Сценарий внеклассного мероприятия "Дети Холокоста"
методическая разработка

Подколзина Наталья Алексеевна

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_holokosta.doc139.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический классный час “Дети Холокоста ”

Памяти жертв Холокоста посвящается…

(патриотическое направления в воспитании)

Конспект занятия

Цель:

усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания у школьника

Задачи:

учебный аспект

  • ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

- развивающий аспект

  • формирование толерантного сознания;
  • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

- воспитательный аспект

  • воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

Оборудование к уроку

  • - Выставка книг на тему Холокост;
  • - Вырезки из газет, газеты и журналы;
  • - Распечатанные фотографии, иллюстрации по теме;
  • - Презентация на тему: «Холокост»,
  • - Ваза с надписью: «Холокост» (греч.) – уничтожение огнём,
  • жертвоприношение, «ШОА» (иврит) – беда, катастрофа;
  • - Цветы – раскраска (на столе у обучающихся, по 1 на каждого);
  • - Цветы – 4, определённого цвета и значения.
  • *бледно-розовый 1935г.,
  • *бледно – голубой  1938г.,
  • * алый (красный) 1941-1945гг.,
  • *чёрный – лагеря смерти.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Введение в тему занятия.

Слайд 1. Звучит песня “Бухенвальдский набат” 1-ый куплет (на сцену выходят выступающие)

      Вступительное слово учителя:

 -Дорогие  ребята, сегодня очень трудно будет говорить о предстоящей теме. Но не говорить нельзя! Человеческая память коротка - уроки прошлого забываются слишком быстро. Но о  трагедиях прошлого необходимо помнить, дабы настоящее не напомнило нам о них трагедиями дня сегодняшнего. Сегодня наш вечер Памяти посвящён страшным событиям Второй мировой войны, которые принесли горе и страдания многим народам мира. И название этому событию - Холокост.

Звучит музыка из к/ф «Список Шиндлера» (Джон Уильямс «В память о Холокосте»).

1-чтец:

Даже сегодня столько лет спустя,

Нам друзья забывать нельзя,

Страшное преступление перед человечеством,

Что переживет целую вечность,

2-чтец:

Давайте зажжем мы сегодня свечи,

И пусть в сердцах след оставит этот  вечер,

Пусть сегодня, в день памяти жертв Холокоста,

Каждый их вспомнит, просто....

3)  Учитель зажигает свечи.

Звучит звук колокола.

Учитель.

Что это за звук? Что может означать этот звук?

(дети говоря, что это колокол и раньше он оповещал о каком-то бедствии, например о пожаре)

На доске записываем ХО-ЛО-КО-СТ

Учитель.

Как похожи эти два слово КО -ЛО -КОЛ и ХО -ЛО -КО –СТ, наверно они оба оповещают нас о беде. О чём плачет колокол?

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых, 
Худеньких плечах».
(Евгений Скороход)

Зажженная свеча на столе учителя. Ученик (старшего класса) читает стихотворение.

                               2 слайд (тема):   

 Международный день памяти жертв Холокоста-27 января.

3 слайд (определение Холокоста):    (Чтение слайда учителем.)

Холоко́ст (от англ. holocaust, из древне-греческого ὁλοκαύστος — «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев  во время Второй мировой войны. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа.

4)  Текст за кадром.

«Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.

Простой еврейский мальчик по улице идет.

Он жил в обычном детстве.

Без горя, без забот.

С мальчишкой по соседству справляли Новый год.

Простой еврейский мальчик – Великая страна!

Все быть могло иначе, но началась война!»

                                    4 слайд (1933 год):    (Чтение слайда учителем)

В 1933 году в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Он считал, что

немцы - самый лучший, избранный народ, которому должен принадлежать

весь мир.

            5 слайд (Нюрнбергские законы):    

 в Германии в 1935г. принимают Нюрнбергские законы,

Был принят закон о гражданстве рейха, закон о германской крови и чести и

было положено окончательное решение еврейского вопроса, в результате которого уничтожено около трети еврейского населения и обязали носить специальные опознавательные знаки в виде звезды.

Звучит музыка Людвига Ван Бетховена «Реквием по мечте».

