Статья «Формирование навыков безопасного поведения обучающихся»
статья

Статья  «Формирование навыков безопасного поведения обучающихся» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №584 «Озерки» Выборгского района г.Санкт-Петербург

 

Статья

«Формирование навыков безопасного поведения обучающихся».

Воспитатель:                                                                                                                                                                    

                                                                        Морозова О.В.

2020 г.

«Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
 По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать». 

Младший школьный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков, в том числе и навыков безопасности. Дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

В некоторых случаях любознательность ребенка, его активность в познании окружающего, становится небезопасным для него. Большинство детей не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил поведения по технике безопасности. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребёнка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в ЧС, они  не знают, как необходимо действовать.

Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и двор, детская площадка и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная со школьного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется “дорожно-транспортное происшествие”. Школьники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Слайд 2.

Безопасность – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его, избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок грамотно обучался безопасности.
Особо остро проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения встает по отношению к детям с нарушениями развития, в том числе интеллектуального, потому как знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у детей достаточно поверхностно, фрагментарно, иногда полностью искажено. Присущая им интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание рискованных ситуаций, в которых они оказываются.

У детей с нарушением интеллекта, даже нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Движения детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Любой вариант поведения не приемлет признаков безопасности. Замедленная реактивность и неспособность реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа, равно как и стремление к эффектным и демонстративным действиям (бегу, крику, кривлянию, постукиванию предметами и т. д.), являются основой рискованных поступков.

Дети с нарушением интеллекта – это умственно отсталые дети со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшим на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Им очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация в обществе. 

 Таким образом, дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, с выраженными отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в том числе и их мыслительную деятельность.

Подводя итоги, можно сказать, что вопрос формирования культуры безопасного поведения у детей с нарушением интеллекта является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности и недостаточной разработанностью практических вопросов формирования.

 В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление педагогических условий, успешного формирования  навыков безопасного поведения обучающихсяв условиях школы-интерната. Слайд 3.

Содержание педагогической работы:

  • формирование представлений об опасных  для человека ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к  правилам безопасного поведения;
  • ознакомление детей с правилами безопасности дорожного движения в качестве  пешехода и пассажира транспортного  средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

 Большинство детей, поступающих в школу-интернат, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития детей, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент обучающихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Выработать у них мотивацию к здоровому образу жизни – длительный и непростой процесс, вести нездоровый образ жизни для основного контингента наших детей приятнее, привычнее, естественнее. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей. 

Слайд 4.

Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания  объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто - то из- за нежелания выполнять  правила и др. Именно  причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения. К ним относятся:

  • Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;
  • Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций), которые надо формировать;
  • Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать. Слайд 5.

 В рабочей программе воспитателя группы отражены все направления   воспитательной работы. Среди них одно направление отведено именно охране здоровья, формированию у школьников здорового образа жизни и основам безопасности  жизнедеятельности детей. Необходимо стараться выстроить воспитательную работу в группе так, чтобы безопасный и здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью воспитанников.

Формирование безопасной жизнедеятельности  строиться по следующим основным направлениям:

1. Безопасность на природе.

2. Безопасность на дорогах и улицах населённых пунктов.

3. Безопасность с незнакомыми людьми.

4. Безопасность в чрезвычайной ситуации.

5. Безопасность в быту.

6. Пожарная безопасность.

7. Антитеррористическая безопасность.

Работая по перечисленным направлениям, мы используем самые разные методы, формы и приёмы, не забывая всё же, что безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях. Слайд 6.

Принципы ознакомления обучающихся с основами безопасности.

Системность. Работа по обучению основам безопасности  проводится систематически. Для того чтобы она дала результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. Также следует учитывать, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей.

Учет условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дети имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у ребят, проживающих в поселке,  особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в поселок, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы.

Учет возраста. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одна информация для работы с детьми младшего школьного возраста, более сложная - для среднего, и еще более сложная — для старших школьников. То есть с взрослением ребенка сложность материала возрастает.

Воспитательная среда. Создание комфортного, благоприятного микроклимата, способствующего формированию основ безопасности. Создание пространства, где дети могут ознакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, детские рисунки, настольно-печатные игры, наборы иллюстраций).

Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что  было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Средства ознакомления детей с основами безопасности. Слайд 7.

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с ребенком, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. Важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Детям будет полезно почитать произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют их через наглядность, образность.        

Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Главное для воспитателя - это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена общества. Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.   

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств.

Рассмотрим наиболее распространенные методы воспитания безопасного поведения. Слайд 8.

Словесные методы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы, часы общения, воспитательные часы на самые разные темы, дискуссии, собрания и др.

