Проектная деятельность
методическая разработка (4 класс)

Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальных классов на 5 лет (2 часа в месяц). Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации образовательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»

 «Проектная деятельность

младших школьников»

учителя начальных классов

Раднаевой Эльвиры Владимировны

п. Целинный, 2018г.

Пояснительная записка.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность, для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальных классов на 5 лет (2 часа в месяц). Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации образовательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности

Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний.

Задачи программы:

  • Формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения, коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умения самостоятельно планировать деятельность и
    принимать решения;

  • Формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Источники  информации: энциклопедии и книги из школьной и сельской  библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч,  информацию из Интернета.

Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического:

 - что такое проект,

- значимость  проекта,

-методы проектирования,

-этапы работы над проектом.

Этапы работы над проектом

№    п/п

Этапы работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации

Анализ  информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитический

Постановка цели проекта

Определение задач и способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Планирование продукта

Анализ ресурсов

Сбор и изучение информации

3

Практический

Выполнение работы по плану

Текущий контроль

4

Презентационный

Предварительная оценка продукта

Планирование  и подготовка презентационных материалов

Презентация продукта

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

Оценка продвижения

Форма организации

Занятия проводятся в форме бесед, встреч в учебном кабинете, в библиотеках, на дому. Проектная  деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов.

Прогнозируемые результаты

В результате участия во внеурочной проектной деятельности у учащихся будет сформировываться: 

  • приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям, позитивную самооценку и самоуважение,
  • -получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
  • -будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.

Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам

Уровень

результа-тов

Приобретение социальных знаний

(первый уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(третий уровень)

Проектная деятельность

Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения, поиск информации

Подготовка концертов, изготовление и выставка  поделок, сувениров, буклетов, открыток, стенгазет, альбомов, выращивание цветов и тд

Детские исследовательские проекты, участия в конкурсах, внешкольные акции

 Тематическое  планирование

Теоретическая часть (4 ч)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Познавательная беседа «Что такое проект?»

1 ч.

2.

Коллективная игра «Мы работаем над проектом»

1 ч.

3.

Игра « Я ищу информацию»

1 ч.

4.

Круглый стол «Секрет успешного выступления»

1 ч.

Проект по русскому языку

«Зимушка-зима» (7ч)

п/п

Содержание

количество

часов

1.

Беседа «Зимние узоры на окне»

1 ч.

2.

Сбор информации (загадки, пословицы, поговорки о зиме)

1 ч.

3.

Проведение подвижных игр на свежем воздухе, экскурсия в зимний лес

2 ч.

4.

Лепка снеговика, открытка «Снеговик»

2 ч.

5.

Участие в празднике «Зимний дворец»

1 ч.

Проект по окружающему миру «Моя малая родина» (6ч.)

п/п

Содержание

количество

часов

1.

Беседа «Родное село»

1 ч

2.

Исследование «Тайна имени»

2

3

Презентации «Животный и растительный мир родного края»

2 ч.

4

Проект-стенгазета «Моя Бурятия»

2 ч.

Проект по математике «Математика-царица наук» (6ч)

п/п

Содержание

количество

часов

1.

 Беседа «Математика в числах»

1ч.

2.

Игры  (головоломки, шарады, фокусы, танграмм)

2 ч.

3.

Конструирование «Царство фигур»

2 ч.

4.

Проект «Праздник числа»

1 ч.

Акция память (7ч)

п/п

Содержание

 количество

часов

1.

«День Победы». Экскурсия в музей боевой славы.

1 ч.

2.

Подготовка к концерту, изготовление открыток, буклетов.

2 ч.

3.

Встреча с ветеранами (концерт). Акция «Память».

1 ч.

4

Акция «Окно Победы»

5

Акция «Бессмертный полк»

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  6. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  8. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

9 Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

10.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

14.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

15.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

16.Интернет-сайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...