Конспект воспитательского часа для учащихся старших классов «Отношения в семье: родители и дети»
план-конспект

Морозова Ольга Вениаминовна

Конспект воспитательного часа (классного часа) предназначен для использования в работе с учащимися старших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект воспитательского часа для учащихся

старших классов

«Отношения в семье: родители и дети»

Цель: способствовать формированию уважительного отношения детей к родителям и родителей к детям; содействовать формированию культурных традиций в общении взрослых и детей.

Задачи:

образовательная: формировать образа семьи, чтящей свои законы и традиции; воспитательная: умение слушать товарищей, прививать навыки работы и общения в группах;

развивающие: развитие   познавательных   способностей, связанной   речи, памяти, расширение кругозора.

Оборудование: рабочая тетрадь, презентация, цветные карандаши, клей.

Ход урока:

Учитель читает отрывок из стихотворения М. Соловухина.

Время - вроде замкнутого круга:

Год мелькнул - как месяц, день как час

Почему-то выслушать друг друга

Не хватает времени у нас.

Может, стоит нам остановиться

Среди этой вечной кутерьмы?

Может разглядеть поближе лица

Друг у друга всё ж успеем мы?

- Как вы думаете, про что это стихотворение?

Все начинается с семьи...

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы

-Все начинается с семьи...

Уменье прощать, любить и ненавидеть, Уменье сострадать и правду жизни видеть - Все начинается с семьи...

- Семья - есть у каждого человека - это мама, папа, бабушка и дедушка, это братья и сестры, это дети и внуки, это не просто родственники, живущие рядом. Семья может быть большой и маленькой, счастливой и не очень. Семья - это близкие люди, которые сплочены чувствами, идеалами, интересами, отношением к жизни, теплотой чувств, взаимопониманием. Самому близкому человеку вы можете доверить свою тайну, поговорить о сокровенном, о том, что волнует, посоветоваться с ним.

И тут возникает вопрос, что мы знаем о семье?  Какой она должна быть?  Умеем ли мы жить по её законам? Знаем ли свои семейные права и обязанности? А, между прочим, семья возникла как естественная система взаимоотношений между представителями разных поколений ещё в незапамятные времена. Можно сказать, что о благополучии семьи заботились во все времена. В старинном сборнике правил, наставлений и советов под названием «Домострой» (до нас дошло несколько редакций «Домостроя», из которых самая знаменитая принадлежит перу протопопа Сильвестра, духовника царя Ивана Грозного).

Название книги образовано из двух слов - "дом" и "строить".  Только адресована она не тем, кто сооружает избы, а тем, кто строит семью. Автор «Домостроя» поучает всех нас "как жить, чтобы можно было в дом, как в рай войти".

Русская семья времен царя Ивана Грозного была большой и многодетной, каждый в ней знал свои обязанности. Хозяйство велось дружно и сообща. Глава семьи обязан был обеспечивать общее материальное благосостояние, хранить честь и покой семьи, уверенность каждого её члена в завтрашнем дне. Авторитет женщины - жены (несмотря на её как бы второстепенную роль) тоже был весьма высок. Согласно домострою, она считалась тем лицом, без которого дом не мог стать настоящим домом. Одинокий мужчина пока не обвенчается с суженой, даже не мог подумать о том, чтобы обзавестись своим

"углом" и начать жить отдельно от родителей.

Заветы Владимира Всеволодовича Мономаха(1053-1125г.г.) внука Ярослава Мудрого, написанные в духе христианских заповедей, в то время часто употреблялись в качестве наставления для детей и юношества:

  • старых чтите, как отца, а молодых, как братьев...
  • в присутствии старых молчи, премудрых слушай, старшему покоряйся... глаза держи долу, а душу устреми ввысь
  • надо ... быть благочестию вершителем... очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела...
  • лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи.
  • лжи остерегайся, и пьянства, и блуда - от того ведь душа погибнет и тело...
  • что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете - тому учитесь.

Князь киевский рассчитывал, что его " поучение прочтут не только его сыновья: "Дети мои или иной кто, услышав эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет её в сердце своё и не ленится..." (дети читают мини-сочинения о семье с фотографиями).

Есть такое понятие чувство родства. Что это такое? Как это понять? Одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Она любит его просто за то, что он существует. В сердцах с детства зарождается и с годами крепнет чувство, лежащее в глубине души каждого, - любовь к своему дому, семье.

Рождение этой любви - великая тайна, требующая размышлений. Как вы понимаете слова тепло дома? (гармония семейных отношений и любовь.)

- Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом. Предлагаю поиграть в строителей - разделиться на 5 бригад и построить дом.

1 бригада - слова поощрения в виде кирпичиков

2 бригада - время провождения

3 бригада - подарки

4 бригада - помощь

5 бригада - проявления чувств

(на доске мелом нарисован дом, который надо построить)

Семья - это дом, в котором всегда светит маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. И взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая им любовь, ласку, объединяя их, охраняя всю жизнь. Семья - продолжение вашего рода, начало которого уходит в далёкое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям, и благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам.

Давайте   вспомним   о   них.   Задание   на   дом: вместе   с   родителями   построить генеалогическое древо (рассмотрим на примере династии семьи Романовых).

 - Мы родились, чтобы исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше.

Помните: «чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» - так гласит индийская мудрость. Старайтесь радовать членов своей семьи, не забывайте о добрых делах, придерживайтесь следующих заповедей:

  • свято храните честь своей семьи;
  • любите свою семью и делайте её лучше;
  • будьте внимательны и чутки, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
  • подарите родителям радость;
  • умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

В завершении нашего урока предлагаю творческую работу - сделать рамку для семейной фотографии и этим порадовать родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательского часа "Птицы леса. Кедровка"

Содержание данного материала повествует о жизни лесной птицы кедровки, особенностях её поведения, образа жизни, её значение в экологической системе....

Конспект воспитательского часа "Масленица"

В конспекте раскрываются традиции празднования праздника "Масленица"....

Конспект воспитательского часа "Молоко и молочные продукты"

В конспекте раскрывается польза  молока и молочных продуктов для человека....

Конспект воспитательского часа "Зимующие птицы"

В конспекте подобраны загадки, игры по расширению знаний детей о зимующих птица, раскрываются этапы выполнения  аппликации снегиря....

Конспект воспитательского часа "Новогодний огонек"

Конспект поможет воспитателям организовать новогодний праздник для детей....

План-конспект воспитательского часа по теме «Гражданская оборона»

план-конспект воспитательского часа по теме "Гражданская оборона" предназначен для для проведения воспитательского часа в начальной школе....

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА «СПОРТ - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА  «СПОРТ - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»...