Классный час День Победы
классный час

Суняйкина Ольга Викторовна

Классный час  День Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_pobedy.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Суняйкина Ольга Викторовна

Учитель начальных классов

МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска»

Интерактивное занятие  «Сапёры. Без права на ошибку»

Классный час для обучающихся младшего школьного возраста (8-11 лет)

Цель:

формирование  чувства гордости за свою страну, долга и ответственности  за соблюдение и укрепление традиций и  бережного отношения к истории своего народа,  преданности и любви к своей Родине.

Задачи:

  • расширить    представления учащихся о подвиге наших предков, совершенном в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года;
  • познакомить с военными событиями в  городах героях: Ленинград, Москва,  Сталинград, Курск, военной должностью – сапер, с поэзией и песнями военных лет
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,  осознание ценности человеческой жизни, интерес к истории.
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  • развивать умение  объединяться и работать в команде, доказывать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, аудиозаписи песен военных лет, пословицы о Родине, 3 теннисных шара, 3 корзины, фото мемориала Мамаев курган, карта «Дорога жизни».

Ход занятия

Вступление

Звучит песня  «День Победы» (слайд 1)

В конце весны в нашей стране отмечают самый важный праздник – День Победы.   9 мая мы поздравляем  ветеранов с  днем  Победы. Мы благодарим их за отвагу и любовь к Родине.  Они пережили страшные годы войны, но именно вера в победу, отвага, мужество и любовь помогли выстоять воинам, матерям, детям, старикам.   Вот уже 75 лет в день победы во всех городах и селах люди выходят на улицу, несут к обелискам и памятникам цветы. Война давно закончилась, но память о подвиге нашего народа останется в наших сердцах.

Ученик читает стихотворение Е. Долматовского «В сорок пятом, в мае» (слайд 2)

В сорок пятом, в мае, вопреки уставу
Караульной службы,
Мы салютом личным подтвердили славу
Русского оружья:
Кто палил во тьму небес из пистолета,
Кто из автомата.
На берлинской автостраде было это,
Помните, ребята?
Быстрой трассой в небо уходили пули
И во мгле светились.
И они на землю больше не вернулись,
В звезды превратились.
И поныне мир наполнен красотою
Той весенней ночи.
Горе тем, кто это небо золотое
Сделать черным хочет.
Но стоят на страже люди всей планеты,
И неодолимы
Звезды, что салютом грозным в честь Победы,
Над землей зажгли мы.

Учитель:

- Какие вы знаете военные профессии? (Снайперы, танкисты, летчики, моряки, разведчики…)

- Каким качествами должны обладать люди военных профессий (ответственность, храбрость, мужество, героизм…)

Сегодня на занятии мы вспомним события военных лет и проявим себя в роли сапёров.

Сапер – это военная профессия, которая требует внимания, сосредоточенности и больших знаний о взрывных устройствах. На сапера могут быть возложены задачи разминирования, минирования или подрыва мостов, железнодорожных путей и т.д.. Служба сапера опасна и трудна у него нет права на ошибку. Благодаря саперам были удачно проведены многие военные операции.

Слайд 3

Вот некоторые фамилии саперов – ветеранов ВОв:  Нагирнер Ойзер, Демиденко Михаил Тимофеевич, Черволенко Петр Михайлович, Кондрашов Василий Иванович и многие другие. Все они награждены орденами «За боевые заслуги».

Слайд 4

Из интервью с  Кондрашовым Василием Ивановичем … после взятия Кенигсберга мы расположились в домике на улице Кирхенштрассе  в Бранденбурге.

Тогда была весна. Там, в Бранденбурге, нужно было пахать уже, а везде минные поля были. Мы разминировали их, мины сложили. Они были противотранспортными, а значит - очень мощными. Находились в металлической коробке. Заряд весил 5 кг, снизу было 2 взрывателя и сверху. Накрывалась коробка металлической крышкой, которая висела на проволочках. Не на простых, а на специальных. А при наезде, например, машины или танка, эта проволочка срезалась, срабатывал взрыватель – и нет машины. Мы все, и немецкие, и свои мины, складывали в штабеля, ограждали колючей проволокой и вешали надпись: «Осторожно, мины».

