РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Национальный танец (Фольклорный кружок «Мэмыӆқай»)
календарно-тематическое планирование

Головкова Таисия Петровна

Программа реализуется в рамках общекультурной направленности, предназначена для внеурочной деятельности, ориентированна на детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Национальный   танец

 (Фольклорный кружок «Мэмыӆқай»)

Направление: общекультурное.

Вид деятельности: песенно-танцевальный.

Возраст школьников: 1-4-е классы.

Срок реализации программы: 2 года.

Разработчик: Головкова Таисия Петровна,

                   учитель начальных классов

                               МОУ ДД МШВ «НШ-ДС с. Айон».

с. Айон

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

       Программа реализуется  в рамках общекультурной направленности, предназначена для внеурочной деятельности, ориентирована на детей младшего школьного возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов начальной школы.

       Танцевальная деятельность – один из самых значимых видов деятельности младших школьников. Танец порождает особую реальность, выделяющуюся из повседневности  особым, присвоенным субъектом танцевальным пространством, особой,  чрезвычайно сплоченной танцевальной общностью. Танец создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами. Танец – это не только развлечение, не только способ эмоциональной разрядки ребенка. Танец обладает еще и огромным развивающим, воспитывающим потенциалом.

      Коллективное участие в постановке чукотских танцев углубляет и обогащает восприятие познания национальной культуры в целом. В связи с необходимостью и неотложностью мер по сохранению, развитию и пропаганде танцевального искусства, трансляции духовного наследия коренных малочисленных народов Чукотки курс  «Национальный танец»  является  одним из приоритетных дисциплин дополнительного образования. Все это делает чрезвычайно актуальной настоящую программу танцевальной деятельности школьников. Ее назначение – не просто развлечение детей танцами, но развитие их личности посредством танцевального искусства. Программа предусматривает организацию и проведение серии разнообразных танцев, способствующих развитию у детей навыков социального общения, умений взаимодействовать в группе сверстников, формированию ценностных отношений к другим людям, трансляции и сохранению этнографических образцов национальной культуры.

     В предлагаемой программе курса «Национальный танец» заложен принцип творчества, содержание и форма каждой темы может варьироваться, усложняться в зависимости от исполнительской техники  и манеры исполнения танца учащимися.

    Целью курса является: изучение и исполнение танцев чукчей и эскимосов.

Задачи:

- формирование навыков и умений ориентироваться в пространстве, двигаться, сохраняя рисунок танца;

- трансляция умения передавать в движении ритмические особенности народной музыки;

- развитие природных особенностей манеры исполнения, не нарушая гармонию танца;

- формирование умения взаимодействовать со сверстниками на уровне движения, ритма, темпа, чувствовать партнеров по танцу.

    Основными методами преподавания национального танца являются словесные, наглядные, практические. Форма проведения занятий – групповые практические занятия. Самостоятельная работа учащихся заключается в закреплении знаний, умений и навыков, полученных на практических занятиях по национальной хореографии.

   На занятиях кружка «Национальный танец» дети учатся исполнять простые этнографические танцы чукчей и эскимосов в народной манере айонских чукчей. Танец должен сохранять национальный колорит. Особое внимание следует уделять правильной манере исполнения.  Важное значение имеет практический показ педагогом элементов, движений и комбинаций изучаемого танца: движения головы, плеч, туловища, позиции  и толчкообразные движения ног, положения  рук при изображении птиц и животных, движения корпуса в женском и мужском исполнении.

   В качестве музыкального аккомпанемента следует активно использовать лыгэярар (чукотский бубен), аудио- и видеозаписи чукотских и эскимосских ансамблей Чукотки, приглашать на занятия самодеятельных мастеров фольклорного песенного исполнительства коренных жителей Айона.

    Особенностью реализации данной Программы является то, что предусматриваемые ею занятия проводятся не в строго указанном Программой порядке, а так, как сочтет нужным сам педагог и участники ансамбля.  Более того, для предотвращения утомляемости детей и повышения мотивации к танцевальной деятельности целесообразно в каждое занятие включать игры-миниатюры ассоциативного характера (чайки, олени, журавли и т.п.) с похрипами, подскоками, прыжками, приседаниями,  поворотами на 90, 180 градусов.

   Данная программа предназначена для руководителей кружков народного танца.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем курса – 136 часов, из них: практических занятий – 122ч., теоретических – 14ч.,  что отражено в тематическом планировании.

Тематическое планирование

I-ый год обучения

I –я четверть - 18ч.

II-я четверть – 16 ч.

III-я четверть – 17 ч.

IV-я четверть – 15ч.

п/п

Наименование темы занятия

Кол-во часов

практ.

теория

I-я четверть  - 18 часов

1.

Введение в дисциплину. Предмет и задачи курса. Народное танцевальное творчество и обрядовый фольклор как особый пласт культуры.

Правила техники безопасности на занятиях кружка.

1ч.

2.

Игры-миниатюры подражательного характера: выделка шкур, кройка, шитье; ловля оленя, плетение аркана и т.п.

1ч.

3.

 Танец «Хозяюшка». Элементы  танца: движения головы, плеч; движения корпуса в женском и мужском исполнении; основные позиции и движения рук; толчкообразные движения ног, переступания с ноги на ногу; шаг с присогнутыми в коленях ногами; боковой шаг.

3ч.

4.

Танец «Хозяюшки».  Имитация трудового процесса. Элементы трудового процесса: выделка шкуры, кройка, шитье. Освоение простейших элементов на середине зала.

3ч.

5.

Чукотская национальная одежда. Занятие в школьном краеведческом музее.

1ч.

6.

Осенний праздник «Эйнэткун». Обряд встречи стада. Обряд жертвоприношения.  Дымный день в празднике «Вылгыкоранмат» (на Айоне – «Эйнеткун»). Встречи в школьном музее со знатоками обрядов на осеннем празднике (Еттылина В. И., Тыневги И.И., Калинина В.П.,

2ч.

7.

Народный танец «Виврельэт»: подскоки, мужское и женское исполнительство; с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, подскоки на месте, в продвижении, с добавлением полуприседания, с поворотом на 90о, 180о, в сопровождении аккомпанемента на яраре.

3ч.

8.

Народный танец «Виврельэт». Развитие элементарных навыков координации движения.

2ч.

9.

Танец «Хозяюшки» и танец «Виврельэт» в исполнении айонских чукчей. Пригласить на занятия бабушку Пананто и мастера горлового пения Калинину В.П.

2ч.

II-я четверть – 16 часов

10.

Танец «Утки-нерпы» с элементами горлового пения.  Постепенное усложнение ранее изученных упражнений,  введение характерного разнообразия комбинаций и элементов горлового пения (похрипы).

3ч.

11.

Танец «Утки-нерпы».  Работа над образом, комбинаций ассоциативных образов.

2ч.

12.

Творческая лаборатория: Обрядовый фольклор.  

1ч.

13.

Танец «Олененок» - чукотский сценический танец на образ.

Элементы ассоциативно-подражательного характера: подскоки, прыжки, шаг с носка, шаг накрест.

4ч.

14.

Видео-экскурсия: национальные ансамбли Чукотки («Эргыръон», «Чукотка», «Рыркы», «Эмнун»). Сценическая выразительность, сценическая культура танца.

1ч.

15.

Танец «Олененок». Усложнение комбинаций на основе ранее усвоенных. Работа над сценической выразительностью и сценической культурой танца.

3ч.

16.

Закрепление умений и навыков, приобретенных ранее на занятиях кружка.

2ч.

III-я четверть – 17часов

17.

Танец «Солнышко». Элементы танца: положения и движения рук при вольной импровизации, толчкообразные движения ног, переступания с ноги на ногу, шаг с одним и двумя толчками в коленях, боковой приставной шаг.

3ч.

18.

Фольклорный праздник «Встреча Солнца»

1ч.

19.

Эскимосский танец «Чайки». Элементы танца: положения и движения рук при изображении птицы; переступания с ноги на ногу; углубленные приседания с поворотом на 900, 1800.

3ч.

20.

Эскимосский танец «Чайки». Ассоциативное подражание повадкам птиц и пластическое воплощение окружающей природы.

2ч.

21.

Чукотский народный танец «Воронята».  Элементы ассоциативно-подражательного характера. Работа над пластикой танца.

3ч.

22.

