Статья "Работа с гиперактивными детьми. Как помочь ребенку?"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Фирсенкова Оксана Владимировна

Работа с гиперактивными детьми. Как помочь ребенку?

Фирсенкова Оксана Владимировна воспитатель группы продленного дня

ГБОУ средняя школа №595 Приморского района

города Санкт-Петербурга

 

       В настоящее время мы наблюдаем постоянное увеличение числа детей с элементами гиперактивности. Если раньше в группе, классе было 1-2 человека, то теперь 5 – 6 ребят.

Гиперактивность проявляется в избыточной двигательной активности;

импульсивности и нарушении внимания.

Гиперактивность  возникает в возрасте  трех лет, первые ухудшения обычно происходят к началу учебы. Помимо трех основных признаков, можно выделить неосновные:

Нарушение координации, мелкой моторики и равновесия.

Нарушения в эмоциональной сфере – неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

Нарушение межличностных отношений.  Со сверстниками – стремятся командовать, быстро теряют интерес к играм. Со взрослыми – невоспитуемость, на них не действуют обычные методы.

Часто возникают поведенческие расстройства, такие как двигательная активность – мешает проводить занятие.

      Чаще всего у девочек гиперактивность проявляется в виде нарушений внимания, а у мальчиков – нарушений поведения.

Факторы, влияющие на развитие гиперактивности:

  1. Органические поражения головного мозга.
  2. Пренотальная патология.
  3. Генетическая предрасположенность.
  4. Психосоциальные факторы (стрессы и психотравмы мамы до рождения, нежелание ребенка).
  5. Заболевание самого ребенка (астма, пневмония, сердечная недостаточность – связаны с недостатками кислорода).
  6. Особенности нейрофизиологического и нейроанатомического развития.
  7. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды: поступление свинца, алкоголь, табак и т.д.).
  8. Социальные факторы: непоследовательность, отсутствие единства требований в воспитании.

Как помочь гиперактивному ребенку:

- Сначала желательно обеспечить выполнение только одной функции. Если требовать внимательность, нужно снизить требования к двигательной активности. В другой раз – навык усидчивости.

- Если высока потребность в двигательной активности, смысла подавлять ее нет. Поможет физкультура и спорт.

- Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, урока, а не в конце.

- Гораздо успешнее будет работать индивидуально.

- Нагрузка должна быть посильной.

- Необходимо до минимума ограничить отвлекающий момент.

- Необходимо формировать у ребенка веру в успех.

- Активно использовать тактильный контакт как сигнал к внимательной работе.

- Взрослым необходимо договариваться с ребенком, подготавливая к другой работе. «Осталось 5 минут», «Через 10 минут заканчиваем играть».

- Очень важно соблюдать распорядок дня и использовать при этом символы.

- Предлагать гиперактивному ребенку повторить. Рассказать сверстникам инструкцию, для старших – «Советы самому себе».

- Заранее договариваться о санкциях, если ребенок не сделает то, что должен.

- Инструкция должна быть конкретной, содержать не более 10 слов. Иначе он не запомнит.

- При возникновении ошибки важно говорить, что ошибки допускают все и их можно исправить.

- Система поощрений-наказаний должна быть гибкой, но обязательно последовательной. Поощрять нужно сразу.

- Оставаться хладнокровным в любой ситуации. Нет хладнокровия – нет преимущества.

 

 

Как играть?

- В игру включать поэтапно. Всегда начинать индивидуально, затем групповые и коллективные.

-Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

- Тренировку слабой функции производить поэтапно – сначала только одной функции, потом двух.

Например, игра «Найди отличие» ( ребенок рисует несложную картинку, взрослый вносит дополнение и предлагает сказать, что изменилось. Начинаем с одной детали),

«Ласковые лапки» ( 6-7 предметов разных фактур выкладывается на стол. Прикосновением руки определяем, что это).

«Кричалки, шепталки, молчалки» ( красная ладонь – кричалка, желтая -  шепталка, синяя – молчалка).

«Гвалт»- развивает концентрацию внимания, ( ведущий выходит за дверь. Выбирается фраза 5 – 10 слов. Дети все вместе говорят фразу, каждый свое слово. Ведущий должен воспроизвести фразу).

«Менялки» . Одного стула не хватает. Меняются местами те, у кого светлые волосы и т.д.

«Говори» на развитие умения контролировать импульсивные действия.

- Я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать тогда, когда скажу слово «говори».

«Колпак мой треугольный» (играющие сидят в кругу и повторяют по очереди фразы по одному слову; в следующем круге – одно слово заменяется жестом, потом два и т.д.)

«Давайте поздороваемся» (один хлопок – здороваемся руками, два – плечами, три – спинами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_giperaktivnymi_detmi.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с гиперактивными детьми. Как помочь ребенку?

