Программа внеурочной деятельности" Ступени добродетели"
рабочая программа

  Программа духовно-нравственного направления «Ступени добродетели». Программа составлена для учащихся младшего школьного возраста.  Создана на основе результатов педагогической практики на базе  ГБОУ средняя школа № 511 Санкт-Петербурга, направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной литературе, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе. Программа предусматривает формирование основ православия, духовно-нравственного развития, патриотического развития, формирования творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, социально-интеллектуального и эмоционального развития детей. Модули программы разрабатывались в течение 5 лет, в существующем виде реализуется 1 год.

Данная программа посвящена воспитанию духовности на примерах благодетелей. С каждым годом дети узнают все больше и больше. По моему мнению, одним из положительных моментов является то, что изучение и осмысление примеров из истории и художественной литературы и  приведёт к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи, а также приобщит ребёнка к православным заповедям.

К программе разработан диагностический материал, который дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей. Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики. Цель первичной диагностики- определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения. Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.  В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми материала.  Цель проведения итогового этапа диагностики: определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Это позволяет сделать вывод о степени результативности   программы. Актуальность программы в том, что в результате обучения дети смогут использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для себя и окружающих, а также проявят свои творческие таланты.   Я исходила из того, что и семье отвожу  важную роль. В программе разработаны темы лектория для родителей.   Комплексный подход с привлечением социальных партнёров к воспитанию помогает учителю решить важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младших школьников. Обращение к системе православных ценностей в школе, на мой взгляд, – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества. Важное место для воспитания духовного мира ребёнка занимают православные праздники Рождество Христово, Святки, Пасха. При подготовке и проведении праздничных мероприятий дети не просто получают информацию, а проживают ситуацию праздника, что имеет огромное эмоциональное воздействие на каждого ребёнка. Особенностью праздников в нашей школе является то, что его создают сами дети, их родители и педагоги. И здесь является очень важной поддержка Церкви и семьи. Становятся традиционными   встречи  отца  Михаила и Людмилы Анатольевны, директором Воскресной школы, с  детьми. Из бесед ребята узнают много интересного о Светочах христианства, Небесных покровителях Санкт-Петербурга, жизни Матроны Московской. Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. И здесь не обойтись без помощи Церкви. Без духовно-нравственной культуры, накопленной Православной Церковью на протяжении тысячелетий, невозможно полноценное развитие личности Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом, Церковь веками служила опорой школе и семье. Сердце ребёнка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания. Нашей школе повезло. На территории микрорайона Славянка находится Приход храма иконы Божией Матери (Скоропослушницы). Наша школа давно и тесно сотрудничает с церковью. Педагоги всегда могут обратиться за методической помощью для проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий к сотрудникам Воскресной школы и отцу Михаилу. Для детей проводятся полезные экскурсии в церкви, которые знакомят их с правилами особого, благоговейного поведения в храме, строением храма, образами Святых. Очень любят наши учащиеся мастер-классы, приуроченные к датам православных праздников, которые традиционно проводятся в Воскресной школе. Говоря о практической результативности подобного сотрудничества, хочу с уверенностью сказать, что подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы. Дети воспринимают и осознают значение духовно-нравственных ценностей в жизни человека.  В 2021-2022 учебном году учащиеся 1-4 классов под руководством учителей начальных классов   участвовали в общероссийских олимпиадах школьников «Наше наследие», «Основы православной культуры» и получили дипломы первой, второй степени. Осенью 2021 года учащиеся 4 классов отправили свои работы на районный этап конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», посвященного эпохе Петра I, где стали лауреатами III степени. В программе используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на занятиях, Достоинством   программы является продуманность тематического планирования    внеурочной деятельности, что создаёт дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения качества знаний учащихся. Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Одной из центральных идей ФГОС является осознание и необходимость перехода от знаниевой парадигмы обучения к деятельностной парадигме. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, о чем уже было сказано выше, и молодому человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию. На протяжении пяти лет мы собирали из различных методических и интернет источников эффективные приёмы и методы   организации работы учащихся на занятиях внеурочной деятельности.  Поэтому сильной стороной программы является продуманность   тематического планирования    внеурочной деятельности, что создаёт дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения   знаний учащихся.   

Программа может быть рекомендована учителям начальной школы любого региона России, педагогам дополнительного образования, учителям воскресных школ, родителям и всем заинтересованным лицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_stupeni_dobrodeteley.docx738.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Ступени добродетели»

Разработана педагогом внеурочной деятельности

ГБОУ средняя школа № 511

Срок реализации: 4 года.

Возраст учащихся: 7-11 лет.

2021-2022 учебный год


        

Содержание

Оглавление

Пояснительная записка        2

Содержание программы:        13

Календарно – тематическое планирование        15

Критерии оценки достижения планируемых результатов        24

Формы подведения итогов реализации программы        25


Пояснительная записка

Нормативная база

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;

4. Распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р"О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2021-2022 учебном году";

5. Распоряжения Комитета по образованию от 09.04.2021 N 997-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

6. Инструктивно-методического письма Комитета по образованию от13.04.2021 № 03-28-3143/21-0-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.06.16 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

8.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 254 от 20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

9. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 766 от 23 декабря 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;

10. Рекомендаций по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03.2002);

11.  Распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга  №898-р  от 02.04.2020 «Об утверждении методических рекомендаций об особенностях реализации образовательных программ начального общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

12.Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;

13. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

14. . Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга от 25.05.2015 №03_20_2057/15-00;

15. Инструктивно-методического письма «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов» от 04.05.2016 №03-20- 1587/16-0-0;

16. «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности» Министерства образования и науки российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672;

17. Письма МО РФ №1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

18.  Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности ФГОС НОО , приказ 147/21 от 30.08 2018 с изменениями, утверждёнными приказом №9 от 15.01.2021

19. Основной общеобразовательной программы начального общего образования ГБОУ средняя школа № 511, утвержденной приказом директора №

20. Учебного плана начального общего образования ГБОУ средней школы № 511, утвержденным приказом директора, № 187/1 о.д. от 21.05. 2021 г.

21. Программой воспитания школы на 2021-2022 учебный год.

22. Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. С изменениями 1.07.2020  (ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации).

23. Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125

(редактирован от 02.12.2019) от 26.09.1997 (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4).

