Долгий путь до Победы
классный час (3 класс)

Ирина Валерьевна Качанова

Пояснительная записка.

Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема воспитательного мероприятия : Долгий путь до Победы.

Актуальность:

ФГОС одной из приоритетных задач в реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определяют задачу формирования гражданско-патриотического сознания, привитие духовно-нравственных ценностей гражданина России. Но сегодня, к сожалению, очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Прямая обязанность учителя - помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников. Поэтому для себя я поставила цель: показать детям, что великая Победа это не только история нашей страны, это история каждой семьи, каждого человека.

Предложенное мероприятие затрагивает социально значимую проблему: приобщение детей младшего школьного возраста к духовной истории своей Родины. Актуальной является и форма предложенного мероприятия: проектная деятельность, как подведение итогов годовой работы с классом, посвященной Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Долгий путь до Победы

Пояснительная записка.

Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема воспитательного мероприятия : Долгий путь до Победы.

Актуальность:

ФГОС одной из приоритетных задач в реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определяют задачу формирования гражданско-патриотического сознания, привитие духовно-нравственных ценностей гражданина России. Но сегодня, к сожалению, очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Прямая обязанность учителя - помочь сохранить молодому поколению память о героических фактах нашей истории, воспитать у учеников гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников. Поэтому для себя я поставила цель: показать детям, что великая Победа это не только история нашей страны, это история каждой семьи, каждого человека.

Предложенное мероприятие затрагивает социально значимую проблему: приобщение детей младшего школьного возраста к духовной истории своей Родины. Актуальной является и форма предложенного мероприятия: проектная деятельность, как подведение итогов годовой работы с классом, посвященной Великой Отечественной войне.

Роль и место воспитательного мероприятия

Материалы о Великой Отечественной войне, без сомнения, содержат огромный потенциал для духовно–нравственного воспитания младших школьников. Данное мероприятие является одним из комплекса мероприятий, посвященных Вов. Данные мероприятия проводятся на протяжении со 2 по класс. Это чтение художественной литературы, индивидуальные и групповые проекты о пионерах –героях, о городах – героях, о героях , которые сделали эту победу возможной, участие в «Звезде Памяти». Учащиеся, вместе с родителями, искали информацию о родственниках, воевавших на фронте или работавших в тылу. Все это показало, что победа сложилась не только из подвига воинов, это победа всего народа, каждого гражданина.

Целевая аудитория: 3 класс, 9 лет.

Цель: формирование понимания сопричастности каждой семьи, каждого гражданина к событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

- расширение знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной войны.
- развитие интереса к истории своей семьи, нашей Родины, армии, народа, желание узнавать, искать, анализировать добытую информацию;
-  расширение общих представлений обучающихся о базовых национальных ценностях: уважение к ветеранам войны, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

-приобретение обучающимися опыта социальной деятельности

В ходе работы планируется развитие личностных, коммуникативных качеств:

  Форма внеклассного мероприятия: классный час элементами проектной деятельности.

Классный час предоставляет возможности для проявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Авторский замысел классного часа отличается особым подходом к раскрытию темы: подведение итогов длительной работы по формированию понимания сопричастности каждого гражданина к событиям, происходящим в стране.

Методические приемы: рассказ учителя, выступление учеников, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, просмотр  мульти – медийной презентации, самостоятельная работа, проектная работа.

Содержание, форма, методы и приемы реализации воспитательного мероприятия соответствуют возрасту и интересам обучающимся.

При проведении классного часа используется инновационная воспитательная технология.

Ресурсы.

Для подготовки и проведения классного часа используется широкий спектр возможностей современных информационных ресурсов, в том числе собственные разработки.

Для подготовки воспитательного мероприятия используются ресурсы школьной библиотеки, школьного музея имени 212 Томашувского Кинешемского стрелкового полка 49-й Ивановской дивизии.

К подготовке и проведению воспитательного мероприятия привлекаются родители (законные представители) и члены семей обучающихся.

Рекомендации.

Методическая разработка обладает практической ценностью для совершенствования воспитательного процесса, решения задач по патриотическому воспитанию младших школьников. Предложенные цель, задачи, планируемые результаты, методы могут быть адаптированы классными руководителями для реализации в 3-5 классах.

Подготовка

Предварительная работа началась циклом бесед, в ходе которых мне хотелось выяснить какими знаниями , владеют учащиеся касательно Вов.

Дальше последовал опрос. Детям я  предложила семейную анкету о прадедах, которые воевали или работали в тылу. Эту анкету ребята заполняли дома вместе с родителями. Такая работа объединяет и сплачивает семьи.

