Профилактика жестокого обращения с детьми.
консультация

Протасова Оксана Викторовна

Проблема жестокого обращения с детьми в современном обществе является острой и все более актуальной: с каждым годом растет число детей, подвергающихся насилию и жестокому обращению. Ребенок оценивает себя «глазами» семьи. И какова его самооценка – отраженная оценка семьи – таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм уверенного поведения, следования положительным образцам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Проблема жестокого обращения с детьми в современном обществе является острой и все более актуальной: с каждым годом растет число детей, подвергающихся насилию и жестокому обращению. Ребенок оценивает себя «глазами» семьи. И какова его самооценка – отраженная оценка семьи – таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм уверенного поведения, следования положительным образцам.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

 Формы:

 1. Раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении. 2. Раннее выявление девиантного поведения(отклонение).

3. Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом.

 Методы:

 1. Меры, направленные на выявление и устранение причин и условий способствующих безнадзорности, беспризорности, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

2. Система методик, позволяющих выявить особенности конкретной семьи как объекта профессиональной помощи. Это позволяет выявить явные и скрытые семейные нарушения:

  социальный патронаж (посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

  индивидуальные консультации (с детьми, родителями, законными представителями).

  индивидуальные психолого-педагогические программы (исходя из индивидуальных особенностей ребенка и семьи, в которой он воспитывается.  практические занятия, упражнения, направленные на профилактику возникновения асоциальных форм поведения .

  совместные занятия с детьми и родителями (детско-родительские группы).  проведение занятий с привлечением специалистов из различных служб, осуществляющих работу с неблагополучными семьями. Исходя из своего опыта работы с детьми дошкольного возраста, наиболее эффективная профилактика в этом направлении, должна включать в себя три вида занятий: занятия с детьми, совместные занятия с детьми и родителями и занятия с родителями.

Наиболее эффективными приемами на занятиях с детьми являются игротерапия, сказкотерапия, с использованием приемов арт-терапии. Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней ребенок раскрывает свои возможности, свою индивидуальность. Лучше узнать, понять малыша поможет наблюдение за его игрой. Игра является и средством для самовыражения ребенка. Она предоставляет ребенку возможность проявления чувств, настроения. Приступая к работе, нужно воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот самый опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

 Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем. В игре взрослый часто использует сказочный сюжет. К сказочной ситуации, которая задается ребенку, предъявляются определенные требования: - она не должна содержать готового ответа (принцип свободы выбора); - должна предлагать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например,

  • преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась нерешительность, страх проявить себя), взаимопомощь, взаимодействие (когда ребенку свойственен не проработанный эгоцентризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок не достаточно внимателен и организован) и т. д.;
  • - ситуация и вопрос должны быть выстроены так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, как происходит, зачем).

Задавая детям подобные задания, эффективно использовать наглядный материал, так как это помогает ребенку в размышлении. Пример из задания: «Жила-была белочка-хвастунишка. Всем в лесу было известно о ее хвастовстве. То шубка у нее рыжая, а то серая. Пушистый мех, и запасов: грибов да орехов - много. Но вот однажды случился в лесу пожар, шубка у белочки подпалилась, и осталась она без жилья и запасов. Огорчилась белочка хвастунишка, не до хвастовства ей теперь было... Как можно помочь белочке? Что бы вы сделали на месте белочки?» Рассуждая над вопросом, ребенок ставит себя на место сказочного героя и поэтому проблема является «зашифрованной» в образном ряде сказки. На это задание ответы детей могут быть такого плана: «Есть ли у белочки дети?», на что вы отвечаете ребенку «А как ты думаешь, есть ли у белочки дети?». Подумав, ребенок говорит: «Есть». После этого ребенок отвечает: «Нужно обязательно взять детей, и идти белочке в другой лес, запасать там снова грибы, орехи, а шубка постепенно отрастет новая. У белочке в другом лесу тоже потом будет много запасов, и новая шубка». Исходя из ответа ребенка можно увидеть, что он находит выход из сложившейся ситуации. Но если ответы детей: «Не знаю», «Никак не поможешь белочке», «На месте белочки я бы не знал, что делать». В этом случае требуется направить ребенка на разрешение ситуации. Выбрать индивидуальную систему коррекционной работы в которую будут включены приемы игротерапии, сказкотерапии, с использованием отдельных приемов арт-терапии. На занятиях с родителями можно использовать наиболее эффективными  такие занятия, где взрослый мог ощутить на себе состояние ребёнка, которым постоянно недовольны взрослые, которому постоянно делают замечания, ругают и кричат. Пример задания: Родителям предлагается упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?». Для этого выбирают одного из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные – встают в круг – это «взрослые». «Ребёнок» присаживается на корточки в середине круга. «Взрослые» вспоминают слова, фразы, интонации, которые они используют для выражения своего недовольства ребёнку. Затем «взрослые» все вместе идут по кругу в одном направлении и хором ругают «ребёнка». (Упражнение повторяется несколько раз с разными «детьми»). По завершению упражнения вы  предлагаете поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделать заключение на основе личного опыта. На это задание ответы могут быть такого плана: «Родители большие и всемогущие, а я ничего не значу», «Мне казалось, что только взрослые имеют свое мнение», «Было неприятно, когда на тебя кричат», «Боялась бы сделать что-то самостоятельно», «Я бы боялась их». Эффективность занятия заключается в том, чтоб каждый участник почувствовал на себе: «Что слышит ребенок, когда его ругают». Чтоб изменилось отношение его к ребенку.

Таким образом, рассмотренные приемы профилактической и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и взрослыми, позволяют педагогу, занимающемуся с ребенком,  родителям познать внутренний мир своих воспитанников. Предлагая детям нарисовать то, что они захотят, сочинить свои сказки, истории, взрослые тем самым помогают им осознать свои умения, нацеливают детей на новые творческие действия.

 Закончить хочется словами А. П. Чехова: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система мер по профилактике жестокого обращения с детьми в условиях ОУ"

Данная презентация открывает вопросы жестокого обращения с детьми. Разговор о важности ранней профилактики по данной проблеме. Материал предоставлен для педагогов....

Профилактика жестокого обращения с детьми

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ре...

Родительское собрание "Профилактика жестокого обращения с детьми"

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....

"Воспитание заботой", программа, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми

Программа, направлена на профилактику жестокого обращения с детьми. Так как эта проблема в последнее время все чаще выходит на первый план....

Конспект родительского собрания "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"

План-конспект родительского собрания для родителей учащихся 2 класса....

Семинар-практикум «Профилактика жестокого обращения с детьми»

План семинара со специалистами системы профилактики  по предупреждению противоправных действий несовершенноллетних....

Советы родителям " Профилактика жестокого обращения с детьми"

Рекомендации, советы родителям; предупреждение жестокого обращения с детьми. Нормотивные документы....