Классный час. "Край, в котором ты живёшь". Ставрополье
классный час (2 класс)

Татьяна Анатольевна Савенкова

Классный час. "Край, в котором ты живёшь". Ставрополье

Скачать:


Предварительный просмотр:


Внеклассное занятие по теме: «Край,  в котором мы живём»

Цель:

познакомить учащихся с местонахождением края и его образованием,  его большими городами - курортами

Задачи:

 формирование представления о Родине

 обобщить и актуализировать знания о своём крае;

 воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

 прививать  любовь к Родине, уважение к людям труда

Оборудование: мультимедийный проектор, глобус,  карта Ствропольского края,  малые атласы, маршрутные листы (контурные карты), источники научной литературы, словари, цветные карандаши.

Виды деятельности: знакомство, работа с картой,  беседа, путешествие, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, города  курорты.

Средства наглядности: карточки для работы в группах; презентация, репродукции картин, на которых изображены горы края, города и др.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя 

Деятельность учеников

Формируемые умения (планируемые результаты  УУД) 

I. Организационный

Приветствие.
.

Приветствие.
Готовность к уроку.

Предметные

Метапредметные (УУД)
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль.

II. Актуализация знаний и постановка цели урока.

Тема:  Край, в котором я живу

- Послушайте стихотворение и определите тему нашего занятия?

(Чтение подготовленным заранее учеником)

– Сегодня мы отправляемся в путешествие. Что важно иметь с собой путешественнику?
– У каждого на столе лежит атлас, контурные карты, ваша задача научиться по ним ориентироваться.

 Как называется эта карта?
– Тема?
– О чём пойдёт речь на  нашем занятии?

Края Ставропольского

Сердцу ближе нет,

Над тобой струится

Золотой рассвет.

Меж холмов отара

Облачка белей,

 С песней и ярлыгой

Чабан идёт за ней.

А кругом просторы,

Родные поля-

Это всё богатая

Щедрая земля.

За неё ходили мы на смертельный бой,

Край мой Ставропольский ,

Я горжусь тобой.

-контурная

-О крае, в котором мы живём

Определять тему .

– правильно называть термины;
– правильно показать на карте границы своего края

Регулятивные УУД:
– овладевать умением прогнозировать.
 осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные результаты: 
 формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
 уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Первичное восприятие и усвоение нового материала 

Работа с картой

Беседа

Работа в группах

1. Составление визитной карточки

Как называется страна в которой мы живём?

-В этом огромном государстве, Россия, находится край, в которм мы живём. На глобусе – это всего лишь маленькая точка, но найти его легко (показ учителем местонахождения Ставропольского края на глобусе). Он размещается к северу от кавказских гор, занимает пространство между Чёрным и Каспийскими морями, не выходя к их берегам.

-Как же называется наш край?

- Давайте найдём наш край на физической карте нашей страны

-Мы живём на Северном Кавказе. Это название пошло от той цепочки снежных вершин, которая хорошо видна на юге плоских вершин Ставропольской возвышенности. Вот в этих местах и находится наша малая Родина.

-Что называет человек малой Родиной?

Как называется город в котором мы живём?

Раздаются визитки:

государство – Россия

край – Ставропольский

город - Светлоград

2.Прослушайте песню и подумайте с чего же начинается Родина?

 Звучит песня «С чего начинается Родина»

3.Местонахождение и размеры края.

В старину люди говорили: «Мира не узнаешь, не зная  края своего». Известно, что среди краёв и областей России Ставропольский край занимает среднее место – это чуть больше 66 тыс. кв. км. И если бы нам пришлось отправиться по краю в поход, то нам бы пришлось пройти с севера на юг расстояние 250 – 280км, а с запада на восток ещё больше – 400км. Конечно, такое расстояние мы с вами за урок пройти не успеем, и я вам предлагаю отправиться в путешествие на вертолёте, и называется он «Ставрополье».

Усаживайтесь поудобнее, возьмите с собой своих друзей и в путь. Просмотр видеоролика

Мы поднимаемся всё выше и выше….. Посмотрите вниз на просторы нашей Родины..