Фирсенкова Оксана Владимировна воспитатель группы продленного дня

ГБОУ средняя школа №595 Приморского района

города Санкт-Петербурга

       В настоящее время мы наблюдаем постоянное увеличение числа детей с элементами гиперактивности. Если раньше в группе, классе было 1-2 человека, то теперь 5 – 6 ребят.

Гиперактивность проявляется в избыточной двигательной активности;

импульсивности и нарушении внимания.

Гиперактивность  возникает в возрасте  трех лет, первые ухудшения обычно происходят к началу учебы. Помимо трех основных признаков, можно выделить неосновные:

Нарушение координации, мелкой моторики и равновесия.

Нарушения в эмоциональной сфере – неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

Нарушение межличностных отношений.  Со сверстниками – стремятся командовать, быстро теряют интерес к играм. Со взрослыми – невоспитуемость, на них не действуют обычные методы.

Часто возникают поведенческие расстройства, такие как двигательная активность – мешает проводить занятие.

      Чаще всего у девочек гиперактивность проявляется в виде нарушений внимания, а у мальчиков – нарушений поведения.

Факторы, влияющие на развитие гиперактивности:

  1. Органические поражения головного мозга.
  2. Пренотальная патология.
  3. Генетическая предрасположенность.
  4. Психосоциальные факторы (стрессы и психотравмы мамы до рождения, нежелание ребенка).
  5. Заболевание самого ребенка (астма, пневмония, сердечная недостаточность – связаны с недостатками кислорода).
  6. Особенности нейрофизиологического и нейроанатомического развития.
  7. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды: поступление свинца, алкоголь, табак и т.д.).
  8. Социальные факторы: непоследовательность, отсутствие единства требований в воспитании.

Как помочь гиперактивному ребенку:

- Сначала желательно обеспечить выполнение только одной функции. Если требовать внимательность, нужно снизить требования к двигательной активности. В другой раз – навык усидчивости.

- Если высока потребность в двигательной активности, смысла подавлять ее нет. Поможет физкультура и спорт.

- Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, урока, а не в конце.

- Гораздо успешнее будет работать индивидуально.

- Нагрузка должна быть посильной.

- Необходимо до минимума ограничить отвлекающий момент.

- Необходимо формировать у ребенка веру в успех.

- Активно использовать тактильный контакт как сигнал к внимательной работе.

- Взрослым необходимо договариваться с ребенком, подготавливая к другой работе. «Осталось 5 минут», «Через 10 минут заканчиваем играть».

- Очень важно соблюдать распорядок дня и использовать при этом символы.

- Предлагать гиперактивному ребенку повторить. Рассказать сверстникам инструкцию, для старших – «Советы самому себе».

- Заранее договариваться о санкциях, если ребенок не сделает то, что должен.

- Инструкция должна быть конкретной, содержать не более 10 слов. Иначе он не запомнит.

- При возникновении ошибки важно говорить, что ошибки допускают все и их можно исправить.

- Система поощрений-наказаний должна быть гибкой, но обязательно последовательной. Поощрять нужно сразу.

- Оставаться хладнокровным в любой ситуации. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Как играть?

- В игру включать поэтапно. Всегда начинать индивидуально, затем групповые и коллективные.

-Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

- Тренировку слабой функции производить поэтапно – сначала только одной функции, потом двух.

Например, игра «Найди отличие» ( ребенок рисует несложную картинку, взрослый вносит дополнение и предлагает сказать, что изменилось. Начинаем с одной детали),

«Ласковые лапки» ( 6-7 предметов разных фактур выкладывается на стол. Прикосновением руки определяем, что это).

«Кричалки, шепталки, молчалки» ( красная ладонь – кричалка, желтая -  шепталка, синяя – молчалка).

«Гвалт»- развивает концентрацию внимания, ( ведущий выходит за дверь. Выбирается фраза 5 – 10 слов. Дети все вместе говорят фразу, каждый свое слово. Ведущий должен воспроизвести фразу).

«Менялки» . Одного стула не хватает. Меняются местами те, у кого светлые волосы и т.д.

«Говори» на развитие умения контролировать импульсивные действия.

- Я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать тогда, когда скажу слово «говори».

«Колпак мой треугольный» (играющие сидят в кругу и повторяют по очереди фразы по одному слову; в следующем круге – одно слово заменяется жестом, потом два и т.д.)

«Давайте поздороваемся» (один хлопок – здороваемся руками, два – плечами, три – спинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

Рекомендации в работе с гиперактивными детьми

Эти рекомендации помогут организовать работу с детьми....

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "

    Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...

Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго силеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. так же трудно и их родителям, учителям....