Классный час в начальной школе: особенности организации.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Морина Елена Валерьевна

Классный час в начальной школе: особенности организации.

Классный час является одной из основных форм внеклассной воспитательной работы. Классный час – это не урок. Но ему также отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_nachalnoy_shkole.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе: особенности организации.

Классный час является одной из основных форм внеклассной воспитательной работы. Классный час – это не урок. Но ему также отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями.

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанника и выполнять следующие функции:

Просветительская функция.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Направляющая функция.

Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Ориентирующая функция.

Способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Формирующая функция.

Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой. В связи с этим, при подготовке к классному часу, педагог должен учитывать основные его компоненты и его структуру.

Основные компоненты классного часа:

Целевой – целевые установки, которые должны быть связаны с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа, которое включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Структура классного часа:

1. Вступительная беседа.

2. Постановка проблемы.

3. Обсуждение темы. Высказывания учащихся.

4. Проведение упражнений (индивидуальных, групповых, парных заданий).

5. Выводы. Подведение итогов.

Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа.

Типы классного часа:

1.Тематический классный час.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся. Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы. Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.

2.Нравственный классный час.

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, педагог может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь… Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература. Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

3. Интеллектуально-познавательный классный час.

Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками: - интеллектуальные марафоны; - дни интеллектуального творчества; - защита интеллектуальных проектов; - интеллектуальные ринги и викторины; - заседание клубов интеллектуалов; - школа интеллектуального развития. 

4. Информационный классный час.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

При выборе формы проведения классных часов в начальной школе нужно учитывать психологические особенности детей, то, что они еще плохо умеют концентрироваться. Поэтому важно часто менять виды деятельности, переключать их интерес. Также во время проведения воспитательной работы нужно активно использовать наглядность, интриговать детей, вносить элемент неожиданности. Таким образом, классный час может проводиться в различных формах: Заседания в интеллектуальных клубах. - Путешествие - Творчество - Фантазирование - Конкурс - Викторина - Игра - Сказка - КВН - Час общения - Устный журнал - Проектная деятельность учащихся - Экскурсия - Тренинг - Классное собрание и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в начальной школе "Особенности кубанских традиций"

Цель данного материала - привитие любви к родному краю, творчеству кубанскогонарода, его традициям, обычаям, воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине....

Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Проблема «умение учиться» у учащихся  волнует каждого учителя начальной школы.  И решить эту проблему  на уроках мне помогает  использование групповых форм работы. Известно, что ум...

Семинар-практикум для педагогов начальной школы "Особенности школьной мотивации обучающихся младших классов"

Методическая разработка посвящена проблематике школьной мотивации обучающихся и раскрывает теоретические аспекты мотивационной сферы младших школьников: становление мотивации к учебе, ее содержательны...

Особенности работы классного руководителя в начальной школе

Материал можно использовать для выступлений на шмо, секциях, семинарах учителей...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

Преимущества и сложности возрастных особенностей детей начальной школы в организации исследовательской и проектной работы.

Преимущество состоит в том, что дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе на уроках и во внеурочной...

Статья. Коллективная проектная деятельность в начальной школе. Особенности организации.

Только в коллективной проектной деятельности получают развитие компетенции взаимодействия, становятся возможными деловые отношения, появляется конкурентоспособность. Соревновательный элемент в коллект...