Методическая разработка "Мостик между поколениями"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Наш Проект - это идеальный способ для укрепления и развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по изучению истории семьи, способствует духовно-нравственному развитию и формированию патриотизма.

     Новизна Проекта заключается в том, что участники проектно-исследовательской деятельности находят новые точки соприкосновения с историей семьи. Юные исследователи вместе с родителями действуют, применяя средства и приемы в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_mostik_mezhdu_pokoleniyami.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа с.Айон»

Номинация «Классный руководитель года Чукотки»

Название «Моя методическая разработка»

Тема: «Мостик между поколениями»

(Классный час в рамках проекта)

Подготовила:
Тоно  Валентина  Викторовна,
учитель начальных классов I категории
классный руководитель 1-4 класс-комплекта
МБОУ НШ с.Айон»

Айон

2022 г.

Актуальность 

проекта «Мостик между поколениями» (далее Проект)

            На внеурочном занятии «Я сумею, я смогу» в 1-4 класс-комплекте, во время игры «Назови родных», я столкнулась с социальной проблемой: дети затрудняются назвать имена и отчества своих близких, почти ничего не знают о бабушках и дедушках. Мало кто знает о происхождении своей фамилии.  Актуальность темы проекта очевидна.

            Я работаю классным руководителем много лет и считаю, что одной из главных задач работы классного руководителя является создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагог, ребенок, родитель.

Но, как и в любой другой школе, мы сталкиваемся с фактами, которые влияют на создание таких условий:

- почти все семьи в нашем классе относятся к малообеспеченным (многодетные – 43%, малообеспеченные 70%), поэтому на первом месте материальное обеспечение, а не воспитание детей;

- есть родители, которые, не зная возрастных особенностей развития ребенка, воспитывают его по интуиции;

- неблагоприятный семейный климат, который наносит вред духовному становлению личности ребенка.

Именно поэтому развитие сотрудничества семьи и школы нашло своё отражение в различных направлениях воспитательной работы в класс-комплекте. И одно из главных направлений – это духовно-нравственное воспитание.

Наш Проект - это идеальный способ для укрепления и развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по изучению истории семьи, способствует духовно-нравственному развитию и формированию патриотизма.

     Новизна Проекта заключается в том, что участники проектно-исследовательской деятельности находят новые точки соприкосновения с историей семьи. Юные исследователи вместе с родителями действуют, применяя средства и приемы в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.

           Практическая значимость Проекта:

- родственники с особым интересом воспринимают от детей и внуков не только известную, но и новую информацию о членах семьи;

- трансляция первого опыта работы над проектом позволит ребенку заинтересовать других детей в изучении родословной своей семьи;

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

            Цель Проекта:

- Узнать, как выглядели и кем были мои предки, какие интересные события были связаны с ними?

             Проектные задачи:

1. Изучить биографию своих предков.

2. Составить родословную своей семьи.

3. Оформить генеалогическое древо семьи и представить на защиту.

4. Укрепить сотрудничество детей, родителей, педагогов.

              Учебные задачи

1. Изучить биографию своей семьи, подготовить презентацию, используя фотографии и факты из жизни.

2. Провести беседы с родственниками и узнать наиболее интересные факты из жизни предков.

3. Исследовать документы, статьи, где может быть упоминание о родственниках.

4. Развивать у учащихся исследовательские навыки.         

              Предметы интеграции:

Краеведение, литературное чтение, история, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, компьютерные технологии.

Навыки чтения ученику понадобятся в краеведческом музее, а изучая родословную, он познает историю своей семьи. Для построения генеалогического древа ребенок использует знания и умения, приобретенные на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и технологии.

               Форма выполнения проекта: индивидуальная. 

Направление деятельности:

 Поисковая - работа с архивными материалами;

Творческая - вовлечение участников Проекта в активную работу, развитие творческих способностей и инициатив;

 Исследовательская -  работа с семейными альбомами, беседа с родственниками;

                Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

  Ожидаемый результат.

После выполнения проекта мои ученики научатся:

 - понимать свое место в истории семьи;

-  устанавливать контакты со старшими членами семьи;

-  составлять генеалогическое древо;

-  представлять свою работу перед одноклассниками и родителями;

-  переносить навыки построения плана действий из игровой деятельности в учебную.

                Продукт проекта:

- генеалогическое древо семьи;

- презентация «Мостик между поколениями»;

- методическая разработка встречи в семейной гостиной.

 

Модель реализации проекта

Этапы проекта

Содержание деятельности

Методы

I Подготовительный

определение проблемы, постановка цели и задач проекта.