Эскимосский танец «Ворон в поисках пищи» (автор Нунэгнилян). Введение наиболее сложных по исполнению элементов и комбинаций национального танца.

4ч.

23.

«Дарить людям радость». Выступление (традиционное) перед ребятишками детского сада и родителями.

1ч.

IV-я четверть – 15часов

24.

Танец  «Собачья упряжка». Элементы танца: положения рук при изображении животных; низкие, скользящие, боковые прыжки в стороны; углубленное приседание.

2ч.

25.

Танец «Собачья упряжка». Работа над сценической выразительностью танца.

2ч.

26.

Танец «Оленья упряжка». Элементы танца: широкий шаг с высоким подниманием бедра; движения головы, рук, плеч, корпуса. Развитие элементарных навыков координации движений.

2ч.

27.

Танец «Оленья упряжка». Введение характерного разнообразия комбинаций по исполнению элементов национального танца.

2ч.

28.

Танец с бусами. Элементы танца: положение и движение рук, ног, плеч, корпуса в мужском и женском исполнении; шаги простые, приставные, приставные с притопом; подскоки в сторону, вперед-назад.

2ч.

29.

Танец с бусами. Углубленная работа над сценической выразительностью, рисунком танца.

3ч.

30.

Генеральный просмотр всех танцев, выученных за год. Отбор наиболее удачных номеров для исполнения на фольклорном общепоселковом празднике «Килвэй».

1ч.

31.

Фольклорный  праздник  «Килвэй»

1ч.

Тематическое планирование

II-ой год обучения

I –я четверть - 18ч.

II-я четверть – 16 ч.

III-я четверть – 17 ч.

IV-я четверть – 15ч.

п/п

Наименование темы занятия

Кол-во

часов

Практ.

Теорет.

I-я четверть – 18 часов

1.

Вводное занятие. Предмет и задачи кружка национального танца. Правила техники безопасности на занятиях и во время выступлений на сцене.

1ч.

2.

Календарные праздники, а также обряды и ритуалы оленных и береговых чукчей и эскимосов.

Составление совместно с детьми  примерного репертуарного плана обрядовых танцев (и песен) для выступления фольклорного коллектива «Мэмылкай».

1ч.

3.

Эскимосский танец «Сбор яиц на скале» (автор Нутетеин). Элементы танца: короткое, почти незаметное толчкообразное движение корпусом и ногами, согнутыми в коленях; короткий игольчатый толчок головой «от себя к себе» с акцентом «от себя»; руками от локтей «к себе от себя» с акцентом «от себя». Каждое движение рук заканчивается фиксацией принятого положения рук, головы, корпуса, т.е. позой.

4ч.

4.

Эскимосский танец «Сбор яиц на скале» в исполнении мастеров народного танца: Нутетеин б/и, б/о, Спартак Теплилик, Яков Тагъёк (видеозаписи). Анализ хореографического материала. Манера исполнения. Расшифровка танца по тактам, движениям.

1ч.

5.

Танец «Сбор яиц на скале». Сюжет танца, последовательность действий сборщика яиц, индивидуальность исполнения.

3ч.

6.

Творческая лаборатория «Миниатюры». Миниатюры с элементами трудового процесса: оленевода, работницы яранги, охотника. Работа в группах и индивидуально.

1ч.

1ч.

7.

«Танец швеи» (автор Тевлянкау Е.М.). «Танец оленевода» (автор Нутекеу Е.И.).  Введение усложненных элементов национального танца, изображающих трудовой процесс.

3ч.

8.

Осенний праздник «Вылгыкоранмат». Ритуал «помазания кровью оленя», ритуал «очищение огнем». Выезд в оленеводческую бригаду (или в школьном музее с приглашением оленеводов)

1ч.

9.

«Танец швеи», «Танец оленевода». Введение характерного разнообразия комбинаций по исполнению элементов национального танца. Работа над сценической выразительностью народных танцев.

2ч.

II-я четверть – 16 часов

10.

Танец «Забой оленей». Имитация трудового процесса. Элементы трудового процесса: забрасывание аркана на рога оленя, ловля, закалывание оленя. Развитие правильной манеры исполнения народного танца с сохранением национального колорита.

3ч.

11.

Танец «Забой оленей». Работа над пластикой и исполнительской техникой. Развитие чувства партнерства.