3- чтец:

Голод и погромы,

Гетто вместо дома,

Смерть родных и близких

На твоих глазах...

4- чтец:

Дети Холокоста,

Маленького роста

Вынесли на слабых,

Худеньких плечах».

Учитель:

Со временем евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  

      6,7 слайды: (гетто)    (Чтение слайдов учителем.)

-всё гетто было оцеплено, и выйти оттуда не могла даже кошка

7)   Звучит марш немецких солдат.  Выходят 2 ученика 6 класса.

Они скандируют.

- Вы не имеете права жить.

- Вас надо убивать.

Навстречу  им  2  ученицы  5 класса  (на одежде пришита звёзда Давида).

4 ученица:

- Почему? За что?

5 ученица:

- Разве мы не люди?

Текст за кадром.

-А имеет ли право какой-либо человек притеснять другого человека, ограничивать его свободу и лишать право на человеческую жизнь, только потому, что они евреи?

8)   Учитель:

-Холокост- это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков.  

     8 слайд: (газовая камера)        (Чтение слайдов учителем.)

В камеру вводили около 2000 жертв. Люди  умирали в течение 15-20 минут.

В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов.

     

Люди спали просто на досках.

9)  Звучит песня

«Бухенвальдский набат»(1,2 куплет).

       9, 10, 11 слайд:(название лагерей)    (Чтение слайдов учителем.)

Самые известные лагеря смерти были: Аушвиц или Освенцим, Саласпилс, Бухенвальд.          

      Освенцим: самая большая фабрика смерти нацистов. Он стал крупнейшим в Европе местом уничтожения людей разных национальностей, в первую очередь евреев.

      видеоролик об Освенциме (автор И.Альтман)

Звучит песня А. Розембаума «Бабий ЯР»

Слайд 12

Учитель.

Ба́бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.

Всего расстреляно свыше ста тысяч человек,  не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

Мы помним http://www.youtube.com/watch?v=lOz6TY_0OME

10)   Звучит музыка  Фредерика Шопена «Колыбельная для ангела».

5- чтец:

“Мама, мне страшно!”

6 - чтец:

“Не бойся, малыш.

Это не долго –

Представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки

и вспомни меня…

Потом все, как в сказке.

Вся вместе семья

5 - чтец:

“Мама, мне больно!

Зачем?! Почему?!”

 “Хватит! Довольно!

Скажите ему!”

“Мама, спаси!

Не хочу умирать!”

“Спрячь! Унеси!

Мы устали страдать.

Вот уже смерть

повернулась лицом…”

“Мама, не плачь!

Я умру храбрецом!”

Учитель:

-Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

13 слайд:  (детские лагеря)     (Чтение слайдов учителем.) 

Треблинка, Саласпилс- детские концлагеря

   Несмотря на зимнюю стужу,привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший название бани, где  детей заставляли мыться холодной водой. Затем  таким же порядком детей, старшим которым не было и 12 лет, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток.

    Ежедневно у детей брали по 500 граммов крови. В сутки детям давали150-300 граммов хлеба, наполовину смешанного с опилками и чашки супа из овощных отходов. За годы существования концлагеря Саласпилс из детей было выкачено  3,5тысячи литров крови.

14 слайд:  (цифры)

Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день погибало- 9168 детей

Каждый час - 382 ребёнка

Каждую минуту -6 детей

Каждую секунду -1 ребёнок

11)    На сцену выходит  девочка , садится за стол и начинает писать.

                                 ( на одежде пришита звёзда Давида)

15 слайд:  (дневник Анны)  ( пока звучит текст)

За кадром звучит текст.

(Чтение отрывков из дневника Анны Франк 1 и последняя страницы).

Дорогой дневник:

«12 июня 1942 г. Надеюсь, что я все смогу доверить тебе, как никому до сих пор не доверяла,  надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой».

«1 августа 1944г….ищу способ стать такой, какой я хотела бы и могла бы быть, если бы…не было на свете других людей.» Анна Франк. Последняя страница.

Малыхина Д.

  Звучит еврейская музыка – doyna.

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

16 слайд: (Таня и Анна)        (Чтение слайдов учителем.)

