Классный час "И приходит поэзия прежде, чем свет..."
классный час (4 класс)

Титаренко Юлия Вячеславна

Классный час  (литературно-театрализованная постановка) по произведению М. Гелприна "Свеча горела на столе, свеча горела..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Титаренко Юлия Вячеславна

МБОУ СОШ №29 с углубленным изучением отдельных предметов  

города Ставрополя

Классный час «И приходит поэзия прежде, чем свет…»

 литературно-театрализованная постановка

Классный час «И приходит поэзия прежде, чем свет…»

 литературно-театрализованная постановка

«Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нём самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии»

                         

                           Па́вел Петро́вич Бло́нский               

                      (русский и советский философ,                              

                                        педагог и психолог.)

«Открываю томик одинокий –

Томик в переплёте полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе,

И в столетьях мы не повстречались…

Если я от этих строчек плачу,

Значит, мне они предназначались.»                                    

                                                      В. Тушнова

Цель:

  • Осознание учениками причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

  • Формирования у учащихся патриотических чувств и эстетико-культурное развитие личности.


Задачи:

  • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

  • Воспитание у учащихся качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;

  • Воспитание личности творческой, через коллективный труд;

  • Изучать литературное наследие.

Грустно... или Рассказ М. Гелприна "Свеча горела на столе, свеча горела..."

ОБУЧАЮЩИЕСЯ 4 класса

 (разыгрывают театральное действо, создают «живую картину»)        


Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные
.— Д-даю уроки,  Н-на дому. Вас интересует литература?

— Интересует, Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
Оплата почасовая, По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

— Давайте завтра, В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

Устроит,  Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.


В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.


— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен.

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел.


Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.


В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.


«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он…

Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.


Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.


— Проходите,  Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.


— Мне нелегко об этом говорить, Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

— У вас есть дети?

Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.


Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.


— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

Александр Сергеевич Пушкин

Я помню чудное мгновенье…

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Цветаева Марина

Мне нравится, что вы больны не мной

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Константин Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.
– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Дагни даже всплеснула руками.
– Ой, как долго!
– Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.
– А что это такое?
– Узнаешь потом.
– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. …

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

В восемнадцать лет Дагни окончила школу…..

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.

«Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Фёдор Михайлович Достоевский напоминал о великом значении личного примера добра: «Будьте добры, и пусть ребенок ваш поймет, что вы добры (сам, без подсказывания), и пусть запомнит, что вы были добры. Этим вы исполните перед ребенком вашу обязанность на всю его жизнь, потому что вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо... Знайте тоже, что более вы для него ничего и не можете сделать. Да и этого с лишком довольно. Воспоминания о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, честности, сострадании, об отсутствия ложного стыда и по возможности лжи — все это и из него сделает другого человека, рано ли, поздно ли, будьте уверены».

Иван Тургенев   «Нищий»

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

– Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

                                                                             

Николай Рубцов

Ласточка

Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?    

Вероника Тушнова 
Шагаю хвойною опушкой
* * *
Шагаю хвойною опушкой,
и улыбаюсь, и пою,
и жестяной помятой кружкой
из родничка лесного пью.
И слушаю, как славка свищет,
как зяблик ссорится с женой,
и вижу гриб у корневища
сквозь папоротник кружевной...
Но дело-то не в певчих птицах,
не в роднике и не в грибе, –
душа должна уединиться,
чтобы прислушаться к себе.
И раствориться в блеске этом,
и слиться с этой синевой,
и стать самой теплом и светом,
водой, и птицей, и травой,
живыми соками напиться,
земную силу обрести,
ведь ей века ещё трудиться,
тысячелетия расти.

Анна Ахматова

Не страшно под пулями мертвыми лечь

***
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил.

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу.

Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.


Андрей Петрович просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.


«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован….».


Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.


Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.


Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

От… От кого?!

От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

УЧИТЕЛЬ (разговор с детьми о нравственности, духовности, обсуждения слов героя рассказа «Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!»)

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта.

«Удивительным могуществом обладают книги, это чудесное изобретение человеческого гения. Знаки образуют звуки, звуки – слово, сцепление слов рождает мысль, идею, историю, науку, жизнь. В них – связь поколений, цивилизаций. В них – возможность отдать людям всего себя и одновременно столько получить от других. В книгах человечество черпает стимул для движения вперёд. Они дали тебе то, в чём отказало общество, помогли обрести себя» (Мариама Ба, перевод М. Архангельской.)

Нравственность               Духовность

Поступок                           Мотив (Почему я поступаю так, а не иначе?)

Спешите, люди, жить,
Не опоздайте
Других людей
Вслед за собой позвать.
Скорее
Руку помощи подайте,
Не торопитесь
Руку убирать.


От добрых рук
И доброго усердья
Еще никто
Не пострадал нигде.
Быть первыми
Старайтесь в милосердье,
Последними –
В любой недоброте.
                  Новруз

В любых обстоятельствах, во что бы то

ни стало, литература не должна ни на шаг

отступать от своей главной цели – возвысить

общество до идеала добра, света и истины.

Н.А. Некрасов

Не выпускайте солнце из души - оно теплом по жизни разойдется.

Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к классному часу " В мир приходит женщина,чтобы мир спасти"

Тематический классный час о роли женщины в годы Великой Отечественной войны.Материал составлен на основе  подлинных исторических документов, на воспоминаниях участниц этих событий. Предлагается в...

Сценарий классного часа «Здоровье прежде всего» в 3 классе

Сценарий классного часа «Здоровье прежде всего»   в 3 классе        ...

Презентация к классному часу. Тема: "Семь чудес света."

Презентация к классному часу. Тема: "Семь чудес света."...

Презентация к классному часу "Всех на свете дороже доброта"

Я провела открытый классный час "Всех на свете дороже доброта"...

Презентация к классному часу "Откуда приходит Новый год?"

Презентация знакомит с историей праздника и традициями разных народов и стран, связанными с празднованием Нового года....

Сценарий классного часа ко Дню Матери "На свете нет тебя дороже"

В данной разработке есть стихи песни, игры, которые можно использовать при подготовке к празднику День Матери....

Конспект классного часа «Путешествие по семи чудесам света» 3 класс

Конспект классного часа«Путешествие по семи чудесам света»Тема: «Путешествие по семи чудесам света»Цели: коротко дать учащимся представление о «Семи чудесах света»...