- родительское собрание «Проект в начальной школе»;

-экскурсия в краеведческий музей;

-Час общения "7Я"(беседа, игра-активатор «Назови родных», тренинг «Какого цвета твоя семья»);

-конкурс рисунков «Моя семья»

II

Теоретический

сбор фотографий, фактов, историй

беседы с родственниками,

запись воспоминаний,

уточнение информации в краеведческом музее, работа с семейным альбомом

III

Практический

создание презентации, построение генеалогического древа

обработка материала и распечатывание, преобразование информации из одной форму в другую, подготовка устного выступления

IV

Итоговый

 представление результатов проекта

выступление, защита проекта

Методическая разработка

классного часа «Мостик между поколениями»

Цели:

- формирование интереса к традиции хранения семейных фотографий;

 - воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям и к представителям старшего поколения;

Задачи: 

- формировать познавательный интерес к истории своей семьи, семейным традициям, уважение к семьям одноклассников;

- развивать навыки ответственного поведения в семье;

- создавать благоприятную среду для осознания обучающимися и их родителями неповторимости каждой семьи.

- воспитывать чувство сплочённости обучающихся и их родителей на основе общего интереса к истории семьи.

Форма проведения: семейная гостиная.

Участники: обучающиеся 1-4 класс-комплекта, родители, педагоги.

Ход классного часа

  1. Вступительная часть

Ведущий: 

- Здравствуйте, уважаемые родители, я приветствую вас и ваших детей в нашей уютной семейной гостиной.

1. Подведение к формулированию темы. (Игра-активатор)

Ведущий:

- Ребята, сейчас я предлагаю вам игру, а вы постарайтесь предположить тему нашего классного часа.

  «Встаньте те, …»:

*у кого есть бабушка;

*у кого есть дедушка;

*у кого есть младшая сестренка;

*у кого есть старший брат;

*а как зовут ваших родителей? (ответы детей)

 Мы сейчас услышали имена ваших близких родственников. Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим наш классный час.

Дети: - Семье.

Ведущий: -Молодцы!

 Семья – это необыкновенное слово, которое означает  тепло, заботу  и  поддержку самых дорогих людей.  Семью каждый из нас должен беречь, ценить и помнить.  В каждой семье зарождаются традиции, которые передаются из поколения к поколению.

 2. Послушайте отрывок из стихотворения Виктории Можной  и подумайте, о какой традиции  рассказывает нам автор?

«Семейный альбом»
Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,
Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.
Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,
Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?
А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.
От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.
Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной…

Ведущий:

- Скажите, что искал мальчик в квартире?

Дети: - Семейный альбом.

Ведущий:

- Почему альбом называют семейным?

- В вашем доме есть семейный альбом? (дети высказывают свое мнение)

 Ведущий:

- Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии в альбоме.

3. Формулирование темы занятия

Ведущий:

 - Сегодня у нас появилась возможность полистать страницы вашего семейного альбома. Рассмотреть фотографии интересных моментов из жизни вашей семьи (показать семейный альбом).

II. Основная часть

1. Погружение в тему занятия «Проблемная ситуация».

Ведущий: 

- Мы живем в век высоких технологий, поэтому сейчас фотографируем мобильным телефоном, тут же обрабатываем и отправляем по адресу.

 И храним фотографии на электронных носителях.  

- Но наши предки жили в другом мире, когда цветная фотография была редкость, а черно-белая – проходила длительный процесс, прежде чем попасть в альбом. Я думаю, что в каждом доме можно найти бабушкин альбом. Каждая фотография в альбоме – мгновения из жизни наших родителей и предков.

Ведущий:

- О чем может рассказать старая черно-белая фотография?

 (высказывания детей)

Ведущий:

- Правильно, мы можем увидеть, как выглядели и чем занимались наши деды и прадеды.  И я вам скажу, что семейный альбом - это и есть невидимый мостик, с помощью которого мы перемещаемся в далекие времена наших дедов и прадедов.

Каждую семью можно сравнить с могучим деревом, которое растет благодаря сильным и глубоким корням.

(показать рисунок «Дерево»)

- Посмотрите на рисунок, с чего начинается дерево?

Дети: дерево начинается с корней!

Ведущий:

- Правильно. Дерево без корней не растет! Недаром народная мудрость гласит: «У него крепкие корни», «Тот, кто помнит и чтит своих предков, тот силен духом!». Ребята, есть такая наука - генеалогия, что в переводе с греческого значит «родословная». Чтобы составить родословную своей семьи, нужно знать своих предков.

- Скажите, а что нужно сделать, чтобы узнать, как зовут и чем занимались ваши предки?

Дети: нужно полистать семейный альбом и попросить родственников рассказать о дедушках и бабушках, прадедах.

Ведущий:

- Вы правы, давайте посмотрим, как над проектом работали ваши одноклассники, Марьяна и Ибрагим.

(Просмотр презентации «Мы – исследователи» с комментариями).

Ведущий:

- Ребята и уважаемые гости, вы увидели, как участники проекта собирали информацию для составления родословного древа. Основой для родословного древа может служить любое дерево. Какие деревья вы знаете? Назовите.  (ответы детей: береза, ива, дуб, клен, сосна, ёлка)

Молодцы, для поднятия настроения ёлочка предлагает вам встать и размяться, немного отдохнуть и снять усталость.

