Программы внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Панова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета школы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Л.И. Филимонцева

Протокол №

Приказ №

от «

»

2022 г.

от «

»

2022 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

««Я – пешеход и пассажир (подвижные игры)»  »

для 3 б класса

Срок реализации – 1 год

п. Пурпе

2022 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир (подвижные игры)»составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 9»;
  • На основе авторской программы Н.Ф. Виноградова . «Я – пешеход и пассажир (подвижные игры)».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир (подвижные игры)»  выпускник научится:

 -выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

 -объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

 -находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; 170

раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

 -разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

В результате изучения курса внеурочной деятельности

«Я – пешеход и пассажир (подвижные игры)»  «выпускник получит возможность научиться: 

-умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

-умение  оценивать свое поведение со стороны;

-умение предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

 -умение планировать и оценивать результаты своего поведения.

 -умение  выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

-умение объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

                            Ориентировка в окружающем мире.

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки).

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: подвижные игры. практические занятия;

                                                        Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»).

Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог

Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.

Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума»

         Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».

Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная

Формы организации внеурочной деятельности: подвижные игры . игровые уроки;

                                                      Ты — пассажир.

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная.

Формы организации внеурочной деятельности: подвижные  игры. практические занятия

Универсальные учебные действия:

  1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
  2.  определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
  3.  определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

 -выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

-определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

-находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации

 -объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

 -самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина)

                                             Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

                                  Ориентировка в окружающем мир( 7ч)

1

Предметы и их положение в пространстве.

1

2

Скорость движения объекта

1

3

 Сигналы транспортного средства

1

4

Виды транспортных средств.

1

5

 Профессии на транспорте.

1

6

Мы идем  по улице.

Путь от дома до школы .

1

7

Игра «Безопасные маршруты движения

1

                                                             Ты – пешеход (9ч.)

8

Какие бывают дороги. Виды и назначение дорог.

1

9

Составные части улицы, дороги

1

10

Конструирование дороги из строительного материала.

1

11

Перекрёсток, разные виды перекрёстков

1

12

Светофоры. Команды светофора.

1

13

Регулировщик Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.

1

14

Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

1

15

Группы дорожных знаков и их назначение.

1

16

Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили».

1

                                             Ты – пассажир(2ч)

17

Мы – пассажиры общественного транспорта.

1

18

Сюжетно-подвижная игра « Опасные ситуации». Проект «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета школы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Л.И. Филимонцева

Протокол №

Приказ №

от «

»

2022 г.

от «

»

2022 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 3 б класса

Срок реализации – 1 год

п. Пурпе

2022 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 9»;
  • Авторской программы Е. Э. Кочуровой «Занимательная математика».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» выпускник научится:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; 

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

— воспроизводить способ решения задачи;

— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» выпускник получит возможность научиться:

  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия);
  • находить разные способы решения задачи.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

I раздел. Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: математические игры.

II раздел. Мир занимательных задач 

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Основные виды деятельности учащихся (прогнозирование, планирование хода решения задач, сравнение разных приёмов вычислений, пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия).

Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам, урок-презентация, урок – исследования.

III раздел. Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

 Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: работа с конструкторами:

— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

— конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики».

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

1

       .01

     

Интеллектуальная разминка

         1

2

«Числовой» конструктор

3

     .01

   

Геометрия вокруг нас

         1

4

Волшебные переливания

5

     .01

   

В царстве смекалки

          1

6

В царстве смекалки

7

      .02

«Шаг в будущее»

          0,5

8

      .02

«Спичечный» конструктор

          1

9

«Спичечный» конструктор

10

     .02

Числовые головоломки

          0,5

11

     .02

Интеллектуальная разминка

          1

12

Интеллектуальная разминка

13

     .02

Математические фокусы

           1

14

Математические игры

15

      .03

Секреты чисел

            1

16

Математическая копилка

17

      .03

Математическое путешествие

            1

18

Выбери маршрут

19

      .03

Числовые головоломки

            1

20

      .03

В царстве смекалки

            1

21

В царстве смекалки

22

      .04

Мир занимательных задач

            1

23

Геометрический калейдоскоп

24

      .04

Интеллектуальная разминка

            1

25

Разверни листок

26

      .04

От секунды до столетия

            1

27

От секунды до столетия

28

      .04

Числовые головоломки

            1

29

Конкурс смекалки

30

      .05

Это было в старину

            1

31

Математические фокусы

32

      .05

Энциклопедия математических развлечений

          1

33

Энциклопедия математических развлечений

34

      .05

Математический лабиринт

1

Итого

18



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета школы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Л.И. Филимонцева

Протокол №

Приказ №

от «

»

2022 г.

