Мастер - класс по теме "Энергия паузы"
методическая разработка

Мастер - класс опробировался на конкурсе "Учитель года России в 2021г"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Энергия паузы»

Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, транслирование технологий и методик преподавания.

Задачи:

  • актуализацияпедагогической целесообразности применения интерактивных игр и тренингов в контексте требования ФГОС, профессионального стандарта «Педагог»;
  • демонстрация основных компонентов интерактивныхтехнологий;
  • рефлексия (анализ) собственной педагогической деятельности.

Содержание мастер-класса

Комментарий.

То, что выделено жирным курсивом – это текст на слайд.

Курсив с подчеркиванием – это вопросы, задания для дискуссии.

Остальной текст – речь, слова ведущего.

Актуализация темы

ОНИ СОШЛИСЬ. ВОЛНА И КАМЕНЬ,

СТИХИ И ПРОЗА, ЛЕД И ПЛАМЕНЬ

НЕ СТОЛЬ РАЗЛИЧНЫ МЕЖ СОБОЙ.

На слайде: ЭНЕРГИЯПАУЗА

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE-%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0-33491013.jpghttps://sun9-22.userapi.com/c626226/v626226935/4c373/pMWNooH9Bms.jpg

- Попробуйте соединить эти понятия в одно смысловое высказывание, предложение (запишите, озвучиваем)

- В конце нашего мастер-класса мы вернемся к этим высказываниям, еще раз попытаемся соединить, казалось бы, эти противоположные понятия и увидеть, в чем же все-таки состоит ЭНЕРГИЯ ПАУЗЫ.

СЛАЙД 2

Долгое время считалось, что умение удерживать внимание учеников — основной навык учителя. Те педагоги, которые владеют им, всегда вызывали уважение и восхищение коллег.

ТАК ЛИ ЭТО?

Однако в последнее время становится очевидным, что настоящее обучение не требует постоянной концентрации внимания на учителе, и даже напротив: чем дольше учитель удерживает внимание учащихся, тем меньше происходящий процесс напоминает подлинное обучение.

НЕУЖЕЛИ? ПОЧЕМУ?

Многие учителя всегда интуитивно понимали это; они не пытались постоянно держать учеников в плену магии своего влияния, но предоставляли им свободное время, в ходе которого ученики могли самостоятельно работать, общаться Друг с другом, играть, экспериментировать или обсуждать происходящее.

Такие учителя обладают интуицией, которая помогает им, чувствуя ритм обучения, успешно чередовать периоды напряженного внимания с периодами рефлексии или игровыми паузами. Сейчас эта интуитивная дидактика подтверждается результатами проводимых в физиологии исследований головного мозга.

Благодаря интенсивным исследованиям головного мозга мы теперь знаем, что:

•   основная функция внимания — обеспечивать выживание и поддерживать комфортное состояние человека;

• нормальное функционирование внимания обеспечивают не один, а несколько отделов головного мозга;

•    наиболее сильно захватывает наше внимание контраст в движениях, звуках, эмоциях;

• важную роль в развитии и функционировании внимания играют химические вещества-посредники (медиаторы);

•    характеристики внимания зависят не только от условий развития и обучения, но и от генотипа.

ЕСТЬ НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ…

ЗАПИШИТЕ СВОИ ВОПРОСЫ К УКАЗАННЫМ ТЕЗИСАМ

(затем озвучиваем и отвечаем на вопросы друг друга)

Известно, что внимание определяется двумя главными обстоятельствами (КАКИМИ?)

психологические                                        физиологические

 («Нет ли здесь угрозы?                                 Посредниками или медиаторами

Происходит ли тут что-нибудь

Интересное?»)

Мы фокусируем внимание на сигнале только тогда, когда он для нас представляет интерес. Интересным, как правило, является то, что составляет контраст по отношению к тому, что мы в этот момент делаем или переживаем. То, что мы уже знаем, легко теряет для нас интерес.

Какие из перечисленных нейромедиаторов вам известны?

Адреналин

Норадреналин

Дофамин

Серотонин

Вазопрезин

Ацетилхолин

Глутамат

Эндорфины

Кортизон

КАРТОЧКИ С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ПОНЯТИЙ

Из химических веществ-медиаторов особенное значение (для обучения) имеют два основных — при угрозе и стрессе мозг выделяет кортизон, вазопрезин. Эти вещества изменяют поведение, вызывают агрессию.  Следовательно, если мы хотимдобиться от учащихся творческих достижений или творческого решения проблемы, процесс обучения должен быть нами построен предельно аккуратно. Следует избегать стрессовых ситуаций и ситуаций, провоцирующих чувство страха.

Интерактивная игра «Напиши слово, которое вам запомнилось из мастер-класса»

Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необычное, чего вы, скорее всего, никогда еще в жизни не делали.

Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе слово, которое вам запомнилось из мастер-класса. Прочитайте слово, которое написал ваш коллега.

Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своей ноге, и напишите коленом по воздуху слово, которое вас удивило. Прочитайте слово, которое написал ваш коллега.