2. Физминутка «Елочка».

Ведущий: Садитесь, ребята. Я вижу на ваших лицах улыбку, которую вы передали своим родственникам.

3. Презентация проектов.

Ведущий: Вам было дано домашнее задание:  

-полистать с родителями семейный альбом, выбрать фотографии родителей, дедов и прадедов, узнать историю этой фотографии и составить родословное древо семьи. Мы предоставляем слово нашим ребятам и их родителям. 

(Дети, при поддержке родителей, представляют свои проекты)

Ведущий:- Старые фотографии связаны с памятью поколений. Знать свои корни – это значит любить свою семью! Об этом нам расскажет Рочгына Марьяна

(4 класс).

* Марьяна защищает свой проект.

Ведущий:

Спасибо огромное Марьяна, ты достойно представила родословное древо своей семьи.

Ведущий:

-«Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,
 Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож…»

Итак, на кого же больше похож Тынэтэгин Ибрагим (2 класс), мы узнаем из его выступления.

*Ибрагим защищает проект.

Ведущий:

- Выражаем слова благодарности Ибрагиму и всем его родственникам за трепетное отношение к представителям старшего поколения.

4. Обратная связь «Шкатулка пожеланий»

- Уважаемые родители, почему, наблюдая за выступлениями детей, вы улыбались, а где - то были грустными? Что бы вы пожелали вашим детям и их одноклассникам. (выступление родителей)

 Еттылина Вера Ивановна:  

- Спасибо, вам, внуки, за то, что не забываете предков своих. Через ваш мостик я смогла перенестись в мою молодость.

(бабушка Вера делится воспоминаниями).

Мусысэн Евгения Никитична:

- Очень понравились выступления детей, спасибо. Мы увидели, как нужно работать над проектом. Мы с Никитой решили, что сделаем родословную своей семьи. Успехов вам и вашим детям.

Ведущий: спасибо за добрые слова и бесценные напутствия. И обязательно,

мы продолжим проект, в котором примут участие Никита, Евгения, Валерия, Леонид и Зинаида.

5. Игра «Сердечко» (психологический тренинг).   

– Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили что-нибудь необычное сегодня в нашем классе? (На доске, на мебели, на шторах класса закреплены «сердечки» со словом «Семья», края сердечек закрашены разными цветами).

Ведущий: 

-  Какие вы внимательные!  Чем «сердечки» отличаются друг от друга? Правильно, они закрашены разными цветами. Встаньте и возьмите то «сердечко», которое вам больше нравится, и объясните, почему вы выбрали именно этот цвет. Каким цветом окрашено слово «семья» для каждого из вас? (ответы детей). Задание: возьмите пожалуйста ручку и вместе с родителями напишите слова, которые характеризуют вашу семью (добро, счастье, помощь, улыбка, забота и т.д.).

Вывод:

 –  ваши «сердечки» со словом «Семья», говорят о том, что для вас дом – это тепло, радость, дружба, любовь, уважение и доверие. И теперь у нас появится еще одно ценное слово «память», напишите это слово на «сердечке». Вы подарите это «сердечко» родителям и пусть оно будет напоминанием духовных ценностей в семье. Вы можете поместить его в ваш семейный альбом.

III. Заключительная часть «Рефлексия»

Ведущий: Ребята и уважаемые гости, скажите к какой из семейных традиций

мы сегодня обратились? (ответы детей)

1.Правильно. Мы сегодня с вами обратились к одной из семейных традиций – это хранить память о дедах и прадедах. Когда вы листали семейный альбом, вы заметили, что он немного потрепался и некоторые фотографии отклеились.  Соберитесь дома с родителями и приведите в порядок альбом. Таким образом, вы продолжите семейную традицию-хранить память о представителях старшего поколения.

  1. Сюрпризный момент «Фото на память»

Ведущий:

- Дорогие ребята и уважаемые родители, наша встреча в семейной гостиной вам понравилась? А чтобы вы запомнили её надолго, давайте сделаем общую фотографию, которую поместим в классный фотоальбом.

Используемая литература:

1. Крецан З.В., Черемисина В.Г., Лебедева Е.П. Взаимодействие образовательной организации с родителями учащихся по достижению планируемых результатов по реализации ФГОС НОО: методические материалы- Кемерово : Изд-во КРИПКи ПРО, 2015. - 165 с.

2. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.

3. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 2009.-78-80

4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288

5. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 2005, № 9.

6. К.Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры» -М.Гнезис, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Учебно – методическая разработка по математике .Тема: "Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения".

Тема урока: Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения.  Цели: познакомить учащихся со взаимосвязью между компонентами и результатом умножения; продолжать работу по закреплению ...

Выступление на методическом объединении «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения ».

«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»

Методическая разработка урока математики на тему  «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...