2ч.

12.

Игры-миниатюры ассоциативного характера (животные) с похрипами, прыжками, приседаниями, поворотами на 900, 1800.

1ч.

13.

Творческая лаборатория «Миниатюры». Миниатюры ассоциативно-подражательного характера (мышки, евражки, нерпочка, ворон и т.п.). Работа в группах и индивидуально.

2ч.

14.

Танец «Пуночки».  Танец «Журавли». Элементы танца – ассоциативно-подражательные. Развитие чувства гармонии движений, ритма, темпа, национального колорита.

2ч.

15.

Танец «Пуночки». Танец «Журавли». Творческий подход: предложить ребятам придумать рисунок танца, сюжетную линию; составить комбинацию движений и воплотить задуманное в танце.

2ч.

16.

«Танец с бубнами». Составить и исполнить композицию по мотивам обряда, ритуала чукчей или эскимосов с использованием бубнов и музыкального фольклора.

2ч.

17.

«Танец с бубнами». Развитие чувства партнерства в коллективном танце.

2ч.

III-я четверть – 17 часов

18.

Творческая лаборатория:  обряд «Етти, тиркытир!» («Здравствуй, солнце!»): составление сценария концертной программы.

3ч.

1ч.

19.

«Етти, тиркытир!». Выступление фольклорного ансамбля «Мэмылкай».

1ч.

20.

«Танец радости».  Творческий подход: предложить ребятам придумать рисунок танца, сюжетную линию; составить комбинацию движений и воплотить задуманное в танце, сохраняя национальный колорит, не нарушая гармонию танца.

2ч.

21.

«Танец радости». Совместное воплощение задуманного в танце. Развитие умения заинтересовать других своими творческими идеями.

3ч.

22.

Модификация знакомых танцев (по выбору детей), например: «Хозяюшки», «Собачья упряжка», «Танец ворона». Способствовать развитию музыкально-хореографического творчества детей.

5ч.

23.

Повторение и закрепление изученных танцев.

2ч.

IV-я четверть – 15 часов

24.

«Праздничный танец». Связь народного танца с обрядовым фольклором. Встреча с хранителями культурного наследия чукчей айонской тундры.

1ч.

25.

«Праздничный танец». Элементы  народного танца: позиции и движения рук, ног, корпуса; шаги, прыжки, повороты.

2ч.

26.

Творческая лаборатория: «Килвэй» - праздник первого теленка.

3ч.

27.

Фольклорный танец чукчей и эскимосов. Повторение, подготовка к чукотскому празднику первого теленка.

2ч.

28.

Танцы ассоциативно-подражательного характера. Повторение, подготовка к чукотскому празднику первого теленка.

3ч.

29.

Сценические народные танцы. Повторение, подготовка к чукотскому празднику первого теленка.

3ч.

30.

Фольклорный праздник  «Килвэй».

1ч.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1-ый год

Введение в дисциплину

      Предмет и задачи курса. Правила техники безопасности  на занятиях кружка.

         Народное танцевальное творчество и обрядовый фольклор как особый пласт культуры. Устная форма бытования фольклора. Взаимосвязь обрядового фольклора с этнохореографией. Знакомство с понятиями и терминами: «обряд», «ритуал», «календарь», «фольклор».   Происхождение фольклора. Отражение в фольклоре бытовой жизни народа. Воспитательное значение фольклора.  Элементы народной педагогики в фольклоре.

Танцы с элементами трудового процесса

        Имитация трудового процесса: ловля оленя, плетение аркана, езда на собачьей, оленьей упряжке,  выделка шкуры, кройка и шитье.

       Элементы танца: положения и движения головы, плеч, корпуса в мужском и женском исполнении; основные позиции и движения рук; толчкообразные движения ног, переступания с ноги на ногу; шаг с присогнутыми в коленях ногами; боковой шаг.

Танцы ассоциативно-подражательного характера

       Знакомство и исполнение танцев с элементами ассоциативных подражающих движений, комбинаций на образ. Ассоциативное подражание повадкам птиц и зверей. Работа над пластикой.