-Что же вы видите там?

 - Это ставропольская возвышенность и Прикалаусские  Высоты, на которых расположен  весь наш край .

 - У нас в крае протекает 220 рек, 38 озер, 58 водохранилищ, и во всех этих водных просторах обитает около 50 видов рыб.

 - Ставрополье всегда считалось одной из главных житницей страны.

- В крае нет хвойных лесов, растут только лиственные леса, с опадающей

на зиму листвой. Среди таких деревьев есть ясень, вяз, дуб, липа, так же растут и дикие плодовые деревья – это груша, яблоня, кизил, черешня.

    А если поднимемся ещё выше, то мы увидим вот такие очертания нашего края (на доске контур Ставропольского края)

  Край наш громаден, на его площади уместились бы 4 иностранных государства, такие как 2 Бельгии и 2 Люксенбурга.

4 Географические имена Ставрополья.

 О многом могут рассказать нам географические имена и названия на карте нашего края.

Сейчас мы будем работать в группах (задание на карточках)

-Подумайте откуда пошли такие названия селений как :

Ореховское, Грушовое, Дубовка?

Изобильное, Благодатное, Привольное?

реки Горькая Балка, Сухая Буйвола, Сухой Карамык

 -Название хутора Сладкий означает, что он имеет «сладкую», т.е. пресную воду, или посёлок Холодногорск взял название от холодных ключей, протекающих в этой местности.  А вот сёла возле Ставрополя – Михайловка, Пелагиада, Надежда – это имена сына и 2-х дочерей чиновника, ведавшего переселением в Ставропольской губернии.

1остановка. Краевой центр – г. Ставрополь.  Слайд

-Найдите и отметьте краевой центр на своих картах

В нашем крае 18 городов. Ставрополь является самым старым и крупным городом края. Основанная в 1777 г. крепость считалась самой южной границей России и называлась Крепостью №8. Место для неё было найдено очень удачное- слайд  вершина Ставропольской возвышенности. У стен крепости селились отставные солдаты, казаки. Позже вольные казаки переходили на царскую службу, осваивали южные рубежи России. Проходившую через крепость дорогу на  Кавказ надо было охранять – росло поселение близ крепости Ставропольской.

Слайд Леса росшие  по долине рек вырубались, строились дома. Станица расширялась и превращалась в Ставропольскую губернию. Губернский город рос, развивался, становился культурным и промышленным центром всего края. слайд

Рубрика это интересно

«Знаете ли вы?»

.

2 остановка.

Всероссийская здравница.

слайд Наше путешествие будет неполным, если мы не заглянем в недра земной коры края. В южной части края, свыше 100 минеральных источников изливают целебные воды, насыщенные углекислотой и другими газами. Их температура не одинакова (t =10,   t=55). Эти воды излечивают многие болезни человека.

Слайд  А.С.Пушкин писал :

Машук, податель струй целебных,

Вокруг ручьёв его волшебных,

Больных теснится бледный рой.

Кавказские минеральные воды были известны человеку с незапамятных времён. Им посвящено много преданий и легенд.

Слайд  Место выхода источников называлось «Горячей долиной». Район этот в то время был неспокойным, часто подвергался набегам горцев. Едущих на лечение горячими серными источниками охраняли конвои казаков с заряженной пушкой.

  «Нарзан» - богатырская вода, так назывались целебные источники этого снежного районо Северного Кавказа. Солдаты и офицеры российской армии долечивались после госпиталей у этих источников.

Слайд  Со временем стали появляться постоянные постройки, купались же в выдолбленных в горе ваннах, в которые текла горячая вода. Люди выяснили, что целебные воды  лечат не только ушибы и раны, но и другие внутренние заболевания. Сюда вместе с военными людьми начали приезжать  люди с разными болезнями. Так населённые пункты вблизи минеральных источников стали превращаться в города курорты.

Словарная работа

слайд 

КУРОРТ- немецкое слово означает место с природными лечебными средствами, используемыми для лечения.