Самыми сложными были инженерные сооружения: те же овраги, минные поля, растяжки и сами мины, привязанные к деревьям. Их нужно было обнаружить, а ночью это сделать невозможно: фонарики нельзя было включать. Вот такие мы преодолевали препятствия. Потери, конечно, были. Тут не без этого…

Слайд 5

Из интервью с  Демиденко Михаилом Тимофеевичем … Помню, как-то раз к нам зашел немецкий военный корабль. Наши грохнули по нему, но слишком поздно. Мы дали залп на расстояние сорок километров, но, увы, не достали до него. А уже непосредственно на берегу нам приходилось делать такие вещи. Ведь немцы ухитрялись заходить к нашим берегам за двадцать километров. Они запускали метра на три морские мины.  Примечательны  эти мины  тем, что у них имеются рога. Они представляли для нашего флота определенную опасность. Ведь если судно шло и не замечало этой мины, то задевала его за рог. В результате этого получался мощный взрыв. Ведь такая мина была начинена 100 килограммами взрывчатки. И вот мы однажды обнаружили такую мину. Сразу после этого была команда спустить шлюпку в воду. Четыре матроса сели на весла, а пятый — в качестве рулевого. Я сажусь на эту лодку впереди. Четыре «лопаты» гребут. И вот, наконец, мы подошли к нашей «бомбе». Надо сказать, что эта мина с рогами имела специальное грузовое кольцо. Чтобы не задеть лодкой ее рог, следовало ухватиться изо всех сил за это кольцо. Иначе 100 килограммов взрыва не оставили бы от нас ничего. Наши товарищи искали бы тогда, может быть, одни наши лохмотья. Но у нас, к счастью, получилось все удачно. Мы наметили план ее обезвреживания. Когда мы все в соответствии со своим планом сделали и спрятались за скалу, бомба так трахнула, что от скалы стали разлетаться в разные стороны куски. Так что эта бомба не только поражает какую-то цель, а действует в очень большом радиусе. Так, находясь на таком боевом положении, мы уничтожили в окрестностях Минска что-то около десяти мин…

Слайд 6  

Сегодня мы ощутим  себя в роли саперов. Перед нами  стоит задача разминировать поле. Каждая мина – это задание, которое нужно выполнить. Вы разделены на 3 команды от того как четко, быстро, дружно, правильно вы будете работать, будет зависеть выполните вы поставленную задачу или нет. Участники команд по одному выбирают номер мины, выполняют задание, тот, кто не справляется, становится слушателем.

Мина №1

Слайд 7

Задание для 1 команды – Назовите годы  Великой Отечественной войны?

 (1941- 1945)

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны армия Адольфа Гитлера вторглась в пределы нашей Родины. Долгих 4 года длилась страшная кровопролитная война. Потери Советских вооруженных сил убитыми и погибшими составили около 27 миллионов человек. 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции агрессора. 9 мая мы все празднуем День Победы.

Мина № 2  

Слайд 8 

Блокада Ленинграда

Учитель 8 сентября 1941 года началась 16-месячная блокада Ленинграда, которая унесла сотни тысяч жизней. Планы Гитлера стереть город и его культурное наследие с лица земли не осуществились.

Слайд 9

 В блокадном городе Ленинградцы голодали, мерзли, жили под постоянными бомбёжками. Но они продолжали работать – эвакуировали миллионы экспонатов из музеев, строили оборонительные сооружения,  работали на заводах, рабочие ушли на фронт, тогда к станкам встали их жёны и дети. Запасы нефтепродуктов и  продовольствия подходили к концу. Встали транспорт, замерз водопровод.