В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе название нейромедиатора. Прочитайте слово, которое написал ваш коллега.

Какие были трудности?

Зачем мы это делали? (Акцент на образовательные цели)

Это необычное упражнение пробуждает внимание. В нем привычный навык — умение писать — должен быть перенесен на те части тела, которые в этом никогда не участвовали (при этом активизируется мозжечок и передние отделы коры больших полушарий головного мозга). Через игру в работу вовлекается все тело, расслабляется мускулатура. Это упражнение является хорошей подготовкой к сложному учебному процессу.

Строение головного мозга человека таково, что он не может поддерживать внимание постоянно на высоком уровне. Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени — меньше 10 минут. Существуют и другие причины необходимости введения в процесс обучения пауз и фаз рефлексии. Эти причины следующие, вы сможете посмотреть на слайде.

1. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время.

2. Для того чтобы найти в обучении свои личностные смыслы человеку необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач.

3.  После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем полученную информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом:  «Эта информация должна отлежаться».

Все это означает, что после интенсивной работы педагоги должны позаботиться о перерыве, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее во время учебного занятия. Если ученики непрерывно осваивают новый материал, решают задачи или делают еще что-то, требующее высокой концентрации внимания, то возникает фрустрирующая ситуация: они не в состоянии по-настоящему усвоить знания, они не могут связать новое с уже известным, не могут дать ему оценку и обдумать выводы. Перерывы в учебном процессе — не пустое время, а необходимость. Подобно тому, как ежедневный цикл жизнедеятельности колеблется между бодростью и усталостью, так и учебные процессы нуждаются в особом ритме — колебании между погружением в новый опыт и закреплением выученного.

Время, требующееся учащимся для внутренней переработки новой информации, зависит от сложности материала и их индивидуальных особенностей. Если фаза концентрированного обучения длится от 10 до 15 минут, то нужно рассчитывать, что время переработки материала займет от 2 до 5 минут. Сам этот период может быть организован по-разному.

КАКИМ ОБРАЗОМ?

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?Практические рекомендации педагогам. Работа в группах.

Учащиеся могут обсудить с партнерами свой учебный опыт в малых группах, могут поразмышлять об этом в одиночку или заполнить специальный дневник, они могут и совсем отвлекаться от учебы, участвуя в специально организованной деятельности, способствующей новому балансу ума и тела.

Вы сможете повысить эффективность обучения, если будете следовать принципу контрастности переживаний.Самый простой способ реализации этого принципа — перемена места. На перемену места центр внимания переднего отдела коры больших полушарий реагирует особенно интенсивно. Вы можете, например, пересадить учеников так, чтобы они оказались в другой части помещения, можете время от времени работать со всем классом в других помещениях, можете проводить полевые исследования вне школы и т.п.

Особенно важны многократные чередования незнакомых, непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.

Движение и обучение.

Исследования головного мозга показывают существование тесной связи между телом и духом. Традиционная педагогика полагала, что мышление есть мышление, а спорт есть спорт, и обе эти вещи нужно четко разделять.

Сегодня мы знаем, что мозжечок, управляющий координацией движений, также выполняет функцию распределения познавательной активности. Мозжечок составляет только десятую часть объема мозга, но он концентрирует в себе свыше 50% всех нервных клеток. Там расположены свыше 40 миллионов нервных окончаний, что в 14 раз больше, чем в центре зрения. Такую высокую организацию мозжечка нельзя объяснить единственно задачами управления положением тела и движением. Он выполняет и другие жизненно важные функции — отчасти он управляет памятью, вниманием и пространственным восприятием.

Таким образом, та часть мозга, которая отвечает за движения, одновременно играет решающую роль в обучении. А ЗНАЧИТ? Все эти данные показывают, что обучение будет более эффективным, если в него будут включены двигательные компоненты.

Обучение становится более успешным, если ученики имеют достаточно возможностей двигаться. Известно, например, что определенные движения стимулируют внутреннее ухо, и тем самым улучшают способность удерживать равновесие, координировать движения и стабилизировать образ на сетчатке. Особенно полезны вращательные движения. Карусели и качели не только развлекают детей, но и улучшают их внимание, а также способность регулировать расслабление и возбуждение. И ученики, которые качаются на стульях, пожалуй, пытаются сделать ни что иное, как стимулировать свое внутреннее ухо. А ВЫ ДУМАЛИ ?

Практическая деятельность. Интерактивная игра «Настроения»

Сейчас подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы. (15 секунд)

А теперь вы должны походкой, мимикой, жестами выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал. (15 секунд)

А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие. (15 секунд)

Теперь — как очень пугливый человек. (15 секунд)

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами. (15 секунд)

А теперь — как тот, у кого нечистая совесть. (15 секунд)

А сейчас идите как гений — вы только что получили Нобелевскую премию, (15 секунд).