-Так как к лечебным источникам потянулись люди из разных концов Земли, города-курорты стали приобретать свой облик – здесь строили новые ванные здания, поликлиники, грязелечебницы, санатории. Из других стран и мест России завозились различные деревья, кустарники, цветы, создавались парки, цветники. Города-курорты процветали.

-Какие города-курорты знаете вы?

-Правильно: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Минеральные Воды – это города-курорты Ставропольского края, а одним словом – Пятигорье.  

-найдём и отметим эти города на своих маршрутных картах

- А что вы знаете об этих городах?

Давайте объединимся в группы и поработаем с источниками

Гниловский В. «Занимательное краеведение»

микровывод

слайд Самый старый курорт – г.Пятигорск. У его источников лечились А,С,Пушкин, М.Ю.Лермонтов и другие известные люди России.

Слайд Самым чистым воздухом славится город-курорт Кисловодск, в котором нет промышленных предприятий.

Слайд Самый маленький и молодой из городов-курортов- Железноводск.

Не зря мы посетили эту курортную зону, знаем где можно подлечить своё здоровье. Специальным Указом Президента России этот район объявлен особо охраняемым эколого-курортным регионом Кавказских Минеральных Вод.

3 остановка. Горы края.

Следующая наше остановка, а вот какая угадайте,  прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова

 (на доске выставка иллюстраций  картин Ставропольского художника

П.М. Гречишкина «Ставропольские горы»)

Кругом налево и направо

Как бы остатки пирамид

Подъемлясь к небу величаво

Гора из-за горы глядит;

И далее царьих пятиглавый,

Туманный, сизо-голубой

Пугает чудной вышиной.

- Куда же мы отправляемся?

Рассказ учителя.

На земле имеется около 400 действующих вулканов, ещё больше насчитывается потухших, но мало кто знаком с вулканами Ставропольского края.ставропольские вулканы образовали целый вулканический ройон, обычно называемый Пятигорьем, хотя здесь не пять, а 17 вулканических гор. Эти вулканы особенные. Их можно назвать «неудавшимися вулканами», так как раскалённая магма не смогла прорвать толщи горных пород, а только приподняла их над окружающей местностью в виде высоких куполов. Земная кора не позволила пятигорским вулканам сделаться настоящими вулканами извергающими лаву, пепел, раскалённые бомбы и горячие газы.вот почему среди ровной местности вовышаются куполами горы Бештау, Машук, Железная, Развалка и другие. Учёные установили, что вулканы пятигорья возникли сравнительно недавно. Их можно назвать молодыми, ведь им не более 10 миллионов лет.

А если я спрошу: Можно ли в крае обнаружить вечную мерзлоту? Вы засмеётесь в ответ и будете не правы. На бывшем вулкане горы Развалка (927м)можно найти места, где под слоем почвы лежит мерзлота.

Гора Стрижамент -это высшая точка Ставропольской возвышенности (831м).Стрижамент виден издалека. По дороге из Ставрополя в г.Невынномысск виден на склоне этой горы Тёмный лес Большой интерес вызывает растительный и животный мир этой горы. Весной гора пестрит разнообразными цветами. Жёлтый горицвет, голубые незабудки, жёлтые васильки, седой ковыль, яркие гвоздики. Склоны Стрижемента покрыты дубовыми, ясеневыми лесами с большим количеством клёнов и вязов. местами лес перевит хмелем и диким виноградом, мелкими лианами. Особенно большую ценность имеют участки чистого букового леса. Многие столетние великаны имеют толщину в 2-3 обхвата и достигают высоту в 30м. Осенью буки дают много орехов-чинариков. Красивые пятнистые серо-стальные стволы, уходящие ввысь и сплошные заросли папоротника , почти в рост человека, создают сказочную картину.Этот участок леса сохранил тот первобытный облик, какой имели леса Стрижамента и окрестностей Ставрополя во времена основания Ставропольской крепости.

-А почему гора имеет такое странное название?