Инертность нервных процессов у детей с ОВЗ способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. Коррекционное воспитание и обучение в данном случае мы начинаем с наблюдения и исправления действий детей в искусственно созданной развивающей среде, конструируя и реконструируя игровые ситуации безопасного поведения в различных сферах деятельности и общения. На всех этапах обучения и воспитания детей очень эффективной считаю беседу - обмен мнениями. При должном контакте с ребятами именно в такой беседе ненавязчиво, используя их негативный опыт, которым в такие минуты они охотно делятся, можно определить и коллективно проанализировать ситуацию, оценить правильность, а скорее, неправильность поведения и помочь разобраться, найти адекватный выход, которым они смогут воспользоваться в сходной ситуации.

Практические методы.

Игровые упражнения, игры с правилами, компьютерные игры, игры - придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами  являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений школьников об основах безопасности жизнедеятельности.

Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного поведения.

Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.

Положительно воздействует на детей совместная работа. Развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за цветами.  Самое главное -  соблюдать технику безопасности. Для этого необходимо вести журнал техники безопасности. В нем есть инструкции  по соблюдению  правил безопасного  поведения. Эти инструкции помогают воспитывать убеждение в том, что соблюдение правил ТБ при обращении с предметами  снижает риск бытового травматизма.

 Игры на прогулке играют огромную роль в жизни детей. Игры могут быть: спортивные, познавательные, конкурсные. Кроме того, проводятся экскурсии на природу, соревнования, где также важно соблюдение правил ТБ. Педагоги отвечают за безопасность детей не только в школе, но и за пределами её.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают пешехода на улицах и дорогах, как вести себя в случае пожара, при встрече с незнакомыми людьми, при теракте и других экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.  Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) чувствовать себя уверенно, а также помогут избежать различных экстремальных ситуаций и сохранить жизнь.                   

Формируя  у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений безопасного поведения на дороге важно  читать  детям сказки по ПДД; играть в игры: «Красный, желтый, зеленый», «Светофор», «Собери знак»;  решать задачи – шутки, например: «Тигра, Винни-Пух, Пятачок решили поиграть в футбол. Тигра решил это сделать на шоссе - гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав?»  (Пух.), отвечать на вопросы викторины, расшифровывать письма, где дети должны из заданных слов выбрать нужные и вставить в предложение, рассматривать картинки, по которым называть правило, которое нарушили дети. Данные виды деятельности раскрепощают детей, и делает процесс естественным и интересным.                                              

Читать и обсуждать с детьми народные сказки: «Три поросенка», «»Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» и др. С помощью них дети легко усвоят, что в обществе нужно быть осторожными с незнакомыми людьми: не верить всем, не преступать запреты, не просить помощи незнакомых людей, они научатся быть осторожными и   бдительными.

Наглядные методы.

Образец поведения взрослых позволяет сформировать у детей четкое представление о  способах обращения с различными предметами и взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально опасными и дружественно настроенными), а также с объектами живой и неживой природы.

Мультимедийные пособия используются в работе с детьми  при непосредственном участии со стороны взрослого.

Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее привлекателен для детей. Можно  посоветовать  педагогам,  использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.

По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе.

Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий - современные разновидности наглядного метода.

Сравнительные наблюдения, экскурсии - очень действенные разновидности наглядного метода.  Полезно организовать экскурсию к перекрестку, в пожарную часть или понаблюдать  за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.

Метод сравнения. 

Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.

Метод повторения. Важнейший дидактический метод, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Это дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые методы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка. Слайд 9.

Разнообразные виды деятельности учат детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • соблюдать правила безопасности, обучать их  простым действиям в различных ситуациях;   
  • носят познавательный, информационный и обучающий характер;                
  • помогают формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей;
  • вызывают интерес, повышают любознательность, уточняют и расширяют понятийный аппарат по предлагаемой тематике
  • развивают  наблюдательность, запоминание, произвольное внимание.  

Каждое занятие и игры подготавливаются заранее. Некоторые задания можно повторять, но в усложнённом варианте. Необходимо сделать так, чтобы дети выполняли задания с удовольствием и интересом, что удается за счёт разнообразия наглядного материала и самой организации детей. Не исключается использование сюрпризных моментов.

Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке. Коррекционное воспитание и обучение в данном случае мы начинаем с наблюдения и исправления действий детей в искусственно созданной развивающей среде, конструируя и реконструируя игровые ситуации безопасного поведения в различных сферах деятельности и общения.

Для этих целей  используются  такие методы, приемы и способы работы, как прием опосредованного общения через игрушку; разъяснения содержания и последовательности действий; упражнения в пространственной ориентировке; речевые упражнения в совместных высказываниях детей; вопросно-ответная форма подачи материала, требующая умозаключений; работа с графическими моделями (схемами, рисунками); символико-моделирующая деятельность и т. д.