от «

»

2022 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Народы России: дорога дружбы»

Срок реализации – 1 год

п. Пурпе

2022 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народы России: дорога дружбы» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №9».
  • Примерной программы «Народы России: дорога дружбы».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности ««Народы России: дорога дружбы» выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и регионов Российской Федерации, в том числе своего региона; перечислять достопримечательности столицы, родного края, регионов Российской Федерации;
  • понимать роль русского языка как государственного языка Российской Федерации, уважительно относиться к языку своего народа и других народов России;
  • находить на карте России географические объекты, в частности: полуострова (Чукотка, Камчатка, Ямал, Крым); острова (Сахалин); горы (Алтай, Уральские горы, Кавказ); реки (Амур, Волга, Нева); озёра (Байкал); океаны (Северный Ледовитый); моря (Чёрное, Каспийское, Балтийское) и  т. д.;
  • рассказывать о природном разнообразии и городах России (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Якутск, Архангельск, Грозный, Нальчик, Севастополь, Бахчисарай, Казань, Уфа, города Золотого кольца России, Петрозаводск, Калининград);
  • указывать ведущие признаки этноса: название (этноним), язык, внешний вид (антропологический тип);
  • рассказывать о традиционных праздниках народов России, различать их символику;
  • называть исторические события, достижения спорта, объединяющие народы РФ; имена героев мирного и военного времени разных национальностей (в пределах содержания модуля);
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; отличать литературные произведения, фольклор народов РФ от документальных рассказов о реальных событиях;
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами, представителями разных этносов;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков и разных народов Российской Федерации;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Народы России: дорога дружбы» выпускник получит возможность научиться:

- различать понятия «многонациональный народ России», «большая Родина» (государство), «малая родина» (регион, город, село), «культура»;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей, представителей других народов и сопереживания им;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке вне зависимости от национальной принадлежности или религиозных убеждений;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке вне зависимости от национальной принадлежности или религиозных убеждений; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • формировать межкультурные компетенции, понимать, что культура любого этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает в себя традиции и новации;
  • проявлять уважение и готовность выполнять правила общения на основе понимания ценности нравственных чувств и нравственного поведения по отношению к людям разных национальностей.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание распределено на 4 раздела по годам обучения: «Праздник дружбы», «Друзья приглашают в гости»; «Ярмарка мастеров России», «Золотая книга российского народа». Тематика и объём материала разделов постепенно усложняются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1‒ 4 классов. Разделы делятся на темы, принципы выделения которых определяются содержанием учебного материала и меняются от класса к классу.

Раздел «Праздник дружбы» делится на темы с учётом классификации российских этносов по историко-этнографическим областям, которыми в этнологии (антропологии) называют территории с определёнными природно-климатическими условиями, где длительное время соседствуют разные по происхождению народы, приобретшие в результате взаимного влияния сходные комплексы культуры.

В разделе «Друзья приглашают в гости» выделяются две большие темы, которые, в свою очередь, подразделяются на подтемы. В теме «Праздники народов России» географический принцип структурирования уступает место сезонному, основанному на выделении традиционных праздников народов России, отмечаемых в разные времена года и связанных с религиозными представлениями и сезонной хозяйственной деятельностью людей. Вторая тема посвящена фольклору народов России и включает сказки, притчи, легенды, раскрывающие ценностные представления и культурные традиции народов РФ.

Структура раздела «Ярмарка мастеров России», который знакомит обучающихся с материальной культурой народов России, определяется делением на темы, посвящённые традиционным жилищам, ремёслам и промыслам, игрушкам народов РФ.  

Завершающий раздел «Золотая книга российского народа» подразделяется на темы, раскрывающие разные стороны единства народов РФ, образующих многонациональный российский народ: общая история российского народа с его трудовыми и ратными подвигами; общие достижения в культуре, науке и спорте; общие надежды и планы на будущее.

