Статья Применение картинно-символьной коммуникации в трудовой деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью
статья

Смирнова Анна  Юрьевна

Сообщение будет интересно воспитателям, дифектологам коррекционных учереждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobschenie_2021.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Применение картинно-символьной коммуникации в трудовой деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью

Сообщение

на методическом объединении специалистов  структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью школьного возраста

Смирнова А.Ю.,

воспитатель

Санкт-Петербург

2021 год

Содержание

  1. Введение        ……………………………………………………………................................3
  2. Применение  картинно-символьной коммуникации в жизнедеятельности детей с ОВЗ..4
  3. Использование  картинно-символьной коммуникации в трудовой деятельности с детьми

с умеренной умственной отсталостью………………………………………………………5        

  1. Заключение…………………………………………………………………………................6                                                

  1. Введение

У ребенка с умеренной умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь  невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Обучение детей коммуникации на занятиях трудовой деятельности должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых коммуникации и социального общения.

Работа с любой системой альтернативной коммуникации будет успешна при правильной организации и при соблюдении следующих условий:

1.Переходить от реального предмета к абстарктному образу.

2.Использовать более точный и конкретный жест, изображение, символ из множества существующих и доступных.

3.Постоянно поддерживать мотивацию работы.

4.Функционально применять систему в ежедневном общении.

  1. Применение  картинно-символьной коммуникации в жизнедеятельности детей с ОВЗ

Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности. Картинно-символьная коммуникация является наиболее широкой используемой графической системой. Главное её преимущество – большое число слов в словаре.

Требования к символам системы дополнительной коммуникации:  

  • Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для  манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).  
  • Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.

  Пособия, которые можно использовать:  

  • Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются  пиктограммы и другие символы.
  •  Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические  символы.  
  • Тематические книги  («Говоруша») 
  •  Альбомы с картинками и фотографиями.
  •  Да/нет - системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие)
  • Совместное составление расписания с использованием символов. Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает. В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек. Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы.
  • Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).  
  • Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически • изображаем его).  Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.
  • Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину.
  •  Рассматривание коммуникативных книг.  
  • Составление фотоальбома про себя.

Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.

  1. Использование  картинно-символьной коммуникации в трудовой деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью.

Также в трудовой деятельности можно использовать календарную символическую систему, где символы или предметы–символы используются для представления основных видов деятельности в течение определенного отрезка времени. Благодаря этой системе ребенок включается в ежедневную последовательность событий и видов деятельности, что становится основой для развития средств коммуникации.

Выделяются следующие виды календарей:

  • Предметный календарь (символами являются схематизированные и натуральные предметы, а также их изображение)
  • Картинный календарь (изображение определенного предмета, вида деятельности или места ее осуществления)
  • Календари смешанного типа (в котором изображение и слово дополняют друг друга)

Взаимодействуя с календарем, взрослый учит ребенка связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными поведением и реакциями, что является важным условием для обучения коммуникации. Выбор вида и направленности используемых наглядных средств зависит от сенсорных, физических, моторных, интеллектуальных психических, возможностей ребенка. Несомненным преимуществом работы с календарем является дополнительная возможность развития памяти, накопления и расширения словаря. Постепенно у ребенка появляется привычка обращаться к систематизированным картинкам-символам и предметам, как по требованию педагога, так и самостоятельно использовать их в процессе коммуникации. В то же время существует трудность использования данной системы за пределами искусственно создаваемых ситуаций.

Картинные символы можно систематизировать по следующим признакам: тематический картины символы объединены темами ситуации жизнедеятельности (режимными моментами) и взаимодействием детей. Например: карточка «Прогулка»-карточка «Уборка территории»- карточка «Орудия труда»- каточки участников трудового процесса – конечным результатом данной социольной истории является каточка «Чистый участок».

  1. Заключение.

Картинные символы применяемые в процессе коммуникации, используется для передачи и принятия передачи сообщений; информации распорядке дня; для выполнения заданий; для выражения своих желаний и включение во взаимодействие с говорящим окружением.

Применяя картинно-символьной коммуникации в своей работе, я пришла к выводу о том, что картинные символы должны быть предельно конкретны,  обозначать один объект и сосредотачивать внимание умственно отстало ребенка на единичном понятий.

Хочется отметить следующее, что дети научились осуществлять выбор, отыскивая соответствующие (символы) из несколько других на коммуникативной доске. Воспитанники учатся выражать свои просьбы, желания. Работа в данном направлении альтернативной коммуникации будет эффективной пи условии ее систематичности.

Список литературы

  1. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А.Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. –Пермь. 2018. –160с.
  2. Баряева Л.Б. Я – говорю! Я – ребенок! : Упражнения с пиктограммами. / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В .Лопатина–М.: Дрофа,  2007-2008.
  3. Магутина А.А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.) — С. 188-190.
  4. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эвричайлд» (Великобритания), 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках математики

средства активизации познавательной деятельности на уроках математики...

Рабочая программа по изобразительной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью

Эта программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью....

Статья "Организации внеклассной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью"

В педагогике существуют разные внеклассные формы работы с  учащимися умеренной умственной отсталостью:  экскурсии, праздники, спортивные соревнования, конкурсы и т.д. Одной из постоянных фор...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В методической разработке представлены кинезиологические упражнения для начала, середины и конца урока, которые способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга....

Применение АМО на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью

Данная презентация представляет применение АМО на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью....