придумать небылицу, сказочную историю с этими героями. Чем забавнее и смешнее получится рассказ, тем быстрее он запомнится. Затем учитель убирает изображение цифрового ряда, и дети с легкостью его воспроизводят и записывают в тетрадь, а под каждой цифрой рисуют то, что она им напоминает.  Можно предложить дошкольникам придумать свою историю с новыми героями. 

Как работают приемы при работе с буквой для обогащения словарного запаса?

Множество разнообразных приемов мнемотехники используется и для изучения букв. Практически все известные методики основаны на формировании в процессе стихов или запоминающихся фраз.

Пример работы с буквой

«Ша» нашли

Средь шоколада, 

Навели в шкафу порядок. 

Шоколадок 40 штук 

Перед сном съел каждый внук. 

Ночь пришла 

В избушке  

«Т» (тишь) 

Лишь шуршит шумелка мышь 

   

Дети смотрят на таблицу, слушают стихотворение. Затем учитель закрывает изображение на доске, а ученики заполняют квадрат, рисуя угаданные изображения в нужных клетках(схематично).   

На примерах мы рассмотрели, как обучающие мнемотаблицы помогают детям запоминать материал, облегчают их обучение грамоте, помогают им с легкостью заучивать стихи, пословицы и формируют элементарные математические представления, знакомят с окружающим миром. 

Использование мнемотехнических приемов не только ускоряет и упрощает процесс запоминания, но и развивает психические процессы у дошкольников. 

Дети с большим интересом и мотивацией выполняют подобные задания. Заметно, что они с большим желанием посещают занятия по мнемотехнике (2 раза в неделю). 

В результате достаточно быстро повышается скорость запоминания у большинства детей в группе. Приемы помогают учителям, родителям и детям реализоваться в самостоятельной творческой деятельности с удовольствием и без лишнего напряжения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы группы продленного дня в начальной школе

Программа группы продленного дня вдля 1-4 классов....

Методическая разработка. Организация клубного часа в группе продленного дня в начальной школе

Важная задача в работе с детьми в ГПД - забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способносте...

Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе

С группой продленного дня у родителей связано много вопросов. Каким образом организована вторая половина дня у учащихся начальной школы, посещающих ГПД? Есть ли дополнительные круж...

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня в начальной школе

На современном  этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как  жизнь и здоровье человека приобретают  особое значение.Концеп...

ЭОР. Презентация по Правилам дорожного движения для занятий в группе продленного дня в начальной школе.

ЭОР будет полезен для занятий в группе продленного дня для учащихся начальной школы....

использование приемов мнемотехники на занятиях в ГПД в начальной школе для детей с ОВЗ.

в исследованиях педагогов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза.Она проявляется в дефицитарности  п...