  1. Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.
  2. Конвенции о правах ребенка (1989 г.)
  3. Федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2020-2025 годы.
  4. «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.
  5. Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 год «Петербургские перспективы» от 29.05.2015 г. №996-р.

29.Шевченко Л.Л.  Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1-11 годы обучения.– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

30.Логинова Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников // Профильная школа. – 2011. – №5. – С. 60–63.

Программа  направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы. Сроки реализации программы- 4 года.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России на основе учения об основных добродетелях.

На основании этих добродетелей выстраивается весь мир добра, который есть в каждой душе, все остальные добродетели (остальное добро в мире) являются производными от этих добродетелей.

Добродетель – нравственная доблесть и красота, которые способны всякого человека восхищать и привлекать, к которым нужно стремиться и которые необходимо воспитывать и возделывать в себе ради достоинства своего существования и восхождения к идеальной норме бытия и нравственному совершенству

Для достижения цели мы определили задачи программы:  

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к православной культуре.
  • Воспитывать стремление подражать идеалам, высоким образам евангельских сюжетов и положительным героям сказок, стремление к доброте, правдивости, добродетели, потребности жить по совести, желанию следовать принципам добра и созидания.
  •  Воспитывать чувства уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, чувства почтения и любви, послушания и благодарности по отношению к родителям и педагогам, трудолюбия, уважение к людям труда и бережного отношения к результатам труда.

Развивающие:

  • Развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры.
  • Содействовать развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции, способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.
  • Развивать у детей коммуникативные навыки, стремление к взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

 Обучающие:

  • Знакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями: о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте.
  • Приобщать детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц.
  • Формировать представления о православной церкви и православном храме, знакомить с некоторыми образцами православного искусства: литературы и иконописи.
  • Расширять представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру.
  • Расширять представления детей о духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и т.д., о правилах этикета.
  • Расширять словарный запас детей.

Задачи программы в области формирования культуры:

  1. В области формирования нравственной культуры:

 формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

 формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

 принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

 формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам, самостоятельно совершать поступки и действия на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  1. В области формирования социальной культуры:

 формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

 воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;

 становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;

 формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  1. В области формирования семейной культуры:

 формирование отношения к семье как основе российского общества

 формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

 формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;

 знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

 

В первом классе дети знакомятся с понятием «добродетели». Получают знания основных норм, которые общество выработало на основе духовных ценностей; во втором и третьем классе, опираясь на знания, полученные ранее, происходит погружение детей в красоту православия, как средство возжечь в детской душе искорку желания нравственной жизни. В четвертом классе идет закрепление материала предыдущего класса, творческое осмысление уже пройденных тем.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ДОБРОДЕТЕЛИ

Название

этапов

Подготовительный

Общая тема: «Знакомство с понятием добродетели.»

Формирование основ православной культуры. Общая тема:

«Христианская религия и православная культура. Семейные реликвии.»

 

Формирование знаний о добродетели милосердии. Общая тема: «Христианская  добродетель милосердие и православная культура».

Формирование знаний об основных положениях христианского учения.

Общая тема: «Светочи России».

Обобщение знаний о добродетелях.  

Описание этапов

На этом этапе учащиеся знакомятся с добродетелями

милосердие, трудолюбие, послушание, скромность. Обучает детей ценить труд, находить правильные решения в сложных ситуациях.

 Основывается на знаниях, полученными детьми в первый год обучения. Расширяется понятиями воздержание от гнева, зла, обид, сострадание, кротость. Обучает детей находить выходы из сложных жизненных ситуации, ценить семью, друзей.

Опирается на понимании христианской добродетели, моделирование ситуаций нравственного характера и их решения. На этом этапе дети учатся применять свои знания, полученные в 1-2 классе,в жизненных ситуациях (благотворительные акции, проекты)

 Познакомится с нравственными поступками людей, приобщить к истории России.

Количество часов

 

33

34

34

34

Назначение программы:

Обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогическом совете школы, заседании МО преподавателей внеурочной деятельности, родительских собраний с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
  • анкетирование обучающихся  и родительской общественности.

Условия реализации программы:

  • педагог должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить  наследие  православной  культуры,  глубоко  уважать  исторический  и  православный духовный опыт русского и других народов России;
  • педагог  должен  любить  детей,   уважать  их  внутренний  мир,  знать  возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
  • педагог  должен  опираться  не  на  собственные  умозаключения,  а  на  устоявшиеся традиции  духовной  отечественной  культуры,  исторические  факты,  Священное  Писание  и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания подрастающего поколения;
  • необходимо  широкое  использование  иллюстративного  материала  (изобразительного, литературного, музыкального);
  • необходимо привлечение учащихся к самостоятельной  и  коллективной  исследовательской и творческой деятельности;
  • используются разнообразные методы и приѐмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
  • теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев;
  • совместная работа с родителями, школой, общественностью.

Краткая характеристика программы

 Программа составлена для учащихся младшего школьного возраста.  Создана на основе результатов педагогической практики на базе  ГБОУ средняя школа № 511 Санкт-Петербурга, направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной литературе, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе. Программа предусматривает формирование основ православия, духовно-нравственного развития, патриотического развития, формирования творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, социально-интеллектуального и эмоционального развития детей. Модули программы разрабатывались в течение 5 лет, в существующем виде реализуется 1 год.

Данная программа посвящена воспитанию духовности на примерах благодетелей. С каждым годом дети узнают все больше и больше. Одним из положительных моментов является то, что изучение и осмысление примеров из истории и художественной литературы и  приведёт к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи, а также приобщит ребёнка к православным заповедям.

К программе разработан диагностический материал, который дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей. Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики. Цель первичной диагностики- определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения. Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.  В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми материала.  Цель проведения итогового этапа диагностики: определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Это позволяет сделать вывод о степени результативности   программы.