Приветствуется обсуждение возможных опасных ситуаций, что привлекает личный опыт детей, случаи из жизни. Например, опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора), опасные для пешеходов, связанные с падением, травмами. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

 На занятиях уточняем знания детей об окружающих людях (родных, близких, знакомых и незнакомых). Объясняем разницу во взаимоотношениях с ними. Знакомим с правилами поведения с незнакомыми людьми. Говорим о том, что не всегда внешность людей совпадает с добрыми намерениями. Используем в своей работе такие сказки, как "Колобок" (встретился с лисой, и она его съела, хотя внешность у лисы красивая). Убеждаем детей в необходимости избегать ситуаций аналогичных той, в которую попали козлята из сказки "Волк и семеро козлят" (чужим людям дверь открывать нельзя - слушать указания взрослых). Говорим детям о том, что не следует разговаривать с посторонними людьми и не попадать в такую ситуацию, как "Красная шапочка" из сказки.

Рассматривая животных кошек и собак, знакомим с мерами предосторожности в отношении с ними. Используем при этом стихи Остера "Собака бывает кусачей".

На занятиях даем сведения об опасных вещах: колющих и режущих, электроприборах, бытовой технике. Рассказываем о пользе этих предметов и их опасности.

Знакомя детей с произведением "Кошкин дом", объясняем причину   пожара и обращаем внимание на его последствия: кошка осталась без дома и одежды. Даем детям знания, что огонь может быть добрым и злым. Огонь нас греет, на нем готовят пищу, но не правильное отношение к нему приводит к беде. Используем в работе такой прием, как проигрывание ситуации - о том, какую опасность таят в себе спички, знакомим со свойствами огня. Рассказываем о том, как работают пожарные на пожаре. Слайд 10.

Во внеурочное время знакомим детей с видами автомобилей, их назначениями. Даем элементарные представления о том, что автомобиль опасен для человека. Рассказываем детям о работе светофора, о его значении, используя стихи Михалкова "Светофор", ситуации "О чем рассказал нам светофор?", "Лесная школа Правил дорожной безопасности". Даем детям понятие "пешеход". Объясняем правила для пешехода, которые необходимо выполнять, знакомя с проезжей частью, тротуарами и их значением. Доводим до сведения детей, чем опасна проезжая часть. Рассматриваем иллюстративный материал в доступной форме. Объясняем детям, где следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Используем при этом игры "Внимание дорога", "Расставьте знаки", "Стоп машина! Тихий ход - на дороге пешеход" и т.д. Слайд 11- 22.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по безопасности жизнедеятельности, можно использовать различные технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные,  сказкотерапия,  межпредметные связи.

Такие занятия помогают сформировать у детей сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, учат их распознавать и оценивать ситуации, определять способы защиты от них.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример взрослых (воспитателей и родителей). Только зная и соблюдая правила безопасности - дети смогут предвидеть опасные ситуации, избегут их, а, в крайнем случае, будут к ним максимально готовы. Слайд 23.

Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил безопасности стало для них привычкой. Избежать опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания ребёнка.

Вся работа с детьми по воспитанию у детей навыков безопасного поведения строится в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения у школьников ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в  повседневной  жизни за пределами школы-интерната.

И самое главное у обучающихся, воспитанников формируется ответственность, что является необходимым качеством для гражданина, человека, находящегося в социуме. 

 Слайд 24-25.

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.

2. Большаков, Е. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ: методич. рекоменд. Рязань, 2010

3. Воробьев Ю.Л., Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности . М.: Деловой экспресс, 2006.

4. Латкин В. Н. Личная безопасность школьника  М.: ЭНАС, 2009.

5. Давыдова, М. С. Формирование социальных представлений у детей с нарушением интеллекта в условиях социально – педагогической деятельности:  интернет ресурсы.

6. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми М.:ТЦ Сфера,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребенку навыки безопасного поведения на улице

В статье даны общие рекомендации привития у ребёнка навыков безопасного поведения....

«Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».        Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.

познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения.

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения....

Роль классного руководителя в обучении навыкам безопасного поведения обучающихся на дорогах в начальной школе

Роль классного руководителя в обучении навыкам безопасного поведения обучающихсяна дорогах в начальной школе...

Статья "Обучение подрастающей смены навыкам безопасного поведения как важнейшая составная часть системы общественной безопасности".

Тема очень актуальная и важная. Поэтому я ее выбрала пять лет назад как тему самообразования. Уже несколько лет я накапливаю свою теоретическую базу и практический материал по теме безопасности жизнед...

Доклад «Формирование навыков безопасного поведения обучающихся».

Вопрос формирования культуры безопасного поведения у детей с нарушением интеллекта является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности и не...