Тематическое планирование предполагает использование разнообразных форм организации учебных занятий и видов учебной деятельности.

Третий год обучения

Раздел 3. Ярмарка мастеров России (34 ч)

Тема 1. Введение.

Общее знакомство с материальной культурой народов России: народные промыслы и ремёсла, национальные костюмы, игрушки. Уважительное отношение к традициям и культуре своего народа и других народов России.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, создание плаката-аппликации, виртуальное путешествие, выставка.

Тема 2. Зайдём в каждый дом

Русская изба. Что такое сруб, конёк, наличники, ставни. Красный угол — самое почитаемое место в доме. Мебель в русской избе. Большие русские семьи. Зачем была нужна русская печь. Пословицы и поговорки про русскую избу. Русская баня.

Татарский дом. Деревянные украшения. Убранство дома: лавки, сундуки, ковры. Мужская и женская половины дома. Приготовление пищи, национальные блюда. Национальное рукоделие: вышивка на полотенцах.

Чум. Переносное жилище кочевых народов Сибири, Дальнего Востока и Севера России. Из чего делают чум. Устойчивость к морозам и ветру. Очаг. Как в чуме встречают гостей. Что в чуме используется вместо мебели.

Яранга. Жилище народов Севера. Чем отличается чум от яранги. Устройство яранги. Как в яранге хранят и готовят продукты. Приём гостей.

Юрта. Жилище степных народов. Из чего делают юрту, переносные и непереносные юрты. Внутреннее строение юрты. Зачем наверху отверстие? Вход в юрту — уникальный полог-ковёр. Правила поведения гостей.

Кавказская сакля. Поселение народов Северного Кавказа. Горное селение — аул. Из чего горцы строили сакли. Для чего используется крыша сакли. Вход, окна, очаг. Кладовая, предметы быта. Почему дома в ауле обращены на юг. Место поселений: возле пастбищ и водных источников. Обычаи гостеприимства.

Казачий курень. Поселения на берегах Дона, на Кубани и в Ставрополье. История появления казаков. Казачья станица. Происхождение слова «курень». Обстановка в доме. Казачье оружие. Казачьи обычаи.

Мазанка. Дома народов юга России. Другое название мазанки: хата. Как строили мазанку. Убранство внутри хаты: половики, рушники, скатерти. Как готовили угощение. Приём гостей.

Обобщение по теме «Зайдём в каждый дом».

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, работа с текстом, составление устного рассказа, диалог-игра по иллюстрации, игра в загадки и пословицы, создание рисунков, виртуальное путешествие, выступление с подготовленным сообщением, викторина, создание плаката, изготовление макета.

Тема 3. Народные ремёсла

Гончарное ремесло. Возникновение ремесла. Появление гончарного круга. Что изготовляют гончары. Роспись изделий. Искусство керамики у разных народов. Мастера Гжели. Особая роспись изделий Гжели.

Деревянные ремёсла. Что делают из дерева: мебель и орудия труда, кухонная утварь и музыкальные инструменты, игрушки и украшения. Деревянное кружево в украшении домов. Деревянная мебель в домах. Прялки. Деревянная кухонная утварь: ложки, ковши, чаши, блюда, солонки, печные лопаты. Хохлома. Как создаётся хохломская роспись. Берестяное ремесло. Изделия из берёсты в домах народов Севера России, Сибири, Дальнего Востока. Берестяные туеса и корзинки в комяцкой избе. Детские игрушки из берёсты: погремушка-шаркунок, плетёная лошадка. Русская лаковая миниатюра. Изделия из продуктов переработки дерева — из слоёв бумаги или картона, пропитанных клеем. Техника папье-маше. Возникновение искусства лаковой миниатюры в подмосковном Федоскино в XVIII веке. Палехские шкатулки. Особенности палехской миниатюры. Где живут мастера лаковой миниатюры.

Красота, застывшая в металле. Изделия кузнецов: кольчуги, мечи и наконечники стрел, серпы, вилы, топоры, подковы, украшения. Тульские умельцы. Повесть Н. Лескова «Левша». Что изготовляли тульские мастера: оружие, самовары. Роспись металлических подносов: Жостово. Традиционный рисунок жостовской росписи — букет ярких, пышных роз. Оружие, которое делали в кавказском ауле Кубачи. Легенды о мастерстве кубачинцев. Изготовление ювелирных украшений и серебряной посуды: металлическое кружево. Якутский музыкальный инструмент — хомус: уникальное звучание.