И в заключение изобразите своей походкой страх... (15 секунд)

А зачем нам это умение видеть настроение человека, ребенка? (Коммуникативные УУД, Чтобы вызвать сочувствие, понимание, где-то лишний раз учитель не будет спрашивать ребенка…)

Страх, стресс и обучение

Страх всегда был средством управления человеческим поведением. И сегодня в школе страх используют для поддержания дисциплины. Мы пугаем детей плохими отметками, задержанием после уроков, вызовом родителей, исключением из школы. Дети испытывают стресс, находясь в ситуации постоянного страха или хотя бы тревоги.

КАКИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ВОЗНИКАЮТ ПРИ ЭТОЙ ЭМОЦИИ?(Запишите их в течение 30 секунд)

В состоянии стресса происходит выброс кортизона.

иммунная система отчасти отключается

кровяное давление повышается

большая сердечная мышца сокращается

дыхание становится более поверхностным

 Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппокампусе, который играет важную роль в функционировании долговременной памяти.

Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная. Учебный стресс, кроме всего прочего, приводит к ухудшению зрения. И, конечно, постоянный стресс ослабляет иммунитет и делает детей более восприимчивыми к болезням.

Стресс также содействует тому, что в организме уменьшается количество серотонин (сыворотка бодрости)ЧТО ПРИ ЭТОМ ПРОИСХОДИТ?Когда возникает нехватка этого важного медиатора, управляющего эмоциями, люди становятся более импульсивными и агрессивными. Особенно плохо, когда уровень серотонина понижается у тех детей, которые и дома не чувствуют себя спокойно и уверенно. Для таких детей сконцентрироваться в классе — сложнейшая задача. Их взгляд беспокоен, поведение непроизвольно, для них характерны регрессивные формы психологической защиты. Без всякого внешнего повода они могут «выдать» агрессивную реакцию типа: «Не смотри на меня так, а не то...!» За этим стоит не личная заносчивость, а защита, необходимая для выживания. Такие дети только тогда ведут себя адекватно, когда у них есть основания для переживания собственного успеха.

Безусловно, в ситуации угрозы проблема выживания воспринимается как приоритетная, и на нее уходят основные силы организма. В этом случае сил на творчество, создание ассоциативных связей и логических структур не остается. Учиться можно только в ненапряженной атмосфере. Поэтому так важно заботиться о снижении стрессовых воздействия и создавать в учебной группе атмосферу доверия и безопасности.

Интерактивная игра «Найди и коснись»

В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а другие, возможно, заставят вас задуматься.

Итак, найдите и коснитесь:

чего-либо красного,

чего-либо холодного на ощупь,

чего-либо шершавого;

того, что весит примерно полкилограмма,

чего-либо круглого,

чего-либо железного,

чего-либо доброго,

того, что имеет толщину сто миллиметров,

чего-нибудь прозрачного;

вещи, длина которой примерно 80 см,

чего-либо весом около 65 кг,

чего-либо зеленого,

чего-нибудь из золота,

чего-нибудь, что тяжелее тысячи грамм,

чего-нибудь, что легче воздуха,

чего-либо из серебра;

части одежды, показавшейся вам шикарной,

чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного,

того, что двигается ритмично;

числа 22.

Уважаемые коллеги, зачем нам нужно выполнять такое упражнение для обучающихся? Для чего оно нам нужно?

КАК СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ СТРЕССА У УЧЕНИКОВ?

Практические рекомендации педагогам. Работа в группах.

Снизить уровень стресса у учеников можно двумя способами. Можно стараться избегать стрессогенных ситуаций и можно уменьшать и сводить на нет уже существующий стресс. Помогите Вашим ученикам научиться «распознавать» стресс и постарайтесь научить их техникам преодоления стресса: умению разумно распределять время, расслабляться, осознанно дышать и специально организовывать для себя паузы отдыха.

Введите специальный, небольшой по времени, ритуал, сопровождающий переход от одного вида занятий к другому. Постоянно вводите игровые паузы, во время которых ученики могли бы двигаться и смеяться, собираться в разные группы и играть разные роли.

Посвятите учеников в свои планы и дайте им возможность достаточно часто самим выбирать время игры, задание и тему. Позаботьтесь о том, чтобы школа стала для них надежным и безопасным местом. Не допускайте, чтобы ученики обижали друг друга или угрожали товарищам.

Введите четкие правила поведения в классе и проследите за тем, чтобы они соблюдались. Сами избегайте давления и угроз по отношению к детям. В случае очевидных нарушений правил привлеките к обсуждению весь класс. Помогите ученикам сформулировать для себя свои собственные, реально достижимые цели. Обсудите с ними, что им мешает учиться, что их беспокоит. Со временем Вы сможете создать в классе атмосферу спокойного внимания, в которой школьники смогут без страха работать над сложными заданиями.

ОЗВУЧИВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.

- Дополните свои знания …(раздача Методических рекомендаций)

- Вернемся к теме и тому высказыванию, которое вы фиксировали в начале нашей встречи. Хочется ли вам по-другому сформулировать? Как? В чем состоит ЭНЕРГИЯ ПАУЗЫ?

- Кто знаком с работами  К.Фопеля? Слайд.

Клаус В. Фопель. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...