Актуальность программы в том, что в результате обучения дети смогут использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для себя и окружающих, а также проявят свои творческие таланты.  В программе разработаны темы лектория для родителей.  Комплексный подход с привлечением социальных партнёров к воспитанию помогает учителю решить важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младших школьников. Обращение к системе православных ценностей в школе, на мой взгляд, – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества. Важное место для воспитания духовного мира ребёнка занимают православные праздники Рождество Христово, Святки, Пасха. При подготовке и проведении праздничных мероприятий дети не просто получают информацию, а проживают ситуацию праздника, что имеет огромное эмоциональное воздействие на каждого ребёнка.  Для Церкви воспитание всегда было святым долгом, Церковь веками служила опорой школе и семье. Сердце ребёнка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания.   жизни человека.  В 2021-2022 учебном году учащиеся 1-4 классов под руководством учителей начальных классов   участвовали в общероссийских олимпиадах школьников «Наше наследие», «Основы православной культуры» и получили дипломы первой, второй степени. Осенью 2021 года учащиеся 4 классов отправили свои работы на районный этап конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», посвященного эпохе Петра I, где стали лауреатами III степени. В программе используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на занятиях, Достоинством   программы является продуманность тематического планирования    внеурочной деятельности, что создаёт дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения качества знаний учащихся. Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные   Одной из центральных идей ФГОС является осознание и необходимость перехода от знаниевой парадигмы обучения к деятельностной парадигме. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, о чем уже было сказано выше, и молодому человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию. Сильной стороной программы является продуманность   тематического планирования    внеурочной деятельности, что создаёт дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения   знаний учащихся.  

Программа может быть рекомендована учителям начальной школы любого региона России, педагогам дополнительного образования, учителям воскресных школ, родителям и всем заинтересованным лицам.

 

Программа относится к духовно-нравственному направлению и рассчитана на четыре года обучения.

Отличительные особенности программы:

-учет возрастных особенностей обучающихся;

-культорологическая направленность курса;

-возможность для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных умений и навыков, творческого потенциала и т.д.;

-опора на имеющийся учебный, социальный и личностный опыт школьников.

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное значение. Младший школьный возраст характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому, работая по программе, предполагается исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира.

Мы исходим из того, что и семье отводится важная роль. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, классных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Поэтому воспитательное пространство ребёнка выглядит именно так. В этом пространстве все участники влияют друг на друга и являются равными звеньями одной цепи.

Совместная работа всех участников программы позволит направить усилия на обобщение лучшего опыта духовно-нравственного воспитания на основе добродетелей в начальной школе. Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно-нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать, то есть имеют представление о нравственном поведении, но при этом не всегда так поступают. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход с привлечением социальных партнёров к воспитанию поможет  учителю решить важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием самых высоких нравственных отношений.

Инновационность разработанной   Программы заключается в том, что ее реализация будет способствовать консолидации ресурсов и компетенций педагогов, специалистов в сфере духовно-нравственного воспитания(социальных партнёров) в целях реализации стратегической задачи национального приоритетного проекта «Образование»: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных ценностей и национально-культурных традиций Православия.

Планируемые результаты программы:

  • в осознанном выборе человеком нравственно-ориентированной позиции и уклонении от нравственно дезориентированной позиции при решении жизненных проблем;
  • в формировании критериев самооценки поступков, которые определяются ценностями, укорененными в укладе жизни в православной русской традиции;
  • в развитии средств анализа и рефлексии нравственных принципов, на основе которых совершается поступок в ситуации выбора;
  • в принятии образов человеческого совершенства, выраженных в святости как идеале нравственного устремления человека, и пути к совершенству посредством «Лестницы добродетелей»;
  • в формировании активной жизненной позиции школьника;
  • в приобщении школьников к нравственным, духовным ценностям, добродетелям;
  • в формировании представления о семье как о высшей ценности гражданского общества;
  • в укреплении семьи на основе совместного проживания добродетелей;
  • в уважительном отношении к старшим, проявлении заботы о младших;
  • в соблюдении народных традиций, уважении к своему роду, родословной;
  • в эмпатическом и толерантном отношении к окружающим.

Программа ВД является частью выстроенной системы по достижению планируемых результатов обучающихся от созерцания окружающего мира до деятельностного преобразующего взаимодействия с ним.

Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Учащиеся знакомятся с разными видами нестандартных задач и способами их решения.

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Учащиеся выполняют практические задания на развитие логики и мышления совместно с учителем, выполняя работу по образцу.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Этот уровень достижения результатов является наивысшим и реализуется в ходе общественно-полезных практик, в том числе решения олимпиадных заданий, участия в научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «красота», «родина», «любовь», «милосердие», «природа», «семья»;

-уважение к своему народу, к своей родине;

-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев библейских текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

-уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера;

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

-принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-доброжелательность, доверие и внимательность к людям.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

-организовывать свое рабочее место;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом;

-составлять план и определять последовательность действий;

-уметь самостоятельно организовывать поиск информации;

-принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные УУД:

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-самим задавать вопросы;

-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

-сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;

-уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом;

-уметь самостоятельно организовывать поиск информации;

-составлять план и определять последовательность действий;

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-слушать и понимать речь других;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-работать в паре, в группе;

- обсуждение в ходе совместной деятельности возникающей проблемы.

Методическое обеспечение программы

В ходе реализации программы используются следующие формы организации занятий:

  • игра;
  • проблемная ситуация;
  • практическая деятельность;
  • тренировочные упражнения;
  • ситуативные тренинги;
  • участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах.

Методы организации деятельности:

  • "забегание" вперед и наглядно-слуховой (использование наглядного материала и слушание музыки);
  • словесный (рассказ педагога, диалог, беседа, и т.д.);
  • практический (использование на уроках декоративно-прикладного творчества);
  • возвращения к пройденному;
  • "спиральное" обобщение .

Учебно-методический комплект:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Проектор.
  4. Подборка презентаций к занятиям.
  5. Подборка дидактических игр, заданий для практических занятий.

Список литературы для учителя:

1.Игумен Киприан (Ященко) Воспитание добродетелей, Москва, Благотворительный фонд «Покров»,2013

2. Д. Киселёв Вера спасает человека. По творениям святителя Филарета Московского, 2017

3.Д.Олейникова Без смирения нет спасения. По творениям праведного Иоанна Кронштадтского,2016

4.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71.

5. Шестун Е. «Православная педагогика»: исторические психолого-педагогические очерки. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. 576 с.

6. https://aldebaran.ru

7. https://www.litres.ru

8.Лесенка-чудесенка. Литературно-художественный Православный календарь для детей и родителей. Москва. Приход Храма Св.Духа сошествия на Лазаревское кладбище, 2022год.

