Финансовая грамотность. Урок математики и окружающего мира в третьем классе.
план-конспект урока (3 класс)

Галимова Ильсия Гильметдиновна

Тема урока: «Что такое деньги» и «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

 Урок усвоения новых знаний и систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: образовательные; повторить понятия «цена», «количество», «стоимость»;

подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

Воспитательные: выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии; создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей.

-совершенствовать умение решать текстовые задачи;

-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность. Урок математики и окружающего мира в третьем классе.

Учителя начальных классов: Ахметзянова И.М. и Галимова И.Г.

Тема урока: «Что такое деньги» и «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

 Урок усвоения новых знаний и систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: образовательные; повторить понятия «цена», «количество», «стоимость»;

подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

Воспитательные: выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии; создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, преодоления трудностей.

-совершенствовать умение решать текстовые задачи;

-способствовать формированию культуры обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Планируемые результаты

   Личностные:

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

  Предметные:

-понимание и правильное использование экономических терминов;

-представление о роли денег в семье и обществе;

-знание источников доходов и направлений расходов семьи;

-проведение элементарных финансовых расчётов.

Метапредметные:

  Регулятивные результаты

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров 

  Познавательные результаты: 

- выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  Коммуникативные результаты:

-умение слушать собеседника и вести диалог;

-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  Форма обучения:

-индивидуальную;

-фронтальную;

-групповая.

  Оборудование: Компьютер, проектор ,экран, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

  - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. 

II. Деятельность обучающихся на уроке.

1. Разминка:

- Отгадайте загадки:

На товаре быть должна Обязательна ... (цена)

 Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)

 Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ... (рекламы)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ... (товар)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

2. Мозговой штурм

1) «Решение задачи».

 В ближнем магазине книга стоит 200 рублей, а в дальнем – 160 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на автобусе в дальний магазин стоит 30 рублей в один конец?

 (Ответ: в ближнем, так как 160+30*2= 220 руб. и затраты времени надо учесть)

2) Список занятий. Давай исследовать.

А потребители

Б  производители

Человек выращивает цветы на продажу

Ученик обедает в столовой

Мама покупает продукты

Папа купил подарок на день рождения сына

Учебная задача. Проведите классификацию занятий.

А потребители

Б  производители

Человек выращивает цветы на продажу

Человек выращивает цветы на продажу

Ученик обедает в столовой

Ученик обедает в столовой

Мама покупает продукты

Мама покупает продукты

Папа купил подарок на день рождения сына

Папа купил подарок на день рождения сына.

Вывод. Мы- потребители. Зачем нужны потребители? Зачем нужны производители? Что будет, если не будет производителей?

 III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, вам сегодня придётся решать жизненные задачи, хорошо считать, принимать взвешенные решения.

  • Иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха» К.Чуковский)
  • — Кто изображен на картине?
  • — Вспомните первые строки произведения:
  • Муха-Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо,
  • Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
  • Пошла Муха на базар и купила самовар.
  • — Каким образом Муха приобрела самовар? (купила)
  • — Что значит купила? (заплатила деньги)
  • — Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о деньгах)
  • — Давайте сформулируем тему урока.(ответы детей)

  

-Да, ребята. Мы сегодня поговорим о деньгах.

Финансовая грамотность ребята –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и  тратами.

   Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги?

Правильно, они работают и за работу получают зарплату в виде денег.

Знаете ли вы, для чего нам нужны деньги?

И так деньги нам нужны:

-Ответы детей)

-для покупки продуктов,

- для оплаты развлечений (каких именно?)

-для оплаты услуг (каких именно?)

-для оплаты проезда на транспорте

-для покупки подарков

-для оказании помощи бедным

-для оказании помощи бездомным животным

  А всё ли можно купить за деньги?

А что по вашему нельзя купить за деньги? (ответы детей)

  Как можно назвать эти деньги? (Монеты) А бумажные деньги? (банкноты) Одним словом?(наличные деньги)

А безналичные деньги? Это что за деньги и где они хранятся? (ответы детей)

  Что удобнее носить с собой наличные (монеты или банкноты) или пластиковые карты,   которые называются (безналичные?)

В чём неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

Стихотворение о карманных деньгах.

Мне вечером выдали 
Деньги карманные.
Но деньги карманные 
Очень уж странные:
В кармане штанов 
Только ночь скоротали,
А утром... 
Конфетно-жевачными стали.
Андрей Сметанин эт

Просмотр фрагмента Смешарики - Все сборники: https://goo.gl/2LjjPBhttp://balarf.ru

Размышляют о том, что можно узнать в этой теме.

(Что такое деньги и карманные деньги?

И откуда они берутся?

Сколько? И как ими распоряжаться?

Зачем нужны?

На что их можно потратить? (ответы детей))

Групповая форма работы.

- А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах? 

Задание «Собери пословицу»

- Для следующего задания вам необходимо будет поделиться на группы по 5 человек. Каждой группе предлагается конверт, в котором находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, необходимо составить из них пословицы.

1 группа: Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Уговор дороже денег.

Деньги счет любят.

2 группа: На деньги ума не купишь.

Монета карман не тянет.

Здоров буду — и денег добуду.

На деньги друга не купить.

3 группа: Вовремя копейка дороже рубля.

Деньги не грибы – можно и зимой найти.

Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.

Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.

4 группа: Из чужого кошелька легко платить.

Как деньги при бедре, так помогут при беде.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Когда кошелек легок – на душе тяжело.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Вывод: Финансовая грамотность –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами  и тратами.

ФИЗМИНУТКА

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочерёдно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щёки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4-7 раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь)

IV. Применение знаний и умений.

- Ребята, сегодня мы будем выполнять роль потребителей. Проведем практическую работу.

 На празднике, посвященном 8 марта девочка Маша выступает на концерте. Маше необходимо купить красные туфли. Её старший брат решил ей помочь. Где же Маша купит туфли?

Доходы в семьях разные. Поэтому каждой группа получает конверты с различной суммой денег.

Исследуй.

1) В магазине около дома есть обувной отдел. Там туфли стоят 1500 рублей.

2) Туфли на заказ ручной работы стоят 2000 р.

3) Туфли в интернет магазине стоят 630 рублей.

4) Туфли в магазине итальянской обуви стоят 5600 рублей.

 Давайте поможем Маше сделать покупку.

  Принятие решений.

 Каждой семье надо сделать свой выбор и объяснить, почему вы поступили именно так. Для осуществления осознанного выбора я предлагаю заполнить таблицу принятия решения. В ней вы оцените «за» и «против» той или иной покупки.

Цена

Туфли ручной работы за 2000 руб.

Италия 5600 руб.

Интернет-магазин 630 руб.

Магазин обуви 1500 руб.

Причина «за»

Причина «против»

Купить или нет

 Готовность к действиям. После заполнения таблицы каждая команда объясняет свой выбор покупки. Покупает семья туфли.

IV. Работа с учебником по ОМ и математики.

 ОМ.Чтение первой части:

- Читаем текст с.68 «Что такое деньги?»

-Назовите два способа обмена? (бартер, купля-продажа)

Чтение второй части с. 69-70

- Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, предмета)

 – А теперь мы проведем практическую работу: ( У каждого из вас на парте есть российские монеты 1 коп. , 5 коп. , 10 коп. , 50 коп. , 1руб.)

- Рассмотрите монеты.

- Сторона, на которой написано 1 коп. , 5 коп. , 10 коп. , 50 коп. , 1руб. т.е. её номинал называется оборотной стороной или «реверс» в народе «решкой». Сторона на которой изображен герб (российский герб или герб Москвы, Георгий Победоносец-это лицевая сторона «аверс», её еще называют «орел».)

Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется легенда. (какой страны монета, в каком году изготовлена)

- Попробуем описать монету на примере 1 рубля. (номинал этой монеты 1 рубль, на лицевой стороне герб России, на оборотной - номинал этой монеты достоинством в1 рубль., выпущена в 19… году, Банк России -это легенда)

- Дома попробуйте описать любую монету.

– А вот эти деньги в нашей стране были в обращении до тех, которыми мы пользуемся сейчас. (Показ учителем старых денег)

Работа по математике:

Решение задачи «цена», «количество», «стоимость».

- Запишите в тетради число, классная работа и отложите тетради в сторону.

Прочитайте про себя задачу. (Чтение вслух.)

Валя купила 4 тетради по 3 рубля каждая. Сколько рублей стоят 4 такие тетради?

Что известно из условия задачи?

(Из условия узнаём, что Валя купила 4 тетради, по 3 рубля.)

Какой вопрос в задаче? (Сколько стоят 4 тетради?)

Ребята как найдём стоимость покупки Вали? (3*4 = 12 рублей.)

К таким задачам не пишут краткую запись. Все данные заносятся в таблицу.

Цена

Количество тов.

Стоимость

3

4

?

(Таблица нарисована на доске.)

Чтобы найти стоимость товара мы сейчас что делали? (Мы умножили цену на количество.)

Ребята, составьте задачи обратные данной. (Решение задач.)

(Вывесить “карточку-помогайку” в кратком варианте)

С = Ц×К
Ц = С/К
К = С/Ц)

Решение задачи по учебнику.

Стр. 22 № 1 

 (Решение задачи с записью в тетради)

V. Итог урока.

Ребята что мы сегодня делали на уроке? С чем познакомились? (Выставление оценок за урок.) 

(Говорили о финансах, деньгах. Решали задачи. Повторили понятия цена, количество, стоимость.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: «Закрепление приемов устного и письменного сложения и вычитания чисел».Тема «Небесные тела»....

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе.

Цели:продолжить работу над задачами изученных видов;развивать навык устного счета,  формировать умение находить значения выражений, определять разрядный состав числа, умение находить периметр мно...

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: Закрепление приёмов устного и письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел. Планеты Солнечной системы.Цели и задачи:обучающие: способствовать закреплению  изученных алгоритмов устного...

Интегрированнйи урок математики и окружающего мира во 2 классе. Обобщение по теме «Устное сложение и вычитание". "Осенняя прогулка"

План-конспект урока по математике (2 класс) по теме: Интегрированнйи урок математики и окружающего мира во 2 классе. Обобщение по теме «Устное сложение и вычитание". "Осенняя прогулка" ...

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...

Интегрированный урок математики, технологии, окружающего мира в 1 классе.

Использована технология сотрудничества. Изготовив динамическое пособие, обучающиеся учатся составлять и решать задачи на нахождение части и целого....