Слайд 10

 Пекли хлеб – блокадный хлеб… Муки, в котором было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки смазывали солярным маслом. Выдавали хлеб по специальным карточкам 125 г в сутки иждивенцам и 250 г рабочим. Есть который можно было, как говорят сами блокадники, «только запивая водой и с молитвой». Но сейчас нет для них ничего дороже него.  

Слайд 11

Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни» - стало чуть легче. В Ленинград по «Дороге жизни» везли продовольствие, из Ленинграда стариков и детей»

Слайд 12

Задание для 2 команды - на карте покажите  «Дорогу жизни».

         Слайд 8

Ученик 1

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Ученик 2

Как опустели целые кварталы

И как трамваи мерзли на путях

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Ученик 3

Без воды, без тепла, без света

День похож на черную ночь.

Может в мире силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Ученик 4

Умирали – и говорили

Наши дети увидят свет

Но ворота они не открыли

На колени не встали, нет!

Мина № 3 

Слайд 13  Битва за Москву

Учитель

С 30 сентября 1941 года по  20 апреля 1942 года продолжалась битва за Москву.  Гитлер планировал взять Москву и затопить её, чтобы море навсегда скрыло столицу СССР. Обороной Москвы было поручено командовать  Георгию Константиновичу Жукову, выдающемуся полководцу Великой Отечественной войны. Красная армия остановила противника, заставила обороняться и 5 декабря перешла в контрнаступление. Враг был отброшен от Москвы.

Ученик 1

Москва! Ты в солдатской шинели

Прошла не склонив головы!

И сколько б мы песен ни пели

Их мало для нашей Москвы.

Ученик 2

Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы.

Зарю Победы ощутив едва.

И умирали, зная – будем живы,

Была б жива священная Москва.

Ученик 3

Не надо фраз про доблесть и отвагу.

Слова – всего лишь навсего слова.

Мы здесь стояли. И назад – ни шагу,

Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.

Задание – попади в цель – теннисные мячи, корзины, от каждой команды по одному участнику.

Мина № 4 Сталинградская битва

Слайд 14

Учитель

С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 продолжалась Сталинградская битва. Гитлер хотел овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную технику. Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю. Но силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Сложность состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов. 23 августа 1942 года немецкие танки подошли к Сталинграду.

Слайд 15

С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. Немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб. В городе жить было нельзя - нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали днем и ночью. Шли бои.  23 ноября 1943 года советские войска укрепили блокаду вокруг врага и  перешли к уничтожению врага. 2 февраля 1943 года была ликвидирована последняя вражеская группировка. Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек. Сталинградская битва стала переломным моментом в войне.

Слайд 16

Задание – собери пазлы – фото памятников на Мамаевом кургане.

           Слайд 17

 Площадь «Стоять насмерть» В центре площади – бассейн, символизирующий Волгу, в середине которого расположена скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег. Родная земля и вода дают ему силы в противостоянии с врагом. Это глубоко эмоциональный обобщенный образ защитника Сталинграда.

        Слайд 18

«Стены руины»

Это символические руины разрушенного, но непокоренного Сталинграда. Стены покрыты различными изображениями, в которых символика и аллегория сочетаются с реальными образами и эпизодами. Из бетона проступают фигуры советских воинов, восстанавливая картину великой битвы. Стены-руины озвучены: слышатся звуки военного марша, фронтовых песен, звуки боя, сводки Совинформбюро. Кажется, что оживают события многолетней давности.

        Слайд 19

Монумент «Родина-мать»

Венчает мемориал на Мамаевом кургане грандиозная скульптура «Родина-мать зовет!». В стремительном порыве, с мечом в руке, она призывает своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом. Фигура Родины-матери словно парит над городом и идейно объединяет весь мемориальный комплекс. Общая высота скульптуры с мечом – 85 м, без меча – 52 м. Общий вес сооружения – 8 тысяч тонн. Монумент выполнен в железобетоне, меч изготовлен из нержавеющей стали.