9.Священик Андрей Мекрюков, Елена Момот Основы христианской нравственности.

Книга в 3-х частях. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Москва, 2015 год

10Священик Андрей Мекрюков, Елена Момот Методическое пособие для учителя.

11.Протоерей Борис Балашов Основы православной веры. Великие праздники. Издательство

12.Христианская жизнь, Клин 2010 год.

13.https://azbyka.ru/

Список литературы для обучающихся:

1. Азаров В.    Прикосновения к святыням. Москва: Благо, 2004.

2. Великая княгиня Елисавета: жизнеописание и акафист. - Москва, 2001.

4. Стрижев А. А. Православная педагогика: страницы истории. – М.: «Паломник», 1999.

5. Плужников А. Иллюзии духовной жизни. – М.: «Даниловский благовестник», 2011.

6. Трубецкая  Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.

7.Сборник Свет рождественской звезды, Москва, 2013

8. Лесенка-чудесенка. Литературно-художественный Православный календарь для детей и родителей. Москва, Приход Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2021

Основные направления и ценностные   основы программы

Этапы формирования духовно- нравственных ценностей

1. Подготовительный. Общая тема: «Знакомство с понятием добродетели.»

На этом этапе закладываются основы нравственного и патриотического восприятия жизни. Дети учатся отличать хорошие поступки от плохих, грех от добродетели, видеть красоту нерукотворного мира, знакомятся с основными православными праздниками.

Учитывая, что в этот период для ребенка характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, детям предлагаются занимательные и поучительные рассказы, сказки, анимированные истории, используется большое количество иллюстративного материала. Обучение строится на образно-эмоциональном восприятии ребенком окружающей действительности.

Основными задачами подготовительного этапа являются:

  • Установление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира.
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.
  • Воспитание любви к Родине, родному   краю, своему народу, бережного отношения к природе.

К концу первого этапа обучения дети имеют представление об основных добродетелях.  Блок декоративно-прикладного творчества   включает творческие задания на изготовление поделок из соленого теста, из бумаги, в технике аппликации, оригами.

К концу первого этапа обучения дети знают названия основных добродетелей и пороков, события Рождества и Пасхи, названия 2 двунадесятых праздников и умеют отличать хорошие поступки от плохих.

2. Формирование основ православной культуры.  

«Христианская религия и православная культура. Семейные реликвии.»

На втором этапе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.  Знакомятся с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Роль семейных   традиций  в культуре каждого народа. Православие – традиционная религия народов России.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Закрепление личных связей ребенка с православной культурой.
  • Развитие основ аскетического восприятия действий человека в окружающем мире.
  • Приобщение к   художественно - эстетическим отечественным традициям;
  • Расширение   и   активизация   словаря  школьников  путѐм  дополнения  его лексикой духовного и историко-культурологического  значения;
  • Приобщение к   художественно - эстетическим отечественным традициям;
  • Формирование  потребности  школьника  в  творческом  участии  в  жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
  • Воспитание умения быть отзывчивым к трудностям и сложностям в жизни окружающих людей, умения радоваться своим успехам и успехам своих друзей.

Детям преподаются начальные знания православия, каждый цикл занятий рассматривает все новые аспекты основной темы этапа.

К концу второго этапа обучения дети знают христианское представление устройства мира.  Сюжеты Рождества Христова и Пасхи, двунадесятые и великие христианские праздники Православия, основные библейские сюжеты, добродетели воздержания и целомудрия, на которых строится путь восхождения к Богу, и умеют воспринимать каждого человека как ближнего, а также складывают базовые формы оригами, владеют основными приемами работы с соленым тестом и аппликацией.

  1. Формирование знаний о  добродетели милосердии. Общая тема: «Христианская  добродетель милосердие и православная культура».

На третьем этапе, когда ребёнок уже имеет определенный багаж знаний, происходит более глубокий анализ добродетели, поиск ее скрытых смыслов, символики, прообразов.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Ознакомить детей с текстами Библии, соотносящимися с важнейшими категориями этики.
  • Сформировать знания учащихся о православии, как культурообразующей  религии России.
  • Формирование представления о культурном и историческом     единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.
  • Развитие умения выявлять смысловое и символическое содержание текстов священного писания.
  • Воспитание патриотизма
  • Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

К концу третьего этапа обучения дети знают библейские сюжеты, их символический смысл,  умеют находить ветхозаветные прообразы, находить смысл в приточных проповедях Спасителя. В сознании детей развивается чувство сопричастности к истории Отечества, чувство гордости и ответственности за традиции культуры своего народа.

4. Формирование знаний об основных положениях христианского учения. Общая тема: «Светочи России»

К этому времени у воспитанников складывается достаточно целостная картина религиозного мировоззрения, уже приняты и осмыслены ценностные ориентации.

В этот период важно формирование отношений:

  • к миру как к объекту своего служения в понимании того, что он может быть и должен быть преображен.

К концу четвертого этапа обучения дети знают основные догматические положения Православной Церкви, символ веры, церковные таинства и их символический смысл, умеют распознавать догматическое учение в учениях святых отцов.

Данный этап призван решить следующие задачи:

  • Формирование знаний об истории православного  краеведения и ее связи с историей родной земли.
  • Формирование знаний о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных.
  • Способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
  • Формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Санкт-Петербурга.
  • Познакомить с православным церковным искусством.
  • Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуре.

Таким образом, последовательно проходя все этапы обучения, воспитанники ищут свое место в общей картине мира, осознают себя и свою позицию в окружающей духовно-религиозно-нравственной социокультурной среде. Отходят от упрощённого, «чёрно-белого» видения мира, рассматривают людей, их поступки с разных смысловых позиций.

Формы работы с учащимися и родителями

  • Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
  • Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, создание мультфильмов
  • Проведение праздников и мероприятий.
  • Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
  • Исследовательская деятельность учащихся.
  • Экскурсии.
  • Организация выставок.
  • Утренники, праздники.
  • Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях.
  • Родительские собрания на  духовно-нравственные  темы.
  • Лекторий для родителей.
  • Выставки, конкурсы.
  • Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса  духовно-нравственного   воспитания  в семье.
  • Совместно организованные с родителями праздники, поездки, экскурсии.

