Конспект внеклассного мероприятия "85летию Валентина Распутина посвящается"
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект внеклассного мероприятия "85летию Валентина Распутина посвящается". Данная разработка внеклассного мероприятия содержит сведения о жизни и творчестве великого русского писателя В. Г. Распутина. Самым ценным считаю , что дети сами серьезно и с интересом отнеслись к подготовке, находили нужные материалы, прочитали рассказы, которые даны были для урока, показали высокий уровень прочтения стихов, инсценирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_valentinu_rasputinu.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

"85летию Валентина Распутина посвящается"

Цель мероприятия: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

  • книжная выставка с эпиграфом:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”
 
(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале
  • видеофрагменты из фильмов по творчеству писателя
  • книжная выставка

Ход урока.

Организационный момент.

Эпиграф к уроку: «Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?» ( В. Распутин)

1этап.  Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

1 ученик

До сих пор ходят глупые сказки,

Что Сибирь – де без солнца, без ласки,

До сих пор ходят басни досужие,

Что Сибирь знаменита лишь стужею.

Мол метели там песни заводят,

Да медведи по улицам бродят.

До сих пор ещё часто при встрече

Спросит, ахая, житель столичный:

- Из Сибири? Да что вы? Далече!...

Глухомань вам неужто привычна?

2 ученик

Да, Сибирь далеко от столицы,

Да, здесь вьюга неделями злится,

Да, садами наш край еще беден,

Да, в тайге есть, конечно, медведи,

Но медвежьим одним лишь невежды

Край сибирский считают, как прежде!

3 ученик

А какие тут дивные вёсны!

А какие тут звонкие сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют,

Разбежались цветы по увалам.

Поглядишь – не поверишь: на землю

Словно радуга с неба упала.

Вступительное слово педагога-библиотекаря:

Но богат наш сибирский край, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин,  человек с широкой душой и добрым сердцем. В 2017 году 15 марта мы отмечаем 85 лет со дня его рождения.

2 этап.  Основной.   

Показ презентации.

«Жизнь и творчество В.Г. Распутина».

Описание слайдов.

Слайд 1.

Название презентации.

Слайд 2  -3 Биография. Родился

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье 15 марта 1937 года. И рос он в деревне с красивым, напевным названием Аталанка.    

 «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьей, ей забот, сколько помню, всегда хватало». “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым.

 Слайд 4 – 5 Река Ангара

Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

В 1944 году будущий писатель пошёл в первый класс Аталанкской начальной школы. Научившись читать, Распутин полюбил книги.

К тому времени, когда писатель окончил четыре класса в Аталанке, его отца   Григория Никитича сослали на Колыму, и мать  Нина Ивановна осталась одна с тремя детьми. Жизнь была трудной, полуголодной.

Слайд 6 -7 школа

Окончив четыре класса в Аталанке, Валентин Григорьевич очень хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо было перебираться  в  Усть-Уду жить, одному, без родителей, без семьи.

К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

Учился он в Усть-Удинской средней школе с 1948 года по 1954 год.

Слайд 8 рассказ «Уроки французского»

Так  автобиографический рассказ «Уроки французского» - это не просто уроки, а это уроки доброты, солидарности и достоинства.

Главный герой  уезжает из родной деревни, чтобы учиться в средней школе, однако в суровые послевоенные годы еле сводит концы с концами, заболевает малокровием. Средств не хватает даже на необходимое при малокровии молоко. Молодая учительница  старается всячески помочь своему ученику, но мальчик отказывается, потому что принимать помощь ниже его достоинства. Учительница придумывает азартную игру и нарочно проигрывает мальчику деньги, за что увольняется директором школы, уезжает на Кубань, однако присылает   посылку с продуктами, зная, как тяжело приходится мальчику.

1)Инсценирование отрывка «Уроки французского»

(После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.

    - Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

    - Правда.

    - Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

    - Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

    - Вы... выигрываю.

    - Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

    В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.

    - Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

    - Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

    - И больше не играешь?

    - Нет.

    - А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

    - Покупаю молоко.

    - Молоко?

    Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

    Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

    - И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Лидия Михайловна. - Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

    Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

    - Можно.

    Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками. )

После школы Распутин успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета. Он  хотел стать хорошим учителем, и поэтому хорошо учился  и много читал.

Слайд 9 «Я забыл спросить у Лёшки»

Начало литературной деятельности. Журналист.

Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах  не случайно совпали с годами учёбы в университете. В студенческие годы Валентин Распутин стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.

На третьем году работы в молодёжной газете, В. Распутина послали  подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Писатель вспоминает: «Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году». Этот рассказ «Я забыл спросить у Лёшки», , несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком.