Дело в том, что на вершине горы было построено военное укрепление, которое называлось на французский манер РЕТРАНШЕМЕНТ. Вот такое трудное слово. Русский человек из непонятного иноземного слова переделал в своё Стрижамент. Один из сторожил рассказывал: «Ветер у нас  тут сильный. Так и стрежёт, так и стрежёт. Вот почему и гора Стрижаментом зовётся». 

Самостоятельная

творческая работа учащихся

 определить животных нашего края

             

  Много занимательного и интересного таит наш край

Слайд . А вот и гора Брык, которая является высшей точкой Прикалаусских высо(460м). С её высоты и берёт своё начало хорошо известная вам река Калаус.

Полёт над руслом реки Калаус

Слайд Полетим над рекой по её течению. Это степная река. Длина 460 км. Название происходит от тюрского слова «кала» - город. Во время весеннего многоводья река разливается и в такое время Калаус грозен и опасен. Сносит мосты, затопляет прибрежные строения, угрожает затоплением улиц. В засушливое время река пересыхает и глубина её становится 10 – 16 см. По своей мутности Калаус занимает 1 место среди рек края и 3 – в России.

             Посмотрите мы подлетаем к какому-то селению. -Что это за селение?

      Слайд      Было время, когда Калаус протекал по окраине села Петровского и являлся одной из его границ, сейчас за рекой расположена промышленная зона города Светлограда. У Калауса есть 2 притока - Кисличанская и Должанская балки. В этих балках было построено 12 водяных мельниц, ведь они были намного полноводнее, с богатой растительностью. Слайд Впадает река в озеро Маныч.

Остановка Г. Светлоград.

- Мы прилетели с вами в г. Светлоград.

-Чем дорог вам этот город?

- С историей нашего города вы знакомы, так как ходили в музей, знакомились на уроках, а сейчас проверим, хорошо ли знаете свой город ?

Викторина:

  1. В 1750 –х годах сюда пришёл, спасаясь от преследования помещика, беглый крестьянин – крепостной и поселился в лесу. К беглому человеку скоро стали являться его земляки, такие же беглые крестьяне, многие с семьями. И вот в глухом лесу образовался русский посёлок, нынешний наш город. Как звали беглого крестьянина?
  2. До того, как нашему городу присвоили статус города, какое название села дали ему со дня его основания?
  3. Население посёлка быстро увеличивалось. До сих пор живут в Светлограде потомки Петровских, Алейниковых, Бондаренко, Ковалёвых и Коваленко, Лубенцов и Решетняков…..  Какая фамилия самая распространённая в Светлограде?
  4. История людей – это история тех улиц, где они живут. Улица Ленина была Торговой. По ней располагались торговые дома купцов братьев  Зиберовых и Крылова.  А по улице  Кузнечной жили мастеровые люди. Как вы думаете, какая самая длинная улица у нас в городе?
  5. В 1879г. По нынешней улице Бассейной было построено 1-е Министерское училище, где обучалось 46 мальчиков и 14 девочек. До открытия нашей школы  в этом здании располагалась восмилетняя школа №5.Какое учреждение сейчас занимает это помещение?
  6. Раньше по мере того как село Петровское росло, нынешние микрорайоны Долгое, Бузиновое, Ейское, Кисличее были тогда хуторвми села Петровского. Через Кисличанский и Должанские хутора к реке Калаус тянулись полноводные балки. В этих балках были построены 12 мельниц. В какой балке мельниц было построено больше всего?  
  7. В мире существует много пустынь. Пустыня Сахара – самая большая, а у нас в Светлограде, самая  маленькая. Где она находится?
  8. На горе Куцай имеется ценный памятник природы, достойный своего сбережения. Что это?
  9. Гора Куцай…. Апочему она так называется

  1. Город славится песнями. Много лет назад родился первый в крае самодеятельный песенно-танцевальный коллектив. Кто знает, как он называется?