Работа с родителями

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими  и сложнейшими задачами становления человека.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми  - это работа с  их родителями». Родители должны почувствовать свою причастность к успехам и промахам того коллектива, членом которого является их ребёнок. Бывает так, что духовно-нравственное воспитание понимается лишь как воспитание или приобщение ребёнка к искусству, художественной деятельности, а вот духовную сущность, её незаменимость в формировании важнейших качеств личности, родители не всегда сами осознают и, естественно, не могут раскрыть её детям.

Основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников:

  • систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей:
  • ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися;
  • привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе,
  • формирование у родителей потребности в самообразовании,
  • ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания,
  • отбор и обобщение лучшего опыта.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • беседа
  • консультации
  • родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

Содержание программы:

1. Подготовительный. Общая тема: «Знакомство с понятием добродетели.»

Обзорное знакомство со всеми добродетелями. Понятие добродетели, привычные, уже знакомые понятия, такие как трудолюбие, послушание, сострадание, уважение и т.д.  Смысл добродетельных поступков. Понятие добра и зла. Понятие хорошего и плохого поведения.  На примере жизни духовных людей (светочи России) раскрыть понятие христианской добродетели. Рассказ, показ слайдов, чтение отрывков о жизни светочей России . Добродетель воздержания. Сущность добродетели.  Семейный альбом. Презентация семейного альбома. Добродетель целомудрия. Рассказ, чтение, изучение исторических и литературных отрывков о добродетели и ее носителях, выполнение рисунков, беседа о семейных ценностях, выполнение заданий в рабочей тетради, коллективное обсуждение. Добродетель милосердия. Беседа, рассказ, чтение – изучение литературных отрывков, рассказывающих о добродетели и ее носителях, выполнение рисунков и заданий в рабочей тетради, коллективная работа, обсуждение. Маленькие радости моей семьи.  Добродетель кротости. Беседа, рассказ, чтение – изучение исторических и литературных отрывков о добродетели и ее носителях, выполнение заданий в рабочей тетради: составление устного рассказа, восстановление исторического текста по картинкам, перевод текста летописи  Добродетель радования. Беседа, рассказ, текст о добродетели радования, выполнение задания «Что для меня значит радость», коллективная работа (найти радость в иллюстративном материале), обсуждение. Творческое задание, написать эссе: «Как сделать нашу жизнь более радостной».

2. Формирование основ православной культуры. Общая тема:

«Христианская религия и православная культура. Семейные реликвии.»

Повторение понятия добродетели. Знакомство с понятиями воздержания и целомудрия.   Добродетель воздержания. Сущность и особенности. Беседа о добродетели и понятии «воздержание». Чтение литературы, раскрывающей понимание добродетели воздержания, рассказ о людях (подвижниках, светочах России, простых гражданах), носителях добродетели воздержания. Семейные реликвии.  Добродетель воздержания.  Добродетель целомудрия. Сущность и особенности. Беседа о добродетели и понятии «целомудрие». Чтение литературы, раскрывающей понимание добродетели целомудрия, рассказ о людях, образах семей (подвижниках, светочах России, простых людях), носителях добродетели целомудрия. Семейные праздники.  Добродетель целомудрия.

3.Формирование знаний о  добродетели милосердии. Общая тема: «Христианская  добродетель милосердие и православная культура».

Добродетель милосердия. Беседа о добродетели и понятии «милосердие»; чтение литературы, раскрывающей понимание добродетели милосердия, рассказ о людях (благодетелях, врачах, попечителях, светочах России), носителях добродетели милосердия.

Моя родословная. Генеалогическое древо.  Подготовка к участию в благотворительных акциях, волонтерских движениях милосердия, к посещению приюта или дома инвалидов. Дискуссия о значимости помощи нуждающимся людям. Выполнение проекта «Имена милосердия. Моя родословная. Генеалогическое древо.  Практическая реализация (упражнение) добродетели милосердия. Участие в экологических рейдах .Добродетель кротости. Беседа о добродетели и о понятии «кротость»; чтение литературы, раскрывающей понимание добродетели кротости; рассказ о людях – носителях добродетели кротости. Моделирование ситуаций нравственного характера и их решение.   Написание эссе (сочинений): «Кто такой кроткий человек?»

4.Формирование знаний об основных положениях христианского учения. Общая тема: «Светочи России».

Добродетель радования. Беседы о добродетели и о понятии «радование», рассказ о воинах и людях, проявивших мужество в различных жизненных обстоятельствах, чтение литературы, раскрывающей понимание добродетели радования, просмотр мультфильмов и фильмов.   Добродетель мужества. Беседа о понятии «мужество», рассказ о воинах и людях, проявивших мужество в различных жизненных обстоятельствах, чтение   выполнение проекта «Личность в истории моей страны», посвященного добродетели мужества.   Добродетель смирения. Изучение притч, посвященных добродетели смирения. Беседы, чтение литературы, раскрывающей понимание добродетели смирения    Моделирование ситуаций нравственного характера и их решение . Добродетель любви. Осмысление понятия любви к ближнему. Любовь к окружающему миру и природе Знакомство с историческими личностями (их жизнеописанием), которые были носителями добродетели любви. Семья как основная форма проявления любви между людьми. Знакомство с понятием любви и семейных отношений в литературно-педагогических памятниках Древней Руси: «Поучение к детям князя Владимира Мономаха», «Домострой», «Пчела», «Златоуст». Историческое исследование примеров семей, сохранивших любовь на протяжении всей жизни.

Учебно – тематический план

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ДОБРОДЕТЕЛИ

Название

этапов

Подготовительный

Общая тема: «Знакомство с понятием добродетели.»

Формирование основ православной культуры. Общая тема:

«Христианская религия и православная культура. Семейные реликвии.»

Формирование знаний о добродетели милосердии. Общая тема:

«Христианская добродетель милосердие и православная культура».

Формирование знаний об основных положениях христианского

учения. Общая тема: «Светочи России».

Обобщение знаний о добродетелях.

 На этом этапе учащиеся знакомятся с добродетелями

милосердие, трудолюбие, послушание, скромность. Обучает детей ценить труд, находить правильные решения в сложных ситуациях.

 Основывается на знаниях, полученными детьми в первый год обучения. Расширяется понятиями воздержание от гнева, зла, обид, сострадание, кротость. Обучает детей находить выходы из сложных жизненных ситуации, ценить семью, друзей.