Чтение отрывка из рассказа «Я забыл спросить у Лёшки» (Приложение)

(Чтение отрывка из рассказа «Я забыл спросить у Лёшки»)

Мы шли и шли. Ночь лежала на земле толстым темным одеялом. Мы запутались в нем. Мы устали. Мы молчали. Но Лешка не молчал. Никогда еще он не говорил так много. Он то кричал, когда боль хватала его за горло, то переходил на шепот. Он разговаривал и с матерью, и с Ленкой, и с нами. Когда он разговаривал с нами, мы все равно молчали. Хотелось отвечать ему, но мы знали, что он не услышит.

Потом показалась река, и мы свернули на твердую дорогу. Оставалось еще двадцать километров. Лешка молчал. Мы даже не заметили, как стих его шепот. Мы думали, что ему стало легче. Дорога рвалась то в одну, то в другую сторону, но мы находили ее. Я устал. Я здорово устал. «Неужели ты не сделаешь еще один шаг, — думал я, — и еще один?». И я выбрасывал вперед одну ногу, потом другую. Одну и другую.

Лешка молчал.

Вдруг нам стало страшно. Мы остановились и положили носилки на землю. Андрей взял Лешку за руку. Он держал ее и смотрел на меня. Лешка не двигался. Я не поверил. «Не может быть! Он просто спит». Я медленно опустился перед Лешкой и взял его за вторую руку. Она была послушной и мягкой, и пульс молчал.

Мы поднялись одновременно. Мы не кричали и не плакали. Мы стояли караулом с обеих сторон носилок и молчали. Я смотрел в ту сторону, где спал город, и думал о том, что сегодня нам придется отправить Лешкиной матери телеграмму, которая сразу, одним ударом собьет ее с ног, а через несколько дней придет письмо от Лешки. И она много раз будет приниматься за него, прежде чем дочитает до конца.

Я помню все, помню до боли ярко и точно, все, даже мелкие подробности, но я не помню сейчас, кто из нас первый сел рядом с Лешкой. Мы устали. Мы сидели на земле, а между нами лежал Лешка. Рядом всхлипывала река.

Потом стало холодно, и я растолкал Андрея. Мы бережно, не говоря ни слова, подняли носилки и пошли. Впереди Андрей, позади я. Светало. Я неожиданно вспомнил о том, что забыл спросить Лешку о самом главном. Я не спросил его, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не написаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. А мне очень хотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца.

Журналистом Валентин Григорьевич проработал 9 лет.

За время работы в журналистике вышло более 200 его публикаций.

 Слайд 10   Писатель.

Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты, что позволило приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги.

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи. В качестве корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций.

Слайд 11 Самые известные произведения писателя

Слайд 12

Некоторые известные произведения Валентина Распутина были экранизированы. Это такие рассказы и повести, как «Рудольфио» (1969), «Уроки французского» (1978), «Продается медвежья шкура» (1980), «Прощание с Матерой» (1981), «Василий и Василиса» (1981), «Живи и помни» (2008).

Слайд 13

 Повести « Последний срок» 

В повести « Последний срок» говорится о предсмертных днях старухи Анны и собравшихся у

Постели умирающей матери детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей и в первую

очередь самой старухи. « Вот и побыла она человеком, познала его царство. Аминь», - так думает о себе

восьмидесятилетняя крестьянка, главная героиня повести. В « Последнем сроке» Распутина

появляется уникальный в своей отстраненности взгляд на земной мир как на временное обиталище человека.

Чтец: Василий Козлов

СТАРУХА.

В.Распутину.

Хлопотала. Копошилась.

Вынесла немало бед…

Даровала божья милость

Этой бабе сотню лет.

Вместе с солнцем просыпалась,

Молча солнцу улыбалась,

И крестилась на восход.

Больше как-то всё молчала,

Ну а если и ворчала,

Не от сердца, от забот.

В день единый отстрадала-

Не оставила хлопот.

И ушла в небытиё,

Словно не было её.

Посреди светёлки тесной-

Гроб, одетый в цвет небесный,

Сыновья толпятся, внуки.

«Попрощайся , подойди…»

И лежат сухие руки,

Днём впервые эти руки

Отдыхают на груди.

Слайд 10

В. Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, предать им свою

человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с

детством. У каждого человека есть маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на

вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» есть и у Распутина – это родная его деревн

Аталанка, которая в писательском деле сыграла не последнюю роль.

Песня « Снится мне деревня» Л.Дербенев, м.Б.Емельянов

1 ведущий: Образ родной деревни писатель воплотил в повести « Прощание с Матерой», где легко

прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера- это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские

крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет

Многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерьюи

заботливо вскармливала детей своих. И дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит

и душа этого мира.

2ведущий: Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для    

самой Матеры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадок-

сально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый посе-

лок на берегу реки Ангара.

3 ведущий: Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной матерее, теперь им нужно было

покидать свою родину. Оставить все то , с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обли

валась кровью, ведь в матерее не только она выросла. Это - родина ее предков, а сама Дарья

считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что « нам Матеру на

подержание только дали….. чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились»

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю. Порвав

ший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою

душу, свою нравственную опору?