Резьба по кости. История использования кости человеком с древнейших времён. Мастера из северного селения Холмогоры. Изделия из клыков и бивней животных. Декоративные скульптуры. Умение чукчей и эскимосов создавать изделия из моржовых клыков и зубов кашалота. Традиции косторезного ремесла. Сказка, рассказанная на моржовом клыке.

Ковроткачество. Ковер-самолёт из сказки. Ковры есть в любом жилище. История возникновения искусства ковроткачества. Ковроткачество на Северном Кавказе, в Дагестане. Ценность ковра. Сложный рисунок и орнамент на ковре ручной работы. Как ковры проверяли на прочность.

Женское рукоделие. Кружевоплетение и центры этого ремесла: город Елец в Липецкой области, Михайлов в Рязанской области, Вятка в Кировской области, Галич в Костромской области и Вологда и Вологодская область. «Нетающий иней» вологодского кружева. Кружевница за работой на картине В. А. Тропинина. Павловопосадские платки и их необыкновенный рисунок. Пуховые платки из Оренбурга. Вышивка шёлком в Кайтагском районе Дагестана. Искусство вышивки золотыми и серебряными нитями, которым владеют татарские женщины. Техника золотого шитья в городе Торжке Тверской области. Вышивки чувашских мастериц. Вышивка бисером на меховой одежде у эвенков.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; составление афиши, создание плаката, организация выставки, игра «Экскурсоводы», создание рисунков, работа с текстом, игра с пословицами, составление рассказа по иллюстрациям, подготовка небольшого сообщения.

Тема 4. Народный костюм — красота из глубины веков

Женский русский костюм: из чего состоит, чем украшен. Части костюма: рубаха, сарафан, юбка, фартук, кокошник, кичка. Особенности костюма каждой российской губернии. Мужской костюм: рубаха, штаны, пояс. Что такое косоворотка. Зипуны и душегреи. Как отличалась одежда знатных людей. Обувь: лапти, сапоги, валенки.

Татарский костюм. Основа костюма: рубаха и штаны. Происхождение слова «штаны». Кулмэк и камзол, дублёнки, шубы. Головные уборы: домашние и выходные. Тюбетейка. Женский головной убор: калфак. Богатые украшения, нагрудник, перевязь. Татарская обувь: ичиги. Почему у татарских сапог завёрнуты вверх носы?

Удмуртский костюм. Удмуртский костюм — символ трудолюбия и аккуратности. Использование растительных красителей. Вышивка на удмуртском костюме. Украшения из монет. Одежда для холодной зимы: шерстяные кафтаны, шубы из овчины, валенки. Общие черты в костюмах народов Поволжья. Необычный головной убор: айшон у удмуртов; шурка у марийцев; панго у мордовцев. Пояс в удмуртском костюме. Традиции народа в ношении национального костюма.

Калмыцкий костюм. Легенда о появлении национального калмыцкого костюма. Мужской костюм: рубаха, штаны, бешмет, шуба и валенки. Картуз. Женский костюм: длинное платье и безрукавка с яркими узорами. Какие причёски носили замужние женщины. Традиции ношения головных уборов у калмыков.

Костюмы народов Северного Кавказа. Общие черты национальной одежды. Из чего создавалась традиционная одежда народов Кавказа. Как это связано с их традиционными занятиями. Дорогие материалы для праздничной одежды. Одежда защищала от неблагоприятных погодных условий. Чем отличалась одежда знатных и бедных людей. Бешмет. Бурка и её назначение. Одежда народов Кавказа приспособлена для жизни в горах. Папаха не просто предмет одежды, а символ чести мужчины. Праздничный мужской костюм — кафтан-черкеска. Как одежда горца связана с оружием. Кинжал — неотъемлемая часть национального костюма. Праздничная женская одежда. Костюм невесты. Значение платка для кавказских женщин. Традиции национального костюма на Кавказе в современной жизни.

Бурятский костюм. Байкал — колыбель бурятского народа. Традиционные занятия бурят, их связь с народным костюмом. Из чего шили одежду буряты, у каких народов они покупали ткани. Главный предмет одежды — халат. Его использование в повседневной жизни. Особое значение пуговиц в бурятском костюме. Огниво — часть мужского костюма. Родовые ножи. Головные уборы. Обувь (унты). Женские украшения. Традиции и обычаи бурят.