Опирается на понимании христианской добродетели, моделирование ситуаций нравственного характера и их решения.

На этом этапе дети учатся применять свои знания, полученные в 1-2 классе, в жизненных ситуациях (участие в благотворительных акциях, проектах)

Познакомится с нравственными поступками людей, приобщить к истории России.

Количество

часов

33

34

34

34


Календарно – тематическое планирование

1 класс

Тематика занятий

Количество часов

Практическая направленность

Виды деятельности и формы организации

Примечания

Знакомство с понятием «добродетели» человека.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа,

рассказ педагога,

видеофрагменты, музыка, изобразительный ряд.

Смысл добродетельных поступков на примере литературных произведений.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов В. Сухомлинского

дискуссия,

видеофрагмент.

Понятия «добро» и «зло». Понятие Хорошее и плохое поведение человека.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, игра «Доброе  сердце».

Сущность добродетелей  «трудолюбие», «послушание».

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, дискуссия, музыка, изобразительный ряд.

«Ценность добродетели в ней самой» - семейные ценности.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, дискуссия.

Сущность понятия «христианская добродетель».  Примеры жизни духовных  православных  людей (православные святые)

1

художественное творчество

Беседа, дискуссия,  музыка, изобразительный ряд.

Сущность добродетели «милосердие».

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, дискуссия.

Изучение литературных отрывков, рассказывающих о добродетели «милосердие»  и ее носителях.

1

художественное творчество, направленное  на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

Беседа, чтение рассказов В. Осеевой, видеофрагмент,  дискуссия.

Можно интегрировать с внеклассным чтением

«Ценность добродетели в ней самой» - семейные ценности.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, видеофрагмент, дискуссия.

Сущность добродетели «скромность».

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, дискуссия.

«Ценность добродетели в ней самой» - семейные ценности.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа,  дискуссия.

Литературные примеры,   рассказывающие о добродетели.  «Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие»

Л.Н. Толстой

1

художественное творчество

Беседа, чтение рассказов Л.Н.Толстого, видеофрагмент,  дискуссия.

Более широко рассматривается на уроках литературного чтения

Цикл игр «Тропинками добродетели»

1

игровая

Дискуссия. Сценка «Законы милосердия»

См. Приложение

Толкование пословиц и поговорок, посвящённых понятию «добродетели»

1

художественное творчество

Беседа, чтение рассказов, дискуссия.

Цикл игр «Тропинками добродетели»

1

игровая

Беседа, игра «Мудрый совет»

Сущность добродетели «радование».

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов, дискуссия.

Что  для меня значит радость? (семейные ценности)

1

проблемно-ценностное общение

Участие в проекте.

Как сделать нашу жизнь более радостной?

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов, дискуссия.

Цикл игр «Тропинками добродетели».

1

игровая

Беседа, художественное творчество

См. Приложение

Маленькие радости моей семьи. Мини проект

1

проблемно-ценностное общение

Подготовить рассказ о своей семье (участие в проекте)

Маленькие радости моей семьи.  Мини проект

1

проблемно-ценностное общение

Участие в проекте

Сущность добродетели «смирение»

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов.

Истинное и ложное смирение.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов, изобразительный ряд, дискуссия.

Толкование пословиц и поговорок, посвящённых понятию «смирение».

1

художественное творчество

Беседа, чтение рассказов, видеофрагмент.

Более широко рассматривается на уроках литературного чтения

Литературные примеры,   рассказывающие о добродетели «смирение».

1

художественное творчество

Беседа, чтение рассказов, видеофрагмент.

Что такое для меня смирение?

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов, видеофрагмент.

Сущность добродетели «мужество».

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов, дискуссия.

Люди-носители добродетели «мужество».

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, видеофрагмент, дискуссия.

Литературные примеры,   рассказывающие о добродетели «мужество».

1

художественное творчество

Беседа, чтение рассказов, дискуссия.

Можно интегрировать с внеклассным чтением

Что такое для меня мужество?

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, дискуссия.

«Ценность добродетели в ней самой» - семейные ценности.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов, дискуссия.

Люди – носители добродетели «мужество» - семейные реликвии.

1

проблемно-ценностное общение

Беседа, чтение рассказов, дискуссия.

Развивающая игра «Добродетели».

1

игровая

Игра «Чем мы прекрасны», изобразительный  ряд «Подарки для жителей Земли», сценка «За что мы отвечаем».

Календарно – тематическое планирование

2 класс

Тематика занятий

Количество часов

Практическая направленность

Виды деятельности и формы организации

Примеча

ние

Сущность добродетелей. Повторение понятия добродетели.

1

Проблемно-ценностное общение

 Проблемная ситуация

Сущность добродетели «воздержания от гнева, зла и обид».

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

В мире мудрых мыслей (толкование пословиц и поговорок, посвящённых добродетели «воздержание от гнева, зла и обид»)

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Воздержания от обид. «Нехорошие слова». Недобрые шутки.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Знакомство с притчей.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Светочи России - носители добродетели воздержания  от гнева, зла и обид.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

«Ценность добродетели в ней самой» - семейные ценности.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Цикл игр «Тропинками добродетели».

1

игровая

игра

См. Приложение

Милосердие в семье. Семейные реликвии.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Сущность добродетели «сострадание».

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Сострадание к ближним. Семейные реликвии.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Притчи о сострадании.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Сущность добродетели «кротость». Толкование пословиц и поговорок, посвящённых добродетели «кротость».

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Светочи России- носители добродетели «кротость».

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Можно интегрировать с  уроком окружающий мир

Моя святая мама

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Мини проект «Моя мама»

1

Проектная деятельность

Участие в проектах

Мини проект «Моя мама»

1

Проектная деятельность

Участие в проектах

Мероприятие «Вредные привычки»

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Ситуации нравственного характера. Игра-квест «В стране Полезных привычек»

1

игровая

игра

Добродетель «мужество». Стойкость и мужество.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев?

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Можно интегрировать с  уроком литературного чтения

Светочи России- носители добродетели

«мужество» (стойкость).

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

«Ценность добродетели в ней самой» - семейные ценности.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Цикл игр «Тропинками добродетели».