       Элементы ассоциативно-подражательного характера: подскоки, прыжки, шаг с носка, шаг накрест; углубленные приседания с поворотом на 900, 1800; положения рук; низкие, скользящие, боковые прыжки в стороны; углубленное приседание; широкий шаг с высоким подниманием бедра. Включение в национальный танец элементов горлового пения.

       Развитие элементарных навыков координации движений. Введение характерного разнообразия комбинаций по исполнению элементов национального танца. Работа над сценической выразительностью, рисунком танца.

Творческие лаборатории

      Осенний праздник «Эйнэткун». Обряд встречи стада. Обряд жертвоприношения. Дымный день. Обрядовый фольклор. Знакомство с национальными ансамблями Чукотки.

    Совместное творчество детей с родителями и носителями культурного наследия айонских чукчей.

Творческие отчеты

      Выступления перед детьми детского сада, перед родителями.  Концерты на национальных праздниках «Килвэй», «Встреча Солнца», День коренных малочисленных народов мира.

2-ой год

Введение в дисциплину

        Предмет и задачи кружка национального танца. Обряды и ритуалы оленных и береговых чукчей и эскимосов. Календарные праздники.  Правила техники безопасности на занятиях и во время выступлений на сцене.

Танцы с элементами трудового процесса

        Имитация трудового процесса: забрасывание аркана на рога оленя, ловля оленя арканом; собирание яиц на скалах; выделка шкуры, кройка и шитье.

       Элементы танца: короткое толчкообразное движение корпусом и ногами, согнутыми в коленях; короткий игольчатый толчок головой «к себе от себя». Введение характерного разнообразия комбинаций по исполнению элементов национального танца. Развитие правильной манеры исполнения народного танца с сохранением национального колорита. Работа над пластикой и исполнительской техникой. Развитие чувства партнерства.

Танцы ассоциативно-подражательного характера

       Исполнение танцев с элементами ассоциативных подражающих движений, комбинаций на образ. Упражнения на развитие чувства гармонии движений, ритма, темпа, национального колорита. Упражнения на развитие чувства партнерства. Упражнения в  горловом  пении.

       Углубленная работа над сценической выразительностью, рисунком танца. Фиксация принятого положения рук, головы, корпуса, т.е., поза.

Творческие лаборатории

      Миниатюры с элементами трудового процесса: оленевода, работницы яранги, охотника. Миниатюры ассоциативно-подражательного характера (животные).

      Составление концертной программы. Составление комбинаций движений; придумывание рисунка, сюжетной линии танца. Модификация знакомых танцев.

      «Килвэй» - чукотский национальный праздник первого теленка.

     Совместная творческая деятельность с родителями и старожилами с. Айон.

Творческие отчеты

        Выступления перед детьми детского сада, перед родителями.  Концерты на национальных праздниках «Килвэй», «Встреча Солнца», День коренных малочисленных народов мира. Выступления (несколько номеров) на календарных праздниках России.

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня: овладение элементами народного танца, приобретение знаний толерантного общения со сверстниками, умений взаимодействовать в танце с партнерами.
  2. Результаты второго уровня: развитие природных особенностей исполнения национального танца; развитие чувства гармонии движений, ритма, темпа, национального колорита танца.
  3. Результаты третьего уровня: творческий подход к исполнению танца: придумывание рисунка танца, сюжетной линии, комбинаций движений; развитие умений заинтересовать своими творческими идеями и совместное воплощение задуманного в танце.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)»

Системообразующая идея развития духовно-нравственной и творческой личности гимназистов моего класса определяется этнокультурным содержанием образования, которое реализуется в моей авторской программе ...

Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)

Включение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание учащихся создает в гимназии, на мой взгляд, определенную музыкальную среду и дает положительные результаты: из года в год ...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Кружок «Ритмика и танец» Направление: спортивно – оздоровительное.

Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 1 классе по ФГОС....

Кружок "Современный танец"

Презентация кружка "Современнный танец"...

Татарский Фольклорный кружок

Татарский Фольклорный кружок "Татар халык йолалары , бэйрэмнэре"...

Образовательная программа дополнительного образования обучающихся, татарский фольклорный кружок «Сомбелэ»

Образовательная программа дополнительного образования  обучающихся, татарский фольклорный кружок «Сомбелэ»...

Фольклорный кружок "Минии тоонто"

Фольклорный кружок "Минии тоонто"...