Одежда северных оленеводов и охотников. Какой должна быть одежда людей, живущих в тундре. Многослойность — условие сохранения тепла. Кухлянка — меховая куртка, сшитая из шкуры оленя или нерпы. Зачем надевать сразу две кухлянки? Вся одежда сшита из меха. Разные названия меховых сапог. Украшение одежды: аппликации из меха и национальная вышивка. Традиционная одежда ненцев, хантов, манси, коми и других народов — малица. Что народы Севера носят летом.

Одежда народов Приамурья. Основное занятие жителей Амура — рыболовство. Секреты обработки рыбьей кожи. Что можно сшить из этого материала. Нитки из волокон крапивы. Как достичь разных цветов в одежде из рыбьих шкур. Украшения аппликацией. Меховая одежда. Как обращаться с вещами из рыбьей кожи. Берестяные туеса для хранения одежды. Сохранение древних промыслов.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: беседа, игра, игра с пословицами, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с иллюстрациями, интервьюирование старших членов семьи, виртуальные путешествия, создание макетов, изготовление аппликаций, плакатов, подготовка выставки, подготовка и защита проектов, составление кроссворда.

Тема 5. Такие разные игрушки

Погремушка. Первая игрушка всех детей. Археологические находки. Из чего делали русские погремушки в старину. Погремушки народов ханты и манси. Чем наполняли погремушки народы Кавказа. Происхождение названия этой игрушки.

Кукла. Любимая игрушка девочек. Из чего делали кукол. Куклы у коми-пермяков из травы, соломы и небольших поленьев. Плетённые из рогозы алтайские куклы. Русские куклы из кусочков ткани. Игра в дочки-матери. Как рисовали лицо осетинской кукле. Акань и нухуко — куклы из меха у народов Севера. Традиционная татарская кукла из шерстяных ниток. Изготовление кукол у лезгин. Куклы из дерева и глины у народов Дагестана.

Глиняные игрушки. История дымковской игрушки. Особенные свистульки. Барыня и молодец, русская красавица с коромыслом — традиционные дымковские персонажи. Изготовление игрушек из особой глины в деревне Филимоново Тульской области. Каргопольская игрушка полуконь-получеловек Полкан (Архангельская область).

Деревянные игрушки. Потешка. Значение слова «потеха». Знаменитая матрёшка. История этой игрушки. Разнообразные матрёшки. Резные богородские фигурки. Подвижные игрушки. Кубарь — любимая игра русских детей. Какие разные волчки делают народы России. Лошадка-скакалка — излюбленная игра мальчишек. Игрушки-головоломки народа ханты.

Игрушки, которые учат профессии. Копии взрослых орудий труда. В чём их назначение? Игрушечные прялки. Игрушки будущих оленеводов, охотников и рыболовов. Как игрушки готовили детей к взрослой жизни. Тренировка нужных качеств в игре.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: мастер-классы, беседа, игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, создание рисунков, работа с текстом, подготовка выставки, изготовление макетов, подготовка и защита проектов.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

1

Введение

0,5

Зайдём в каждый дом (9 ч)

2

Русская изба

0,5

3

Татарский дом

1

4

Чум

5

Яранга

1

6

Юрта

7

Кавказская сакля

1

8

Казачий курень

9

Мазанка

1

10

Повторение и обобщение по теме: «Народные жилища»

Народные ремёсла (7 ч)

11

Гончарное ремесло

1

12

Деревянные ремёсла

13

Красота, застывшая в металле

1

14

Резьба по кости

15

Ковроткачество

1

16

Женское рукоделие

17

Повторение и обобщение по теме: «Народные ремёсла»

1

Народный костюм — красота из глубины веков (9 ч)

18

Русский костюм

1

19

Татарский костюм

20

Удмуртский костюм

1

21

Калмыцкий костюм

22

Костюмы народов Северного Кавказа

1

23

Бурятский костюм

24

Одежда северных оленеводов и охотников

1

25

Одежда народов Приамурья

26

Повторение и обобщение по теме: «Народный костюм»

1

Такие разные игрушки (6 ч)

27

Погремушка

1

28

Кукла

29

Глиняные игрушки

1

30

Деревянные игрушки

31

Игрушки, которые учат профессии

1

32

Повторение и обобщение по теме:

«Народные игрушки»

33–34

Итоговое занятие

1

Итого

18



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета школы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Л.И. Филимонцева

Протокол №

Приказ №

от «

»

2022 г.

от «

»

2022 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»

для 3 а класса

Срок реализации – 1 год

п. Пурпе

2022 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 9»;
  • Авторской программы О.С. Корнеевой «Экономика: первые шаги».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» выпускник узнает:

— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

 — о доходах и расходах в семье;

— о формировании бюджета семьи

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» выпускник получит возможность научиться:

составлять свой бюджет;

— отличать российские деньги от иностранных;

— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

I раздел. Жила-была денежка

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: практическая и игровая деятельность:

Практическая и игровая деятельность:

 — рисование страны Натурального хозяйства;

— рисование денег страны Экономики;

— игра «Путешествие в страну Обмению»;

 — рассматривание коллекций разных монет.

II разделУ всякого товара есть цена

 Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: игровая и исследовательская деятельность:

 Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в магазин;

— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

III раздел. Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

          Формы организации внеурочной деятельности: практическая и игровая деятельность: 

игры: «Магазин», «Выгодно покупателю

 — выгодно продавцу»;

 — тема проекта «Реклама продукта»;

— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», 124 «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

— изготовление упаковки для подарка.

IV раздел. Доход не бывает без хлопот

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

          Формы организации внеурочной деятельности: практическая и игровая деятельность:

— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

 — нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

 — экскурсия в банк;

 — игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

— рисование банковской карты

V раздел. «Дом невелик, да лежать не велит»

          Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

          Формы организации внеурочной деятельности: практическая и игровая деятельность:

  • путешествие в страну Минуток.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

                                 Жила-была денежка7ч

1

Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Рисование страны Натурального хозяйства

1

2

Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи

1

3

Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».

1

4

 Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Рассматривание коллекций разных монет

1

5

Купюры — бумажные деньги. Рисование денег страны Экономики Деньги России  - рубли и копейки

1

6

Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты.

1

                                  У всякого товара есть цена3ч

7

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.

1

8

Что показывает цена товара. Что такое сдача. Экскурсия в магазин

1

9

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

1

                Что нужно знать, чтобы товары покупать?4

10

Свойства товаров: цена и качество.Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставка

1

11

Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?»

1

12

Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

1

13

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Разработка проектов «Реклама продукта»,  «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

1

                            Доход не бывает без хлопот3

14

      Доходы семьи — деньги, которые поступают в семьи     Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов                         

1

15

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»

1

16

Банк как место сбережения и накопления денег. Экскурсия в местное отделение сбербанка Игра «Банк». Рисование банковской карты

1

                    «Дом невелик, да лежать не велит»2

17

Семейное хозяйство. Экономия и бережливость. Способы экономии

1

18

Игра «Путешествие в страну минуток»

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета школы

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ Л.И. Филимонцева

Протокол №

Приказ №

от «

»

2022 г.

от «

»

2022 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

для 3б  класса

Срок реализации – 1 год

п. Пурпе

2022 г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 9»;
  • На основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» выпускник научится:

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» выпускник получит возможность научиться:

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

I раздел. Тренинг развития исследовательских способностей.

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского

поиска, а именно:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: исследовательская и проектная деятельность.

II разделСамостоятельная исследовательская практика.

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам, урок-презентация, урок – исследования.

III раздел. Мониторинг исследовательской деятельности.

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (миникурсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных  исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследование.

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

1

2

Наблюдение и экспериментирование

1

3

4

Методы исследования

1

5

Наблюдение и наблюдательность

1

6

Совершенствование техники экспериментирования

1

7

Интуиция и создание гипотез

1

8

Правильное мышление и логика

1

9

Искусство делать сообщения

1

10

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

11

Семинар: «Как подготовиться к защите».

1

12

Определение проблем и выбор темы собственного исследования

1

13

14

15

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1

16

17

Коллективная игра - исследование

1

18

19

20

21

22

23

24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

2

25

26

Семинар

1

27

28

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

1

29

30

31

Подготовка собственных работ к защите.

1

32

33

34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

Итого

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...