1

игровая

игра

См. Приложение

Сущность добродетели «любовь».

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Любовь, как и другие добродетели, надо взращивать в своём сердце.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Справедливость без любви делает человека жестоким.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Честь без любви делает человека высокомерным.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Богатство без любви делает человека жадным.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

О добром сердце. Чтение литературы, раскрывающей понимания добродетелей: любовь, кротость, сострадание.

1

Художественное творчество

Выставка работ

Цикл игр «Тропинками добродетели».

1

игровая

игра

См. Приложение

Сюжетно – ролевая игра  «Дерево добрых дел»

1

игровая

игра

Итоговая игра -викторина  «Добродетели»

1

игровая

Игра – викторина

Календарно – тематическое планирование

3 класс

Тематика занятий

Количество часов

Практическая направленность

Виды деятельности и формы организации

Примечание

Повторение понятия «добродетели».

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Добродетели сострадание (милосердие) Люди, носители добродетели милосердия (врачи)

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Сострадание – сочувствие, милосердие Люди, носители добродетели милосердия (благодетели)

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Светочи России- носители добродетели сострадания.(попечители)

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Дискуссия о значимости помощи нуждающимся людям

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Благотворительность. Участие в благотворительной акции «Круговорот добра в природе» (сбор макулатуры)

1

Добровольческая деятельность

Социальная практика

В течение года

Цикл игр «Тропинками добродетели».

Проблемно-ценностное общение

беседа

См. Приложение

Проект «Имя твое –милосердие»

1

Проектная деятельность

Участие в проектах

Проект «Имя твое –милосердие»

1

Проектная деятельность

Участие в проектах

Проект «Имя твое –милосердие»

1

Проектная деятельность

Участие в проектах

Сущность добродетели «смирения».

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

В мире мудрых мыслей (толкование пословиц и поговорок, посвящённых добродетели «смирение»)

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

«Ценность добродетели в ней самой» - семейные ценности.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Моделирование ситуаций нравственного характера и их решения.

1

Игровая деятельность

Тренинг

Проба пера. Написание секвейна о смирении (кротости). Чтение и обсуждение авторских произведений. Значимость матери.

1

Художественно-литературная деятельность

Тренинг

Можно интегрировать с  уроком русского языка

Благотворительность. Участие в благотворительной акции «Бабушкина радость»

1

Добровольческая деятельность

Социальная практика

Рассказ о людях-носителях добродетели «смирения» (кротости)

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Чтение литературы, раскрывающей понимание добродетели «смирения» кротости

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Можно интегрировать с внеклассным чтением

Дискуссия о значимости добродетели смирение – кротость.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Цикл игр «Тропинками добродетели».

1

игровая

игра

См. Приложение

Знакомство с притчами, связанными с понятием добродетели смирения –кротости.

1

Проблемно-ценностное общение

беседа

Создание кинопритч о добродетели «милосердие».

1

Художественное творчество

Выставка работ

Совместная работа  с мультстудией

Создание кинопритч «радование».

1

Художественное творчество

Выставка работ

Создание кинопритч «кротость» (смирение).

1

Художественное творчество

Выставка работ

Благотворительность. Участие в благотворительной акции «Добрый апрель»

1

Добровольческая деятельность

Социальная практика

Цикл игр «Тропинками добродетели».

1

игровая

игра

 См. Приложение

Подготовка к написанию эссе «Как ты понимаешь - мужественный человек»

1

Художественно-литературная деятельность

Тренинг

Можно интегрировать с  уроком русского языка

Проба пера. Чтение и обсуждение авторских произведений.

1

Художественно-литературная деятельность

Тренинг

Подготовка к написанию эссе «Как ты понимаешь - милосердный человек»

1

Художественно-литературная деятельность

Тренинг

Проба пера. Чтение и обсуждение авторских произведений.

1

Художественно-литературная деятельность

Тренинг

Подготовка к написанию эссе «Как ты понимаешь - кроткий человек»

1

Художественно-литературная деятельность

Тренинг

Проба пера. Чтение и обсуждение авторских произведений.

1

Художественно-литературная деятельность

Тренинг

Творческий семейный проект «Семейные островки добродетелей»

1

Проектная деятельность

Участие в проектах

Творческий семейный проект «Семейные островки добродетелей»

1

Проектная деятельность

Участие в проектах

Календарно – тематическое планирование

4 класс

Тематика занятий

Количество часов

Практическая направленность

Виды деятельности и формы организации

Примечание

Повторение понятия добродетели. Примеры светочей России, обладающих добродетелями.

1

Проблемно-ценностное общение

Познавательная деятельность, входная диагностическая работа

Можно интегрировать с  уроком ОРКСЭ

Сущность добродетели «радование сердца».

1

Проблемно-ценностное общение

Проблемно-ценностное общение,  короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала

Христианское понимание радости.

1

Проблемно-ценностное общение

Познавательная деятельность,  короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала

Примеры художественной литературы, раскрывающие понимание добродетели «радование сердца».

1

Упражнения творческого характера

Проблемно-ценностное общение,  чтение фрагментов из художественных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием

Примеры художественной литературы, раскрывающие понимание добродетели радования. Светочи России- носители добродетели радования.

1

Упражнения творческого характера

Проект- исследование «Добродетель   радование»

1

Участие в конкурсах, конференциях различного уровня.

Социальное творчество,   проектная деятельность

Проект- исследование «Добродетель   радование»

1

Добродетель «самопожертвование» (мужество).

1

Проблемно-ценностное общение

Познавательная деятельность,  беседа с заданиями на закрепление материала

Рассказ о воинах и людях, проявивших мужество в различных жизненных обстоятельствах.

1

Упражнения творческого характера

Проблемно-ценностное общение, ,   чтение фрагментов из художественных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием

Моделирование ситуаций нравственного характера и их решения.

1

Ролевые игры

Проблемно-ценностное общение, диспут

Светочи России- носители добродетели «самопожертвование» (мужество).

1

Дидактические материалы

Познавательная деятельность,  создание галереи образов

Экскурсия в церковь

Мужество. Мини проект «История семьи в жизни армии».

1

Участие в конкурсах, конференциях различного уровня

Социальное творчество,  проектная деятельность, проектная деятельность

Мужество. Мини проект «История семьи в жизни армии».

1

Защита проектов.

