Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)
материал (3, 4 класс)

Фарида Фаритовна Биктимерова

Формирование  коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)

Цель:
ознакомить с понятием «коммуникативных компетенций» и приемами работы по формированию коммуникативных умений.
Аудитория: 24 педагога

Длительность: 15-20 мин
Место проведения: актовый зал
Материалы и оборудования: ноутбук, экран, шаблоны (изображения рукавичек)
 Согласно новым требованиям ФГОС ОО (основного образования) с УО (ИН) одним из необходимых условий успешности обучения является сформированность коммуникативных компетенций.
Что это такое? Если доступно изложить, то сюда входят:
- умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником;
- поддерживать общение, соблюдая при этом все нормы и правила общения, как говорится «все сказанное было сказано к месту и ко времени».
- уметь четко излагать свои мысли как в устной форме (монолога и диалога), так и в письменном виде, широко используя средства невербального общения (через жесты, мимику, интонации, взгляд; тембр голоса, паузы, общая скорость речи, смех)
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- грамотно разрешать конфликты в общении, управляя своим поведением.
19 лет назад я успешно защитила дипломную работу по проблеме социализации и коммуникации дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Хотя прошло много времени, но эта тема всегда будет актуальной.
По теории Выготского ядерным, первичным дефектом УО детей является тотальное поражение головного мозга. Вследствие чего страдает познавательная деятельность. В чем это проявляется?
- умственно отсталые дети редко проявляют познавательный интерес к чем либо происходящему. Потребности в познании не возникает. Поэтому несколько лет назад во время обследования ЗПМПК поступило замечание к учителю насчет характеристики  Иванову Роману. Была запись: «любознательный». Наши дети никогда не будут пытливо стремиться к приобретению новых знаний. Поэтому будьте внимательны при написании характеристик.
- отмечается замедленность зрительного восприятия. Они долго узнают и с трудом называют хорошо знакомый предмет. Объем
восприятия маленький. Поэтому не могут удерживать в поле зрения одновременно большое количество предметов.
- восприятие носит фрагментарный характер. Если показать таким детям сюжетную картинку и попросить озвучить то, что на ней изображено, то они смогут назвать лишь отдельные предметы, которые никак не связанны между собой.
- Удержать внимание на длительное время умственно отсталым детям просто не по силам. Часто бросают задание, не доводя дело до конца.
- внимание имеет низкую устойчивость, поэтому не могут быстро переключится с одного объекта на другой объект.
- большие трудности испытывают при воспроизведении полученной информации», то есть затрудняются полученные навыки, использовать в похожих ситуациях (пример с задачей с грибами)
не понимают внутреннюю логическую связь, то есть понимание условий и выполнение заданий затруднено.
Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей от детей с нормой в развитии является некритичность, невозможность самостоятельно оценивать свою работу. Они, как правило, не понимают своей неудачи и довольны своей работой.
Таких детей постоянно нужно мотивировать для привлечения их внимания.
Ну и конечно же страдает и речь ребенка, при чем все его все стороны: фонетическая, лексическая, грамматическая.
Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для успешного развития личности.
«Умственно отсталые дети младших классов мало разговаривают между собой. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов, их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника Дети не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают невпопад или эхололически повторяют часть заданного вопроса. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением лишь отдельных слов, даже могут словесный ответ заменить кивком головы или другим движением.
Понятие «Тотальное поражение головного мозга» - означает, что из –за органического поражения головного мозга, страдает не только познавательная деятельность, но и вся личность в целом, в том числе и эмоционально  волевая сфера. Оттенки переживаний умственно отсталых детей очень бедны или отсутствуют совсем. Замечали наверное, когда рассказываете детям какую – то трогательную историю, редко кто из детей может расплакаться, задуматься и.т.д. Эмоциональные реакции в основном возникают на внешние раздражители, непосредственно касающиеся их самих. Если ребенку мешает что-то, то его эмоциональная реакция не заставит долго ждать. Это говорит еще о том, что они не в состоянии подавлять аффекты. Поэтому частые аффективные реакции по незначительному поводу очень сильны по своему характеру.
- Самооценка таких детей зачастую завышена. Чем более выражен у них дефект, чем слабее они успевают, тем выше оказывается их самооценка.
И приведенных примеров видно, что у УО детей страдает процесс общения.
А ведь именно общение – неотъемлемая часть любого урока.
Как же определить уровень развития коммуникативных умений и навыков? Много методик, тестов. НО самый быстрой экспресс диагностикой является предложенная Цукерман Галиной Анатольевной Методика "Рукавички". https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/07/01/metodika-rukavichki-g-a-tsukerman

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/2202883/F0CbkBeZzhiuV4eb36hAeA0320/ocr

Методика поможет выявить, насколько дети умеют сотрудничать, взаимодействовать в работе с товарищами
Инструкция:
Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей
Обработка результатов:
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Критерии оценки «Рукавички»

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное;
  • взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).


Если вы видите, что в вашем классе не все в порядке, нужно начать проводить коррекционную работу. Существует несколько моделей обучения. Одним из успешных путей решения данной проблемы является использование ролевых игр и упражнений в парах, группах.
Этих упражнений очень много. Я в подготовленном буклете представила лишь 7 игр  (смотрите ниже)
То, что у наших воспитанников имеется нарушения интеллекта, эмоционально –волевая сферы, высших психических функций ставят перед нами важную задачу - качественно и методически правильно организовать процесс формирования коммуникативной компетентности. И еще одно золотое правило для научиться перестраивать наше «учительского сознания» – главное это не выполнить программу, а дать ребенку достижимый минимум.

 

(выступление подготовила Биктимерова Ф.Ф.)

 

Ссылки :

https://text.ru/rd/aHR0cDovL2RvZGlwbG9tLnJ1L3JlYWR5LzEwMzEzNg%3D%3D

 

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZvdXJvay5ydS9kb2tsYWQtbmEtdGVtdS1wc2lob2xvZ29wZWRhZ29naWNoZXNrYXlhLWhhcmFrdGVyaXN0aWthLWRldGV5LW1sYWRzaGVnby1zaGtvbG5vZ28tdm96cmFzdGEtcy1pbnRlbGxla3R1YWxub3ktbmVkb3N0YXRvY2hub3N0eXUtMTA5NzI1Ni5odG1s

 

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZvcGVkaWEuc3UvMjN4MTI1YTIuaHRtbA%3D%3D

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся начальных классов.

Организация  исследовательского  проекта "Редкие и исчезающие животные Горной Шории "...

Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"

Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16532144","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...

«Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками напра...

Презентация " Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности"

Презентация для учителей, работающих в  коррекционных школах 8 вида. Цель презентации: обмен опытом по формированию жизненных компетенций у уащихся с умственной отсталостью через различные виды в...

«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...