Край наш является одной из главных житниц страны. Ведь в хлебе – богатство и могущество Родины. В хлебе –отражение народного трудолюбия и народного благополучия. Хлеб стал символом доброго, радостного, мирного труда на родной земле – символом нашего богатства, достатка и счастья. Этим счастьем спешат поделиться и наши ребята.

Игра (чаша с зерном передаётся из рук в руки,

-Россия

-Ставропольский

Работа в парах по атласу

Ребята находят в атласах местонахождение края

.

– Это то место где родился человек, живёт.

-город Светлоград
Ребята обводят границы нашего края красным карандашом на контурных картах, выделяют г.Светлоград

 

 Ответы детей

 – Вижу какие-то возвышенности!

 - А там реки, озёра, пруды.

- Какое огромное поле, спокойное и широкое.

 - Какие красивые леса!

выбирают 1 человека от группы для рассказа.

1 группа - село Ореховское, Грушовое, Дубовка? (росло много таких деревьев около селений)

2 группа -  сёла Изобильное, Благодатное, Привольное? (отражали условия жизни первых переселенцев на земле Ставропольской)

3 группа – реки Горькая Балка, Сухая Буйвола, Сухой Карамык? (из-за  особенности местности в засушливых частях края многие реки пересыхали и имели  горькую воду

Работа на контурных картах

Творческая группа детей зачитывают интересные факты:

-А известно ли вам, что ещё недавно жители Ставрополя указывали на конвертах рядом с названием своего города термин «краевой». И это не напрасно, иначе корреспонденция могла попасть к однофамильцам нашего города.

-Наиболее был известен Ставрополь, расположенный на Волге в Самарской области.

- На небесной сфере тоже есть имя Ставрополь. Между Марсом и Юпитером вращается малая планета, названная в честь нашего краевого центра. Метеорит под именем «Ставрополь» упал в 1857 году на Землю и хранится теперь в музее в Москве.

Работа со словарём

Дети находят значение слова курорт

Ответы учащихся

Отмечают местонахождение городов на контурных картах

Дети в группах, работая с источниками,  находят о городах курортах, выбирают 1 человека от группы для рассказа

- Пятигорск – второй по величине город края. Он, как и Ставрополь рос вблизи крепости Константиногорской, которая была основана на 3 года позже Ставропольской на горе Горячей. Посёлок Горячие Воды позже получил современное название Пятигорск  Это единственный город края имеющий трамвайный транспорт и канатную дорогу. Для лечения используют лечебные воды разных типов и целебные грязи Тамбуканского озера, расположенного недалеко от города.

Кисловодск – кислая вода, так именовался русскими поселенцами источник минеральной воды. Это второй по величине, но первый по значению город-курорт Кавказских Минеральных влд, был основан как военное укрепление близ минеральной воды.Это единственный город края, где нет промышленных предприятий, загрязняющих воздух. Здесь лечат больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

г. Ессентуки своему развитию обязан наличию около десятка источников разных по минеральному составу вод, используемые для лечения желудка и печени.

г. Железноводск считался малым городом края, в воде содержится большое количество солей железа, отсюда произошло название –Железноводск.     Город расположен у подножия горы Железной. Склоны горы опоясаны лесом. В 3 км от города находится гора Развалка, где находится источник холодной воды, которая используется для охлаждения минеральной горячей воды Смирновского и Славяновского источников. Лечат здесь почки, диабет и другие болезни, как взрослых, так и детей.

Минеральные воды. Отсюда начинается железная дорога на города Кавказских Минеральных  Вод. Город расположен на правом берегу реки Кумы и является воротами в курортную зону России. Здесь расположен крупнейший на юге России международный аэропорт и авиаремонтный завод-

-В страну Ставропольских гор

Учащиеся получают карточки с названиями животных , подчёркивают те названия животных, которые живут в нашем крае

Наш город Светлоград.

- Это наша малая Родина.

Ответы детей

-Пётр Бурлак

-Село Петровское

-Писаренко

- ул. Калинина, 519 домов. ---

-Станция юных техников.

-В Кисличанской балке.

-На горе Куцай.

