Сценарий к классному часу " В мир приходит женщина,чтобы мир спасти"
классный час (1 класс) по теме

Ирина Анатольевна Семёнова

Тематический классный час о роли женщины в годы Великой Отечественной войны.Материал составлен на основе  подлинных исторических документов, на воспоминаниях участниц этих событий. Предлагается в помощь классным руководителям 3-4 классов в проведении классных часов на героико-патриотическую тематику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме

 «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти».

Учебные материалы. Выставки книг о женщинах в годы войны; фотографии; плакаты военных лет; сочинения учащихся «Моя прабабушка в годы войны».

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение цели занятия

Учитель. Наш классный час посвящен Великой Отечественной войне Мы будем говорить о роли женщин в эти тяжелые годы. Мероприятие основано на подлинных исторических документах, воспоминаниях участниц этих событий.

III. Вступительная беседа

Ведущий. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово милосердие. Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – Мать. Женщина дает жизнь, женщина сберегает ее. «Женщина» и «жизнь» – два неразделимых понятия.

Ученик 1.

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

Ученик 2.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг сберечь.

Ученик 3.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

Ученик 4.

В мир приходит женщина,

Чтоб дитя родить.

Ученик 5.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветам цвести.

Ученик 6.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти!

Ведущий. И женщинам 40-х годов довелось спасать мир. «У войны не женское лицо», – сказал поэт. Но на самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала. Но она убивала врага, который обрушился с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Не женская доля убивать, но в этих словах весь ужас случившегося. Именно женщина стала символом борьбы за освобождение Отечества. В первые же дни войны появился плакат «Родина-мать зовет!»

Звучит песня «Священная война».

– Едва окончив школу, в летних платьицах, туфельках, с бантами в косичках бежали девчонки в военкоматы. А военкомы смотрели на них, еле сдерживая слезы.

Девочки в военной форме разыгрывают сценки.

Ученица 1. У нас у всех было одно желание – только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите, девчонки! Рано вам еще на фронт». Нам по 16 лет было, но я добилась своего – меня взяли. Мама несколько дней сторожила меня на вокзале, ждала, когда повезут. Увидела меня – передала узелок и упала в обморок.

Ученица 2. Выстроили нас по росту. Я самая маленькая, командир подходит и говорит: «Что это за дюймовочка? Что ты будешь делать на фронте? Может к маме вернешься?» А мамы у меня уже не было!

Ученица 3. Помню перед отправкой дали нам 2 часа на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, набила ими чемодан, положила туда фотографии родных и уехала на фронт.

Ученица 4. А я взяла с собой любимую юбку, туфли, красивые такие на каблуке. А еще духи взяла. Думала, ненадолго еду. Война быстро кончится.

Ведущий. У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.

Ученица 5.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год.

Ученица 6.

Я ушла из школы в блиндажи сырые

От прекрасной дамы в «мать и перемать».

Потому что имя ближе, чем Россия.

Не могла сыскать.

Ведущий. Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно. А они, молодые, смеялись и пели песни.

Звучит песня «Катюша».

Ученица 7. Мы были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Стоим мы как-то с подружкой на посту. По уставу надо спрашивать: «Стой, кто идет?» А подруга кричит: «Стойте! Кто идет? Вы извините, но я буду стрелять!»

Ученица 8. А я, когда увидела впервые раненого, упала в обморок. Когда полезла за ранеными под пули, кричала так, что перекрывала грохот боя. А потом привыкла. А когда через 10 дней саму ранило, так и осколок сама вытащила, и перевязалась.

Ученица 9. Когда вспоминаю атаки, рукопашный бой, стоит в ушах хруст костей, хрящей человеческих. Со всех сторон колют, режут, душат, убивают, и все на моих глазах.

Ученица 10.

Я только раз видала рукопашный –

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Звучит песня «Дороги».

Ведущий. В экстремальных условиях женщина, это хрупкое, эмоциональное создание, оказывалась сильнее, выносливее мужчин.

Дальний поход на 30–40 км, лошади падают, мужчины падают, а женщина идет и песни поет! Как бы трудно ни было, женщина остается женщиной, стремится создать уют. (Занавески из портянок, цветы в консервной банке, пишет стихи.)

Ученица 11. Однажды мы нашли заброшенную швейную фабрику, надели платья, шляпки, а утром дальше идти. Так и спали сидя, в платьях и шляпках, чтобы подольше в них побыть. Эх, девчонки, сейчас бы потанцевать...

Исполняется вальс под песню «С берез не слышен, невесом слетает желтый лист...».