В ходе этой работы стало понятно, что знания хаотичны, разрозненные.

Работу мы продолжили посещение школьного музея  имени 212 Томашувского Кинешемского стрелкового полка 49-й Ивановской дивизии.

В школьной библиотеке обучающиеся брали книги военной тематики:

Валентин Катаев «Сын полка»

Любовь Воронкова «Девочка из города»

Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

Лев Кассиль «Улица младшего сына»

Сергей Алексеев «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»

Эти книги рекомендованы для домашнего чтения. К уроку внеклассного чтения дети готовят небольшой рассказ о наиболее запомнившемся сюжете, рисунок по произведению.

На классных часах этого цикла мы говорили о городах – героях, о пионерах – героях, дети рассказывали о героях своей семьи.

За 4 дня дети разделились на группы. Каждой группе было дано задание, которое нужно выполнить до классного часа: группа даны карточки с числами. Эти числа связаны с историей Великой Отечественной войны. Группам надо найти информацию об этом числе.

Для мероприятия дети заучивали стихотворения.

 

Сценарий классного часа «Долгий путь до Победы»

Звучит мелодия Марка Бернеса «Журавли»

Слайд 1

Ученик :

Помните!

Через века,

Через года, -

Помните!

О тех,

Кто уже не придет

Никогда, -

Помните!

В горле сдержите стоны,

Памяти

Павших

Будьте

Достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью

Просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте

Достойны!

 Люди!

Покуда сердца

Стучатся, -

Помните!

Какой ценой

Завоевано счастье, -

Песню свою

Отправляя в полет, -

Помните!

О тех,

Кто уже никогда не споет, -

Помните!

Детям своим

Расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям

Детей

Расскажите о них,

Чтобы тоже

Запомнили!

Во все времена

Бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам

Ведя корабли, -

О погибших

Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли.

Убейте войну,

Прокляните

Войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет

Никогда, -

Заклинаю, -

Помните!

«Реквием» Р.И.Рождественского.

Учитель: Какому событию посвящен этот год?(ответы детей) (Год Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.)
Учитель: А как вы думаете, почему мы должны помнить об этом событии?
(ответы детей)

Учитель: 79 лет прошло с того  дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто роковой датой, но и началом отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Слайд 2        Голос Левитана (аудио запись о начале войны).

Дети читают отрывки из воспоминаний.

Слайд 3

1-й ученик: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. (Т. С. Ивлева, полиграфист.)

2-й ученик: И вдруг война, страшная война. А мне - четырнадцать лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю. Н. Никитина, товаровед.)

  3-й ученик: Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и вместе выходили из окружения, пробиваясь к своим.(А.Санин)

4-й ученик. Я помню этот деньЭтот теплый воскресный день. Мы с братом Колей шли к тете Нади. Наши родители уехали на пароходе по Волге до Астрахани. Они были медработниками. Папа год назад закончил медицинский в Москве. Мама была ленинградкой. И жили мы тогда в Ленинграде. И я помню, как было светло, и как держалась за его руку. Вдруг какой-то визг разорвал город. Я ни чего не поняла. Помню еще шум налетевших самолетов, взрывы крики.(А. Никитина)

5-й ученик. В то воскресенье вся наша семья была дома. Нас малышей родители отправили гулять во двор. В наш зеленый полный друзей и разных игр двор. Играли в лапту, в классики, в прятки и, …в войну.. Это был солнечный летний жаркий день. Во всех квартирах были открыты окна. Доносились смех, музыка, и вдруг кто-то так пронзительно закричал: «Тихо». Все замерли и услышали из этих окон голос Молотова. Буквально через пару минут стали доносится переклички родителей, зовущих своих детей. (Е. Москвина)

Учитель: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем плане и в глубоком тылу.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

С. Щипачёв

Слайд 4 

Учитель: С первого дня войны всю страну сплотило чувство непримиримого горя. Все жили только ради победы. В любое время в июне или в октябре,

когда враг дышал в окна москвичей, все жили одной верой. Верой в Победу. Можно привести тысячи выдержек из писем бойцов своим родным. Я хочу процитировать только одно. «В общем, жди открыток из Берлина, который должен стать в ближайшее время советским. Думаю, что мы ополченцы – и я в том числе будем играть в этом деле не последнюю роль». (Письмо ополченца Николая Григорьевича Чепурко, бойца 6 дивизии народного ополчения).  

Учитель: Он не вернулся домой. От него осталась только несколько листочков, которые он успел написать до октября 1941 года.