Мина № 5 Курская битва

Слайд 20

Учитель

С 5 июля 1943г по 23 августа 1943 г состоялась Курская пятидесятидневная  битва. Немцы решили нанести молниеносный удар, быстро захватить Курский выступ, а потом продолжить крупномасштабное наступление.

Слайд 21

 Советская сторона решила вначале обороняться, нанося контрудары. А когда враг будет обессилен и измотан, перейти в наступление. Но благодаря умелому руководству командирского состава наша армия одержала победу. После курского сражения Вторая мировая война вошла в завершающую фазу.

            Слайд 22

Задание – для 3  команды – закончи пословицу

Родина – мать, умей за нее постоять.

Жить – Родине служить.

Родина любимая – мать родимая.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Слайд 23

Учитель

Мы выполнили задачу, потому что были дружными и сплоченными.

Слайд 24

Любовь к Родине, воля к победе, мужество и стойкость нашего народа помогли выстоять в годы Великой Отечественной войны. Сегодня наш долг – хранить в памяти подвиг людей, подаривших мир и будущее каждой семье, дому и городу нашей необъятной Родины.

 «Реквием»  Р. Рождественский.

Слайд 25

Мы преклоняемся перед величайшим подвигом, который совершён советским народом в годы Великой Отечественной Войны!

Память павших в годы Великой Отечественной войны почтим минутой молчания.

Светлая память павшим и вечная слава народу-победителю!

Слайд 26

Звучит песня «День Победы»

 

Ресурсы:

https://rg.ru/2015/04/29/leningrad.html 

 Блокадный хлеб  

https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-moskovskaia-bitva
Битва под Москвой

https://historykratko.com/kratkoe-soderzhanie-stalingradskoy-bitvy

Сталинградская битва

http://zanimatika.narod.ru/RF34_4.htm

стихи о войне

https://rustih.ru/robert-rozhdestvenskij-rekviem-vechnaya-slava-geroyam/

Реквием Р. Рождественский

https://rosuchebnik.ru/material/10-kartin-o-velikoy-otechestvennoy-voyne/?utm_campaign=es_victory_day_2020&utm_medium=email&utm_source=Sendsay

Картины о Великой Отечественной войне

https://iremember.ru/memoirs/saperi/kondrashev-vasiliy-ivanovich/ 

Интервью с ветераном Кондрашовым В.И.

https://iremember.ru/memoirs/saperi/demidenko-mikhail-timofeevich/

Интервью с ветераном Демиденко М.Т.

https://recrut.mil.ru/career/conscription/post/position/info.htm?id=715@BasePost

Сапер

https://www.culture.ru/poems/26123/v-sorok-pyatom-v-mae

Стихи Е. Долматовского

https://supernovum.ru/article/806

Курская битва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Победе посвящается"

Цели: 1.Расширить знания учащихся о дедушках, служивших в армии. 2. Развивать интерес к истории Отечества; наблюдательность, любознательность. 3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченност...

Классный час «Великий праздник — День Победы!», посвященный 70летию победы советского народа над фашистской Германией.

Классный час посвящен 70 летию Великой Победы над фашистской Германией. На каласном часе присутствовали ветеран ВОВ Шендриков Н.И. и член общественной организации "Дети военного Сталинграда" Золотухин...

Классный час "Победа прадеда – моя победа"

Цели: показать подвиг и единство народов в Великой Отечественной войне;  дать детям возможность прочувствовать величие духа людей разных народов в военное время, воспитывать патриотические чувств...

Классный час « Победа нашего народа»

Цель: Формирование  у младших школьников, представление о ВОВ....

Классный час Победы "След войны в моей семье"

Классный час Победы "След войны в моей семье" подготовлен для учащихся 4 класса. Цель: воспитание любви и уважения к своей стране через изучение истории военного подвига в своей семье....