( Просмотр фрагмента из художественного фильма по повести В. Распутина)

ЧТЕЦ : Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину.

На родине, как в космосе, не счесть

Огня и леса, камня и простора,

Все не вместишь, не потому ли есть

У каждого из нас своя Матера,

Своя Ока, где тянет холодок

В предзимний день от влаги загустевшей,

Где под ногой еще хрустит песок

Крупнозернистый и заиндевевший…

Прощай, Матера! Быть или не быть

Тебе в грядущей жизни человечьей –

Нам не решить, но нам не разлюбить

Твоей судьбы непостижимо вещей.

Я знаю, что необозрим народ,

Что в нем, как в море, света или мути,

Увы, не счесть… Да будет ледоход,

Да будут после нас иные люди!

Прощай, Матера, боль моя, прощай,

Прости, что слов заветных не хватает,

Чтоб вымолвить все то, что, через край

Переливаясь, в синей бездне тает…

Слайд Байкал

Повесть «Прощание с Матёрой» перекликается с темой сохранения Байкала, так как события, описанные в данном произведении, рассказывают о времени создания плотин для ГЭС на Ангаре. При строительстве плотин необходимо было создание водохранилищ, поэтому встал вопрос о существовании прибрежных деревень. Ангара – единственная река, вытекающая из Байкала, которая регулирует уровень и сток воды в озере. А вмешательство человека нарушает баланс природы озера и прибрежной экосистемы. А по приказу сверху должны были исчезнуть с лица земли и быть затопленными деревни у берегов реки. Крестьян насильственно переселяют в другое место — в “перспективное” село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу “специалистами” без любви к людям, которым тут жить”.

Самостоятельной общественной деятельностью В.Г.Распутин начал заниматься в первой половине 80-х годов, став одним из инициаторов кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987).

Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина  очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Его произведения учат доброте, милосердию и  сочувствию.

Слайд 13

Некоторые известные произведения Валентина Распутина были экранизированы. Это такие рассказы и повести, как «Рудольфио» (1969), «Уроки французского» (1978), «Продается медвежья шкура» (1980), «Прощание с Матерой» (1981), «Василий и Василиса» (1981), «Живи и помни» (2008).

Слайд 14

Завершение

Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина  очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Его произведения учат доброте, милосердию и  сочувствию.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Валентин Григорьевич посвятил всю свою жизнь одному великому делу: учил людей хорошему. И это ему удавалось. Произведения писателя читал практически весь советский народ. Такие разные истории, такие разные герои, такой разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к другим.

С 1967 года Валентин Григорьевич являлся членом Союза писателей СССР.

Он работал в редакционной коллегии книжной серии «Литературные памятники Сибири».

В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».  

В 1989-1990 годах был Народным депутатом СССР.

 В 2000-х годах являлся членом Патриаршего совета по культуре. В Иркутске содействовал открытию Православной женской гимназии, был одним из издателей православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».

Валентин Григорьевич Распутин получил такие награды:

1971 – Знак Почета

1981 – Орден Трудового Красного Знамени

1987 - Герой Социалистического Труда

1984,1987 – два ордена Ленина

1977, 1987- Лауреат двух Государственных премий СССР  

2000 – Лауреат премии Александра Солженицына

2005 – Всероссийская премия имени Сергея Аксакова

2007 – Орден за заслуги перед Отечеством III степени

2012- Лауреат Государственной премии России  

2010- Лауреат Премии Правительства РФ

14 марта 2015 года за день до своего 78-летия Валентин Григорьевич Распутин ушёл из жизни. Это был замечательный русский писатель, общественный деятель, человек широкой души и доброго сердца.

Слайд 11 и Слайд 12

Наиболее известные произведения Валентина Распутина.
      1961 – рассказ « Я забыл спросить у Лешки»

1966 – рассказ « Василий и Василиса»

1967 – повесть « Деньги для Марии»

1970 – повесть « Последний срок»

1973 – рассказ « Уроки французского»

1974 – повесть « Живи и помни»

1976 – повесть « Прощание с Матёрой»

1981 – рассказ « Век живи - век люби»

1985 – повесть « Пожар»

1991 – публицистическая книга « Сибирь, Сибирь…»

1997 – рассказ « Нежданно – негаданно»

2003 – повесть « Дочь Ивана, мать Ивана»

В.Г.Распутин утверждает: «Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. Родина – место, где ты родился, вырос»

1)Инсценирование отрывка «Уроки французского»

(После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.

    - Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

    - Правда.

    - Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

    - Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

    - Вы... выигрываю.

    - Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

    В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.

    - Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

    - Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

    - И больше не играешь?

    - Нет.

    - А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

    - Покупаю молоко.

    - Молоко?

    Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

    Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

    - И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Лидия Михайловна. - Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

    Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

    - Можно.

    Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками. )