1

Сущность добродетели  «послушание» (кротость, смирение).

1

Упражнения творческого характера

Познавательная деятельность,   беседа с закреплением материала в творческих работах.

Примеры художественной литературы, раскрывающие понимание добродетели «послушание».

1

Дидактические материалы

Проблемно-ценностное общение, чтение фрагментов из художественных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием

Можно интегрировать с внеклассным чтением

Знакомство с притчами, связанными с понятием добродетели «послушание».

1

Дидактические материалы

Проблемно-ценностное общение,   чтение притч с последующим обсуждением и творческим заданием

Моделирование ситуаций нравственного характера и их решения.

1

Ролевые игры

Проблемно-ценностное общение, диспут

Совместная работа с театральной студией

«Мы сами снимаем кино!» Создание кинопритч

1

Участие в мероприятиях различного уровня

Социальное, художественное творчество, работа с христианскими притчами

Совместная работа с мультстудией

«Мы сами снимаем кино!» Создание кинопритч

1

«Мы сами снимаем кино!» Создание кинопритч

1

Проект- исследование «Их добродетель  во мне»

1

Участие в конкурсах, конференциях различного уровня

Социальное творчество,  проектная деятельность, проектная деятельность

Проект- исследование «Их добродетель  во мне»

1

Проект- исследование «Их добродетель  во мне»

1

Защита проектов.

1

Защита проектов.

1

Сущность добродетели «любовь к ближнему». Чтение христианских притч, раскрывающих понятие добродетели.

1

Упражнения творческого характера

Проблемно-ценностное общение,  чтение притч с последующим обсуждением и творческим заданием

Осмысление понятия «любви к ближнему». Толкование пословиц и поговорок

1

Упражнения творческого характера

Проблемно-ценностное общение,  беседа с закреплением материала в творческих работах

Знакомство с историческими личностями  (их жизнеописание), которые были носителями добродетели «любовь к ближнему», милосердие

1

Выставка

Проблемно-ценностное общение,  создание галереи образов

Семья как основная форма проявления любви между людьми.

1

Применение ИКТ

Проблемно-ценностное общение,   беседа с закреплением материала в творческих работах

Семейные отношения в литературно-педагогических памятниках Древней Руси: «Поучение к детям князя Владимира Мономаха», «Домострой», «Златоуст»

1

Упражнения творческого характера

Познавательная деятельность,  чтение фрагментов из литературно-педагогических памятников  с последующим (на этом же уроке) обсуждением и творческим заданием

Можно интегрировать с внеклассным чтением

Мини проект «Добродетель любви»

1

Участие в конкурсах, конференциях различного уровня

Социальное творчество,   проектная деятельность, проектная деятельность

Мини проект «Добродетель любви»

1

Праздничное заключительное  мероприятие «Мои добродетели и  добродетели моих друзей».

1

Праздник

Социальное творчество, праздник

Совместная деятельность школы, семьи, социума

Работа с родителями

Взаимодействие  педагога и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Примерные темы лектория для родителей.

1-й класс

1. Детско-родительские отношения в семье. Лекция-беседа – 1 час.

2. Православный уклад жизни: семейная иерархия, семейные традиции, праздники. Просмотр фильма и дискуссия – 1 час.

3. Личностные и семейные изменения как результат принятия ценности добродетелей в личной и семейной жизни. Беседа – 1 час.

4. Понятие добродетелей рода. Беседа – 1 час.

2-й класс

1.«Бессмертный полк». Беседа – 1 час.

2. Особенности проведения семейных праздников. Беседа – 1 час.

3. Возвращение семейных православных традиций, проведение семейного парада, семейных гостиных, конкурсов. Организация семейного клуба. Беседа – 1 час.

4. Особенности проведения семейного парада, семейных гостиных, конкурсов. Беседа – 1 час.

3-й класс

1. Ребенок – зеркало семьи. Родительский пример в формировании нравственной культуры ребенка. Беседа – 1 час.

2. Искусство творить добрые помыслы о людях и событиях как основание всякой добродетели. Беседа – 1 час.

3. Как организовывать деятельность с детьми в соответствии с добродетелью воздержания. Беседа – 1 час.

4. Как организовывать деятельность с детьми в соответствии с добродетелями целомудрия и милосердия. Беседа – 1 час.

4-й класс

1. Как организовывать деятельность с детьми в соответствии с добродетелями кротости и радости. Беседа – 1 час.

2. Как организовывать деятельность с детьми в соответствии с добродетелью мужества. Беседа – 1 час.

3. Как организовывать деятельность с детьми в соответствии с добродетелью смирения. Беседа – 1 час.

4. Как организовывать деятельность с детьми в соответствии с добродетелью любви. Беседа – 1 час.

Работа с общественностью

  • Участие в районных, областных, региональных конкурсах, викторинах, праздниках, фестивалях, олимпиадах, организованных по духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников.
  • Посещение храмов и беседы с их настоятелями.
  • Посещение музеев, библиотек.

Диагностика

К программе разработан диагностический материал, который дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей. Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики. Цель первичной диагностики- определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения. Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.  В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми материала.  Цель проведения итогового этапа диагностики: определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Это позволяет сделать вывод о степени результативности   программы.

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения;
  • успешность в деятельности;
  • социально-психологический климат школьного сообщества детей и взрослых.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Результативность изучения программы определяется на основе выполнения тематических тестов и участия ребенка в научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий олимпиад и интеллектуальных конкурсов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Промежуточный контроль: тестирование, результаты участие обучающихся в научно-практических конференциях, олимпиадах.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Презентация работы кружка.
  • Выполнение итогового теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Педагогический проект «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления»

В данной работе представлен педагогический проект по теме: «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления» и материал ...

Программа по внеурочной деятельности "Ступени познания", 1 - 4 классы, "Школа России"

программа по внеурочной деятельности "ступени познания " 1 - 4 классы. школа россии...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"

Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...

Программа по внеурочной деятельности "Ступени к мастерству"

Чтобы побудить в сердце каждого ребенка творческое начало, необходимо создать возможности радостного познания мира. Обучение основам рукоделия позволяет ребенку удовлетворить свою любознательность, ра...

«Реализация программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования»

Внеурочная деятельность должна быть полезной и привлекательной для каждого ученика....

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ступени» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Ступени» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...