Двенадцатилетняя ленинградка  Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же — об ужасе фашизма.

И погибли эти  две девочки, не дождавшись Победы: Таня -в июле 1944, Анна - в марте 1945 года.

17 слайд: (освобождение)

27 января 1945 года после  ожесточённых  боёв с частями СС,  охранявшими лагерь, Освенцим был взят наступавшей Красной Армией. Были освобождены  8000 ещё оставшихся в живых заключённых.

18 слайд: (ООН)

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.

13)  Звучит музыка из  к\ф «Список Шиндлера» ( Джон Уильямс «В память о Холокосте»).

1- чтец:  Что означает слово «Холокост»?

                 Сегодня это знать обязан каждый.

 2 - чтец:  Снимите шляпы.

                 Встаньте во весь рост.

 вместе:   ТРАГЕДИЯ НЕ ПОВТОРИТСЯ ДВАЖДЫ!  

Учитель:

-Забыть такое нельзя!

Учитель:  вдумайтесь в эти цифры:

19 слайд: (итоги Холокоста)      (Чтение слайда учителем.)

6000 000 евреев

5000 000 русских

3000 000 украинцев

1 500 000 белорусов

14)   Звучит песня «Бухенвальдский набат»(3 куплет).

15)    Учитель:

       Я хочу привести слова академика Д. С. Лихачёва из записной книжки

 20 слайд    (Чтение слайда учителем.)

 «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации». Мы помним.

Звучит музыка из к/ф «Список Шиндлера» (Джон Уильямс «В память о Холокосте»).

7- чтец:  

Мы рождены гораздо позже.

По счастью нам не довелось

Быть там, где выжить невозможно,

Где даже воздух полон слез.

8- чтец:  

И память павших в этой битве

Увековечить и почтить

Мы можем только лишь молитвой,

Которую нельзя забыть

9- чтец:  

И только стоя на коленях,

И только в полной тишине

Забыв про все на миг, на время,

Произнесем ее в душе.

17)   Учитель:

      Почтим память жертв Холокоста минутой молчания. Прошу всех встать.

 

        (Минута молчания) (Звучит  звук  метронома)

 18)    Учитель:           (вопрос для обсуждения учащимися) 

        Каковы страшные уроки Холокоста? Кто может сказать?

         (ответы учащихся  в микрофон)

  19)  Учитель:

    В заключение вечера, ребята, я предлагаю вам всем раскрасить цветы, и поставить их в вазу, словно обугленного горем и огнем человеческой ненависти, в честь памяти жертв Холокоста.

  • Ваза с надписью: «Холокост» (греч.) – уничтожение огнём,
  • жертвоприношение, «ШОА» (иврит) – беда, катастрофа;
  • - Цветы – раскраска (на столе у обучающихся, по 1 на каждого);
  • - Цветы – 4, определённого цвета и значения.
  • *бледно-розовый 1935г.,
  • *бледно – голубой  1938г.,
  • * алый (красный) 1941-1945гг.,
  • *чёрный – лагеря смерти.

  (звучит музыка из к/ф 17 мгновений весны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сценарий внеклассного мероприятия – праздника по теме:  «Все работы хороши, выбирай на вкус».  ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Чаем угощаем"

Внеклассное мероприятие о традициях русского гостеприимства поможет детям ответить на такие вопросы: "Откуда чай попал в Россию?", "Как раньше приготавливали чай?", "Как правильно заваривать этот бодр...

Сценарий внеклассного занятия.

Предлагаемый сценарий  "Своим здоровьем ты займись, чистить зубы не ленись" создан для проведения внеклассного занятия. (Тема - здоровьесбережение).  Дополнительной длительной подготовки учи...

Сценарий внеклассного материала "Прощай, начальная школа"

Этот сценарий для выпускников 4классов. Ведущие праздника- старшеклассники. Гости праздника родители и учителя. По сценарию главные герои - выпускники. Ребята танцуют, поют песни, читают стихи. Одним ...

Сценарий внеклассного занятия «Память о Холокосте. Путь к толерантности»

Сценарий внеклассного занятия  «Память о Холокосте.Путь к толерантности»...

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....