РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «В мире книг» для 1-4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Учебный курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/zhuravkova-nadezhda-mihaylovna58.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михновская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Принято

на заседании  педагогического  совета

Протокол №    от   2021 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

№    от  .2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«В мире книг»

для 1-4 классов

                                        Автор – составитель                

                                               Учитель Журавкова Надежда Михайловна

I.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана- Граф, 2011. - 168с.).

Учебный курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели курса:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность курса с основным предметом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

ΙΙ.Общая характеристика внеурочногокурса

Содержание курса создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Курс «В мире книг» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Содержание программы:

1 класс (32 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Писатели детям (3 ч)

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

По страницам книг В. Сутеева(3 ч)

Сказки народов мира (3 ч)

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Детские писатели (3 ч)

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о животных (3 ч)

2 класс (33 ч)

Книга, здравствуй (3 ч)

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Писатели-сказочники (4 ч)

Книги о детях (4 ч)

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

По страницам любимых книг (2 ч)

3 класс (33 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги о родной природе (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Дети — герои книг (3 ч)

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги о детях войны (3 ч)

Газеты и журналы для детей (3 ч)

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

4 класс (33 ч)

Страницы старины седой (4 ч)

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Мифы народов мира (2 ч)

Русские писатели-сказочники (3 ч)

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

Книги о детях и для детей (3 ч)

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

Родные поэты (3 ч)

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Мир книг (3 ч)

ΙΙΙ.Описание места внеурочного курса «В мире книг» в учебном плане

С 1 по 4 класс  внеурочные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 32 занятия, а в 2–4 классах по 33 занятия. Продолжительность внеурочного занятия 35 минут.

ΙҮ.Описание ценностных ориентиров содержания внеурочного курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

 Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества – осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ү.Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

В результате освоения курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

1 класс:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

2 класс:

— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

3 класс:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

4 класс:

— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

— различать виды и типы книг;

— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

—выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;

— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

— работать с детскими газетами и журналами.

ҮΙ.Содержание внеурочного курса

За четыре года обучения по курсу «В мире книг» учащиеся должны выполнить ряд проектных и диагностических, творческих работ.

1 класс: Творческая работа «Сочини загадку». Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

2 класс: Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

3 класс: Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Проект «Расскажи о любимом писателе». Систематический каталог: практическая работа. Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

4 класс: Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

ҮΙΙ.Тематическое планирование внеурочного курса

1 класс (32 ч.)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

2.

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

3.

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

4.

Книги о Родине и природе.

5.

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

6.

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

7.

Книги современных писателей о детях.

8.

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

9.

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

10.

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

11.

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

12.

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

13.

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

14.

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

15.

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

16.

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

17.

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

18.

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

19.

Книги С. Маршака. Выставка книг.

20.

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

21.

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

22.

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

23.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

24.

В гостях у сказки.

25.

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

26.

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

27.

Дети — герои книг детских писателей.

28.

Литературная игра «Вопросы и ответы».

29.

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

30.

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

31.

По страницам любимых книг. Выставка книг.

32.

Закрепление пройденного за год. Викторина.

2 класс (32 ч.)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Роль книги в жизни человека.

2.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

3.

Структура книги (элементы книги).

4.

Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).

5.

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

6.

Выставка книг о детях. Структура книги.

7.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

8.

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

9.

Книги Н. Носова. Типы книг.

10.

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

11.

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

12.

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

13.

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

14.

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

15.

Скороговорки и чистоговорки.

16.

Книги с литературными (авторскими) сказками.

17.

Писатели-сказочники.

18.

Герои сказок. Викторина.

19.

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

20.

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

21.

Книги о детях. Выставка книг.

22.

Герои книг В. Осеевой.

23.

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

24.

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

25.

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

26.

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

27.

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

28.

Народные сказки на страницах детских журналов.

29.

Книги о семье.

30.

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

31.

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

32.

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей»

или «Дневника читателя».

33.

Закрепление пройденного за год. Викторина.

3 класс (33 ч.)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

2.

Первые книги. Библия. Детская библия.

3.

Летописи. Рукописные книги.

4.

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

5.

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

6.

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

7.

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

8.

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

9.

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

10.

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

11.

Герои басен. Инсценирование басен.

12.

Родные поэты.

13.

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева,

 А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

14.

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

15.

Книги Л.Н. Толстого для детей.

16.

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

17.

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

18.

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

19.

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

20.

Художники-иллюстраторы книг о животных.

21.

Дети — герои книг. Типы книг.

22.

Книги-сборники произведений о детях.

23.

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках».

24.

Книги зарубежных писателей.

25.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

26.

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

27.

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

28.

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

29.

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.

30.

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

31.

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

32.

Создание классной газеты «Книгочей».

33.

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

4 класс (33 ч.)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

2.

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

3.

Библия. Библейские предания.

4.

Творческая работа: история книги.

5.

Героические песни о героях России. Песня-слава.

6.

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал

обА.В. Суворове.

7.

Русь великая в произведениях фольклора.

8.

День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

9.

Мифы народов мира. Книги-сборники.

10.

Мифологические герои.

11.

Мир сказок: сказки народные и авторские.

12.

Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

13.

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

14.

Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

15.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

16.

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

17.

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

18.

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

19.

Дети — герои книг писателей XIX века.

20.

Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

21.

Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

22.

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

23.

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

24.

Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

25.

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

26.

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

27.

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

28.

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

29.

Встреча с корреспондентом местной газеты.

30.

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

31.

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

32.

Детские газеты и журналы.

33.

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы,

подготовленные презентации.

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности и учебная литература.

Литература:

Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

Интернет - ресурсы:

Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов: http:// school - collection. edu. ru

Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Всеработы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html

Технические средства обучения:

Компьютер.

Интерактивная доска.

ΙΧ.Критерии оценивания

Формы и средства контроля

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 3 и 4-х классов)

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

        1. Любишь ли ты читать?

- да

- нет

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

- нет

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8..Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

- не могу

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

- пользоваться сносками и примечаниями книги;

- отвечать на типовые вопросы о книге;

- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  3. Назови писателей - авторов сказок
  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  9. Чем отличаются стихи от прозы?
  10. О чем вы любите читать?
  11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;

- сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстомтретьеклассникунужныумения:

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

  1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
  2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
  3. устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
  4. называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
  5. выборочно);
  6. ставить перед собой цель чтения книги.
  7. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
  3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
    2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
  4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей:Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " В мире книг" 1 класс

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА«В мире книг»для внеурочной деятельности младших школьниковПояснительная записка  Факультатив  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" для 2-4 классов

Программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 4 класс

 Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  кружка «В мире книг» для 4 класса   Рабочая программа составлена на основании сборника прогр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "В мире книг"  2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг"  3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "В мире книг" 3 класс...