Ведущий. Во время войны от 800 тысяч до 1 миллион женщин воевало в морской пехоте, в санитарных батальонах, в войсках ПВО, были снайперами, летчицами, связистами, воевали в подполье, партизанских отрядах. 150 тысяч женщин награждены орденами и медалями, 86 получили звание Герой Советского Союза. Одна из них – Екатерина Зеленко, выпускница Чкаловского (ныне Оренбургского) летного училища. Во время войны она совершила воздушный таран (единственная женщина в мире). Ей посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. Одна из звезд Галактики носит ее имя.

Ученица 12.

Нас не нужно жалеть,

Ведь и мы никого б не жалели.

Наши матери плачут,

И ровесницы молча, грустят.

Мы не знали любви,

Не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю

Нелегкая участь солдат.

Ученица 13.

Это наша судьба, это с ней

Мы ругались и пели,

Поднимались в атаку

И рвали над Бугом мосты,

Нас не нужно жалеть:

Ведь и мы никого не жалели,

Мы пред нашей Россией

И в трудное время чисты.

Ведущий. Четыре мучительных года шла война. Женщины совершали и трудовые подвиги, держали на своих плечах тыл, растили детей.

Ученица 14.

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла...

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын.

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Ученица 15.

Одной тебе – волей-неволей,

А надо повсюду поспеть:

Одна ты и дома, и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

Ученица 16. 

В холодные зимы, в метели,

У той, у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала –

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Ученица 17.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое.

Ведущий. Трудно было женщине в тылу. Более половины всех рабочих на предприятиях были женщины, 75 процентов – на селе. Они работали под девизом: «Все для фронта – все для победы!» В начале войны все предприятия, которые могли оказаться в зоне оккупации, спешно были эвакуированы на восток страны, на Урал, в Сибирь. Только в Чкаловскую область и в город Чкалов были эвакуированы сотни различных предприятий: заводы, фабрики, детские дома. Шли эшелоны с ранеными, было организовано 13 госпиталей. Заводы организовывались на базе мастерских и старых заводов, станки стояли под снегом без крыш и отопления, а на них уже работали по 12–14 часов, в основном, женщины. Был налажен выпуск мин, снарядов, патронов, самолетов, парашютов (шелкокомбинат), медоборудования, перерабатывали мясо, муку. Женщинам сначала было трудно, они учились и работали одновременно. Девиз: «За себя и за мужа, ушедшего на фронт, – по 200–300%».

В госпитали и больницы были привлечены домохозяйки, пенсионеры, студенты, старшеклассницы. Они мыли, убирали, стирали, писали письма, вязали перчатки, шарфы, варежки, носки, шили белье, кисеты, собирали посылки на фронт. Донорами тоже были женщины.

На селе женщины сели на тракторы, комбайны. Они пахали, сеяли, убирали. На своих огородах выращивали овощи не только для себя, но и для семей фронтовиков, вдов, детей, инвалидов. Часто приходилось есть отруби, в которые добавляли лебеду, крапиву, конский щавель, заготавливали ягоды, грибы, солили капусту.

Женщины отдавали все сбережения на строительство танков, самолетов.

Женщины, проводившие на фронт своих мужей, сыновей дочерей, ждали от них весточки и поддерживали друг друга, если получали «похоронки».

Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь».

Ученик. 

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло!»

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий. А были и те, кто не дождался. Стали вдовами, сиротами. У Евдокии Ивановны Костровой шесть сыновей ушли на фронт, все погибли. Она совершила материнский подвиг. А сколько таких было!

Выступление женщин – ветеранов фронта и тыла. Дети зачитывают сочинения «Моя прабабушка в годы войны».

Ведущий. Они еще живы – участники боев и труженики тыла. Сохраним же в сердцах их имена, осознавая сегодня значимость сделанного и пережитого ими!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"

На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....

Сценарий праздничного классного часа к 23 февраля

Конкурсно - игровая программа к Дню защитников Отечества....

Сценарий проведения классного часа во 2 классе "Урок мужества"

Сценарий подготовлен для проведния конкурсно - развлекательного мероприятия, посвещеного23 февраля в начальной школе....

Сценарий праздничного классного часа ко Дню Матери.

В сценарий входят стихи, игры, викторины для мам. Можно использовать во 2 - 4 классах....

Сценарий открытого классного часа к Дню Матери во 2 классе

Данный сценарий предназначен для поздравления мам с праздником "Днём матери".  Цель: воспитание уважительного отношения к мамам, создание тёплого нравственного отношения между матерями и детьми. ...

Сценарий проведения классного часа на тему: "Мой дом"

Данный материал содержит сценарий классного часа на тему "Мой дом". Обучающиеся в игровой форме знакомятся с убранством русской избы, узнают назначение русской печи....