-Каменные фигуры предметов – конкреции?

-По имени отшельника Куцая, который обитал на горе. Так его прозвали за его невысокий рост

-«Нива золотая»

дети читают стихотворение и передают чашу с зерномиз рук в руки:

-Край мой – частица земли,

ты его, пожалуйста, храни.

-Деды твои воевали,

 чтоб край этот мы увидали.

- Чтоб дети не рвали цветы,

-  И чтоб не ломали кусты,

-Ведь это всё живое,

-Это всё наше, родное.

-Всё, что вы видите,

-Всё, что вы слышите,

-Всё, где ступали ногою.

-Всё, что вы любите,

-Всё, чем вы дышите

Это всё наше - родное

Предметные:
– правильно называть и показывать географические объекты

Познавательные : осуществляют контроль и самоконтроль, вносят коррективы с свои действия

 Регулятивные:

ориентируются на понимание причин успеха, проявляют интерес к новому материалу Личностные:

 учатся владеть монологической речью, Коммуникативные :

контролируют действия партнёра

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из слайдов, иллюстраций, текстов;
– выявлять сущность;
– работа над лексическим значением слов, расширение словарного запаса.

Коммуникативные: 
 Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им; развиваем умение слушать и понимать других;

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

контролируют действия одноклассников, развивают устную речь, рассуждают

Познавательные:
– выполнять классификацию;
 уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– обосновывать основание для классификации;
– ориентироваться на развороте учебника;
– находить ответы на вопросы, используя информацию учебника и  слайдовых презентаций

Регулятивные : самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания

Личностные:

Применяют полученные знания с опорой на знания, полученные ранее, развивается письменная и устная речь.

Познавательные:
– выполнять классификацию;
 уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– обосновывать основание для классификации;
– ориентироваться на развороте учебника;
– находить ответы на вопросы, используя информацию учебника и  слайдовых презентаций.

Коммуникативные: 
развиваем умение слушать и понимать других;
оформлять свои мысли в устной форме и письменной


VI. Подведение итогов (рефлексия)

– Что вы расскажите дома членам семьи о нашем  сегодняшнем занятии?

– Что вам понравилось?
– Что узнали нового?
– Закончите предложения:

  • Я не ожидал, что…
  • Оказывается…
  • Самым неожиданным для меня было…
  • Мне больше всего…

Ответы по желанию детей.

– Чем богат наш край? (города-курорты, люди…)

 

Регулятивные :осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы;
Личностные :

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Литература:

  1. Гниловский В. «Занимательное краеведение». г. Старополь 1974г.
  2. Солодилов И.  «Земли петровской – светлый город». г. Ставрополь 1986г.
  3. Тавалчрелидзе А. «Ставропольская губерния»  
  4. Репродукции картин Гречишкин П.  М. «Ставропольские горы»
  5. Стихи Пушкина А. С., Лермонтова М.Ю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки в 1 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской "Край в котором ты живёшь" 2-е полугодие

Урок формирует понятие РОДИНА, прививает чувство любви и уважения к краю, в котором ты живёшь. В уроке использованы репродукции картин кубанских художников и музыка кубанского композитора В.Г.Захарчен...

"Край, в котором ты живёшь".

Классный час "Край, в котором ты живёшь". Цель классного часа: формирование чувства любви к своей малой родине, городу, в котором вырос и живешь; сопричастности к истории, культуре своего города....

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме : "Край, в котором ты живёшь"

Конспект составлен с учётом требования ФГОС, с указание УУД....

Край, в котором ты живёшь - урок в 1 классе по ФГОС.

Конспект урока и технологическая карта составлены по требованиям ФГОС. Прилагаются две презентации, но они не загрузились на данной странице. Попробую загрузить их на своей странице на другом сайте - ...

Викторина «Край, в котором ты живёшь»

Цель: обобщить и пополнить знания детей о родном крае - Оренбуржье.Задачи: -расширять представления о многообразии природы родного края и её богатствах;- развитие познавательного интереса к своем...

Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...