«Наше дело правое, победа будет за нами»

Учитель:  В каждой семье, в каждом доме были свои герои, которые ушли на фронт, защищать свои семьи, своих детей, свою землю, свою Родину. Многие не вернулись. Давайте вспомним тех. Кто смог выстоять в эти трудные дни.

Слайд 5

Дети говорят ФИО прадедов

Учитель: Война длилась почти 4 года. за это время было много сражений, побед и поражений, страшных и радостных минут.

Сегодня вы попробуете воссоздать длинный путь до победы по наиболее важным историческим событиям этой войны.

У вас на  столах есть необходимые материалы для создания минипроектов.

Самое главное ваш проект должен показать нам, что солдаты нашей Родины сделали все, чтобы приблизить день победы.

Групповая работа по созданию проектов.

Учитель: Мы сегодня попробуем воссоздать наиболее важные сражения Вов. Мы  уже говорили с городах – героях, о пионерах – героях, о тружениках  тыла, о героях каждой семьи. Проект , который вы будете создавать сегодня покажет сколько сил, отваги вложили русские люди для победы.

Мы создадим 7 проектов:

Слайд 6

«Брестская крепость»

«Ленинград»

«Битва за Москву»

«Сталинград»

«Танковое сражение под Прохоровкой»

«Курская дуга»

«Битва за Севастополь»

У каждой группы есть все необходимые материалы.

На создание проекта отводится 15 минут. Не забудьте потом представить свою работу.

Публичная защита проектов.

Учитель: Каждого дома ждали родные, любимые матери, дети. Но некоторых ждут до сих пор. Говорят, война не закончится то тех пор, пока не будет найден последний солдат.

Слайд 7

Ученик: Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук...

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего -

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего...

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе...

стихотворение Владимира Мавродиева «Мать»

Учитель: Все дальше уходят от нас военные годы. Давно отшумели фронтовые грозы над русской землей. Перепаханы окопы, засыпаны рвы и воронки от взрывов. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Выступление представителей групп с мини сообщениями

(домашнее задание).

Группа 1: В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Группа 2: Война — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Группа 3: .Война — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Группа 4: Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Группа 5: Война… От Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.
Группа 6: Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски — 4 года, 1418 дней.
Группа 7: Люди не щадили своей жизни, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

Учитель: Ребята, вы теперь понимаете какую цену заплатили люди нашей страны для победы. Во многих семьях солдаты не вернулись домой.

Прошу всех встать. (дети встают)

Слайд 8

Минута Молчания (звучит метроном)

Слайд 9

Ученица:

Без года малого четыре
Гремела грозная война.
И снова вся наша природа
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивший подвиг ратный,
Наш стойкий, смелый человек.
Он сделал все, он тих и скромен,
Он мир от темной смерти спас,
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям»
«Давайте, люди, никогда
об этом не забудем.
Пусть память верную о ней 
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Стихотворение Михаила Дудина «Победитель»

Учитель:  Дорогие ребята! Наш классный час сегодня будет завершающим в этом году, посвященному 75 – летию Победы в Вов. Но это не значит , что в следующем году мы не будет продолжать узнавать великую историю победы нашей страны.

Скажите, что вы узнали для себя нового и интересного из всех наших занятий. (ответы детей)

Учитель: Мы с вами узнали много интересного. О подвиге народа во имя Победы, о подвиге солдат на фронте, о подвиге тружеников тыла, о подвиге детей. Самое главное: мы знаем, что в каждой семье есть свой герой.

Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие школ на Северном Кавказе – долгий путь ко всеобщей грамотности

Вовлечение народов Северного Кавказа в орбиту экономической, политической жизни России  XIXвека оказало влияние на развитие их культуры. Оно повысило классовое и национальное самосознание трудящи...

Презентация "Был путь к победе труден".

Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов....

Проект «Путь к победе. Лента времен».

Проведение работы с детьми по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны и материалов из личного архива педагогов и школьников....

Проект «Путь к победе. Лента времен».

Внеурочное мероприятие, посвящённое 70-летию победы в Великой Отечественной Войне. Ход мероприятия....

Проект «Путь к победе. Лента времен».

Внеурочное мероприятие, посвящённое 70-летию победы в Великой Отечественной Войне. Ход мероприятия....

СЦЕНАРИЙ «ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ»

Цели:-формировать патриотические чувства гордости за старшее поколение, уважение к участникам Великой Отечественной войны;-способствовать пробуждению желания изучать историю своей страны;-воспитывать ...

Долгий путь к Победе

Литературно-музыкальная композиция...